Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности функций управления инновациямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функция управления инновациями – это конкретный вид управленческой деятельности работников, осуществляющих инновационную деятельность специальными приемами и способами, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления. Эти функции имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга, т.е. они объединены в единый целостный процесс. Различают два типа функций управления инновациями [2.21]: 1) функции субъекта управления: · прогнозирование; · планирование; · организация; · мотивация; · контроль; · координация; · регулирование; 2) функции объекта управления: · рисковое вложение капитала; · организация инновационного процесса; · организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Исходя из этого, можно сказать, что сама инновация, как объект управления, выполняет следующие три функции: · воспроизводственную; · инвестиционную; · стимулирующую. Цели, характер и содержание инновационной деятельности определяют особенности и значительное отличие функций управления инновациями от традиционных функций управления. Под влиянием идей перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия инновационного решения. Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осуществлении основных функций. Так, резко повышается значение функций мотивации и организации: в процессе делегирования полномочий преобладают неформальные виды, опирающиеся на закономерности межличностных отношений, групповой динамики и др. Изменяются соотношения между различными видами контроля, больше нацеленные на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, а также на финансово-экономический контроль. При этом особое значение имеют коммуникации с преобладанием непрерывного процесса обмена информацией. Функция прогнозирования Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования инноваций является прогноз о возможном направлении соответствующих изменений, наметившихся тенденциях научно-технического прогресса и изменения спроса потребителей. Прогнозирование роста и развития организации включает стратегическое видение организации на длительную перспективу и связано с выбором альтернативных вариантов развития. Обязательным этапом прогнозирования является оценка возможностей НИОКР, технологий, инвестиций, персонала, а также проблем поиска ресурсов [2.10]. Функция планирования Функция планирования – это процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности организации по достижению ее инновационных целей, а также путей и средств их реализации, наиболее эффективных в конкретных условиях. Планирование в управлении инновациями охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике: разработку планов и программ инновационной деятельности, их обеспечения финансовыми и материальными ресурсами. Планирование в рыночной экономике не имеет директивного характера, однако, оно позволяет четко определять стратегию развития, использовать систему показателей деятельности организации. Объектом планирования в организации являются ее инновационная деятельность. Принятие плановых решений всегда связано с оптимальным использованием ресурсов для осуществления инновационной деятельности: трудовых; производственных фондов (модернизация оборудования, усовершенствование технологий, обновление основных фондов: здания, сооружения, машины, оборудование, инструмент, обеспечение сырьем и материалами); финансовыми и материальными ресурсами; информационными – особо важным ресурсом инновационного менеджера; временными – важнейший предмет планирования, присутствует во всех показателях планирования; предпринимательского и инновационного таланта (особый вид людского ресурса, представленный деятельностью по координированию и комбинированию всех других ресурсов. Он проявляется в умении рационально осуществлять инновационную деятельность и основан на ответственности, инновациях, стратегическом мышлении и видении). В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов: v С точки зрения обязательности плановых заданий: · директивное планирование, когда принятые планы имеют обязательный характер; · индикативное планирование, когда устанавливаются показатели, имеющие рекомендательный, направляющий характер. v В зависимости от срока, на который составляется план: · перспективное (долгосрочное) планирование охватывает период более 5 лет (например, 10, 15, 20 лет); · среднесрочное на период от 1 года до пяти лет; · текущее на период до одного года (включая полгода, квартал, месяц, декаду, сутки). v По содержанию плановых решений: · стратегическое планирование заключается в определении главных целей инновационной деятельности предприятия и с учетом возможностей, средств и способов их достижения и обеспеченности необходимыми ресурсами, оно охватывает период на 10–15 лет (стратегия обозримого будущего); · тактическое планирование – составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируется стратегия; · оперативное планирование является завершающей стадией внутризаводского планирования, непосредственно предшествующей исполнительной деятельности на рабочих местах. v По сферам планирования – планирование сбыта, производства, персонала, финансов и т.д. v В зависимости от организационной структуры управления: · планы предприятия; · планы структурных подразделений и филиалов. Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так как оно призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды. Высокое качество разработанных планов и программ, их строгая увязка по всем подразделениям организации, согласованность с располагаемыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять организацией. Планирование в управлении инновациями включает: 1. организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций: · анализ факторов внешней и внутренней среды, включая состояние и возможности производства; · анализ НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции, маркетинга, финансовых возможностей; 2. составление планов мероприятий по направлениям [2.10]: · проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, новой техники; · организация и проведение опытно-конструкторских работ; · подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новой продукции; · проектирование, изготовление, испытание и освоение новых оборудования и оснастки; · технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии; · разработка и применение новых организационных структур управления; · применение или приобретение необходимых информационных средств; · подготовка, обучение, переквалификация, набор персонала для инновационной деятельности; · разработка плана маркетинга, включающего организацию маркетинговых мероприятий, формирование каналов сбыта, позиционирование новшеств на рынке; 3. поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствования производства. Функция организации Функция организации – это установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями и отдельными исполнителями, определение порядка их функционирования, а также совокупность мер, связанная с регламентацией действий управленческого персонала по своевременному и качественному материально-техническому обеспечению, мобилизации имеющихся ресурсов, а также их перераспределения. Ее главные задачи: · проектирование процессов управления инновациями; · обеспечение квалифицированным персоналом, совместно реализующим инновационную деятельность; · создание инновационных организационных структур управления для разработки и внедрения инноваций, временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем (от идеи до производства и реализации продукции) с целью их наибольшего соответствия инновационному характеру деятельности; · установление оптимальных взаимосвязей между научными, производственными, маркетинговыми и другими подразделениями предприятия, принимающими участие в инновационной деятельности; · делегирование полномочий, распределение ответственности и рисков путем разработки методических указаний, инструкций и т.п.; · разработка мер по унификации, типизации и стандартизации процедур, методов, приемов в управлении инновациями. Стратегия развития инновационного предприятия должна обеспечить четкое взаимодействие всех элементов системы управления инновациями. Это означает, что повышение уровня НИОКР, наукоемкости производства только тогда обеспечат высокие конкурентные преимущества и экономическую эффективность принимаемых инновационных решений, когда в инновационной деятельности будут применяться такие принципы рациональной организации, как приоритетность решаемых задач, непрерывность, ритмичность, пропорциональность, прямоточность, параллельность, гибкость, адаптивность. Высокие затраты на разработку и внедрение новшеств не снизят фондоотдачу и рентабельность производства даже на начальном этапе обновления, если управленческие решения будут направлены на одновременное обновление организационных структур, повышение технологической интенсивности и увеличение производительности труда [2.10]. Функция мотивации Функция мотивации выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций. Основным интегральным фактором, положительным образом влияющим на трудовую деятельность лица, осуществляющего инновационную деятельность, можно назвать привлекательность для работника выполняемой им работ ы. Компонентами его являются: 1. Факторы приемлемости – внешние (необходимые, но недостаточные для роста инновационной активности работников): · политика фирмы и администрации; · условия рабочего окружения; · заработная плата (увеличение ее вызывает увеличение производительности труда только до определенных пределов, а затем рост прекращается, так как мотив зарплаты становится недостаточным); · межличностные отношения (в т.ч. с вышестоящим руководителем); · степень непосредственного контроля за работой (уровень регламентации, работа либо по принципу достижения целей, либо по принципу выполнения работы и пр.); 2. Мотивационные факторы (внутренние), достаточные для повышения инновационной активности работников: · достижение признанного личного успеха; · продвижение по служебной лестнице; · признание результатов работы; · высокая степень ответственности (начальник не должен брать на себя ответственность, т.к. человеку нравится ее нести); · возможность творческого роста. Функция контроля Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п. Он имеет целями: 1. выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления инновационной деятельностью, своевременное их исправление и недопущение повторения; 2. выявление отклонений от установленных плановых заданий, рассогласований в работе различных подразделений и служб предприятия. Главные функции контроля: · Ограничительная (блокировка действий, наносящих ущерб организации). Она может быть реализована процедурой экспертной оценки ключевых решений, обязательной проверкой правильности оформления документации, проверкой правомочности полномочий и т.д. · Информационная (дополнительный канал получения внутренней и внешней информации), включает контроль за выполнением планов, периодическое исследование покупателей (опрос клиентов, прекративших закупки), поставщиков (реальный уровень цен на продукцию и услуги), конкурентов (цены, сервис, объемы продаж), оценку внутренней обстановки (уровень мотивации, проблемы); · Мотивационная (мобилизующая). Другой важный аспект контроля – поддержание успеха – определение наиболее эффективных направлений деятельности, выявление сильных сторон и резервов. Реализация функции контроля инновационной деятельности предполагает соблюдение ряда условий: · наличие организационных структур контроля; · специальную подготовку кадров; · разработку методов и форм контроля; · формирование и расширение нормативной, информационной и методологической базы. Функция координации Функция координации означает обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов в инновационном процессе при реализации инновационной политики и планов инновационной деятельности, а также сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними. Она осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий подразделений предприятия. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в инновационном процессе, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность. Координация инновационной деятельности в условиях неопределенности, многовариантности подходов и неполноты исходной информации характеризуется особой сложностью и спецификой. Поэтому координация начинается с формулировки требований, предъявляемых к объекту управления [2.10]. Координация инновационной деятельности имеет противоречивые требования: с одной стороны, субъектам управления необходимо оставлять свободу выбора, а с другой стороны необходимо выработать управляющие воздействия, которые позволяют изменить первоначальное состояние системы до требуемого результата. Координация характеризуется различными критериями оптимальности, что необходимо учитывать при реализации предшествующих ей функций анализа, планирования и прогнозирования. Поэтому она может проводиться для подразделений одного уровня иерархии по горизонтали и между уровнями управления по вертикали методом восхождения от простого к сложному и иметь соответствующие ограничивающие условия. Например, при координации деятельности подразделений НИОКР нельзя ставить цели достижения максимальной производительности труда, высокой прибыльности новшества. Критерием оптимального взаимодействия научных подразделений может выступать здесь создание новшества с комплексом высоких потребительских свойств. При координации взаимодействий в процессах проектирования, освоения новшеств и технологической подготовки производства ограничивающим условием является соотношение «затраты – качество». На заключительном этапе инновационного процесса выполняются мероприятия по достижению главных целей организации (активное освоение рынка, максимизация прибыли, интенсивный рост организации и др.) посредством установления оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией, формальными и неформальными организациями, выбора методов управления и т.д. Функция регулирования Функция регулирования – завершающая функция управления инновациями, в результате которой осуществляются наблюдение за ходом разработки и внедрения инноваций, разработка и реализация решений по предупреждению отклонений и сбоев в ходе инновационного процесса, а в случае их возникновения – по их незамедлительному устранению, то есть воздействие на объект управления. Этим достигается состояние устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае отклонений их от установленных параметров. Предупреждение или устранение отклонений и сбоев возможны, благодаря использованию резервов, имеющихся в наличии: · материальных (оборудование, материалы); · трудовых (персонал); · временных (организация сверхурочных работ, дополнительных смен и т.д.); · организационных (перераспределение ресурсов между подразделениями). Процесс регулирования включает: · информационную подготовку для принятия решения (выяснение причин отклонения от запланированных значений, о приоритетах выпуска, состоянии ресурсов и пр.); · разработку и принятие решений (определение состава дополнительных работ и заданий для их выполнения, установление, согласование и утверждение сроков их выполнения, исполнителей, выделение ресурсов для реализации решения); · определение состава резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ; · реализацию решений и контроль его исполнения. Регулирование хода инновационного процесса должно отвечать следующим требованиям: · опираться на четкую организацию планирования инновационной деятельности; · предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом инновационного процесса; · осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства; · базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства инновациями. Качество управляющих воздействий и их эффективность зависят от своевременности и полноты информации, характеризующей состояние объекта управления. Опоздания в процессе обработки оперативной информации лишают ее практической ценности из-за быстрой смены ситуаций и превращают в аналитический материал, который может быть использован только для оценки хода инновационного процесса, а не для регулирования им. В процессе реализации функции регулирования воздействие на коллектив людей, занятых в инновационном процессе, осуществляется посредством принятия оперативных мер по предотвращению и, если это не удается, то по устранению выявленных отклонений и перебоев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.177 (0.012 с.) |