Предмет и место системы управления инновациями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и место системы управления инновациями



Инновации - это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновациями можно управлять.

Управление инновациямиэто целенаправленная система управления инновационной деятельностью и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций в организации, с целью достижения максимальной эффективности инноваций, как важнейшего фактора социально-экономического развития.

В научной литературе, учебном процессе и практической деятельности широко распространен термин «инновационный менеджмент », который можно считать синонимом «системы управления инновациями».

Цель управления инновациями – определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в сферах разработки и внедрения новой продукции и технологий, модернизации и усовершенствовании выпускаемой продукции, дальнейшего развития производства и управления.

Оно ориентировано на внедрение инноваций и на управление организацией при помощи инноваций и основывается на следующих ключевых моментах [2.2]:

1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

2. Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на рынке и для продажи.

3. Процесс продвижения и реализации инновации на рын-
ке – это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.

Управление инновациямиэто управление творческими процессами.

Его черты:

· в нем мы имеем дело с особым видом ресурсов – научно-техническими (науку, информацию, технологии) и интеллектуальными;

· управление инновациями – системное управление, т.к. оно требует интеграции различных дисциплин и наук для решения важнейших проблем общества;

· творческое управление инновациями способно рассматривать проблему или кризис в целом. Его задача – сформулировать вопросы, выработать пути их решения и отобрать лучшие меры из набора альтернатив;

· гибкость структур, как атрибут управления инновациями.

Субъектами управления в управлении инновациями могут быть один или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объекты управления в управлении инновациями – инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Третьим элементом в управлении инновациями является информация, или информационный продукт.

Управление инновациями, как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности, является одним из основных направлений в развитии общественного производства.

Сложность проблемы привела к разработке различных концепций, в конечном счете, сформировавшихся как теория инновационных процессов или инноватика.

Предмет инноватики – изучение теории и практики инноваций, закономерностей развития инновационных процессов и механизма управления инновациями.

Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности (инноватики): операционный и стратегический.

Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций – получение текущих прибылей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций – отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах, изменения в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Такие изменения встречаются в жизни предприятия довольно часто, и они нуждаются в управлении. Назначение ее – поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтра-
лизующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек.

Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение потребителей.

Здесь мы имеем дело уже не с функцией, а с проектом. Поскольку, стратегическая инноватика требует значительных ресурсов организации, исполнители проекта конкурируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих стабильных процессов.

Управление инновациями является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

В то же время – это самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Как наука и искусство, управление инновациями базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента.

Как вид деятельности, управление инновациями – совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями в организации, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями.

Как аппарат управления – это система управления инновациями иерархической структуры и органов управления, специалисты по инновациям.

Классификация инновационных процессов и продуктов

Существуют различные системы классификации инноваций [2.2, 2.3, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10 и др.], однако, единой классификации нет, поэтому автором были проанализированы названные выше и предлагается нижеследующая (таблица 1).

Таблица 1

Классификация инновационных процессов и продуктов

Признак классификации Группирование по установленным признакам
1. Содержание новаций, инновационных процессов: (области применения) Научные, технические, технологические, экономические, управленческие, организационные, информационные, производственные.
2. Степень новизны (радикальности изменений) Базисная (открытие, изобретение); Улучшающая (изобретение, рацпредложение); Псевдоинновация (рацпредложение, прочие: эстетика, внешний вид, незначительные изменения).
3. Варианты организации Внутрикорпоративные, программные, конкурсные.
4.Вид инновационного процесса   Пионерный (достижение мирового первенства – США); Догоняющий (Япония, улучшение свойств существующих процессов).
5. Уровень разработки и распространения нововведений (масштабы)   Трансконтинентальные; Транснациональные; Государственные; Региональные; Отраслевые; Корпоративные; Фирменные.  
6. Вид новшества Продуктовые (конструкция и устройство, новые материалы, функции); Процессные (технология, организация и автоматизация производства).
7. Степень интенсивности инноваций «Бум»; Равномерная; Слабая; Массовая.
8. Темпы осуществления инноваций Быстрые; Нарастающие; Равномерные; Скачкообразные; Замедленные; Затухающие.
9. Результативность инноваций Высокая; Стабильная; Низкая.
10. Эффективность инноваций   Экономическая; Социальная; Экологическая; Интегральная.
11. Сферы разработки и распространения нововведений Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые
12. Цели нововведений Кризисные инновации; Инновации развития.

 

Требования к инновационному менеджеру (специалисту по инновациям)

Произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют особого внимания в кадровом обеспечении инновационного процесса.

Это связано с тем, что сегодня основная масса руководителей всех уровней управления в государственных органах управления, субъектов хозяйствования совершенно не понимают сути терминов «инновация», «менеджмент», «стратегия», путая их зачастую с планами внутреннего развития организаций (например, заменой устаревшего парка оборудования и технологических процессов). Это означает, что они не достигли еще состояния т.н. «инновационной восприимчивости», т.е. понимания значения инноваций в жизни общества в целом и для субъектов хозяйствования в частности.

В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу организации.

Поэтому необходимо сформировать новый тип руководителя, специалиста – инновационный.

Специалист по инновациям ( далее инновационный менеджер) – это специалист, соответствующий следующимтребованиям:

· он должен уметь выполнять нерутинные задачи, так как среда его деятельности не является традиционной, особенно в динамически растущих отраслях (скорость, комплексность, масштабность и увеличивающееся количество изменений; усиление конкуренции; сокращение длительности жизненного цикла спроса, товара, технологии; изменение ценностей у потребителей и работников; интернационализация рынков; повышение роли информации, информационных технологий и средств телекоммуникаций);

· он должен быть способным к изобретательству и к инициативе;

· он не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер: его деятельность направлена на передачу знаний, обучение подчиненных, реализацию управленческих решений, формирование механизмов стимулирования и т.д.;

· он должен выступать как бы катализатором совместной деятельности, быть способен формировать, развивать и направлять деятельность эффективных рабочих групп и самоуправляющихся команд;

· он должен вести к поиску новых целей, приводить в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями;

· он достигает целей путем развития внутренних противоречий, преодоления сопротивления сотрудников и умения эффективного решения проблем организации;

· он должен быть готов к риску и оперативности в нахождении и принятии решений;

· его стратегия – в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, более быстрому социально–техническому развитию рыночной экономики, ориентации на рынок и потребности клиентов;

· его тактика – быстрая адаптация к изменяющимся условиям, смена находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующей системы, в отборе, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует прорыв к новому состоянию организации;

· он должен уметь управлять собой: знать и применять способы и методы научной организации труда своего и подчиненных, поддержания собственного физического здоровья, управления конфликтами и стрессами, стремиться к личностному росу и развитию.

Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инновационный менеджер–предприниматель, и организация для него – все.

 


Лекция 2.

Развитие теории инноватики

(6 часов)

Основные понятия:

инновационная спираль; деловой цикл; технологический уклад; инновационные процессы; концепция кластеров; технологическая пропасть; длинные волны; фазы технологического уклада.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.021 с.)