Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и место системы управления инновациямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Инновации - это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновациями можно управлять. Управление инновациями – это целенаправленная система управления инновационной деятельностью и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций в организации, с целью достижения максимальной эффективности инноваций, как важнейшего фактора социально-экономического развития. В научной литературе, учебном процессе и практической деятельности широко распространен термин «инновационный менеджмент », который можно считать синонимом «системы управления инновациями». Цель управления инновациями – определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в сферах разработки и внедрения новой продукции и технологий, модернизации и усовершенствовании выпускаемой продукции, дальнейшего развития производства и управления. Оно ориентировано на внедрение инноваций и на управление организацией при помощи инноваций и основывается на следующих ключевых моментах [2.2]: 1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации. 2. Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на рынке и для продажи. 3. Процесс продвижения и реализации инновации на рын- Управление инновациями – это управление творческими процессами. Его черты: · в нем мы имеем дело с особым видом ресурсов – научно-техническими (науку, информацию, технологии) и интеллектуальными; · управление инновациями – системное управление, т.к. оно требует интеграции различных дисциплин и наук для решения важнейших проблем общества; · творческое управление инновациями способно рассматривать проблему или кризис в целом. Его задача – сформулировать вопросы, выработать пути их решения и отобрать лучшие меры из набора альтернатив; · гибкость структур, как атрибут управления инновациями. Субъектами управления в управлении инновациями могут быть один или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объекты управления в управлении инновациями – инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей). Третьим элементом в управлении инновациями является информация, или информационный продукт. Управление инновациями, как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности, является одним из основных направлений в развитии общественного производства. Сложность проблемы привела к разработке различных концепций, в конечном счете, сформировавшихся как теория инновационных процессов или инноватика. Предмет инноватики – изучение теории и практики инноваций, закономерностей развития инновационных процессов и механизма управления инновациями. Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности (инноватики): операционный и стратегический. Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций – получение текущих прибылей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций – отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах, изменения в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Такие изменения встречаются в жизни предприятия довольно часто, и они нуждаются в управлении. Назначение ее – поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтра- Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение потребителей. Здесь мы имеем дело уже не с функцией, а с проектом. Поскольку, стратегическая инноватика требует значительных ресурсов организации, исполнители проекта конкурируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих стабильных процессов. Управление инновациями является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. В то же время – это самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Как наука и искусство, управление инновациями базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента. Как вид деятельности, управление инновациями – совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями в организации, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями. Как аппарат управления – это система управления инновациями иерархической структуры и органов управления, специалисты по инновациям. Классификация инновационных процессов и продуктов Существуют различные системы классификации инноваций [2.2, 2.3, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10 и др.], однако, единой классификации нет, поэтому автором были проанализированы названные выше и предлагается нижеследующая (таблица 1). Таблица 1 Классификация инновационных процессов и продуктов
Требования к инновационному менеджеру (специалисту по инновациям) Произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют особого внимания в кадровом обеспечении инновационного процесса. Это связано с тем, что сегодня основная масса руководителей всех уровней управления в государственных органах управления, субъектов хозяйствования совершенно не понимают сути терминов «инновация», «менеджмент», «стратегия», путая их зачастую с планами внутреннего развития организаций (например, заменой устаревшего парка оборудования и технологических процессов). Это означает, что они не достигли еще состояния т.н. «инновационной восприимчивости», т.е. понимания значения инноваций в жизни общества в целом и для субъектов хозяйствования в частности. В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу организации. Поэтому необходимо сформировать новый тип руководителя, специалиста – инновационный. Специалист по инновациям ( далее инновационный менеджер) – это специалист, соответствующий следующимтребованиям: · он должен уметь выполнять нерутинные задачи, так как среда его деятельности не является традиционной, особенно в динамически растущих отраслях (скорость, комплексность, масштабность и увеличивающееся количество изменений; усиление конкуренции; сокращение длительности жизненного цикла спроса, товара, технологии; изменение ценностей у потребителей и работников; интернационализация рынков; повышение роли информации, информационных технологий и средств телекоммуникаций); · он должен быть способным к изобретательству и к инициативе; · он не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер: его деятельность направлена на передачу знаний, обучение подчиненных, реализацию управленческих решений, формирование механизмов стимулирования и т.д.; · он должен выступать как бы катализатором совместной деятельности, быть способен формировать, развивать и направлять деятельность эффективных рабочих групп и самоуправляющихся команд; · он должен вести к поиску новых целей, приводить в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями; · он достигает целей путем развития внутренних противоречий, преодоления сопротивления сотрудников и умения эффективного решения проблем организации; · он должен быть готов к риску и оперативности в нахождении и принятии решений; · его стратегия – в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, более быстрому социально–техническому развитию рыночной экономики, ориентации на рынок и потребности клиентов; · его тактика – быстрая адаптация к изменяющимся условиям, смена находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующей системы, в отборе, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует прорыв к новому состоянию организации; · он должен уметь управлять собой: знать и применять способы и методы научной организации труда своего и подчиненных, поддержания собственного физического здоровья, управления конфликтами и стрессами, стремиться к личностному росу и развитию. Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инновационный менеджер–предприниматель, и организация для него – все.
Лекция 2. Развитие теории инноватики (6 часов) Основные понятия: инновационная спираль; деловой цикл; технологический уклад; инновационные процессы; концепция кластеров; технологическая пропасть; длинные волны; фазы технологического уклада.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.008 с.) |