Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические этапы становления местного самоуправления

Поиск

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Периоды становления местного самоуправления в России │

├───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ I период │

├─┤ Децентрализация власти │

│ │ с периода существования Киевской Руси до XVI в. │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ II период │

├─┤ Централизация власти │

│ │ с XVI в. по 1917 г. │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ III период │

├─┤ Унификация местной власти │

│ │ с 1917 по 1991 г. │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ IV период │

│ │ Возрождение местного самоуправления как одной из основ │

├─┤ конституционного строя │

│ │ с 1991 по 1993 г. │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ V период │

├─┤ Период децентрализации местного самоуправления │

│ │ с 1995 по 2009 г. │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ VI период │

│ │ Унификация местного самоуправления с использованием │

└─┤ различных форм и способов осуществления власти на местах │

│ с 2009 г. и по настоящее время │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Периоды становления местного самоуправления в России (подробная характеристика)

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ I период. Децентрализация власти с периода существования │

│ Киевской Руси до XVI в. │

└──┬──────────────────────────────────────────────────────────────────┬─┘

│На Руси община довольно рано переросла из родственного объединения│

│в добровольную общность самостоятельных хозяев. Уже в Русской│

│Правде вервь (соседская община) рассматривается как единственная│

│юридически ответственная общественная ячейка, обладающая│

│административно-судебной самостоятельностью. Дела общины решаются│

│на сходе - вече, в ней развита производственная и социальная│

│взаимопомощь. Классическими примерами самоуправления городских│

│общин Древней Руси традиционно считают Новгород и Псков │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Характеристика Новгородского вече (с 1136 г.) │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐┌────────────────────────────────────┐

│ Состав ││ Компетенция │

└──────────────┬──────────────────┘└──────────────────┬─────────────────┘

┌──────────────┴──────────────────┐┌──────────────────┴─────────────────┐

│Состав вече постепенно изменялся:││1. Приглашение князей и заключение с│

│из сходки всех свободных граждан││ними договоров. │

│оно стало советом глав семей,││2. Изгнание князей. │

│старейшин, затем - собранием││3. Объявление войны и заключение ми-│

│наиболее богатых граждан - бояр,││ра. │

│купцов ││4. Принятие законов. │

│ ││5. Избрание должностных лиц город-│

│ ││ского управления (например, тысяцко-│

│ ││го, посадника) │

└─────────────────────────────────┘└────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Решения веча оформлялись в виде вечевых грамот, которые подписывались │

│ владыкой, посадником, тысяцким и кончанскими старостами │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

┌──────┤ Отсутствие централизации власти на местах │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───┬─────────────────────────────────────────────────────────┐

┌──────┴──┴─┐ │ Общинный порядок управления │

│Характерные│ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

│ черты │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

│ периода ├─┤ Высокая роль вечевой системы управления │

└──────┬──┬─┘ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

│ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

│ └───┤ Административно-судебная самостоятельность территории │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

└──────┤ Развитие системы представительства │

└─────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Самоуправление этого периода можно назвать земским. В этом периоде│

│наблюдается борьба между княжеской властью (централизованной) и земской│

│властью (децентрализованной). Постепенно происходит определение и│

│закрепление компетенции этих властей, власть княжеская перестает│

│быть производной от земства │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ II период. Централизация власти. │

│ С XVI в. по 1917 г. │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

┌────┤ Централизация власти │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────┴──┐ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

│Характерные├─┤ Формирование структуры органов местного самоуправления │

│ черты │ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

│ периода │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

└──────┬─┬──┴─┤ Сословно-представительный характер муниципальной власти │

│ │ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

│ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

│ └────┤ Широкая компетенция власти на местах │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

└──────┤Остатки общинного характера представительства в деревнях │

└─────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Основные элементы развития местного самоуправления этого периода
Иван IV Середина XVI в. Реформа местного управления - введение земского самоуправления. Правовая основа - "Уставная земская грамота", утвержденная Стоглавым собором в 1551 г.
К 1556 г. Отменено наместничье управление в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостетелей на местах избирались старосты, возглавлявшие земские избы (выборные органы). В ведении земской избы находились: суд, управление тягловым населением, сбор налогов. Земские избы содержались за счет средств местного населения
Петр I 1699 г. Земские избы преобразованы в органы городского самоуправления, которые состояли из выбираемых бурмистров, подчинявшихся Бурмистрской палате, а с 1708 г. - губернаторам
1721-1724 гг. Органы местного самоуправления заменены магистратами и ратушами
Екатерина II После 1775 г. Создаются земские суды, полиция, учреждается должность земского исправника в уезде
Павел I Вторая половина XVIII в. Создание волостных самоуправляющихся организаций
Александр II 1864 г. Земская реформа. Создание уездных и губернских выборных собраний. Избиратели состояли из трех курий: 1) городские избиратели, 2) уездные землевладельцы и 3) крестьяне
Александр III 1890 г. По положению этого года - крестьяне лишены представительства. Крестьянских гласных из числа кандидатов волостных сходов назначает губернатор
Николай II 1905-1917 гг. Создание Советов рабочих и солдатских депутатов, роспуск городских и земских органов местного самоуправления

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ III период. Унификация местной власти. │

│ С 1917 по 1991 г. │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Основные элементы развития местного самоуправления этого периода
1917 г. Временное правительство приняло постановление "О волостном земском управлении". Волостное земское управление включало в себя: волостное земское собрание, волостную земскую управу, волостных должностных лиц
1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила основные субъекты, управомоченные осуществлять советскую власть на местах: население, Советы депутатов, съезды Советов и их исполнительные комитеты
1937 г. Конституция РСФСР 1937 г. Создание Советов депутатов трудящихся как местных органов власти. Состояли из исполнительных комитетов
1978 г. Конституция РСФСР 1978 г. закрепила норму о том, что народ осуществляет свою власть через Советы народных депутатов, состоявших из исполнительных комитетов
Конец 1980-х гг. Реформирование структуры Советов народных депутатов
1991 г. Приняты Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" и Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР". В соответствии с ними началось реформирование местных органов власти, формирование системы местного самоуправления

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ IV период. Возрождение местного самоуправление как │

│ одной из основ конституционного строя. │

│ С 1991 по 1993 г. │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Основные элементы развития местного самоуправления этого периода
1993 г Принята Конституция Российской Федерации. Она закрепила, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Также в Конституции РФ закреплено положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Закреплены основные принципы организации местного самоуправления (гл. 8 Конституции Российской Федерации)

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ V период. Период децентрализации местного самоуправления. │

│ С 1995 по 2009 г. │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Основные элементы развития местного самоуправления этого периода
1995 г. Принят Федеральный закон N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": расширены полномочия субъектов РФ в области правового регулирования вопросов местного самоуправления. Центр тяжести правового регулирования сместился на уровень субъектов РФ
1998 г. Ратификация Европейской хартии местного самоуправления 1985 г.
1999 г. Указ Президента РФ "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления": закреплены основные направления и принципы дальнейшего развития местного самоуправления
2003 г. Принят Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": унифицированы полномочия по вопросам компетенции и полномочий органов местного самоуправления с учетом исторических и иных территориальных традиций, постепенное вступление закона в силу, по частям. "Идет собирание земель"

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ VI период. Унификация местного самоуправления с использованием │

│ различных форм и способов осуществления власти на местах. │

│ С 2009 г. и по настоящее время │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Основные элементы развития местного самоуправления этого периода
2009 г. Вступление в силу Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Выработка единой тактики и стратегии в осуществлении местного самоуправления. Завершение формирования правовой базы местного самоуправления, создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления, осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления, обеспечение государственных гарантий местного самоуправления, создание условий для реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления и создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления. Поставлены задачи разработки государственной политики в области местного самоуправления на ближайшую перспективу и мер ее реализации, по обеспечению взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области местного самоуправления. Пропаганда и разъяснение целей и задач государственной политики в области местного самоуправления

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.246 (0.01 с.)