ТОП 10:

Кризис военно-коммунистической системы и переход к новой экономической политике. Сущность и значение нэпа.



Новая экономическая Политика – совокупность мероприятий Советской власти, означавших частичный и временный возврат к капитализму в экономике в условиях существования социальстической политики системы.

Причины НЭПа:

1.Серьезнейший экономический кризис, который был связан с 1 мировой войной, революциями, гражданской войной и политикой «Военного коммунизма». Над страной нависла угроза голода. В упадок пришла российская промышленность.

2.Политический кризис, вызванный падением авторитета большевиков. По стране прокатывается волна крестьянских восстаний («кулацкие мятежи»). Самым крупным из них стала «антоновщина»- масштабное крестьянское движение под руководством анархиста Антонова.

1 марта 1921г. Восстали моряки Кронштадта. Их главный лозунг – «Советы без коммунистов!». Этот мятеж стал поводом к началу НЭПа.

8 марта 1921г. На 10 съезде партии было принято постановление замены продразверстки продналогом. Продналог – заранее определяемая часть урожая, безвозмездно передаваемая крестьянами государству.

В октябре 1922г. Был принят новый Земельный кодекс РСФСР:

1.Крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования.

2.Разрешались, хотя и в ограниченном размере, аренда земли и применение наемного труда.

3.Государство поощряло развитие кооперации: потребительской, промысловой, кредитной и т.д. Тем не менее, в деревне преобладали единоличные хозяйства.

Восстановлена свобода торговли. Одновременно была проведена финансовая реформа – выпущен советский золотой червонец – самая конвертируемая валюта в мире.

Либерализация экономики быстро привела к подъему сельского хозяйства, однако промышленность развивалась непозволительно медленно. Главной проблемой была нехватка средств для индустриализации. Был проведен ряд мероприятий, направленных на изыскание финансов:

1. Денационализация (возвращение в частную собственность) мелких и средних предприятий.

2.Создается государственно-капиталистический сектор экономики – часть капиталов крупных предприятий путем акционирования передается частным лицам.

3.Образуются «тресты» - крупные гос. Предприятия, переведенные на хозрасчет и самоокупаемость.

4.Введение винной монополии.

5. Создание Концессий – передача государственных предприятий в аренду иностранным предпринимателям.

6. Сокращаются гос. расходы (в том числе, на армию).

7.Трудовые мобилизации были заменены свободным наемом рабочей силы через биржи труда.

8. Упразднилась уравнительная оплата труда, вместо нее – з\п, зависящая от квалификации рабочего и количества произведенной продукции

9.К 1922г. В основном была отменена карточная система.

Противоречия НЭПа:

1. «Ножницы цен» - противоречие между низкими закупочными ценами на хлеб и высокими ценами на промтовары.

2.НЭП, восстановивший в стране элементы капитализма, привела к возрождению социальных пороков, характерных для буржуазного общества (социальное неравенство, безработица, высокая преступность и т.д.)

3. НЭП противоречил государственной идеологии СССР. Он крайне негативно воспринимался населением, что проявляется в ненависти к нэпманам – новой советской буржуазии.

4. Была утопичной сама идея НЭПа – невозможно длительное время эффективно сочетать в экономике рыночные механизмы и директивные методы управления.

5. Слишком медленные темпы развития тяжелой промышленности были непозволительной роскошью в условиях существования СССР во враждебном буржуазном окружении. Все более очевидной становилась возможность новой мировой войны. СССР был жизненно необходим мощный ВПК.

 

 

Национально-государственное строительство. Образование СССР.

В годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Летом 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей других республик принял декрет "Об объединении республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые усилия и в области железнодорожного транспорта для борьбы с объединенными силами внутренней и внешней контрреволюции. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик.

Шесть республик — РСФСР, УССР, БССР, Азербайджан, Армения, Грузия и две народные советские республики — Бухарская и Хорезмская продолжили сближение и в условиях мира. Укреплялись их экономические и политические связи.

Активно шел процесс советского национально-государственного строительства в Советской России. Еще в мае 1918г. в составе Российской Федерации была создана Туркестанская автономная республика; в марте 1919 г. создается Башкирская автономная республика; в 1920 г. была создана Киргизская, в 1925 г. — Казахская и Татарская автономные республики. В 1921-1922 гг. в составе Советской России были образованы Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская и Абхазская автономные республики (две последние впоследствии вошли в состав Грузинской республики). В процессе национально-государственного строительства в начале 20-х гг. в России были созданы также одиннадцать автономных областей. Одновременно продолжали укрепляться межреспубликанские связи в области военного и хозяйственного строительства. С этой целью были заключены многосторонние договоры о военно-хозяйственном союзе.

В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). В августе того же года под председательством И.В. Сталина была создана комиссия для подготовки вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. И.В. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривающей вхождение в РСФСР Украины, Белоруссии, Закавказских республик на правах автономных республик. Эта идея получила название проекта автономизации, в соответствии с которым ВЦИК и СНК России становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР.

Ознакомившись с материалами комиссии, В.И. Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и "вместе и наравне с ними" войти в новый союз.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об образовании СССР выступил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин, зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР.

Присутствующие на съезде главы делегаций республик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР.

В 1924 г. проходит национально-территориальное размежевание Средней Азии, в результате которого возникли Узбекская и Туркменская союзные республики, вошедшие в феврале 1925 г. в состав СССР. В составе Узбекистана была создана Таджикская автономная республика; в составе России — Кара-Киргизская (с 1925 г. Киргизская) автономная область.

Одновременно продолжали совершенствоваться и автономные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики — немцев Поволжья, Бурят-Монгольская. В Азербайджане получили права автономии Нахичевань и Нагорный Карабах, в составе УССР образовалась Молдавская АССР.

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планирования. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны. Решающую роль в создании единого многонационального союзного государства сыграла Россия, вокруг которой на добровольных началах сплотились все советские республики. Будучи первым многонациональным государством, РСФСР явилась по существу прообразом Союза ССР. Не считаясь с трудностями и лишениями, Россия оказывала в эти годы бескорыстную помощь другим республикам, внесла большой вклад в преодоление отсталости национальных республик.

Образование СССР и принятие Конституции еще не означали окончательного разрешения всех национальных проблем, существовавших в стране.

В середине 20-х гг. было проведено укрупнение БССР. В ее состав из РСФСР передавались области с преобладанием белорусского населения — Витебская и Гомельская, часть Смоленской. Учитывая наличие в России национальных меньшинств — евреев и др., были выделены национальные районы, в которых управление, школа, печать действовали на родном языке.

Аналогичные процессы происходили и в других многонациональных регионах СССР, где были созданы национальные районы, поселковые и райсоветы: греческие, чешские, болгарские и др., в которых государственные и другие органы действовали на родном языке.

К началу 30-х гг. в области национальных отношений произошли значительные сдвиги. Утвердилось правовое равенство наций, большинство народов царской России получили государственность. Впервые на основе добровольности и равноправия было создано многонациональное государство — СССР. Делались первые шаги по преодолению фактического неравенства — ликвидации разрыва в экономическом, культурном отношении и т.д. Национальная политика была направлена на уничтожение межнациональной розни, на укрепление союза трудящихся всех наций и народностей.

Итоги

В 1932 г. ВЦИК РСФСР отмечал, что достигнуты крупные успехи в увеличении удельного веса представителей коренных национальностей в аппарате управления автономных республик и автономных областей. Подчеркивалось, что выборные органы состоят по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, традиции и обычаи соответствующих народностей. Родной язык коренных национальностей уже широко применялся в аппарате как разговорный и как язык делопроизводства. Но так было не везде. В мае 1936 г. ЦИК СССР осудил нарушения советской демократии в Чечено-Ингушетии и Дагестане, выразившиеся в смене председателей Советов без проведения выборов и введении в Советы лиц, не избранных депутатами.

По уровню социально-экономического и политического развития республики, вошедшие в состав СССР, сильно отличались друг от друга. Разрыв можно было ликвидировать разными путями: либо развивать в бывших окраинах производящую промышленность, размещая предприятия в соответствии с интересами республик, не забывая, естественно, и общесоюзных; либо ускоренно развивать промышленность в уже имеющихся промышленных районах двух самых развитых республик — РСФСР и УССР, в них же создавать новые экономические зоны на основе предприятий крупной промышленности, остальные же республики рассматривать прежде всего как источники сырья.

К примеру, можно отметить, что к 1932 г. РСФСР давала 73 %, а Украина — 18 % промышленной продукции страны. Еще более велика была доля этих республик в машиностроении. Другие республики получали помощь в промышленном строительстве. Речь шла не только о продукции, средствах, но и о подготовке квалифицированных кадров. Значительный шаг в развитии промышленности сделали восточные районы РСФСР. Создание "второго Баку" на основе добычи нефти в Башкирии и Татарии, добыча цветных металлов в Якутии, Дагестане, Северной Осетии способствовали промышленному развитию этих районов. К 1937 г. промышленное производство в Татарии выросло по сравнению с 1913 г. в 8 раз, в Якутии — в 15 раз. Казахстан, входивший до 1936 г. в РСФСР, за вторую пятилетку удвоил промышленное производство и давал около 75 % союзного производства свинца.

В первой половине 30-х гг. три автономные области РСФСР были преобразованы в автономные республики, образована Еврейская автономная область. Если до 1939 г. на Севере существовал лишь один — Ненецкий национальный округ, то после принятия ВЦИК постановления о создании национальных округов и районов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке было создано 8 национальных округов в 14 национальных районах. Позднее их число возросло. К середине 30-х гг. в состав СССР входило 7 союзных и 19 автономных республик.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.006 с.)