ТОП 10:

Контрреформы 80-90-х гг. XIX в.



Царствование Александра III (1 марта 1881 - 20 октября 1894) вошло в историю как время “контрреформ”. Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев, министр внутренних дел Д.А.Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков. Суть этого курса заключалось в следующем:

Во-первых, новые идеологи считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, так как реформирование и европеизации России были гибельными для нее.

Во-вторых, была поставлена цель новой внутренней политики - укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета.

В-третьих, новый курс предполагал необходимость подавления и искоренения “крамолы”, пересмотра и улучшения, с учетом вышеизложенного, законов и учреждений, появившихся в “эпоху реформ”.

Практическая реализация нового курса свелась к следующему:

8 марта 1881 г. собрался Совет министров во главе с Александром III, который окончательно похоронил всякие конституционные замыслы. 29 ап-реля 1881 г. был опубликован манифест, в котором заявлялось о “незыблемо-сти самодержавия” и “первенствующей роли дворянства”. Министры - либе-ралы подали в отставку. Лорис-Меликов, военный министр Д.А.Милютин, великий князь Константин Николаевич вышли в отставку и покинули Петер-бург, министр А.А.Абаза лишился поста. Деятели реформ сошли со сцены.

14 августа 1881 г. было издано “Положение о мерах к охранению госу-дарственного порядка и общественного спокойствия”. Губернаторам предос-тавлялось право объявлять в губерниях чрезвычайное положение, передавать дела о государственных преступлениях и покушениях на должностных лиц в военные суды. “Положение” продлевалось каждые три года, вплоть до 1917 г.

Численность корпуса жандармов была увеличена. Широкое распростра-нение получили отделения по охранению порядка и общественной безопас-ности (“охранка”), в работе которых активно использовались тайные агенты и провокаторы.

В середине 80-х гг. окончательно утвердился новый курс, отличавшийся усилением административных начал, постоянной конфронтации с земствами, нарушением законов. Эта политика была оформлена в ряде законодательных актов, получивших в историографии название “контрреформ”.

12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальников. 2200 земских начальников должны были заменить институт мировых

посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. 12 июня 1890 г. вышла “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Избирательная система была изменена. Первая курия включала только дворян. Число гласных от этой курии увеличивалось, имущественный ценз для них понижался, но повышался для городской курии. Выборные от крестьянской курии утверждались губернатором. Постановления земских собраний вступали в силу только после их утверждения губернатором или министром внутренних дел.

Городовое положение, изданное 11 июня 1892 г. сократило число избирателей в 3-4 раза путем повышения ценза. Городские головы и члены управы были объявлены государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль административных органов.

После 1881 г. произошли изменения в сфере просвещения. С 1884 г. церковно-приходские школы перешли в ведение Синода. Расширилось преподавание Закона Божьего в государственных школах.

Циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. (“о кухаркиных детях”) ввел ограничение на прием в гимназии, чтобы не допустить “поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей”. Плата за обучение была повышена.

Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал автономию университетов. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались. В 1885 г. для них была введена особая форма. В 1886 г. срок службы для имеющих высшее образование увеличился до одного года. С 1887 г. плата за обучение возросла в двое. И что самое важное, правительство снизило университетам ассигнования. По распоряжению правительства в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских.

Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседаталей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Из ведения суда присяжных изымались дела о “сопротивлении властям” (1889), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887).

Итак, сравнительная благополучная ситуация для царизма после реформы 1861 г. привела к тому, что на рубеже XIX-XX в. реформистские тенденции в России оказались заглушенными.

Реакционные преобразования 1880-1890-х гг. получили название контрреформ. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политики правительства.

Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли; в то же время они крайне обострили отношения между правительством и обществом. Придерживаясь реакционнго курса в политике, правительство Александра III вынуждено было поощрять развитие капитализма в социально-экономической сфере. Нарастали угрожающие диспропорции, чреватые общественными потрясениями.

 

 

26 Революционное народничество: его идеологи (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев).

В 60-80-е гг. XIX века ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество.

Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И. Герценым и Н.Г. Чернышевским, ставшими родоначальниками теории “русского социализма”- своеобразного синтеза учения западно-европейских социалистов (Ш. Фурье, П.Ж. Прудон, А. Сен-Симон, Д. Оуэн) и их собственных взглядов, согласно которым Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины.

Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, Н.П. Ткачева. Однако они выступали за различные пути реали-зации народнической идеологии в практике революционной борьбы. В этой связи отмечают три течения в народничестве.

Бунтарское или анархистское

 

М.А. Бакунин (1814-1876) предложил свою модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных “снизу вверх” свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. М.А. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, - необходим был только толчок. Его должна была дать революционная интеллигенция, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма.

 

Пропагандистское

 

П.Л. Лавров (1823-1900) поддерживал идею крестьянской революции, но ее ведущей силой считал революционеров- интеллигентов. Они должны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революционному выступлению.

 

Заговорщическое

 

П.Н. Ткачев (1844-1885) полагал, что между народом и интеллигенцией существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодержавно-бюрократического строя, поэтому поднять крестьянство на борьбу невозможно. По мнению П.Н. Ткачева, самодержавие не имело ни какой опоры в обществе и группа революционеров-заговорщиков может осуществить государственный переворот, захватить власть и провести сверху социалистические преобразования.

Некоторые современные историки выделяют и четвертое направление в народничестве - “нечаевщину” (по имени его основателя С.Г. Нечаева (1850-1881)).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)