Проекты правительства и общественных сил России по модернизации страны В первой четверти хiх В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проекты правительства и общественных сил России по модернизации страны В первой четверти хiх В.



В результате заговора был убит Павел1. Смерть императора вызвала всеобщую радость.

Александр I восстановил “ Жалованные грамоты ” дворянству и городам, дворянские корпоративные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амнистию всем, бежавшим от павловских репрессий за границу, и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу.

В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы

Купцам, мещанам, государственным крестьянам 1801 г. могли покупать ненаселенные земли. 1803 г. был издан указ “О вольных хлебопашцах”, земледельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землей на условиях, определенных свободным соглашением (т.е. за выкуп). Получившие “вольную” на основании указа крестьяне стали именоваться “вольными хлебопашцами”.

В 1803 г. было издано новое положение “Об устройстве учебных заведений”. В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов.

Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Вместо коллегий образовывалось 8 министерств (военно-сухопутных и морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения). Министры, назначаемые царем и подотчетные ему, единолично принимали решения и несли за них ответственность. Коллегии не упразднялись, а включались в соответствующие министерства.

Учреждался Комитет министров.

Расширились права Сената. Он объявлялся “хранителем законов”, высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией (с правом контроля за деятельностью министерств).

В начале октября 1809 г. проект реформы, названный М.М. Сперанским “Введение к Уложению государственных законов”, был закончен. В основе проекта преобразований М.М. Сперанского был заложен принцип разделения властей. Законодательные функции сосредотачивались в новом органе- Государственной думе, судебные - в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный совет. Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы- волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Избирательные права предоставлялись дворянству, “людям среднего состояния” (купцы, государственные крестьяне). Для депутатов Государственной думы вводился имущественный ценз. Председаталь Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала деятельность исполнительных органов власти (министры были подотчетны Думе). Император мог принимать законодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами (когда речь шла о “спасении Отечества”, войне, мире).

Александр I одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление реформ.

1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет- законосовещательный орган при государе.

1811 г. введено разработанное Сперанским “Общее учреждение министерств”, которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также порядок делопроизводства.

В 1816 г. по инициативе эстляндских дворян Александр I подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Однако, получив личную свободу, крестьяне при этом лишились права на землю и таким образом оказались в полной зависимости от помещиков.

27 ноября 1815 г. Александр I подписал Конституцию Польши. Польша становится конституционной монархией. Согласно Конституции король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенную часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме. Первая палата сейма - Сенат - назначалась царем пожизненно из представителей духовенства и высших должностных лиц. Вторая палата - Посольская - избиралась на основе имущественного ценза (уплата прямого налога не менее 100 злотых).

Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным.

. В 1819 г. проект под названием “ Государственная уставная грамота Российской империи”(разработанный группой своих советников) был предоставлен государю и одобрен им.

Конституция предусматривала создание представительного органа (Государственного Сейма или Думы), состоявшего из двух палат (Сената и Посольской палаты). Сенат формировался царем из членов имперской фамилии и сенаторов. Посольская палата назначалась императором из числа кандидатов, избранных дворянскими собраниями и горожанами. Закон считался принятым, если после обсуждения в палатах он утверждался царем. Конституция провозглашала свободу слова, печати, свободу вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, ответственность чиновников.

Согласно “Уставной грамоте” император наделялся широкими правами: определял персональный состав палат Думы, имел значительные законодательные прерогативы.

Указом 1822 г. Александр I восстановил право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян “за дурные проступки”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.006 с.)