ТОП 10:

Место средневековья во всемирном историческом процессе.



Место средневековья во всемирном историческом процессе.

Христианство на Руси.

Торговля с Грецией облегчала для Руси знакомство с Христовою верою. В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды- Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получил бы руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь - главный греческий город в Крыму - и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну Анну.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир 22 июля 988 г. начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере.

 

Последствия принятия Русью христианства :

 

1.Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставленный Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати). Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.

2. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Богослужебные и священные книги принесены на Русь на славянском языке. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники .

3. Церковь старалась поднять значение княжеской власти.

4.На Руси церковь образовала особый союз- церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели.

5. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного закона, все проступки и преступления против веры и нравственности под-

лежали суду не княжескому, а церковному.

6. В особенности восстало духовенство против грубых форм рабства на Руси.

7. Христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах.

 

 

№3 Политический строй и социальная структура в раннефеодальном обществе Древнерусского государства.

Политический строй древней Руси IX-Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял Киевский князь, называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием боярская дума. Сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементамисохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание – вече – в IX-XI вв. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Категории населения. Однако в этот период оставалось довольно значительное количество свободных людей, зависимых лишь от государства. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами. Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община - вервь. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от земледельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Рядович - человек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. Рабы назывались холопами или челядью. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки ". Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники ("мужи"). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Наиболее приближенные дружинники (старшие) составляли постоянный совет, "думу". Они именовались боярами. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождавшегося класса феодалов.

 

4 Русская земля 12-13вв. Русь удельная

Начиная с 12 века Русь вступила в период политической раздробленности, продолжавшейся до конца 15 века. К середине 12 в. выделилось 15 княжеств, а к началу 13 в. – около 50-ти.Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.

Причины раздробленности:

1. оседание князя и дружины на землю.

2. оформление института феод. иммунитета.

3. оформление института наследства на землю.

4. вотчина – крупный хоз. комплекс.

5. полит. независимость отдельных княж. от Киева.

6. князь – расцвет своей территории.

7. Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи.

По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика. На Руси существовал обычай родового старшинства (родовое наследие). По родовому наследию великому князю наследовал не его сын, а его брат, старший после него, а если не было в живых его братьев, то его старший племянник, т.е. сын старшего брата. Как известно, Ярослав Мудрый, умирая (1054), разделил землю таким образом : стар­шему сыну Изяславу дал Киев и Новгород, второму сыну Святославу -Чернигов, третьему - Всеволоду - Переяславль (недалеко от Киева), четвертому - Вячеславу - Смоленск, пятому - Игорю - Владимир-Волынский. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владении, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. Любечский съезд князей постановил решение о князьях, чтобы каждый из них "держал отчину свою".

В середине XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности. На некоторое время эти усобицы удалось остановить благодаря деятельности Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). Это было временем восстановления единства Древнерусского государства. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло три основных центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская земля; Новгородская феодальная республика. В каждой земле были свои старшие, или великие, князья, и свои младшие, или удельные князья. Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха - Юрия Владимировича Долгорукого (1149 -1155), сделавшего своей столицей Суздаль. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. Юрий Долгорукий постоянно пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользовался. Старший сын Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский (1157-1174), перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира). После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат - Всеволод, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода «Большое Гнездо» (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Но когда в 1212г. он умер, поделив княжество на 8 частей, м/у его наследниками возникла междоусобная война. В 1238 г. земли княжества были опустошены монголо- татарским войском.

Территория Галицко-Волынской земли простиралась от Карпат до Полесья, захватывая течения рек Днестра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти. Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187). После начавшейся с его смертью смуты на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич, который в 1199 г. объединил Галицскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205-1264). После смерти Даниила Романовича его преемники не смогли противостоять распаду Галицко-Волынского княжества. К середине XIV в. Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля - Польшей.

 

Новгородская земля с самого начала истории Руси играла в ней особую роль. Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в. новгородским князем формально считался великий князь Владимирский, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде. Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Из среды и под контролем боярства осуществлялось избрание на посты посадника (главы городского управления) и тысяцкого (главы ополчения). Под боярским влиянием происходило замещение поста главы церкви - архиепископа. В ведении архиепископа находилась казна республики, внешние сношение Новгорода, право суда и пр. Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других земель имела важные политические последствия.

 

Россия в ХYII в. Соборное уложение 1649 г. Оформление крепостного права

Крепостное правоПеред государством стояла задача возвращения отторгнутых в годы интервенции земель. Для этого нужны были средства на содержание армии. Финансовое же положение государства было крайне тяжелым. Помимо поземельного налога прибегали к чрезвычайным денежным сборам - “пятинным деньгам”. Сильно возрос самый тяжелый прямой налог на содержание войска -“стрелецкие деньги”. Так как каждой посадской общине давали общую сумму налога на год, то для городской верхушки создавалась возможность перекладывать всю тяжесть налога на простых посадских тяглецов. Было еще одно обстоятельство, ухудшавшее положение простых посадских тяглецов - проникновение в города феодального землевладения. Слободы в городах, принадлежавшие феодалам, назывались белыми, и их население освобождалось от уплаты государственных налогов. Многие посадские тяглецы уходили в белые слободы, спасаясь от государственных налогов, а доля налогов, приходившаяся на ушедших, распределялась на оставшееся население. Противоречия между городской беднотой и феодальной знатью, а также примыкавшей к ней купеческой верхушкой непрерывно возрастали. Это привело к целому ряду городских восстаний. Однако немедленно увеличились прямые налоги, которые должны были компенсировать потери казны. Историю городских восстаний открывает “соляной бунт” 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы, недовольные политикой правительства Б.И. Морозова. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Царю удалось спасти лишь своего “дядьку” Морозова, срочно отправив его в ссылк. Восстание в Москве получило широкий резонанс - волна движений летом 1648 г. охватила многие города. 10 июня 1648 г. состоялось совещание московских и провинциальных дворян и купеческой верхушки. Участники совещания потребовали созыва Земского собора для обсуждения насущных задач дворянского землевладения. Под воздействием волны городских восстаний правительство тут же дало согласие.

Соборное уложение 1649Крупным событием общественно-политической жизни России ХУП в. стало составление и принятие «Соборного уложения», для подготовки которого была создана особая комиссия. Такое название оно получило, поскольку принималось Земским собором и представляло собой основы законодательство России. 28 июня 1648 г. правительством были разосланы грамоты о присылке в Москву к 1 сентября выборных людей для обсуждения и утверждения на Земском Соборе проекта Уложения. Обсуждение проекта Уложения началось 3 октября 1648 г. в двух палатах. Совещались выборные люди под председательством князя Ю.А. Долгорукого. 29 января 1649 г. Уложение было принято. Соборное Уложение, получившее силу государственного закона, весной 1649 г. было отпечатано особой книгой и разослано для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы. Уложение завершило долгий процесс складывания крепостного права. Со времен Киевской Руси существовали различные категории несвободных крестьян. Судебник 1497 г. ограничил переход крестьян на другие земли двумя неделями в году (до и после Юрьева дня), ввел плату “за пожилое”, которую крестьянин, уходя, должен был уплатить феодалу. В 1581 г. были впервые введены “заповедные лета”, когда переход запрещался безусловно. Наконец, в 1649 г. было окончательно оформлено крепостное право. Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена “урочных лет” и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. При увольнении со службы поместья служилых людей переходили детям, братьям, племянникам или внукам, которые записывались на службу. Разрешалось менять поместья на вотчины. Крепостное право в стране получило законодательное утверждение: частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лишались права самостоятельно выступать в судах со своими исками. Феодал по своей воле мог также устраивать браки и семейные разделы крепостных. Ряд статей Уложения отразил тенденцию к дальнейшей централизации власти, укреплению самодержавия. Традиционная монархия с Боярской думой постепенно уступала место абсолютной монархии, формирование основных элементов которой началось во второй половине XVI в. Абсолютизм такая форма правления, когда законодательная, исполнительная и судебная власть полностью сосредоточена в руках монарха. В царствование Алексея Михайловича (1645- 1676) все реже собирались Земские соборы, снижалась роль Боярской думы, с другой стороны- все более разветвленной становилась приказная система.

Либеральное течение

К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, юрист и философ К.Д. Кавелин, литераторы В.П. Боткин, П.В. Анненков, В.Ф. Корш и др.) исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а следовательно, и о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они склонялись к конституционной монархии и рассматривали в качестве образца для России парламентскую Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни.

Иных взглядов на исторический путь России придерживались славяно-филы (А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это однако не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии: они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которым было связано самодержавие Николая I. Власть царя должна оставаться неограниченной, считали славянофилы, однако народ должен при этом получить право свободно выражать свое мнение - в печати и на земских соборах, получить свободу совести. Подобное сочетание, по мнению славянофилов, соответствовало исконно русским началам: русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни, предоставляя эту сферу государству, а государство не вмешивалось в духовную жизнь народа и прислушивалось к его мнению. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия. Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I . “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра I, который “прорубив окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции.

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей” и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Крестьянин получал ряд гражданских прав:

· От своего имени заключать разного рода гражданские и имущественные сделки

· Открывать торговые и промышленные заведения

· Переходить в другие сословия.

В Манифесте объявилось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы.

Но и после 1863 г. крестьяне еще долгое время находились на положении “временно обязанных”, т.е. продолжали нести регламентированные “Положениями” феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп.

 

Военная реформа

1. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений.

2. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.

3. В 1861 г. военным министром стал государственный деятель Д.А. Милютин.

4. В 1862 г. началась реформа военного управления.

5. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб.

6. В 1865 г. началась военно-судебная реформа.

 

В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожные войска. Перевооружение армии требовало коренной технической реконструкции старых и создания новых предприятий. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность мужского населения по достижении 21 года.

Реформа народного образования(19 ноября 1864 г.) была неотъемлемой частью социальных преобразований 60-х годов. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения гимназии на классические и реальные с семилетним сроком обучения.

В 1871 г. в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, а реальные гимназии переименовывали в училища с шестилетним обучением. Плата за обучение была довольно высокой.

Финансовая реформа (1862-1866 годов). Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов. В 1860 г, был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия.

Главный итог:

1. установление гласности бюджета,

2. финансовый контроль

3. прогрессивные изменения в налоговой системе.

 

Бунтарское или анархистское

 

М.А. Бакунин (1814-1876) предложил свою модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных “снизу вверх” свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. М.А. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, - необходим был только толчок. Его должна была дать революционная интеллигенция, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма.

 

Пропагандистское

 

П.Л. Лавров (1823-1900) поддерживал идею крестьянской революции, но ее ведущей силой считал революционеров- интеллигентов. Они должны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революционному выступлению.

 

Заговорщическое

 

П.Н. Ткачев (1844-1885) полагал, что между народом и интеллигенцией существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодержавно-бюрократического строя, поэтому поднять крестьянство на борьбу невозможно. По мнению П.Н. Ткачева, самодержавие не имело ни какой опоры в обществе и группа революционеров-заговорщиков может осуществить государственный переворот, захватить власть и провести сверху социалистические преобразования.

Некоторые современные историки выделяют и четвертое направление в народничестве - “нечаевщину” (по имени его основателя С.Г. Нечаева (1850-1881)).


Образование третьеиюньской политической системы, её место в истории государственности.

Внутренняя политика. После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия».

Внутреннюю политику правительства в этот период обусловливали объективные послереволюционные условия. С одной стороны, она была нацелена на подавление антиправительственного движения. С другой стороны, нельзя было не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике правительства прослеживалось две линии: наступление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование мужду разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административными и идеологическими мероприятиями. Полицейско-чиновничьему аппарату помогали печать и церковь. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законов.

Проведение контрреволюционной линии опиралось на «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». Местные власти получили право обыскивать помещения любых учреждений и организаций, арестовывать их членов. Тюрьмы были переполнены. Смертные приговоры и казни стали повседневным явлением. Были разгромлены многие организации крестьян, студентов, демократической интеллигенции, закрыта часть профсоюзов, запрещено издание ряда демократических газет и журналов.

Наиболее ярко идейное наступление отразилось в сборнике статей о русской интеллигенции «Вехи» (1909 г.). В нем авторы отстаивали ненужность, вредность революционных действий, благодарили «власть, которая одна своими штыками охраняет нас (либералов.— Авт.) от ярости народной». Церковь призывала к христианскому смирению и сотрудничеству с правительством. Представители черносотенных организаций шли еще дальше, требуя смерти для всех революционеров, прекращения деятельности Думы.

Возможность лавирования и заигрывания правительства с разными политическими силами обеспечивал избирательный закон от 3 июня 1907 г. Он изменил порядок думских выборов. По нему 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких городских собственников, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне — больше половины. Правительство убедилось в том, что нельзя рассчитывать на монархическую привязанность крестьянства, которую перевешивает ненависть к помещикам. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Число депутатов от национальных районов (Кавказ, Польша) сократилось втрое. Выборы в III Думу были невсеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и непрямыми. Они проходили в обстановке террора, полицейских преследований.

Национальная политика проводилась под лозунгом «Россия для русских», т. с. усилились русификаторские мероприятия. Они не находили поддержки у окрепшей национальной буржуазии. Шовинистические черносотенные организации разжигали национальную рознь и антисемитизм.

Царь все больше терял доверие народа. Среди думских депутатов стала созревать идея дворцового переворота с целью замены царя и создания правительства, ответственного перед Думой. Начались совещания представителей разных политических партий, но они оказались бесплодными. Революция перечеркнула их планы, и ничто уже не могло спасти монархию.

 

Национально-государственное строительство. Образование СССР.

В годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Летом 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей других республик принял декрет "Об объединении республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые усилия и в области железнодорожного транспорта для борьбы с объединенными силами внутренней и внешней контрреволюции. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик.

Шесть республик — РСФСР, УССР, БССР, Азербайджан, Армения, Грузия и две народные советские республики — Бухарская и Хорезмская продолжили сближение и в условиях мира. Укреплялись их экономические и политические связи.

Активно шел процесс советского национально-государственного строительства в Советской России. Еще в мае 1918г. в составе Российской Федерации была создана Туркестанская автономная республика; в марте 1919 г. создается Башкирская автономная республика; в 1920 г. была создана Киргизская, в 1925 г. — Казахская и Татарская автономные республики. В 1921-1922 гг. в составе Советской России были образованы Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская и Абхазская автономные республики (две последние впоследствии вошли в состав Грузинской республики). В процессе национально-государственного строительства в начале 20-х гг. в России были созданы также одиннадцать автономных областей. Одновременно продолжали укрепляться межреспубликанские связи в области военного и хозяйственного строительства. С этой целью были заключены многосторонние договоры о военно-хозяйственном союзе.

В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). В августе того же года под председательством И.В. Сталина была создана комиссия для подготовки вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. И.В. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривающей вхождение в РСФСР Украины, Белоруссии, Закавказских республик на правах автономных республик. Эта идея получила название проекта автономизации, в соответствии с которым ВЦИК и СНК России становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР.

Ознакомившись с материалами комиссии, В.И. Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и "вместе и наравне с ними" войти в новый союз.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об образовании СССР выступил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин, зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР.

Присутствующие на съезде главы делегаций республик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР.

В 1924 г. проходит национально-территориальное размежевание Средней Азии, в результате которого возникли Узбекская и Туркменская союзные республики, вошедшие в феврале 1925 г. в состав СССР. В составе Узбекистана была создана Таджикская автономная республика; в составе России — Кара-Киргизская (с 1925 г. Киргизская) автономная область.

Одновременно продолжали совершенствоваться и автономные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики — немцев Поволжья, Бурят-Монгольская. В Азербайджане получили права автономии Нахичевань и Нагорный Карабах, в составе УССР образовалась Молдавская АССР.

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планирования. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны. Решающую роль в создании единого многонационального союзного государства сыграла Россия, вокруг которой на добровольных началах сплотились все советские республики. Будучи первым многонациональным государством, РСФСР явилась по существу прообразом Союза ССР. Не считаясь с трудностями и лишениями, Россия оказывала в эти годы бескорыстную помощь другим республикам, внесла большой вклад в преодоление отсталости национальных республик.

Образование СССР и принятие Конституции еще не означали окончательного разрешения всех национальных проблем, существовавших в стране.

В середине 20-х гг. было проведено укрупнение БССР. В ее состав из РСФСР передавались области с преобладанием белорусского населения — Витебская и Гомельская, часть Смоленской. Учитывая наличие в России национальных меньшинств — евреев и др., были выделены национальные районы, в которых управление, школа, печать действовали на родном языке.

Аналогичные процессы происходили и в других многонациональных регионах СССР, где были созданы национальные районы, поселковые и райсоветы: греческие, чешские, болгарские и др., в которых государственные и другие органы действовали на родном языке.

К началу 30-х гг. в области национальных отношений произошли значительные сдвиги. Утвердилось правовое равенство наций, большинство народов царской России получили государственность. Впервые на основе добровольности и равноправия было создано многонациональное государство — СССР. Делались первые шаги по преодолению фактического неравенства — ликвидации разрыва в экономическом, культурном отношении и т.д. Национальная политика была направлена на уничтожение межнациональной розни, на укрепление союза трудящихся всех наций и народностей.

Итоги

В 1932 г. ВЦИК РСФСР отмечал, что достигнуты крупные успехи в увеличении удельного веса представителей коренных национальностей в аппарате управления автономных республик и автономных областей. Подчеркивалось, что выборные органы состоят по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, традиции и обычаи соответствующих народностей. Родной язык коренных национальностей уже широко применялся в аппарате как разговорный и как язык делопроизводства. Но так было не везде. В мае 1936 г. ЦИК СССР осудил нарушения советской демократии в Чечено-Ингушетии и Дагестане, выразившиеся в смене председателей Советов без проведения выборов и введении в Советы лиц, не избранных депутатами.

По уровню социально-экономического и политического развития республики, вошедшие в состав СССР, сильно отличались друг от друга. Разрыв можно было ликвидировать разными путями: либо развивать в бывших окраинах производящую промышленность, размещая предприятия в соответствии с интересами республик, не забывая, естественно, и общесоюзных; либо ускоренно развивать промышленность в уже имеющихся промышленных районах двух самых развитых республик — РСФСР и УССР, в них же создавать новые экономические зоны на основе предприятий крупной промышленности, остальные же республики рассматривать прежде всего как источники сырья.

К примеру, можно отметить, что к 1932 г. РСФСР давала 73 %, а Украина — 18 % промышленной продукции страны. Еще более велика была доля этих республик в машиностроении. Другие республики получали помощь в промышленном строительстве. Речь шла не только о продукции, средствах, но и о подготовке квалифицированных кадров. Значительный шаг в развитии промышленности сделали восточные районы РСФСР. Создание "второго Баку" на основе добычи нефти в Башкирии и Татарии, добыча цветных металлов в Якутии, Дагестане, Северной Осетии способствовали промышленному развитию этих районов. К 1937 г. промышленное производство в Татарии выросло по сравнению с 1913 г. в 8 раз, в Якутии — в 15 раз. Казахстан, входивший до 1936 г. в РСФСР, за вторую пятилетку удвоил промышленное производство и давал около 75 % союзного производства свинца.

В первой половине 30-х гг. три автономные области РСФСР были преобразованы в автономные республики, образована Еврейская автономная область. Если до 1939 г. на Севере существовал лишь один — Ненецкий национальный округ, то после принятия ВЦИК постановления о создании национальных округов и районов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке было создано 8 национальных округов в 14 национальных районах. Позднее их число возросло. К середине 30-х гг. в состав СССР входило 7 союзных и 19 автономных республик.

 

 

Источники накопления.

Источники, ставшие основными:







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.200.21 (0.024 с.)