Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами



Цель аудита основных средств и нематериальных активов – проверка правильности операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств и нематериальных активов, а также правильности ведения учета.

 

Нормативные акты: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ; Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, зарегистрированное Приказом Минфина от 30.03.2001 г. № 26н; «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»; Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению и др.

 

Задачи аудита основных средств и нематериальных активов:

1) проверка документального оформления наличия и движения основных средств;

2) проверка правильного отражения в учете операций поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств;

3) проверка правильного определения балансовой стоимости основных средств;

4) проверка наличия и сохранности основных средств;

5) проверка правильного оформления материалов инвентаризации основных средств и отражения в учете;

6) проверка правильного отражения в учете расходов на ремонт основных средств;

7) проверка правильного начисления и перечисления арендной платы за использование основных средств;

8) проверка правильности оформления результатов инвентаризации нематериальных активов и отражения результатов инвентаризации в учете;

9) проверка правильности синтетического и аналитического учета нематериальных активов;

10) проверка полноты и правильности оформления документов, устанавливающих право собственности на земельные участки.

 

Источники информации.

 

1. Организационные документы:

1) положение по учетной политике организации;

2) материалы переоценки;

3) документы, удостоверяющие право собственности на основные средства и нематериальные активы;

4) договоры и акты купли-продажи.

 

2. Первичные документы:

1) акты приема-передачи основных средств (форма ОС-1);

2) акты приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (акт ОС-3);

3) акт на списание основных средств (форма ОС-4);

4) акт на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а);

5) акт о приемке оборудования (форма ОС-14);

6) акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма ОС-15);

7) акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16);

8) коммерческие акты;

9) накладные;

10) инвентарные карточки (форма ОС-6);

11) инвентаризационные описи, сличительные ведомости.

 

3. Регистры синтетического и аналитического учета.

4. Отчетность (форма № 1 «Бухгалтерский баланс», раздел «Внеобортные активы», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», раздел «Амортизируемое имущество» и др.)

 

Аудиторские процедуры: просмотр документов, пересчет, опрос, сравнение документов и др.

 

Тестирование систем и внутреннего контроля систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля осуществляется с применением анкет и вопросников. Аудитор заранее составляет вопросник, который включает в себя перечень вопросов, которые он планирует задать сотрудникам организации, с перечнем ответов. На бланке вопросника указываются должность, фамилия, имя, отчество лица, с которым проводилась беседа. По результатам опросника аудитор делает вывод о состоянии бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля, определяет степень аудиторского риска и последующие процедуры по проверке правильности учета основных средств.

 

При тестировании системы бухгалтерского учета основных средств аудитор должен получить ответы на следующие вопросы:

 

1) фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств;

2) отражается ли в учете факт сдачи основных средств в аренду;

3) отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-передачи основного средства;

4) подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств;

5) производится ли классификация основных средств на соответствующие группы;

6) выбран ли вариант начисления амортизации в учетной политике;

7) выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике;

8) разработаны ли схемы отражения на счетах бухгалтерского учета движения основных средств;

9) организован ли аналитический учет основных средств, ведутся ли инвентарные карточки учета основных средств;

10) соблюдается ли график документооборота по учету основных средств;

11) соответствуют ли данные регистров учета основных средств данным Главной книги.

 

Независимо от организационной формы собственности аудит основных средств начинают со знакомства с учетной политикой предприятия по организации учета основных средств. По назначению основные средства подразделяют на производственные основные средства основной сферы деятельности; производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные средства. По видам различают следующие виды основных средств:

 

1) здания;

2) сооружения;

3) передаточные устройства;

4) машины и оборудование;

5) транспортные средства;

6) инструмент;

7) производственный инвентарь и принадлежности;

8) хозяйственный инвентарь;

9) рабочий продуктивный скот;

10) многолетние насаждения;

11) капитальные затраты по улучшению земель;

12) прочие основные средства.

 

При проведении аудита основных средств проверяются их техническое состояние, правильность оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию, правильность организации аналитического учета. Также необходимо выяснить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами, правильность проведения последней инвентаризации, ее результаты и их отражение в учете. Проверка инвентарных карточек необходима для получения информации о состоянии и использовании объектов основных средств. Аудитор должен проверить количество инвентарных карточек. Для этого сопоставляются данные описей инвентарных карточек по учету основных средств с имеющимися в картотеке. Если обнаружено отсутствие каких-либо карточек, аудитору следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов основных средств, по которым нет инвентарных карточек, и предложить руководству предприятия восстановить аналитический учет основных средств. Если аудитор установил расхождение между данными синтетического и аналитического учета, ему необходимо выяснить причины, выявить виновных лиц и внести предложения по устранению несоответствия. Также необходимо убедиться в достоверности показателей инвентарных карточек. Такая проверка проводится выборочно.

 

Важным условием сохранности основных средств является проведение инвентаризаций. В процессе аудита необходимо проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации и правильность отражения ее результатов. Аудитору важно установить достоверность результатов инвентаризации. Аудитор может легко убедиться в наличии объектов основных средств. При небольшом их количестве проводится сплошная проверка. При значительном количестве аудитор может проверить наличие тех, которые с большей вероятностью могут быть присвоены должностными лицами. Аудитор должен обратить внимание на качество оформления инвентарных описей. На практике встречаются случаи, когда фактически не проведенная инвентаризация оформляется описями, в которые переносятся данные из инвентарных карточек и описей за предыдущие периоды. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации основные средства, пришедшие в негодность и подлежащие списанию. На основе изучения материалов инвентаризации даются заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложения руководству по улучшению учета основных средств.

 

При проверке операций по поступлению основных средств следует установить целесообразность их строительства или приобретения. Целесообразность приобретения основных средств определяется производственной необходимостью и эффективностью использования. Полноту и своевременность оприходования поступивших основных средств определяют сопоставлением оприходования средств по счету 01 «Основные средства» с датами, указанными в первичной документации.

 

Пример 21

ООО «Прогресс» 26 марта 2007 г. приобрело у ООО «Горизонт» напольные весы стоимостью 50 000 руб., в том числе НДС 7 627,12 руб. В этот же день объект основных средств ввели в эксплуатацию. Счет на весы был оплачен 9 апреля 2007 г.

 

26 марта в учете необходимо сделать следующие проводки:

*Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 42 372,88 руб.;

*Дебет 19 «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 7 627,12 руб. – отражен НДС по весам;

*Дебет счета 01 «Основные средства», Кредит 08 – 42 372,88 руб. – объект основных средств введен в эксплуатацию.

 

8 сентября в учете должны быть сделаны следующие записи:

*Дебет 60, Кредит 51 «Расчетные счета» – 50 000 руб. – оплачены весы поставщику;

*Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 – 7 627,12 руб. – НДС по оплаченному и веденному в эксплуатацию объекту принят к вычету.

 

Несвоевременность оприходования влечет за собой недоначисление износа, что приводит к искажению стоимости объекта, себестоимости продукции и финансовых результатов организации.

 

Пример 22

При проверке ООО «Контакт» в офисе организации был обнаружен факс, принадлежащий главному бухгалтеру. Он не отражен в учете, но использовался в производственных целях, а, следовательно, регулярно приобреталась и списывалась на себестоимость бумага. Аудитор сделал вывод, что такое списание необоснованно, так как документально наличие на предприятии факса не подтверждено.

Пример 23

При проведении проверки аудитор выявил нарушение: бухгалтер не начислял амортизацию.

 

ООО «Вариант» приобрело основное средство (станок) стоимостью 230 000 руб. Срок полезного использования – 8 лет. В учетной политике указано, что амортизация должна начисляться по сумме чисел лет срока полезного использования. Аудитор начислил амортизацию следующим образом (табл. 18).

 

Таблица 18 Начисление амортизации основного средства по сумме чисел лет срока полезного использования

 

Сумма чисел лет срока полезного использования составит 36 (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8). В первый год эксплуатации соотношение будет равным 8/36, во второй – 7/36, в последний – 1/36. Годовая норма начисления амортизации в первый год составит 22,22 % (8 / 36? 100 %), восьмой – 2,78% (1 / 36? 100 %).

 

Аудитор должен отдельно проверить операции по поступлению и оприходованию основных средств, полученных в качестве вкладов в уставный капитал.

 

При проведении аудита основных средств аудитор должен обратить внимание на правильность оценки. Поступившие в организацию основные средства оцениваются по фактической стоимости приобретения, включая затраты по их возведению или приобретению, расходы по доставке, монтажу, на консультационные услуги. Первоначальная стоимость не подлежит изменению, за исключением случаев достройки, дооборудования, переоценки основных средств.

 

Документационной проверке подлежат операции по списанию основных средств. Правильность и своевременность документационного оформления выбытия основных средств устанавливаются проверкой первичных документов, а ликвидация – по актам списания. В процессе контроля выясняют, не было ли случаев списания новых объектов основных средств и замены их старыми.

 

Пример 24

Аудитор в процессе проверки основных средств обнаружил, что ООО «Промснаб» в июле 2007 г. ликвидировало принадлежащий ему объект основных средств из-за морального износа и непригодности к дальнейшей эксплуатации. При этом в учете данная операция была оформлена неправильно. Аудитор предложил руководству предприятия внести исправления в бухгалтерские проводки:

 

Первоначальная стоимость объекта составила 500 000 руб. Сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета – 270 500 руб., сумма амортизации для целей налогообложения прибыли – 360 100 руб. Остаточная стоимость ликвидируемого объекта в бухгалтерском учете – 229500 руб., для целей налогового учета – 139 900 руб.

 

В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

*Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств», Кредит 01 «Основные средства» – 500 000 руб. – списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

*Дебет 02 «Амортизация основных средств», Кредит 01, субсчет «выбытие основных средств» – 270 500 руб. – списана амортизация по ликвидируемому объекту основных средств;

*Дебет 91, субсчет «Прочие доходы», Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» – 229 500 руб. – списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

*Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» – 229 500 руб. – выявлен финансовый результат от ликвидации основного средства.

 

В налоговом учете остаточная стоимость ликвидируемого объекта (139 900 руб.) отражается как внереализационные расходы. Условный доход по налогу на прибыль составит: 139 900 руб.? 24 % = 33 576 руб. Он отражается следующей записью: Дебет 68, субсчет «Расчеты про налогу на прибыль», Кредит 99 – начислен условный доход по налогу на прибыль от суммы понесенного убытка.

 

Разница между суммами убытка в налоговом и бухгалтерском учете составит: 229 500 руб. – 139 900 руб. = 89 600 руб. Отложенное налоговое обязательство – 89 600 руб.? 24% = 21 504 руб. В бухгалтерском учете оно отражается проводкой: Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит 77 – начислено отложенное налоговое обязательство от разницы в сумме начисленной амортизации. Ликвидация основного средства оформляется записью: Дебет 77, Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 21 504 руб. – погашено ранее начисленное отложенное налоговое обязательство в связи с ликвидацией объекта основных средств.

 

Понесенный для целей налогообложения убыток в сумме 139 900 руб. ООО «Промснаб» может погасить в течение 10 лет. Он признается временной вычитаемой разницей и от него начисляется отложенный налоговый актив: 133 900 руб.? 24 % = 33 576 руб. В учете делается запись: Дебет 09, Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – начислен отложенный налоговый актив от суммы понесенного убытка, подлежащего погашению в последующих налоговых периодах.

 

Фрагмент Отчета о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках за 1-е полугодие 2007 г.

 

Расчет налога на прибыль

 

Расчет налога на прибыль организаций за 1-е полугодие 2007 г. отчетный (налоговый) период

 

Аудитор должен проверить правильность учета капитальных вложений. Для этого изучаются ведение аналитического учета по счету 08 «Капитальные вложения», отнесение затрат по капитальному строительству, оформление ввода в эксплуатацию основных средств.

 

Пример 25

Менеджер Иванов С.П., работающий в ЗАО «Медтехника», ездил в командировку по вопросу приобретения для организации нового оборудования. Бухгалтер отнес командировочные расходы на счет 26. В ходе проверки аудитор сделал вывод, что данные расходы необходимо включить в первоначальную стоимость основного средства путем отражения на счете 08.

 

В ходе контроля необходимо установить, все ли объекты основных средств учитываются при начислении амортизации, учитывается ли при этом их движение, правильно ли применяются нормы амортизации, нет ли случаев начисления амортизации во время проведения реконструкции основных средств с полной остановкой, нет ли случаев прекращения начисления амортизация во время ремонта и простоев основных средств. При проверке полноты принятия в расчет основных средств при начислении амортизации сравнивают общую стоимость основных средств с остатком по счету 01 «Основные средства», Главной книгой и бухгалтерским балансом на соответствующую дату. Аудитор проверяет расчет амортизации основных средств с учетом их движения в течение года. В течение года размер амортизации за отчетный месяц определяется исходя из суммы, начисленной за предыдущий месяц, скорректированной в связи с изменениями в составе основных средств. К сумме амортизации, начисленной в предыдущем месяце, прибавляют сумму амортизации по поступившим в отчетном периоде основным средствам и вычитают сумму амортизации по выбывшим. Начисление амортизации основных средств без учета их движения приводит к искажению учетных данных о действительной остаточной стоимости основных средств, расходах на производство. По всем фактам неправильного начисления амортизации определяется сумма отклонений, проводится анализ, каким образом эти факты повлияли на себестоимость продукции и финансовые результаты. Аудитор может порекомендовать руководству предприятия внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет и отчетность.

 

При проведении аудита расходов на ремонт основных средств обращают внимание на правильность отражения в учете этих расходов, соответствие метода учета расходов методу, установленному в учетной политике, правильность составления плана и смет капитального ремонта. При проведении капитального ремонта основным средств подрядным способом следует установить, имеются ли договоры подряда, правильно ли они оформлены, не была ли превышена стоимость ремонта, указанная в договоре. Для выявления причин удорожания ремонта, осуществляемого хозяйственным способом, необходимо проверить правильность формирования расходов по статьям затрат. При этом важно убедиться, не допускались ли приписки работ с целью завышения заработной платы, стоимости израсходованных материалов, не завышены ли нормы расхода материалов и расценки по оплате труда. Целесообразность и законность операций по ремонту основных средств устанавливают на основании проверки первичных документов. Факты незаконного списания ремонтного материала выявляются путем проведения встречной сверки документов, контроля документов по взаимосвязанным операциям, опроса должностных лиц, выборочной инвентаризации выполненных работ. Аудитору следует проверить правильность учета затрат на проведение ремонта основных средств. В этом случае руководствуются учетной политикой предприятия, в которой определены варианты включения в себестоимость продукции затрат на ремонт основных средств. В организации может создаваться ремонтный фонд.

 

При проверке операций с нематериальными активами аудитор должен обратить внимание на:

 

1) правильность документального оформления объектов нематериальных активов:

 

а) исключительного права на изобретение, промышленный образец. Если нематериальный актив создан в организации, то документом, подтверждающим его существование и правомерность организации на него, является патент, выданный Роспатентом, если он приобретен, – то договор и лицензия;

б) исключительного авторского права на программы для ЭВМ, базы данных. Если актив создан в организации, подтверждающими документами являются акт ввода нематериального актива в эксплуатацию, свидетельство о регистрации права на данный нематериальный актив; если актив приобретен – договор, первичные документы, подтверждающие передачу нематериального актива;

в) деловой репутации организации. Подтверждающим документом выступают документы на приобретение имущественного комплекса, позволяющего определить величину деловой репутации;

г) организационных расходов. Подтверждающие документы – это учредительные документы, копии первичных документов, подтверждающих произведенные расходы;

2) правильность отражения первоначальной оценки нематериальных активов;

3) соблюдение правил списания объектов нематериальных активов с баланса предприятия;

4) правильность начисления амортизации нематериальных активов;

5) способ отражения порядка начисления амортизации в учетной политике предприятия.

 

Амортизация начисляется в течение срока полезного использования. По нематериальным активам, для которых невозможно установить срок полезного использования, амортизация начисляется в течение 20 лет. Аудитор должен помнить, что для налогового учета этот срок установлен в размере 10 лет. По отдельным видам (таким как ноу-хау, товарные знаки и др.) нематериальных активов амортизация может не начисляться.

 

Пример 26

 

ООО «Техно» приобрело у ЗАО «Промстрой» исключительные права на изобретение, подтвержденное патентом №11123056. Стоимость исключительных прав на патент, согласно договору, составила 150 000 руб. (в том числе НДС 22 881,36 руб.) Бухгалтер должен принять нематериальный актив к учету и сделать проводку: Дебет 04 «Нематериальные активы», Кредит 08-5 – 127 118,64 руб. (150 000 руб. – 22 881,36 руб.) – принят к бухгалтерскому учету объект нематериальных активов.

 

Патент действует в течение 20 лет начиная с 20 августа 1996 г. Он был приобретен 20 августа 2006 г. Следовательно, оставшийся срок действия – 10 лет. Годовая норма амортизации: 100 % / 10 лет = 10%. Годовая сумма амортизации: 127 118,64 руб.? 10% = 12 711,86 руб. Начиная с сентября 2005 г. бухгалтер должен делать в учете проводку:

 

*1-й вариант (использование счета 05 «Амортизация нематериальных активов»):

Дебет 20 «Основное производство», Кредит 05 – 1 059,32 руб. (12 711,86 руб. / 12 мес.) – начислена амортизация нематериального актива за отчетный период;

*2-й вариант (без использования счета 05):

 

Дебет 20, Кредит 04 – 1 059,32 – начислена амортизация нематериального актива за отчетный месяц.

 

За три месяца (сентябрь – декабрь) на затраты необходимо отнести 3 177,96 руб. (1 059,32 руб.? 3 мес.). Остаточная стоимость патента в сумме 123 940,68 (127 118,64 руб. – 3 177,96 руб.) отражается в балансе.

 

6) правильность ведения синтетического и аналитического учета нематериальных активов. Аудитор должен проверить соответствие корреспонденции счетов по начислению амортизации нематериальных активов указанной в учетной политике предприятия. Для разных видов нематериальных активов устанавливаются различные схемы корреспонденции счетов;

7) проверку соответствия данных синтетического и аналитического учета нематериальных активов записям в Главной книге, Бухгалтерском балансе.

 

 

5.11. Аудит продаж

 

Цель аудита продаж на предприятиях – установление достоверности отражения в учете и отчетности выручки от реализации продукции и расходов на продажу.

 

Задачи аудита:

 

1.проверка договоров на поставку продукции;

 

2.проверка документов, подтверждающих отгрузку продукции;

 

3.проверка оценки отгруженной продукции;

 

4.проверка правильности формирования себестоимости реализованной продукции;

 

5.проверка соответствия учета операций по реализации продукции принятой учетной политике;

 

6.проверка расходов на продажу.

 

Источники информации:

*организационно-распорядительные документы (Приказ об учетной политике, договора на поставку продукции);

*первичные документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, накладные внутрихозяйственного назначения, приемные квитанции, книга продаж);

*регистры синтетического и аналитического учета;

*отчетность (форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»).

 

Аудитор составляет вопросник для разработки проведения программы аудита (табл. 19)

 

Пример 27

 

Таблица 19 Вопросы для проведения аудита продаж

 

Готовая продукция – изделия и полуфабрикаты, соответствующие действующим стандартам и техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

 

При проверке операций по выпуску готовой продукции аудитор должен:

 

1. Ознакомиться с учетной политикой организации в частности с:

 

а) методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;

б) методом распределения по видам выпускаемой продукции затрат вспомогательных производств;

в) методом распределения по видам выпускаемой продукции общепроизводственных расходов;

г) методом распределения по видам выпускаемой продукции коммерческих расходов;

д) порядком оценки незавершенного производства и готовой продукции;

е) способом ведения бухгалтерского учета готовой продукции;

ж) списанием расходов со счета 26;

з) использованием счета 40 «Выпуск продукции»;

 

2. Проверить наличие приказа о назначении материально-ответственного лица и договоров о полной материальной ответственности с работниками предприятия.

3. Проверить правильность и своевременность оформления документов на сдачу продукции из производства на склад.

4. Проверить наличие материалов инвентаризации и правильность отражения ее результатов в учете.

5. Проверить достоверность отражения себестоимости отгруженной продукции.

6. Проверить правильность составления бухгалтерских записей по учету выпуска готовой продукции, работ, услуг.

7. Проверить правильность оценки готовой продукции.

8. Проверить наличие и правильность оформления доверенностей на получение готовой продукции, если она отпускается непосредственно со склада.

9. Проверить правильность отражения в учете продукции, полученной из давальческого сырья.

10. Проверить соответствие записей аналитического и синтетического учета по счетам 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции» записям в Главной книге и бухгалтерском балансе.

 

Пример 28

В ходе проверки ООО «Стройснаб» аудитор выявил нарушения в бухгалтерском учете: неправильно оформлялась проводками продажа товаров. Аудитор предложил внести изменения в учет.

ООО «Стройснаб» реализовала строительных материалов на сумму 158 000 руб. (в том числе НДС 24 101,69 руб.). Себестоимость проданных товаров – 51 000 руб.; расходы на продажу – 14 000 руб.

 

*Дебет 62, Кредит 90, субсчет 1 – 158 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров;

*Дебет 51, Кредит 62 – 158 000 руб. – проданный товар оплачен покупателями;

*Дебет 90, субсчет 2, Кредит 41 – 51 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

*Дебет 90, субсчет 3, Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» – 24 101,69 руб. – начислен НДС;

*Дебет 90, субсчет 2, Кредит 44 – 14 000 руб. – списаны расходы на продажу товаров;

*Дебет 90, субсчет 9, Кредит 99 – 93000 руб. (158000 – 51000 – 14 000) – определен финансовый результат от продажи товаров.

 

 

Аудитор обращает внимание на применяемую организацией номенклатуру издержек обращения и производства и соответствие ее учетной политике.

 

Первоначально аудитор должен проверить правильность учета отгрузки и реализации продукции. При этом он устанавливает, заключены ли договора на поставку готовой продукции и соблюдены ли требования по их оформлению. Важно обратить внимание на правильность установления цены на отгруженную продукцию. Продукция может быть реализована по следующим ценам:

 

– по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость;

– по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость;

– по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим налог на добавленную стоимость.

 

Особое внимание нужно уделить правильности применения цен и тарифов двух последних групп, так как в этой области велика вероятность допущения ошибок и наложения санкций.

 

Если организации самостоятельно закупают товары, то при исчислении покупной стоимости поступающих товаров в эту статью можно включить не только цену, предусмотренную договором, но и транспортные услуги, таможенные пошлины, и прочие расходы по закупке и транспортировке.

 

Далее аудитор проверяет правильность установления оптовой цены с учетом расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя в соответствии с заключенным договором поставки. Различают несколько франко-мест, которые указываются в договоре и до которых все расходы несет поставщик. Различают франко-склад поставщика (все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик берет на себя); франко-станция отправления (поставщик оплачивает железнодорожный тариф и стоимость погрузки в вагоны); франко-вагон-станция назначения (поставщик оплачивает сумму железнодорожного тарифа); франко-станция назначения (поставщик оплачивает железнодорожный тариф и расходы по отгрузке); франко-склад покупателя (кроме указанных выше расходов, поставщик оплачивает погрузо-разгрузочные работы на складе покупателя, стоимость перевозки до его склада).

 

Транспортные расходы включают оплату транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров; стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств; плату за временное хранение грузов на станциях отправления; плату за обслуживание подъездных путей и складов и др.

 

Пример 29

 

Аудитор проверяет правильность списания транспортных расходов в ЗАО «Альфа».

Транспортные расходы за август – 55 000 руб.

Остаток транспортных расходов на начало месяца – 8 500 руб.

Сальдо по счету 41 на начало месяца (остаток непроданных товаров) – 250 000 руб.

Стоимость проданных товаров в августе – 990 000 руб.

Списание транспортных расходов:

 

*транспортные расходы: 55 000 руб. + 8 500 руб. = 63 500 руб.;

*остаток непроданных товаров: 250 000 руб. + 990 000 руб. = 1 240 000 руб.;

*средний процент транспортных расходов: (63 500 руб. /1 240 000 руб.)? 100 % = 5,1 %;

*остаток транспортных расходов, соответствующий остатку нереализованных товаров: 250 000 руб.? 5,1 % = 12 750 руб.;

*транспортные расходы, которые необходимо списать на себестоимость в августе: 63 500 руб. – 12 750 руб. = 50 750 руб.;

*Дебет 90, субсчет 2, Кредит 44 – 50 750 руб. – списаны транспортные расходы в августе.

 

Расходы на хранение, упаковку товаров включают фактическую стоимость материалов, израсходованных при сортировке, фасовке и упаковке продукции; плату за услуги сторонних организаций при выполнении данных работ; плату за временное хранение товаров на складах сторонних организаций; прочие расходы.

 

Аудитор должен проверить правильность оформления документов по отпуску продукции, если она отпускается со склада поставщика, правильность ведения аналитического и синтетического учета отгрузки и реализации продукции, работ, услуг, соответствие записей синтетического и аналитического учета по счету 90 «Продажи» записям Главной книги и бухгалтерского баланса.

 

Расходы, связанные с продажей продукции, работ, услуг, учитываются на счете 44 «Издержки обращения». К ним относятся расходы на затаривание и упаковку готовой продукции на складах; расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузки в транспортные средства; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям; расходы на рекламу и др. Аудитор должен проверить:

 

– правильность включения затрат в состав расходов на продажу;

– соблюдение установленных норм расходов на рекламу;

– соблюдение основных положений по учету тары, то есть правомерное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары в местах ее хранения;

– правильность аналитического учета по счету 44;

– правильность составления корреспонденции счетов по операциям с тарой;

– соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в Главной книге и бухгалтерском балансе.

 

Аудитор должен проверить правильность списания издержек производства и обращения. В конце месяца сумму издержек списывают в дебет счета 90 «Продажи». Сальдо счета 44 показывает сумму издержек обращения, которая приходит на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.

 

Бухгалтерский учет издержек обращения и производства должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

Аудитор должен проанализировать возможность получения максимальной прибыли при реализации продукции.

 

Пример 30

 

Аудитор при проведении аудита на предприятии проанализировал возможность получения максимальной прибыли при реализации продукции и отразил результаты в табл. 20

 

Таблица 20 Анализ реализации продукции

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.40.255 (0.146 с.)