Аудит операций на расчетных, валютных и специальных счетах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит операций на расчетных, валютных и специальных счетах



 

Цель аудита операций на расчетных, валютных и специальных счетах – установление соответствия операций по учету денежных средств на расчетных, валютных и специальных счетах нормативным документам, выявление и предупреждение возможных нарушений и злоупотреблений.

 

Задачи аудита:

 

1) проверка своевременности, законности, достоверности операций по поступлению и списанию денежных средств;

2) проверка количества открытых счетов и законности совершения операций по каждому счету;

3) проверка полноты и соответствия оплаты предъявленным счетам;

4) проверка правильности применения корреспонденции счетов по учету денежных средств;

5) проверка правильности оформления движения денежных средств в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.

 

Источники информации:

1) организационные документы (положение по учетной политике, карточка с образцами подписей и оттиска печати, сведения о рублевых и валютных счетах, открытых в банках и других кредитных учреждениях);

2) первичные документы (платежные поручения, платежные требования, заявления на аккредитив, объявление на взнос наличными, чековые книжки, выписки);

3) регистры синтетического и аналитического учета;

4) отчетность (форма № 1 «Бухгалтерский баланс», статья актива «Расчетный счет», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»).

 

При проверке банковских документов на предприятиях аудитор должен ознакомиться с распоряжением руководителя о праве первой и второй подписи на банковских документах. Операции по расчетному счету проверяются сплошным методом.

 

При проверке операций по счету 51 «Расчетные счета» аудитор должен обратить внимание.

 

1. На соответствие остатков денежных средств в выписке и остатков, которые значатся в учете. Сверяются данные выписок, Журнала-ордера № 2, остатки в Главной книге. Равенство остатков не означает тождественности оборотов, так как при обработке выписок могут быть сознательно искажены обороты по счету 51 и внесены исправления в выписки, банковские документы.

2. Полноту и достоверность банковских выписок. При этом сравнивают остаток денежных средств на конец отчетного периода одной выписки (исходящее сальдо) с остатком средств на начало периода по следующей выписке (входящее сальдо). Достоверность выписок определяется путем проверки всех реквизитов (даты, номера, счета и т. д.). Если в выписке есть исправления, то для проверки необходимо получить копию выписки в банке. В случае отсутствия отдельных выписок следует также затребовать копии

3 Соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах. После проверки полноты и достоверности выписок банка необходимо убедиться, что все осуществляемые операции являются законными и подтверждены соответствующими первичными документами. При этом важно обратить внимание на наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выпискам. В случае выявления документов без штампа проводится встречная проверка банка;

4. Обоснованность перечисления денежных средств через почтовые отделения связи, достоверность почтовых адресов получателей. Эта проверка проводится в отношении депонированных сумм, алиментов и т. д. При этом может проводиться встречная проверка отделения связи.

5. Правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке.

 

Некоторые банки выплачивают организациям вознаграждение за использование средств (проценты на остаток денежных средств), которые остаются на расчетных счетах организаций. При выплате банком такого вознаграждения необходимо отразить поступившую сумму как операционные доходы.

 

Пример 5

В ходе проведения аудиторской проверки аудитор решил проверить правильность отражения операционных доходов. В договоре на расчетно-кассовое обслуживание, предусмотрено, что банк «Коммерческий» в конце каждого месяца выплачивает ООО «Престиж» денежное вознаграждение за использование «свободных» денежных средств с его расчетного счета. Сумма вознаграждения составляет 3 % годовых от среднего остатка по счету.

 

Средний остаток по расчетному счету за месяц у ООО «Престиж» составил 15 000 руб. Сумма вознаграждения составляет:

15 000 руб. ? 3 % : 365 дн. ? 30 дн. = 36,98.

 

В последний день месяца банк зачислил эту сумму на расчетный счет организации. Бухгалтер Иванова Светлана Петровна сделала проводку: Дебет 51, Кредит 91-1 – 36,98 – начислен процент банком на остаток по расчетному счету.

 

Об открытии или закрытии банковских счетов организации обязаны уведомить налоговый орган в течение 10-дневный срок. Аудитор должен проверить факт такого уведомления.

 

 

Приложение №1

 

 

Руководитель организации

 

Индивидуальный предприниматель * (подпись) (ФИО)

 

 

М.П.

 

 

*Для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката учредившего адвокатский кабинет.

**Для юридического лица.

***Для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

 

Нарушения и злоупотребления при совершении операций по расчетному счету:

 

1) присвоение наличных денег, полученных из банка. Выявляются подобные действия с помощью проверки подлинности выписок банка, сверки записей по расчетному счету с корешками чековой книжки;

2) неполное отражение операций по расчетному счету для присвоения наличных денег. При этом из учета исключаются суммы, полученные из банка, и одновременно такие же суммы, поступившие на расчетный счет. В итоге получают такое же сальдо по расчетному счету, что имеется в банке. Выявляется встречной проверкой банка, сверкой записей по расчетному счету с чековой книжкой;

3) умышленный неправильный подсчет итогов в учетных регистрах. При сверке сводной ведомости с банковскими выписками все записи по суммам и направлениям расходов соответствуют подлинным документам. Сущность подлога заключается в наличии арифметических ошибок: в одной графе – в сторону увеличения (например, сумма расходов на приобретение материалов), в другой – в сторону уменьшения на ту же сумму (например, сумма полученных наличных денежных средств). Выявляется при арифметической проверке всех подсчетов;

4) перечисление денег не по назначению, подставным лицам за выполненные работы или в погашение задолженности. Выявляются путем проверки оснований начисления каждой суммы, встречной проверки лиц, получивших денежные средства;

5) использование денежных средств в личных целях. Выявляется проверкой содержания счетов на предмет затрат неслужебного характера. Таким образом часто оплачиваются счета для нужд должностных лиц, штрафы, которые носят персональный характер, и др.

 

Наиболее важной задачей при проверке операций по расчетному счету является выявление операций с повышенным внутренним риском, так как ее выполнение позволяет выявить учетные области с повышенным внутренним риском и сосредоточить на них внимание, например путем применения процедуры прослеживания документов.

 

 

Пример 6

Осуществляя просмотр платежных поручений (процедура сканирования) ООО «Каскад», аудитор обнаружил перечисление значительной денежной суммы подрядчику с формулировкой в поручении «за выполненные строительно–монтажные работы». Сумма отнесена в дебет счета 60. Так как в зависимости от содержания строительно-монтажных работ связанные с ними расходы могут быть отнесены либо к текущим, либо к инвестиционным, то данная операция содержит в себе потенциальный риск ошибки (является ключевой по риску). Вследствие этого аудитор применил процедуру прослеживания этой операции и обнаружил, что оплаченная денежная сумма в конечном итоге включена в текущие расходы (отражена по дебету счета 25), хотя из текста договора с подрядчиком и приложенной к нему сметы следует, что содержанием работ была реконструкция, которая улучшает характеристики основного средства. На основании этого аудитор в своей рабочей документации сделал запись об ошибочном отражении данной операции.

 

Бухгалтерский учет операций, связанных с аккредитивами, чеками и другими платежными документами, ведется на счете 55 «Специальные счета». Если на предприятии имеют место такие операции, то аудитор должен проверить:

 

– правильность и законность применения той или иной формы расчетов;

– правильность документального оформления операций по счету 55;

– полноту и правильность документального оформления операций по движению средств целевого назначения;

– правильность составления бухгалтерских проводок; соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 данным журнала-ордера, Главной книги.

 

К денежным средствам в пути относят выручку предприятия, вносимую в вечерние кассы кредитных учреждений или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный счет. Для учета таких операций используют счет 57 «Переводы в пути». Аудитор должен проверить наличие первичных документов, являющихся основанием для записей по счету 57 (копий квитанций банка, почты, копий сопроводительных документов на сдачу выручки инкассаторам); правильность составления корреспонденции счетов; правильность ведения аналитического учета по счету 57.

 

В кассе предприятия могут храниться денежные документы (путевки, почтовые марки, проездные билеты и др.). Аудитор должен проверить правильность учета и документального оформления денежных документов, составления бухгалтерских проводок.

При проверке валютных операций, осуществляемых предприятием, подлежат выяснению те же вопросы, что и при аудите операций по расчетному счету, но дополнительно аудитор обращает внимание на следующее:

 

1) как зачислялась валютная выручка от реализации и других валютных операций. Переводы в РФ иностранной валюты на срок не более 90 дней осуществляются без ограничений. Срок платежа – интервал от даты пересечения товарами границы России до даты зачисления на банковский счет всей выручки от экспорта;

2) законно ли открыт валютный счет. Для осуществления операций с валютой необходимо открыть валютный счет в обслуживающем банке. Банк на основании договора открывает текущий валютный счет, транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет. Об открытии каждого из них необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение 10 дней. Невыполнение этого требования влечет штраф;

3) своевременно и в полном ли объеме продавалась валютная выручка. 50 % поступившей валютной выручки подлежит обязательной продаже. Обязательная продажа осуществляется через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления валютной выручки. В некоторых случаях валюта не подлежит продаже: при поступлении в качестве взносов в уставный капитал, как полученные кредиты, дивиденды, пожертвования, возврат авансовых платежей или предоплаты по несостоявшейся сделке;

4) правильно ли рассчитаны и отнесены курсовые разницы. Они отражаются на счете 91: положительные – по кредиту счета 91-1, отрицательные – по дебету счета 91-2;

5) правильно ли отражены в учете операции по покупке и продаже валюты.

 

 

Пример 7

ООО «Строймаркет» заключило контракт на покупку материалов на сумму 70 000 долл. США. ООО «Строймаркет» подал в банк «Коммерческий» заявку на приобретении валюты и перечислил ему для оплаты контракта 2 030 000 руб.

 

Банк «Коммерческий» приобрел валюту на бирже по курсу 29 руб./USD. Курс доллара, установленный Центральным банком РФ, – 28 руб./USD.

 

Комиссия банка составила 7 000 руб.

 

Бухгалтер ООО «Строймаркет» делает проводку:

 

Дебет 57, Кредит 51 – 2 030 000 – перечислены рубли для покупки валюты.

 

Далее купленную банком валюту необходимо зачислить на специальный транзитный валютный счет по курсу Центрального банка РФ (28 руб./USD) :

 

Дебет 52-1-3, Кредит 57 – 1 960 000 руб. (70 000 USD ? 28 руб./USD) – купленная валюта зачислена на специальный транзитный валютный счет.

 

Так как банк «Коммерческий» приобрел валюту по курсу 29 руб./USD, ООО «Строймаркет» должен отразить разницу между этим курсом и курсом Центрального банка РФ:

 

Дебет 91-2, Кредит 57 – 70 000 руб. (70 000 USD ? (29 руб./USD – 28 руб./USD)) – отражена разница между курсом центрального банка РФ и курсом, по которому банк «Коммерческий» приобрел валюту на бирже;

 

Дебет 91-2, Кредит 51 – 7 000;

 

Дебет 51, Кредит 57 – 70 000 (2 030 000 – (1 960 000 + 70 000)) – зачислены на расчетный счет средства, не израсходованные на покупку валюты.

 

Если официальный курс валюты больше, чем курс, по которому она была куплена банком, то сумма возникшей разницы отражается в составе операционных доходов:

 

Дебет 57, Кредит 91-1 – отражена разница между курсом покупки валюты и официальным курсом Центрального банка РФ.

 

 

Аудит кассовых операций

 

Цель аудита кассовых операций – установление соответствия операций по учету денежных средств в кассе нормативным документам, выявление и предупреждение возможных нарушений и злоупотреблений.

 

Задачи аудита кассовых операций:

 

1) проверка своевременности, законности, достоверности и целесообразности операций по поступлению и списанию наличных денежных средств;

2) проверка обеспечения сохранности денежных средств в кассе;

3) проверка состояния платежно-расчетной дисциплины;

4) проверка правильности применения корреспонденции счетов по учету денежных средств;

5) правильность оформления первичных документов и отражения кассовых операций в регистрах бухгалтерского учета.

 

Источники информации:

 

Организационные документы:

 

1) Положение по учетной политике;

2) Приказ руководителя об утверждении лиц, имеющих право подписи документов пол операциям с денежными средствами;

3) карточка с образцами подписей и оттиска печати.

 

Первичные документы:

1) приходные и расходные кассовые ордера;

2) банковские документы (чековые книжки);

3) оправдательные документы для осуществления операций с денежными средствами (счета-фактуры, авансовые отчеты, кассовые и товарные чеки, платежные ведомости, договора);

4) регистры синтетического и аналитического учета (журнал-ордер и ведомость к нему, Кассовая книга, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров);

5) отчетность (форма №1 «Бухгалтерский баланс», статья актива «Касса»).

 

Аудит кассовых операций проводится путем сплошной проверки. При этом аудитор должен убедиться, соответствует ли порядок учета денежных средств порядку, установленному нормативными документами. Порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен Положением ЦБР от 05.01.98 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

 

При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, который устанавливается обслуживающим кредитным предприятием. При этом следует помнить, что превышение лимита допускается в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и премий.

 

 

Пример 8

 

ООО «Металлторг» занимается розничной торговлей металлопрокатом в г. Самара. 05 декабря 2006 г. организация подала в ЗАО «Экономбанк» Расчет лимита остатка кассы на 2007 г. Поступления в кассу организации:

 

*сентябрь 2006 года – 800 000 руб.;

*октябрь 2006 года – 870 000 руб.;

*ноябрь 2006 года – 890 000 руб.

 

ИТОГО: 800 000 руб. + 870 000 руб. + 890 000 руб. = 2 560 000 руб. Организация работает ежедневно, за исключением воскресенья. Следовательно, в сентябре было отработано 26 дней, в октябре – 26 дней; в ноябре – 26 дней.

 

Среднедневная выручка составила: 2 560 000 руб. / (26 дней + 26 дней + 26 дней) = 32 821 руб.

 

В течение трех месяцев из кассы было выдано наличными на:

 

– командировочные расходы – 80 000 руб.;

– общехозяйственные расходы – 90 000 руб.;

– покупку ГСМ – 120 000 руб.

 

ИТОГО: 80 000 руб. + 90 000 руб. + 120 000 руб. = 290 000 руб.

 

Среднедневной расход: 290000 руб. / 78 дней = 3718 руб.

Выручка сдается ежедневно. Рабочий день – 8 часов. Среднечасовая выручка: 2 560 000 руб. / 78 дн. / 8 ч = 4103 руб.

 

Выручку забирают инкассаторы в 17.00. Желаемая сумма лимита – 30 000 руб.

 

Наличные деньги планируется тратить на заработную плату, командировочные, общехозяйственные расходы, ГСМ.

 

ЗАО «Экономбанк» рассмотрел предоставленные Расчеты лимита остатка кассы и цели, на которые можно расходовать выручку, были утверждены. Руководитель банка удостоверил разрешение своей подписью и печатью банка.

 

 

Приложение 1

 

К Положению о правилах организации

 

наличного денежного обращения на

 

территории Российской Федерации

 

05 05.01.98 №14-П

 

ОКУД 0408020

 

БИК 044601301

 

РАСЧЕТ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЮ ЛИМИТА ОСТАТКА КАССЫ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА РАСХОДОВАНИЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ ИЗ ВЫРУЧКИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ В ЕГО КАССУ, НА 2006 ГОД

 

ООО «Металлторг»

 

наименование (штамп) предприятия

 

 

номер счета

ЗАО «Экономбанк»

наименование учреждения банка

Налично-денежная выручка за последние 3 месяца *

(фактическая) *** 2560 тыс. руб.

Среднедневная выручка** 32,8 тыс. руб.

Среднечасовая выручка** 4,1 тыс. руб.

 

Выплачено наличными деньгами за последние три Месяца (кроме расходов на заработную плату и выплаты социального характера) (фактически) *** 290 тыс. руб.

 

Среднедневной расход** 3,7 тыс. руб.

 

Срок сдачи выручки: ежедневно, кроме воскресенья, на следующий день,

 

1 раз в _______________ дней, при образовании сверхлимитного остатка (нужное подчеркнуть)

 

Часы работы предприятия с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин.

 

Время сдачи выручки: в объединенную кассу при предприятии, инкассаторам, в кассу банка, на почту (нужное подчеркнуть)17 час. 00 мин.

 

Испрашиваемая сумма лимита Тридцать тыс. руб. (сумма прописью)

 

Просим разрешить расходование выручки на заработную плату, командировочные расходы, общехозяйственные расходы, ГСМ____________________________ (указать цели расхода)

 

* В случае резких изменений в объеме выручки или расхода приводятся данные за последний месяц.

** Сумма выручки (расхода), деленная на число рабочих дней (часов) предприятия.

*** Вновь организуемые предприятия показывают ожидаемую сумму выручки (расхода).

 

Руководитель предприятия Иванов (Иванов А.Р.)

Главный бухгалтер Королькова (Королькова С.П.)

 

РЕШЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА

 

Установить лимит остатка кассы в сумме Тридцать тыс. руб. (сумма прописью)

Разрешено расходование выручки на заработную плату,командировочные расходы, общехозяйственные расходы, ГСМ, (указать цель)

 

Руководитель учреждения банка Коновалов (Коновалов А.Л.)

 

Если аудитор обнаружил превышение лимита кассы, то он может посоветовать на организации поступать следующим образом: выдать сумму, превышающую лимит, своему сотруднику под отчет:

 

Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кредит 50 «Касса» – деньги выданы под отчет. А на следующий день работник возвратит эти деньги и их можно будет сдать в банк:

Дебет 50, Кредит 71 – возвращена подотчетная сумма;

Дебет 51, Кредит 50 – сданы деньги в банк.

Банк имеет право проверять соблюдение организациями требований Порядка ведения кассовых операций. Корешки чековых книжек должны храниться в сброшюрованном виде и при закрытии счета в банке предъявляться в банк. Аудитор должен проверить целевое использование наличных средств, полученных по чекам в банке.

 

Особое внимание уделяется правильности документального оформления движения наличных денег. Проверяется ведение Кассовой книги, которое должно отвечать всем предъявленным требованиям. Предприятие должно вести только одну кассовую книгу, которая должна быть обязательно пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. Если предприятие проводит кассовые операции с иностранной валютой, то они отражаются в одной кассовой книге с рублевыми операциями. Записи в кассовую книгу должны производиться кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию отчет кассира (копия записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми ордерами.

 

При необходимости аудитор может потребовать проведения внезапной инвентаризации кассы. При этом проверяется, имеется ли приказ о назначении кассира, заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности, соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по противопожарной безопасности. Инвентаризация кассы должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. До начала проверки кассир составляет кассовый отчет, в который включает все приходные и расходные кассовые ордера, не вошедшие в последний кассовый отчет, оформляется расписка кассира в том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные кассовые ордера включены в отчет, все денежные средства, поступившие в кассу, оприходованы, а выбывшие – списаны. Если на момент аудиторской проверки в кассе есть платежные ведомости, по которым частично выдана заработная плата, то выданные суммы приравниваются к наличным деньгам. Аудитор проверяет кассовый отчет, приложенные к нему документы, сопоставляет номера последних кассовых ордеров, включенных в отчет, с записями в журнале-регистрации. Этот прием необходим для установления полноты отражения последних кассовых операций. Аудитор визирует кассовый отчет штампом или подписью. Таким же образом гасятся все приложенные к нему документы. Это делается, чтобы впоследствии невозможно было внести исправления. После этого необходимо пересчитать все денежные средства. При наличии большого количества купюр составляется их опись, в которой указывается количество купюр, достоинство, сумма. после пересчета фактического наличия сверяется с кассовым отчетом и определяется результат. При выявлении расхождений у кассира требуют объяснения, на основании которого руководством предприятия выносится решение.

 

Аудитор должен проверить правильность составления и оформления договора о материальной ответственности кассира. Без него взыскать недостачу предприятие не сможет. Договор оформляется на основании типовой формы, утвержденной Постановлением № 85. Составляют его в письменном виде, двух экземплярах. Один экземпляр остается в организации, другой передают работнику. Аудитор должен обратить внимание на правомерность взыскания убытков. Возмещать все убытки, как того требует договор о материальной ответственности, сотрудник должен, только когда ущерб причинен в кассе. Если же убытки появились следствие бухгалтерской ошибки, то привлечь бухгалтера-кассира к полной ответственности нельзя. Также кассир освобождается от какой-либо ответственности, если недостача произошла не по его вине.

 

Договор

 

о полной индивидуальной материальной ответственности

 

ООО «Амур»,(наименование организации)

 

далее именуемое «Работодатель», в лице директора Афанасьева Андрея Николаевича(фамилия, имя, отчество), действующего на основании устава,с одной стороны и бухгалтер-кассир Потапова Ольга Романовна, именуемая в дальнейшем «Работник», с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем.

 

1.Работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенных ему Работодателем денежных ценностей, а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется:

 

а) бережно относиться к переданным ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) денежным средствам Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба;

б) своевременно сообщать Работодателю либо непосредственно руководителю о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему денежных средств;

в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке отчеты о движении и остатках вверенных ему денежных средств;

г) участвовать в проведении ревизии, иной проверке наличия вверенных ему денежных средств.

 

2.Работодатель обязуется:

а) создавать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенных ему денежных средств;

б) знакомить Работника с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими нормы материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю;

в) проводить в установленном порядке ревизии и другие проверки наличия вверенных работнику денежных средств.

3.Определение размера ущерба, причиненного Работником Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производятся в соответствии с действующим законодательством.

4.Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причине не по его вине.

5.Настоящий Договора вступает в силу с момента его подписания. Действие настоящего договора распространяется на все время работы с вверенным Работнику имуществом Работодателя.

 

6.Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй – у Работника.

7.Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.

 

 

Адреса сторон Договора: Подписи сторон Договора:

Работодатель 410056, г. Саратов,

Ильинский проезд, д. 25 Афанасьев Афанасьев А.Н.

Работник 410040, г. Саратов,

ул. Осенняя, д.15, кв.10 Потапова Потапова О.Р.

 

 

После инвентаризации аудитор проверяет:

 

– полноту и своевременность оприходования денежных средств, полученных по чекам;

– созданы ли необходимые условия для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и сдаче в банк;

– соблюдается ли лимит хранения денег в кассе;

– правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, Кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

– правильность ведения Кассовой книги и выведения остатков по ней;

– соответствие фамилий в платежных ведомостях фамилиям в других документах;

– соблюдается ли предел расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

– соблюдается ли порядок ведения кассовых операций с применением контрольно-кассовых машин.

 

Основные нарушения по кассовым операциям:

 

1.Прямое хищение денежных средств. Оно выявляется с помощью инвентаризации.

2.Неоприходование и присвоение поступивших денег. Выявляется сверкой учетных записей предприятия с записями банка, посредством анализа непогашенной задолженности сотрудников и других лиц.

3.Излишнее списание денег путем повторного использования документов или неправильных арифметических подсчетов. Выявляется сверкой кассовых отчетов с приложениями.

4.Присвоение сумм, начисленных разным лицам. Выявляется путем сличения подписей лиц, получивших денежные средства, и их опроса.

5.Отражение движения наличных денежных средств в кассовой книге за несколько дней на одном листе.

6.Отсутствие указания в приходных и расходных кассовых ордерах основания получения денежных средств.

7.Отсутствие доверенности на получение денег из кассы.

8.Записи в кассовой книге сделаны карандашом.

9.Выдача наличных денежных средств подотчетному лицу при отсутствии полного отчета по ранее выданному авансу.

10.Не прошита кассовая книга, не пронумерованы листы.

11.Не составляется реестр депонированных сумм.

 

 

Аудит расчетных операций

 

Целью аудита расчетных операций организаций является проверка соблюдения договорной и расчетной дисциплины, выполнения обязательств перед контрагентами, своевременности и точности отражения расчетных операций в учетных регистрах.

 

Задачи аудита расчетных операций:

 

1) проверка и подтверждение полноты и правильности проведенных инвентаризаций, расчетных операций и отражения их результатов в учете;

2) проверка и подтверждение правильности оформления первичных документов по приобретению материально-производственных запасов и получения услуг с целью подтверждения обоснованности кредиторской задолженности;

3) подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

4) проверка правильности оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

5) подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

6) проверка расчетов по недостачам и хищениям;

7) проверка законности и достоверности операций по расчетам с подотчетными лицами;

8) проверка своевременности и правильности расчетов с учредителями и отражения их в учете;

9) оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий;

10) проверка законности и правильности расчетов по совместной деятельности.

 

Источники информации:

 

1) организационно-распорядительные документы:

а) учетная политика организации;

б) договоры;

в) письма;

г) приказы о направлении работников в командировку;

 

2) первичные документы:

а) платежные поручения;

б) платежные требования

в) инкассовые поручения;

г) заявление на аккредитив;

д) чеки;

е) счета-фактуры;

ж) командировочные удостоверения;

з) авансовые отчеты с приложением оправдательных документов;

 

3) регистры аналитического учета;

 

4) регистры синтетического учета:

а) журналы-ордера;

б) Главная книга;

 

5) отчетность:

а) форма № 1 «Бухгалтерский баланс», группа статей «Активы»;

б) Справка к Бухгалтерскому балансу «Справка-расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей»;

в) форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

г) форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», раздел 2 «Дебиторская и кредиторская задолженности».

 

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками должен аудитор выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в правильности оформления и подлинности документов.

 

Аудитор при проверке должен обратить внимание на следующее:

 

1) имеются ли договоры на поставку продукции, выполнение работ услуг и правильность их оформления;

2) имеется ли у организации задолженность с истекшим сроком исковой давности;

3) правильно ли ведется аналитический учет по счету 60;

4) правильно ли ведется синтетический учет по счету 60;

5) соответствуют ли записи аналитического учета записям в Главной книге;

6) осуществлялась ли инвентаризация расчетов, правильно ли оформлялись ее результаты;

7) полностью ли оприходованы материальных ценностей от поставщиков (при этом сопоставляются данные об их количестве и стоимости по платежным документам с документами на их оприходование);

8) правильно ли списаны затраты с кредита счета 60 на себестоимость продукции, работ, услуг;

9) предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;

10) правильность отражения операций при оплате векселей;

11) имеются ли поставщики, осуществляющие поставку за иностранную валюту.

 

 

Пример 9

 

В ходе проверки расчетных операций ООО «Проект плюс» аудитор выявил ошибки в отражении операций, связанных с выдачей векселей, и предложил внести следующие изменения:

 

*Дебет 10 «Материалы», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – оприходованы строительные материалы;

*Дебет 19 «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям», Кредит 60 – отражен НДС по приобретенным строительным материалам;

*Дебет 60, Кредит 60, субсчет «Векселя выданные» – выдан вексель в оплату полученных ценностей;

*Дебет 60, субсчет «Векселя выданные», Кредит 51 «Расчетные счета» – погашена задолженность по векселю, выданному поставщику;

*Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 – произведен вычет по НДС.

 

 

В ходе проверки аудитору необходимо установить дату возникновения и причины образования кредиторской задолженности.

 

При аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками выявить участки работ с большими вероятностями ошибок и злоупотреблений позволяют основные процедуры. Среди таких процедур рекомендуется использовать:

 

1) анализ больших и необычных сумм и выявление их причин;

2) оценку большого и необычного снижения или увеличения в объемах покупок с целью установить, нет ли тенденции к снижению хозяйственной активности;

3) анализ всех случаев просроченной кредиторской задолженности и установление ее причин;

4) сверку кредитовых записей по журналу-ордеру с дебетовыми записями по счету 10 для выявления случаев несоответствия оприходования материалов и возникновения кредиторской задолженности;

5) сверку и подтверждение сальдо по основным поставщикам;

6) анализ счетов, вызвавших сомнение в части законности и экономической целесообразности;

7) сравнение сумм кредиторской задолженности на конец года с аналогичными документами за предыдущий год и выявление отклонений для определения тенденции изменения кредиторской задолженности.

 

Расчеты с покупателями ведутся на счете 62. При аудите операций по этому счету аудитору необходимо:

 

1) проверить наличие договоров на поставку;

2) установить реальность задолженности покупателей, что подтверждается актами инвентаризации расчетов с покупателями;

3) при наличии задолженности установить дату ее возникновения и причину образования;

4) установить наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности и какие меры были приняты по ее взысканию;

5) узнать, уплачены ли НДС и сумма авансовых платежей в счет предстоящих поставок товара;

6) определить правильность установления цен на отпускаемые материальные ценности (они должны соответствовать ценам, указанным в документах поставки);

7) определить правильность ведения аналитического учета по счету 62;

8) определить правильность оставления проводок по счету 62;

9) установить соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в Главной книге.

 

В ходе проверки аудитор должен проверить правильность списания задолженности. Она должна быть списана, если истек срок исковой давности (три года с того момента, как должник должен был исполнить свои обязательства, но не сделал этого); если стало известно, что долг нереален для взыскания.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.057 с.)