Сущность и назначение бухгалтерского учета и учетно-операционной работы в банке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и назначение бухгалтерского учета и учетно-операционной работы в банке.



Сущность и назначение бухгалтерского учета и учетно-операционной работы в банке.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт-это область специальных экономических знаний, имеющих в современном обществе важное прикладное значение; он необходим для каждой организации, независимо от вида и целей её деятельности, независимо оттого, существует ли она для получения прибыли или выполнения общественно полезных или благотворительных задач.

В бухгалтерском учёте обеспечивается регистрация, обработка и сохранение информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью её представления заинтересованным лицам для принятия решений.

Учетно-операционная работа представляет собой деятельность по документальному оформлению банковских операций, их отражению в учете и контролю за правильностью их совершения.

Основными задачами учетно-операционной работы являются:

- быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов банка;

- своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;

- предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;

- сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;

К учетно-операционной работе относятся:

- открытие и ведение счетов клиентов банка;

- контроль за своевременностью совершения платежей;

- ведение регистров бухгалтерского учета;

- подготовка информации, составление бухгалтерской отчетности и др.

Предмет и метод бухгалтерского учета и операционной деятельности в банках.

Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение активов, источники их формирования и использования в виде собственного капитала и кредиторской задолженности, а также полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его предмета.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, используемых для организации и ведения бухучета. В его состав включаются типовые элементы: документация и инвентаризация; счета и двойная запись; баланс и отчетность; оценка и калькуляция.

Операционная деятельность — деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т. е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.

Основные виды операционной деятельности банков:

привлечение денежных средств на депозиты

размещение привлеченных средств

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц,

осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц,

валютно-обменные операции,

выпуск и размещение ценных бумаг и прочие операции с ценными бумагами,

операции с финансовой арендой.

3. Характеристика основных разделов плана счетов коммерческого банка

Общая структура Плана счетов базируется на выделении в разделы однотипных по своему содержанию операций.

В Плане счетов предусматривается использование единой классификации клиентов при отражении различных операций. Предусматриваются отдельные счета для учета расчетов с филиалами, расположенные на территории Российской Федерации и за границей.

Планом счетов бухгалтерского учета в банках Российской Федерации предусмотрено 7 разделов балансовых и 6 разделов внебалансовых счетов.

Раздел 1 "Капитал и фонды" содержит счета по учету средств уставного капитала как акционерных банков, так и неакционерных, с разбивкой по собственникам акций (долей). Также включены счета для учета фондов банка. Кроме того, в данном разделе имеется счет для учета выкупленных акций и долей.

Раздел 2 "Денежные средства и драгоценные металлы" включает счета для учета наличия и движения принадлежащих банку наличных денежных средств и платежных документов в иностранной валюте. Также в этом разделе отражены счета для учета операций с драгоценными металлами в физической форме и счета для учета наличия и движения драгоценных природных камней, принадлежащих банку.

Раздел 3 "Межбанковские операции" включает счета по учету операций по корреспондентским отношениям банков друг с другом; движения обязательных резервов банков, перечисленных в Банк России; счета для учета средств участников расчетных центров ОРЦБ при совершении расчетов между ними по операциям на организованном рынке ценных бумаг.

Раздел 4 "Операции с клиентами" включает активные и пассивные счета для учета операций с клиентами, кроме межбанковских.

Раздел 5 "Операции с ценными бумагами" выделяет группы счетов по видам операций: вложения в долговые обязательства (кроме векселей), вложения в акции, учтенные векселя, выпущенные кредитными организациями ценные бумаги.

Раздел 6 "Средства и имущество" включает счета для учета принадлежащего банку имущества, нематериальных активов и земельных участков, находящихся в собственности кредитной организации.

Раздел 7 "Результаты деятельности" содержит счета второго порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков банков, использования их прибыли. Для полноты учета и анализа результатов деятельности банка должен активно использоваться аналитический учет.

Порядок ведения и основные регистры синтетического учета.

Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Синтетические счета бухгалтерского учета позволяют сформировать бухгалтерскую информацию таким образом, чтобы заинтересованные пользователи могли составить представление об общем количестве, структуре и движении активов зависимости от их ликвидности и периода использования в производстве; структуре и движении пассивов – в зависимости от принадлежности источников, а также от сроков погашения обязательств. Кроме того, изучение данных по синтетическим счетам бухгалтерского учета может позволить составить общее представление о финансовом состоянии организации и ее перспективах.

Регистрами синтетического учёта являются: главная книга, книга «Журнал-Главная», журналы-ордера.

6. Понятие, содержание и назначение банковских и клиентских документов.

Банковские документы - документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для осуществления банковских операций; подтверждают их законность и являются основанием для отражения операций в бухгалтерском учете.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

распоряжение получателя средств на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств.

Валютно-обменные операции

Банки могут осуществлять операции с наличной иностранной валютой. Данный вид операций получил название валютно-обменных операций. Они могут осуществляться только через обменные пункты уполномоченных банков.

В обменном пункте могут совершаться следующие операции:

— покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли;
— покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;
— прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
— прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платежных документов в иностранной валюте, подлинность которых вызывает сомнение;
— выдача наличной иностранной валюты по кредитным и дебетным картам, а также прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, для расчетов по кредитным и дебетным картам;

— обмен (конверсия) наличной валюты одного иностранного государства на наличную валюту другого иностранного государства;
— размен платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства;
— замена неплатежного денежного знака иностранного государства на платежный^) денежный(е) знак(и) того же иностранного государства;
— покупка неплатежных денежных знаков иностранных государств за наличные рубли.

При осуществлении большинства валютно-обменных операций банки, как правило, берут со своих клиентов комиссионное вознаграждение. Оно может взиматься как в наличных рублях, так и в наличной иностранной валюте. Его величина устанавливается соответствующим приказом или распоряжением руководителя банка.

Для проведения валютно-обменной операции клиент должен предъявить кассиру обменного пункта документ, удостоверяющий личность, — паспорт.

 

 

   

Учёт расходов

Расходы - перемещение средств в процессе хозяйственной деятельности, приводящее к уменьшению средств экономического объекта или увеличению его долговых обязательств.

Валовые расходы банка также можно разделить на процентные и непроцентные.

· Процентные расходы составляют:

- начисленные и уплаченные проценты в рублях:

- начисленные и уплаченные проценты в валюте.

· К непроцентным расходам относятся:

- операционные расходы:

- уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям;

- расходы по операциям с ценными бумагами;

- расходы по операциям на валютном рынке;

- расходы на функционирование банка (расходы на содержание аппарата управления; хозяйственные расходы);

- прочие расходы (штрафы, пени, неустойки уплаченные; проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.).

Наиболее крупными статьями операционных расходов банка традиционно являются расходы:

-по выплате процентов по текущим и срочным вкладам;

-связанных с выплатой комиссионных другим банкам и прочим финансово-кредитным учреждениям за предоставленные услуги:

- по содержанию и эксплуатации зданий и оборудования;

- на заработную плату персонала;

Расходы по приобретению материальных ценностей списываются не на момент приобретения, а на момент фактического использования (или при отпуске со склада для использования).

Основные средства переносят свою стоимость на расходы банка ежемесячно через начисление износа по единым утверждённым нормам амортизационных отчислений.

1) в случае покупки материальных ценностей, которые сразу списываются на расходы без постановки на материальный учёт (бумага, карандаши, скрепки и т.п.), совершаются бухгалтерские проводки аналогично приведённым выше.

2) в случае покупки материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые не одновременно или не все сразу используются в хозяйственной деятельности банка, или МБП, стоимость которых превышает 1/20 часть предельно установленной их стоимости.

Расходы, связанные с уплатой процентов по межбанковским кредитам, депозитным, расчётным и текущим счетам клиентов, отражаются на момент уплаты процентов. При этом на расходы банка относят только суммы уплаченных процентов в пределах учётной ставки ЦБРФ за пользование банковским кредитом, увеличенной на 3 пункта. Проценты сверх этого уплачиваются за счёт чистой прибыли.

Начисление процентов по депозитным счетам клиентов без выплаты, с прибавлением суммы начисленных процентов к сумме основного вклада:

Расходы, произведёнными подотчётными лицами, отражаютсяв момент оформления авансового отчёта с документальным подтверждением произведенных расходов

 

Значение и виды отчетности

Каждое предприятие за определенный период времени составляет итоговые данные о хозяйственно-финансовой деятельности.

Система этих сведений за сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, год и называется отчетностью.

Отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих финансовые итоги работы предприятия за тот или иной отчетный период, а также за прошлый год.

По итогам работы на предприятии составляются разные виды и формы отчетности, которые можно классифицировать по разным признакам.

По экономическому содержанию – бухгалтерская (финансовая), статистическая, налоговая, оперативная.

По срокам составления и представления – текущая (периодическая, промежуточная), годовая.

По уровню специализации – общая, специализированная.

По степени обобщения – индивидуальная, консолидированная.

По назначению – внешняя, внутренняя.

По роли в народном хозяйстве – общегосударственная, внутриотраслевая, внутрихозяйственная.

Бухгалтерская отчетность содержит показатели производственно-финансовой деятельности предприятия. Она составляется на основе данных синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами. Использует также данные оперативной и статистической отчетности.

Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, измерение и обобщение которых не характерно для бухгалтерского учета. Предназначена для статистического изучения хоз. Деятельности предприятия и отраслей экономической деятельности. Она служит для отражения отдельных сторон деятельности предприятия. Так, с ее помощью контролируется выполнение плана по объему и качеству продукции; нормы выработки; использование оборудования и рабочего времени; динамика производительности труда и т.д. Стат. отчетность составляется на основе данных бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также бухгалтерской отчетности и единой методики, по единым формам при централизованном управлении и полной регламентации со стороны государственных органов.

Налоговая отчетность подается органам налоговой службы и внебюджетным фондам. Характеризует состояние обязательств предприятия, связанных с начислением и оплатой налогов и других обязательных платежей. По периодичности ее подразделяют на месячную, квартальную, полугодовую, девятимесячную и годовую.

Оперативная отчетность предназначена для внутреннего текущего контроля и управления предприятием на момент осуществления или сразу же после их окончания. В ней содержатся данные о выполнении плана поставок материалов, производстве важнейших видов продукции, о также об исполнении заключенных договоров и финансовом состоянии предприятия. Для отражения информации используются разные измерители: натуральные, трудовые и денежные. По периодичности она подразделяется на внутрисменную, суточную, недельную, декадную, месячную.

Текущая (периодическая) отчетность составляется за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев. Она более сокращенная, содержит ограниченное количество форм и показателей, а сроки ее представления более сжатые. Анализ периодической отчетности позволяет определить и быстро исправить недостатки в работе, предупредить их появление в дальнейшем.

Годовая отчетность характеризует все стороны хозяйственной деятельности и финансовые результаты работы предприятия за год.

Отчетность общая охватывает все стороны деятельности данного предприятия,

Отчетность специализированная охватывает лишь определенный вид деятельности (например, отчетность по производству, по использованию фонда оплаты труда и т.д.).

Индивидуальная отчетность составляется по показателям деятельности одного юридического лица.

Консолидированная финансовая отчетность – это отчетность, отражающая финансовое состояние и результаты деятельности юридического лица и ее дочерних предприятий как одной экономической единицы.

Внешняя отчетность (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов и т.д.). В отдельных случаях законодательством предусмотрена публикация годовой ФО. (ОАО, банки, биржи, инвестиционные и другие фонды, созданные за счет собственных средств товариществ и государственных средств).

Внутренняя отчетность разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами для собственных потребностей и утверждается МФУ. Она не подлежит обнародованию и не предоставляется внешним пользователям.

Общегосударственная отчетность содержит данные производственно-финансовой деятельности предприятия, необходимые для анализа развития экономики страны.

Внутриотраслевая отчетность разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами.

54.Состав и требования к текущей бухгалтерской отчётности банка

Под отчетностью понимается предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России форма получения информации о деятельности кредитных организаций, при которой Банк России получает информацию в виде установленных отчетных документов (форм отчетности), утвержденных Банком России, подписанных электронной цифровой подписью или собственноручно лицами, ответственными за достоверность представленных сведений.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Основными признаками отчетности являются:

обязательность - каждая кредитная организация обязана представлять отчетность по установленным показателям, формам, адресам и срокам;

документальная обоснованность - все данные отчетности формируются на основе первичных учетных документов, в том числе разрабатываемых в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации и Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

юридическая сила - формы отчетности являются официальными документами кредитной организации, которая в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за их достоверность, правильность оформления и своевременность представления.

Получение Банком России отчетности от кредитных организаций необходимо для:

· разработки и проведения денежно-кредитной и валютной политики;

· осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций;

· валютного контроля и регулирования;

· составления платежного баланса Российской Федерации;

· анализа поступлений и остатков на счетах по учету средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

· осуществления контроля за ликвидацией кредитных организаций.

Порядок составления и представления отчетности должен включать следующую информацию:

цели введения формы;периодичность и сроки ее представления; круг кредитных организаций, составляющих и представляющих данную отчетность в Банк России; описание показателей формы или ссылка на нормативный документ, описывающий порядок их формирования;логическая и арифметическая увязка показателей (перекрестное сопоставление) с показателями других форм отчетности.

В формах отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. В случае отсутствия данных по одному или нескольким показателям в соответствующей статье (строке, графе) отчетности проставляется ноль для цифровых показателей. В случае отсутствия данных по нецифровым показателям (символьным, дата) соответствующая статья (строка, графа) отчетности не заполняется.

Отчетность представляется кредитными организациями в Банк России на бумажных носителях и/или в электронном виде в форматах, установленных Банком России, содержащих тот же набор показателей, что и документ на бумажном носителе, в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Кредитные организации несут ответственность за соответствие данных, представляемых на бумажных носителях и в электронном виде.

Основное значение банковской отчетности - быть источником достоверной, полной и оперативной экономической информации о деятельности банка. Банковская отчетность должна быть понятна существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам, давать им представление о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами, предоставлять информацию о составе и видах привлекаемых ресурсов, их размещении, наличии резервов на возможные потери по ссудам и т.п.

Содержание и характеристика основных форм годовой отчетности банка

В состав годовой бухгалтерской отчетности коммерческих банков включаются:
•Годовой баланс,
•Отчет о прибылях и убытках,
•Приложение к балансу об использовании прибыли и фондов;
•Расчет резерва на возможные потери по ссудам;
•Отчет о состоянии внутреннего контроля в банке.
•Объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчету.
Для составления годового бухгалтерского отчета банки в конце отчетного года проводят необходимую подготовительную работу. Прежде всего банки проводят инвентаризацию всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах денежных средств и ценностей, основных средств, хозяйственных и других материалов, расчетов. В ходе подготовительной работы анализируется дебиторско-кредиторская задолженность, принимаются активные меры по ее погашению. Нереальные суммы подлежат списанию с баланса и отнесению на убытки. Анализируется кредитный портфель и принимаются меры по выявлению нереальной ссудной задолженности, а также начисленных процентов по таким ссудам и их списанию в установленном порядке. Аналогичная аналитическая работа проводится по всем другим видам активов с целью отражения в годовом балансе реальных и достоверных активов и пассивов.
По результатам инвентаризации принимаются меры по урегулированию выявленных расхождений, оформляются документы на взыскание сумм с виновных лиц, списываются в установленном порядке нереальные активы, включая безнадежные ссуды, проценты, другие долги, а также стоимость пришедших в негодность основных средств, хозяйственного инвентаря и материалов.
Перед составлением годового бухгалтерского отчета завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами. В первый рабочий день нового года по всем лицевым счетам клиентам вручаются или отсылаются по почте выписки из лицевых счетов с остатками на 1 января нового года. В этих целях составляются проверочные ведомости.
Ответственность за своевременное и качественное составление годового отчета возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банков.

Годовой отчет коммерческого банка подлежит аудиторской проверке, целью ее является подтверждение достоверности полноты и реальности счета, соответствие постановки бухгалтерского учета действующему законодательству и нормативным документам. Годовой отчет коммерческие банки представляют Банку России с положительным аудиторским подтверждением его достоверности.

 

Сущность и назначение бухгалтерского учета и учетно-операционной работы в банке.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт-это область специальных экономических знаний, имеющих в современном обществе важное прикладное значение; он необходим для каждой организации, независимо от вида и целей её деятельности, независимо оттого, существует ли она для получения прибыли или выполнения общественно полезных или благотворительных задач.

В бухгалтерском учёте обеспечивается регистрация, обработка и сохранение информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью её представления заинтересованным лицам для принятия решений.

Учетно-операционная работа представляет собой деятельность по документальному оформлению банковских операций, их отражению в учете и контролю за правильностью их совершения.

Основными задачами учетно-операционной работы являются:

- быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов банка;

- своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;

- предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;

- сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;

К учетно-операционной работе относятся:

- открытие и ведение счетов клиентов банка;

- контроль за своевременностью совершения платежей;

- ведение регистров бухгалтерского учета;

- подготовка информации, составление бухгалтерской отчетности и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.071 с.)