Специфика бухгалтерского учета и внутреннего аудита в компьютерной среде.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика бухгалтерского учета и внутреннего аудита в компьютерной среде.



В современных условиях хозяйствования роль бухгалтера на предприятиях и в организациях неизмеримо возрастает. Рыночная экономика вызывает значительное изменение функций бухгалтера и аудитора, и расширения задач, стоящих перед ними. Из счетного работника, занимающегося констатацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, с целью составления достоверной отчетности, он постепенно превращается в «советника» руководителя практически по всем вопросам деятельности предприятия. Ни одно управленческое решение не обходится без согласования с главным бухгалтером, с целью определения как его эффективности, так и налоговых последствий.

Информационная система бухгалтерского учета традиционно включает следующие комплексы задач: учет основных средств, учет материальных ценностей, учет труда и заработной платы, учет готовой продукции, учет финансово-расчетных операций, учет затрат на производство, сводный учет и составление отчетности.Появляются возможности создания системы распределительных баз данных, обмена информации между различными пользователями. Автоматического формирования первичных документов в компьютере. Возникают межфункциональные комплексы задач управления.Основными носителями внешней информации при автоматизированной обработке являются входные и выходные документы, т.е. носители информации утвержденной формы, имеющие юридическую силу. Входная документация содержит первичную необработанную информацию, отражающую состояние объекта управления; заполняется вручную либо при помощи технических средств. Выходная документация включает сводногруппировочные данные, полученные в результате автоматизированной обработки, и изготавливается, главным образом на печатающих устройствах.База данных – это специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающее удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным.Банк данных – автоматизированная система, составляющая совокупность информационных, программных технических средств и персонала, обеспечивающиххранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных. Главными составляющими данных являются база данных и программный продукт, называемый системой управления базой данных.Преимущества работы с банком данных для пользователя окупают затраты и издержки на его создание, поскольку: - повышается производительность работы пользователей, достигается эффективное удовлетворение их информационных потребностей; - централизованное управление данными освобождает прикладных программистов от организации данных, обеспечивает независимость прикладных программ от данных; - развитая организация базы данных позволяет выполнять разнообразные нерегламентированные запросы, новые предложения; - снижаются затраты не только на создание и хранение данных, но и на их поддержание в актуальном и динамичном состоянии, уменьшаются потоки данных,циркулирующих в системе, сокращается их избыточность и дублирование.

Учетная политика организации

Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» как «совокупность способов ведений, бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности»

Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления., особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную полити­ку, влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др. Формирует учетную политику главный бухгалтер организации.

При выборе учетной политики учитываются следующие требования:

• постоянство учетной политики в течение длительного периода;

• регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;

• извещение внешних потребителей информации об изменени­ях в учетной политике.

Основой для разработки учетной политики на каждый отчет­ный год является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», в котором исходя из международной практики указано, что учетная политика утверждается руководителем предприятия и оформля­ется приказами или распоряжениями.

Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет и должна обеспечивать:

• полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйствен­ных операций за отчетный период;

• большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расхо­дов)-й пассивов, чем возможных доходов и активов;

•отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной де­ятельности исходя из правовой нормы и экономического со­держания фактов и условий хозяйствования;

• равенство данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на сче­тах бухгалтерского учета;

• рациональное ведение бухгалтерского учета, с учетом хо­зяйственной деятельности и величины предприятия.

Изменения в учетной политике предприятия допускаются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении), смене собственников, изменении законодательства РФ и норматив­ного регулирования бухгалтерского учета, разработке и примене­нии новых способов бухгалтерского учета. Результаты изменений оценивают в стоимостном выражении и сообщают пользователям финансовой отчетности.

Основные направления учетной политики,которую утверждают руководители предприятия, указаны в Федеральном законе о бухгалтерском учете:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета;

• формы первичных документов, по которым не предусмот­рены типовые формы, а также формы документов для внут­ренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации и методы оценки ви­дов имущества и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок осуществления контроля за хозяйственными опе­рациями, а также другие решения, необходимые для орга­низации бухгалтерского учета.

Требования к информации, формируемой в БУ.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/98.

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ/4.

Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность ин-формации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы — 29 февраля).

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

В ПБУ/4 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.

 

Сущность бух.дела

Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную де­ятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики орга­низации, контроле, анализе отчетных данных, участии в профес­сиональных организациях и т.д.

Cоставляющие бухгалтерского дела динамич­но развиваются и постоянно усложняются.

В современных условиях хозяйствования оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, на сколько рационально организован бухгалтерский учёт на предприятии и на сколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы и специалистов в области бухгалтерского учёта, составляющих основу содержания бухгалтерского дела.

Бухгалтерское дело – это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.

Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов, т.е. продукты труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего развития.

Таким образом, деятельность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях на предприятии в специально оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учёта и хранения составляют сущность бухгалтерского дела.

Основными задачами бухгалтерского учёта является:

9. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчётности; обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций;

10. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

При этом в сферу бухгалтерского дела включается:

1) приём, регистрация входящей и исходящей корреспонденции и её отправка по назначению;

2) приём документов на рассмотрение и подписание администрацией;

3) распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения, а также ознакомления сотрудников с директивными актами;

4) учёт стадий происхождения, исполнения документов с обеспечением их сохранности;

сдача дел в архив и обеспечение их хранения.

Правила ведения бух.дела.

Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Эти правила следующие.

1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.

2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления.

Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.

С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации будут заинтересованы иметь в отчетности высокую рентабельность (обеспечивающую возможность получения кредитов, нормальные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.021 с.)