Особенности проведения аудита в организациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения аудита в организациях



Глава 5. Практический аудит

Аудит кассовых операций

 

Цель аудита кассовых операций – установление соответствия операций по учету денежных средств в кассе нормативным документам, выявление и предупреждение возможных нарушений и злоупотреблений.

 

Задачи аудита кассовых операций:

 

1) проверка своевременности, законности, достоверности и целесообразности операций по поступлению и списанию наличных денежных средств;

2) проверка обеспечения сохранности денежных средств в кассе;

3) проверка состояния платежно-расчетной дисциплины;

4) проверка правильности применения корреспонденции счетов по учету денежных средств;

5) правильность оформления первичных документов и отражения кассовых операций в регистрах бухгалтерского учета.

 

Источники информации:

 

Организационные документы:

 

1) Положение по учетной политике;

2) Приказ руководителя об утверждении лиц, имеющих право подписи документов пол операциям с денежными средствами;

3) карточка с образцами подписей и оттиска печати.

 

Первичные документы:

1) приходные и расходные кассовые ордера;

2) банковские документы (чековые книжки);

3) оправдательные документы для осуществления операций с денежными средствами (счета-фактуры, авансовые отчеты, кассовые и товарные чеки, платежные ведомости, договора);

4) регистры синтетического и аналитического учета (журнал-ордер и ведомость к нему, Кассовая книга, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров);

5) отчетность (форма №1 «Бухгалтерский баланс», статья актива «Касса»).

 

Аудит кассовых операций проводится путем сплошной проверки. При этом аудитор должен убедиться, соответствует ли порядок учета денежных средств порядку, установленному нормативными документами. Порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен Положением ЦБР от 05.01.98 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

 

При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, который устанавливается обслуживающим кредитным предприятием. При этом следует помнить, что превышение лимита допускается в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и премий.

 

 

Пример 8

 

ООО «Металлторг» занимается розничной торговлей металлопрокатом в г. Самара. 05 декабря 2006 г. организация подала в ЗАО «Экономбанк» Расчет лимита остатка кассы на 2007 г. Поступления в кассу организации:

 

*сентябрь 2006 года – 800 000 руб.;

*октябрь 2006 года – 870 000 руб.;

*ноябрь 2006 года – 890 000 руб.

 

ИТОГО: 800 000 руб. + 870 000 руб. + 890 000 руб. = 2 560 000 руб. Организация работает ежедневно, за исключением воскресенья. Следовательно, в сентябре было отработано 26 дней, в октябре – 26 дней; в ноябре – 26 дней.

 

Среднедневная выручка составила: 2 560 000 руб. / (26 дней + 26 дней + 26 дней) = 32 821 руб.

 

В течение трех месяцев из кассы было выдано наличными на:

 

– командировочные расходы – 80 000 руб.;

– общехозяйственные расходы – 90 000 руб.;

– покупку ГСМ – 120 000 руб.

 

ИТОГО: 80 000 руб. + 90 000 руб. + 120 000 руб. = 290 000 руб.

 

Среднедневной расход: 290000 руб. / 78 дней = 3718 руб.

Выручка сдается ежедневно. Рабочий день – 8 часов. Среднечасовая выручка: 2 560 000 руб. / 78 дн. / 8 ч = 4103 руб.

 

Выручку забирают инкассаторы в 17.00. Желаемая сумма лимита – 30 000 руб.

 

Наличные деньги планируется тратить на заработную плату, командировочные, общехозяйственные расходы, ГСМ.

 

ЗАО «Экономбанк» рассмотрел предоставленные Расчеты лимита остатка кассы и цели, на которые можно расходовать выручку, были утверждены. Руководитель банка удостоверил разрешение своей подписью и печатью банка.

 

 

Приложение 1

 

К Положению о правилах организации

 

наличного денежного обращения на

 

территории Российской Федерации

 

05 05.01.98 №14-П

 

ОКУД 0408020

 

БИК 044601301

 

РАСЧЕТ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЮ ЛИМИТА ОСТАТКА КАССЫ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА РАСХОДОВАНИЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ ИЗ ВЫРУЧКИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ В ЕГО КАССУ, НА 2006 ГОД

 

ООО «Металлторг»

 

наименование (штамп) предприятия

 

 

номер счета

ЗАО «Экономбанк»

наименование учреждения банка

Налично-денежная выручка за последние 3 месяца *

(фактическая) *** 2560 тыс. руб.

Среднедневная выручка** 32,8 тыс. руб.

Среднечасовая выручка** 4,1 тыс. руб.

 

Выплачено наличными деньгами за последние три Месяца (кроме расходов на заработную плату и выплаты социального характера) (фактически) *** 290 тыс. руб.

 

Среднедневной расход** 3,7 тыс. руб.

 

Срок сдачи выручки: ежедневно, кроме воскресенья, на следующий день,

 

1 раз в _______________ дней, при образовании сверхлимитного остатка (нужное подчеркнуть)

 

Часы работы предприятия с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин.

 

Время сдачи выручки: в объединенную кассу при предприятии, инкассаторам, в кассу банка, на почту (нужное подчеркнуть)17 час. 00 мин.

 

Испрашиваемая сумма лимита Тридцать тыс. руб. (сумма прописью)

 

Просим разрешить расходование выручки на заработную плату, командировочные расходы, общехозяйственные расходы, ГСМ____________________________ (указать цели расхода)

 

* В случае резких изменений в объеме выручки или расхода приводятся данные за последний месяц.

** Сумма выручки (расхода), деленная на число рабочих дней (часов) предприятия.

*** Вновь организуемые предприятия показывают ожидаемую сумму выручки (расхода).

 

Руководитель предприятия Иванов (Иванов А.Р.)

Главный бухгалтер Королькова (Королькова С.П.)

 

РЕШЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА

 

Установить лимит остатка кассы в сумме Тридцать тыс. руб. (сумма прописью)

Разрешено расходование выручки на заработную плату,командировочные расходы, общехозяйственные расходы, ГСМ, (указать цель)

 

Руководитель учреждения банка Коновалов (Коновалов А.Л.)

 

Если аудитор обнаружил превышение лимита кассы, то он может посоветовать на организации поступать следующим образом: выдать сумму, превышающую лимит, своему сотруднику под отчет:

 

Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кредит 50 «Касса» – деньги выданы под отчет. А на следующий день работник возвратит эти деньги и их можно будет сдать в банк:

Дебет 50, Кредит 71 – возвращена подотчетная сумма;

Дебет 51, Кредит 50 – сданы деньги в банк.

Банк имеет право проверять соблюдение организациями требований Порядка ведения кассовых операций. Корешки чековых книжек должны храниться в сброшюрованном виде и при закрытии счета в банке предъявляться в банк. Аудитор должен проверить целевое использование наличных средств, полученных по чекам в банке.

 

Особое внимание уделяется правильности документального оформления движения наличных денег. Проверяется ведение Кассовой книги, которое должно отвечать всем предъявленным требованиям. Предприятие должно вести только одну кассовую книгу, которая должна быть обязательно пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. Если предприятие проводит кассовые операции с иностранной валютой, то они отражаются в одной кассовой книге с рублевыми операциями. Записи в кассовую книгу должны производиться кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию отчет кассира (копия записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми ордерами.

 

При необходимости аудитор может потребовать проведения внезапной инвентаризации кассы. При этом проверяется, имеется ли приказ о назначении кассира, заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности, соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по противопожарной безопасности. Инвентаризация кассы должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. До начала проверки кассир составляет кассовый отчет, в который включает все приходные и расходные кассовые ордера, не вошедшие в последний кассовый отчет, оформляется расписка кассира в том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные кассовые ордера включены в отчет, все денежные средства, поступившие в кассу, оприходованы, а выбывшие – списаны. Если на момент аудиторской проверки в кассе есть платежные ведомости, по которым частично выдана заработная плата, то выданные суммы приравниваются к наличным деньгам. Аудитор проверяет кассовый отчет, приложенные к нему документы, сопоставляет номера последних кассовых ордеров, включенных в отчет, с записями в журнале-регистрации. Этот прием необходим для установления полноты отражения последних кассовых операций. Аудитор визирует кассовый отчет штампом или подписью. Таким же образом гасятся все приложенные к нему документы. Это делается, чтобы впоследствии невозможно было внести исправления. После этого необходимо пересчитать все денежные средства. При наличии большого количества купюр составляется их опись, в которой указывается количество купюр, достоинство, сумма. после пересчета фактического наличия сверяется с кассовым отчетом и определяется результат. При выявлении расхождений у кассира требуют объяснения, на основании которого руководством предприятия выносится решение.

 

Аудитор должен проверить правильность составления и оформления договора о материальной ответственности кассира. Без него взыскать недостачу предприятие не сможет. Договор оформляется на основании типовой формы, утвержденной Постановлением № 85. Составляют его в письменном виде, двух экземплярах. Один экземпляр остается в организации, другой передают работнику. Аудитор должен обратить внимание на правомерность взыскания убытков. Возмещать все убытки, как того требует договор о материальной ответственности, сотрудник должен, только когда ущерб причинен в кассе. Если же убытки появились следствие бухгалтерской ошибки, то привлечь бухгалтера-кассира к полной ответственности нельзя. Также кассир освобождается от какой-либо ответственности, если недостача произошла не по его вине.

 

Договор

 

о полной индивидуальной материальной ответственности

 

ООО «Амур»,(наименование организации)

 

далее именуемое «Работодатель», в лице директора Афанасьева Андрея Николаевича(фамилия, имя, отчество), действующего на основании устава,с одной стороны и бухгалтер-кассир Потапова Ольга Романовна, именуемая в дальнейшем «Работник», с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем.

 

1.Работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенных ему Работодателем денежных ценностей, а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется:

 

а) бережно относиться к переданным ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) денежным средствам Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба;

б) своевременно сообщать Работодателю либо непосредственно руководителю о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему денежных средств;

в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке отчеты о движении и остатках вверенных ему денежных средств;

г) участвовать в проведении ревизии, иной проверке наличия вверенных ему денежных средств.

 

2.Работодатель обязуется:

а) создавать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенных ему денежных средств;

б) знакомить Работника с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими нормы материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю;

в) проводить в установленном порядке ревизии и другие проверки наличия вверенных работнику денежных средств.

3.Определение размера ущерба, причиненного Работником Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производятся в соответствии с действующим законодательством.

4.Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причине не по его вине.

5.Настоящий Договора вступает в силу с момента его подписания. Действие настоящего договора распространяется на все время работы с вверенным Работнику имуществом Работодателя.

 

6.Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй – у Работника.

7.Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.

 

 

Адреса сторон Договора: Подписи сторон Договора:

Работодатель 410056, г. Саратов,

Ильинский проезд, д. 25 Афанасьев Афанасьев А.Н.

Работник 410040, г. Саратов,

ул. Осенняя, д.15, кв.10 Потапова Потапова О.Р.

 

 

После инвентаризации аудитор проверяет:

 

– полноту и своевременность оприходования денежных средств, полученных по чекам;

– созданы ли необходимые условия для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и сдаче в банк;

– соблюдается ли лимит хранения денег в кассе;

– правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, Кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

– правильность ведения Кассовой книги и выведения остатков по ней;

– соответствие фамилий в платежных ведомостях фамилиям в других документах;

– соблюдается ли предел расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

– соблюдается ли порядок ведения кассовых операций с применением контрольно-кассовых машин.

 

Основные нарушения по кассовым операциям:

 

1.Прямое хищение денежных средств. Оно выявляется с помощью инвентаризации.

2.Неоприходование и присвоение поступивших денег. Выявляется сверкой учетных записей предприятия с записями банка, посредством анализа непогашенной задолженности сотрудников и других лиц.

3.Излишнее списание денег путем повторного использования документов или неправильных арифметических подсчетов. Выявляется сверкой кассовых отчетов с приложениями.

4.Присвоение сумм, начисленных разным лицам. Выявляется путем сличения подписей лиц, получивших денежные средства, и их опроса.

5.Отражение движения наличных денежных средств в кассовой книге за несколько дней на одном листе.

6.Отсутствие указания в приходных и расходных кассовых ордерах основания получения денежных средств.

7.Отсутствие доверенности на получение денег из кассы.

8.Записи в кассовой книге сделаны карандашом.

9.Выдача наличных денежных средств подотчетному лицу при отсутствии полного отчета по ранее выданному авансу.

10.Не прошита кассовая книга, не пронумерованы листы.

11.Не составляется реестр депонированных сумм.

 

 

Аудит расчетных операций

 

Целью аудита расчетных операций организаций является проверка соблюдения договорной и расчетной дисциплины, выполнения обязательств перед контрагентами, своевременности и точности отражения расчетных операций в учетных регистрах.

 

Задачи аудита расчетных операций:

 

1) проверка и подтверждение полноты и правильности проведенных инвентаризаций, расчетных операций и отражения их результатов в учете;

2) проверка и подтверждение правильности оформления первичных документов по приобретению материально-производственных запасов и получения услуг с целью подтверждения обоснованности кредиторской задолженности;

3) подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

4) проверка правильности оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

5) подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

6) проверка расчетов по недостачам и хищениям;

7) проверка законности и достоверности операций по расчетам с подотчетными лицами;

8) проверка своевременности и правильности расчетов с учредителями и отражения их в учете;

9) оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий;

10) проверка законности и правильности расчетов по совместной деятельности.

 

Источники информации:

 

1) организационно-распорядительные документы:

а) учетная политика организации;

б) договоры;

в) письма;

г) приказы о направлении работников в командировку;

 

2) первичные документы:

а) платежные поручения;

б) платежные требования

в) инкассовые поручения;

г) заявление на аккредитив;

д) чеки;

е) счета-фактуры;

ж) командировочные удостоверения;

з) авансовые отчеты с приложением оправдательных документов;

 

3) регистры аналитического учета;

 

4) регистры синтетического учета:

а) журналы-ордера;

б) Главная книга;

 

5) отчетность:

а) форма № 1 «Бухгалтерский баланс», группа статей «Активы»;

б) Справка к Бухгалтерскому балансу «Справка-расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей»;

в) форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

г) форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», раздел 2 «Дебиторская и кредиторская задолженности».

 

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками должен аудитор выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в правильности оформления и подлинности документов.

 

Аудитор при проверке должен обратить внимание на следующее:

 

1) имеются ли договоры на поставку продукции, выполнение работ услуг и правильность их оформления;

2) имеется ли у организации задолженность с истекшим сроком исковой давности;

3) правильно ли ведется аналитический учет по счету 60;

4) правильно ли ведется синтетический учет по счету 60;

5) соответствуют ли записи аналитического учета записям в Главной книге;

6) осуществлялась ли инвентаризация расчетов, правильно ли оформлялись ее результаты;

7) полностью ли оприходованы материальных ценностей от поставщиков (при этом сопоставляются данные об их количестве и стоимости по платежным документам с документами на их оприходование);

8) правильно ли списаны затраты с кредита счета 60 на себестоимость продукции, работ, услуг;

9) предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;

10) правильность отражения операций при оплате векселей;

11) имеются ли поставщики, осуществляющие поставку за иностранную валюту.

 

 

Пример 9

 

В ходе проверки расчетных операций ООО «Проект плюс» аудитор выявил ошибки в отражении операций, связанных с выдачей векселей, и предложил внести следующие изменения:

 

*Дебет 10 «Материалы», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – оприходованы строительные материалы;

*Дебет 19 «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям», Кредит 60 – отражен НДС по приобретенным строительным материалам;

*Дебет 60, Кредит 60, субсчет «Векселя выданные» – выдан вексель в оплату полученных ценностей;

*Дебет 60, субсчет «Векселя выданные», Кредит 51 «Расчетные счета» – погашена задолженность по векселю, выданному поставщику;

*Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 – произведен вычет по НДС.

 

 

В ходе проверки аудитору необходимо установить дату возникновения и причины образования кредиторской задолженности.

 

При аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками выявить участки работ с большими вероятностями ошибок и злоупотреблений позволяют основные процедуры. Среди таких процедур рекомендуется использовать:

 

1) анализ больших и необычных сумм и выявление их причин;

2) оценку большого и необычного снижения или увеличения в объемах покупок с целью установить, нет ли тенденции к снижению хозяйственной активности;

3) анализ всех случаев просроченной кредиторской задолженности и установление ее причин;

4) сверку кредитовых записей по журналу-ордеру с дебетовыми записями по счету 10 для выявления случаев несоответствия оприходования материалов и возникновения кредиторской задолженности;

5) сверку и подтверждение сальдо по основным поставщикам;

6) анализ счетов, вызвавших сомнение в части законности и экономической целесообразности;

7) сравнение сумм кредиторской задолженности на конец года с аналогичными документами за предыдущий год и выявление отклонений для определения тенденции изменения кредиторской задолженности.

 

Расчеты с покупателями ведутся на счете 62. При аудите операций по этому счету аудитору необходимо:

 

1) проверить наличие договоров на поставку;

2) установить реальность задолженности покупателей, что подтверждается актами инвентаризации расчетов с покупателями;

3) при наличии задолженности установить дату ее возникновения и причину образования;

4) установить наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности и какие меры были приняты по ее взысканию;

5) узнать, уплачены ли НДС и сумма авансовых платежей в счет предстоящих поставок товара;

6) определить правильность установления цен на отпускаемые материальные ценности (они должны соответствовать ценам, указанным в документах поставки);

7) определить правильность ведения аналитического учета по счету 62;

8) определить правильность оставления проводок по счету 62;

9) установить соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в Главной книге.

 

В ходе проверки аудитор должен проверить правильность списания задолженности. Она должна быть списана, если истек срок исковой давности (три года с того момента, как должник должен был исполнить свои обязательства, но не сделал этого); если стало известно, что долг нереален для взыскания.

 

Сумма списанной дебиторской задолженности уменьшает налогооблагаемую прибыль организации, а, значит, списать задолженность выгоднее в том периоде, когда у предприятия есть прибыль, сумма которой больше размера задолженности. В этом случае предприятие может сэкономить на налоге на прибыль.

 

 

Пример 10

 

На начало I квартала 2007 г. у ООО «Стройснаб» имеется дебиторская задолженность по ранее отгруженным, но не оплаченным товарам, срок исковой давности которой в этом квартале истекает. Сумма данной задолженности – 50 000 руб.

 

Налоговая база по налогу на прибыль в I квартале 2007 г. составила 75 000 руб. Бухгалтер сделал в учете следующие записи (по истечении срока исковой давности):

 

*Дебет 91/1, Кредит 62 – 50 000 руб. – списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;

 

*Дебет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» – 50 000 руб. – учтена за балансом списанная дебиторская задолженность.

 

Налоговая база по налогу на прибыль составила: 75 000 руб. – 50 000 руб. = 25 000 руб. Налог на прибыль: 25 000 руб.? 24 % = 6 000 руб.

 

Если бы предприятие продлило срок исковой давности, то задолженность не была бы списана, а налог на прибыль составил бы: 75000 руб. * 24 % = 18 000 руб. Следовательно, предприятие сэкономило 12000 руб. (18 000 руб. – 6000 руб.).

 

 

Невыгодно списывать задолженность, если в текущем периоде организация получила убыток или прибыль, сумма которой значительно меньше размера долга, а также в том случае, если известно, что должник перечислит деньги после того, как долг будет списан.

 

Для учета расчетов по возмещению материального ущерба, причиненного работниками организации в результате хищений, брака и недостач имущества предприятия, используется счет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Основными причинами хищения и недостач являются несоблюдение условий хранения материальных ценностей, формальное проведение инвентаризаций, отсутствие контроля за сохранностью имущества. Поэтому при проверке расчетов по возмещению материального ущерба аудитор должен основываться на результатах аудита материальных запасов, основных средств, денежных средств. При проверке расчетов по возмещению ущерба аудитору необходимо обратить внимание на:

 

1) причины возникновения материального ущерба;

2) правильность оформления и определения результатов инвентаризации имущества;

3) правильность и обоснованность списания недостач материальных ценностей, когда виновники не установлены;

4) ведение аналитического учета по счету 73-2;

5) соответствие записей аналитического учета по счету 73-2 записям в Главной книге.

 

Если виновные лица не найдены, учет потерь осуществляется другим способом.

 

 

Пример 11

 

Директор ООО «Факел» обнаружил факт хищения со склада продукции. После проведения инвентаризации было определена сумма ущерба – 45 000 руб. Бухгалтер ООО «Факел» должен сделать в учете следующие проводки:

 

1.Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» Кредит 41 «Товары» – 45 000 руб. – отражена фактическая стоимость утерянного товара;

2.Дебет 94, субсчет «Прочие расходы» Кредит 94 – 45 000 руб. – списана недостача товара на внереализационные расходы;

3.Дебет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» – 45 000 руб. – учтена недостача за балансом.

 

 

Аудитор обязательно должен проверить Постановления о приостановлении уголовного дела, которое является доказательством того, что организация обращалась в милицию, но виновный не найден.

 

Для расчетов с подотчетными лицами ведется счет 71. Аудит расчетов по этому счету проводится по таким направлениям, как:

 

1) проверка соответствия подотчетных лиц списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем организации;

2) проверка получения подотчетных сумм лицами, не отчитавшимися по ранее полученным суммам;

3) проверка соответствия фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они выданы;

4) проверка полноты оправдательных документов, прилагаемых к авансовому отчету;

5) проверка наличия приказа о направлении сотрудника в командировку;

6) проверка правильности возмещения командировочных расходов;

7) проверка выделения НДС в суммах командировочных расходов;

8) проверка отражения в учете НДС по приобретенным подотчетными лицами материальных ценностей;

9) проверка налогообложения подотчетных сумм;

10) проверка правильности определения остатков на конец расчетного периода по расчетам с подотчетными лицами, задолженности организации перед подотчетными лицами и подотчетного лица перед организацией (показываются отдельно);

11) проверка соответствия записей в записям в журнале-ордере.

 

Аудитору необходимо составить вопросник для проведения аудита (табл.12).

 

 

Таблица 12 Вопросы для проверки расчетов с подотчетными лицами

 

Типичные ошибки:

1) выдача денежных средств лицам, не указанным в списке, которым могут быть выданы денежные средства на расходы в соответствии с приказом руководителя;

2) выдача денежных средств подотчетным лицам, которые не являются работниками предприятия;

3) выдача денежных средств подотчетным лицам, которые не отчитались по ранее полученным суммам;

4) несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

5) отсутствие приказов о направлении сотрудников в командировку;

6) отсутствие командировочных удостоверений с отметками прибытия и убытия;

7) несоблюдение установленных норм командировочных расходов;

8) неправильность выделения НДС в суммах командировочных расходов.

 

Расчеты с учредителями по вкладам в уставный капитал учитываются на счете 75. Аудитору при проверке необходимо установить:

 

1) в каком размере и когда учредители внесли свои доли в уставный капитал;

2) в каком виде учредители внесли свою долю и как оформлены документы по взносам в уставный капитал;

3) правильность соответствия бухгалтерских проводок по формированию уставного капитала;

4) правильность удержания налога на доходы;

5) соответствие записей в первичных документах записям в Главной книге.

 

Аудит расчетов по претензиям ведется на счете 76-2 «Расчеты по претензиям».

 

Виды претензий:

 

1) при выявлении ошибок в счетах поставщиков;

2) претензии за обнаружение несоответствия качества, технических условий условиям заказа;

3) претензии при обнаружении недостач груза;

4) претензии за брак и простои;

5) претензии к банкам по суммам, ошибочно списанным со счета предприятия;

6) претензии по санкциям, применяемым к контрагентам.

 

Претензии предъявляются в письменной форме с приложением всех необходимых документов. При проверке расчетов по претензиям аудитор должен проверить:

 

1) обоснованность, своевременность и правильность оформления документов;

2) обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию;

3) правильность ведения аналитического учета;

4) правильность состояния бухгалтерских записей по счету 76-2.

 

По договору простого товарищества, т. е. о совместной деятельности, двое или более лиц обязуются объединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения прибыли и других целей. Внесенное товарищами имущество, произведенные в результате совместной деятельности и полученные от такой деятельности результаты признаются общедолевой собственностью. Пользование имуществом осуществляется по общему согласию. Прибыль распределяется пропорционально вкладам, если иное не предусмотрено в договоре. В плане счетов отсутствует специальный синтетический счет для учета операций, связанных с исполнением договоров простого товарищества. Деятельность товарищества учитывается на обособленном балансе, который специально открывается для этого. Активы и пассивы баланса не включаются в баланс юридических лиц. Стоимость общего имущества товарищей учитывается на счете 80 «Вклады товарищей». При аудите проверяются:

 

1) наличие договора о совместной деятельности;

2) операции, связанные с выполнением договоров простого товарищества;

3) правильность отражения в учете финансовых результатов, полученных от совместной деятельности;

4) правильность уплаты налогов по совместной деятельности.

 

Аудитор должен проверить правильность ведения учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

 

При проверке расчетов по оплате труда важно обратить внимание на соблюдение требований законодательных и нормативных актов о труде, наличие системных документов, связанных с оплатой труда; правильность начислений заработной платы и удержаний из нее; своевременность осуществления выплат по оплате труда, правильность ведения аналитического учета расчетов по оплате труда и отражения данных в бухгалтерской отчетности.

 

При проверке расчетов по социальному страхованию и обеспечению особое внимание нужно уделить правильности расчета пособий по временной нетрудоспособности.

 

Пример 12

Коршунова А.М. была принята на работу в ООО «Фантазия» 20 сентября 2005 г. В феврале 2007 года ею был представлен в бухгалтерию листок нетрудоспособности на отпуск по беременности и родам сроком 140 календарных дней (с 7 февраля по 26 июня включительно). Коршунова полностью отработала 12 месяцев, предшествующих отпуску. Пособие должно быть рассчитано исходя из среднего заработка. Оклад Коршуновой – 8 000 руб.

 

Заработная плата за последние 12 месяцев: 8 000 руб.? 12 мес. = 96 000 руб.

Расчетный период (с 1 февраля 2006 г. по 31 января 2007 г.) – 249 рабочих дней.

Среднедневной заработок: 96 000 руб. / 249 дн. = 385,54 руб.

Среднедневной заработок, рассчитанный исходя из максимального размера пособия, в феврале: 16 125 руб. / 21 дн. = 767,85 руб.

 

Так как среднедневной заработок, рассчитанный исходя из максимального размера пособия (767,85руб.), больше фактического среднедневного заработка (385,54 руб.), то пособие выплачивается исходя из среднедневного заработка Коршуновой А.М.:

 

385,54 руб.? 140 дн. = 53 975,60 руб.

 

Данная сумма выплачивается за счет средств ФСС России.

 

 

Особенности расчета пособий по временной нетрудоспособности:

 

Необходимо проверить правильность определения времени фактической работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором сотрудник заболел.

 

 

Пример 13

Аудитор в ходе проверки ООО «Полет» обнаружил, что в 2006 г. на предприятии не рассчитываются и не выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности. Аудитор предложил внести в учет изменения.

 

Сидорова А.С. работает в ООО «Полет» с 17 ноября 2005 г. С 24 декабря 2005 г. по 6 декабря 2006 г. она находилась в отпуске (декрет, отпуск по уходу за ребенком). В январе 2007 г. Сидорова А.С. заболела и отсутствовала на работе с 12 по 18 января (5 рабочих дней). Непрерывный стаж составляет 4 года. В январе 2007 года 17 рабочих дней.

 

Перед месяцем, в котором сотрудница заболела, она отработала 26 календарных дней. Ей было начислено 12 700 руб. Фактически в расчетном периоде Сидорова А.С. трудилась менее трех месяцев. Следовательно, размер больничных не должен превышать 1 100 руб. за полный календарный месяц.

 

Дневное пособие, рассчитанное исходя из минимального размера оплаты труда: 1 100 руб. / 17 дн. = 64,7 руб.

 

Сидорова проболела 5 рабочих дней. Первые два дня оплачиваются организацией. Сумма пособия, которую организация учтет при налогообложении прибыли: 64,7 руб.? 2 дн. = 129,4 руб.

 

За оставшиеся три дня болезни пособие выплачивается за счет ФСС России: 64,7 руб.? 3 дн. = 194,1 руб.

 

В результате сотрудница получит: 129,4 руб. + 194,1 руб. = 323,5 руб.

 

Пример14

 

Коновалов С.П. принят на работу в ООО «Конкрет» 15 сентября 2006 г. До этого времени трудового стажа он не имел. С 20 ноября по 28 ноября он находился учебном отпуске, а с 1 по 11 декабря находился в командировке. В январе 2007 г. сотрудник заболел и отсутствовал на работе в течение пяти рабочих дней (с 15 по 19 января 2007 г.). В январе 2007 г. – 17 рабочих дней.

 

Расчетный периодом для сотрудников, принятых в организацию менее одного года назад, является время, которое они фактически отработали до месяца болезни (сентябрь – декабрь 2006 г.). За этот период времени ему было начислено 36 000 руб.

 

До учебного отпуска Коновалов С.П. отработал 66 календарных дней (15 сентября – 19 ноября). После отпуска он отработал 33 дня (29 ноября – 31 декабря). В итоге он отработал 99 календарных дней. Пособие необходимо рассчитать исходя из средней заработной платы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.183.150 (0.222 с.)