Проблемы обязательного страхования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы обязательного страхования



Обязательное государственное страхование, как известно, призвано обеспечить материальные потребности государственных служащих и членов их семей, при нарушении их конституционных прав, таких как право на жизнь, право собственности и других. Таким образом, основным источником правового регулирования обязательного государственного страхования является Конституция РФ.

Обязательное страхование вводится в интересах общества и отдельных категорий его граждан, восполняет слабое развитие в период переходной экономики добровольного страхования, повышая защищенность экономики и населения.

Ответственность по определению общих рамок введения обязательных видов страхования возлагается на государственные структуры.

Общество в лице государства устанавливает обязательное страхование законом, которым обязывает определенный круг страхователей вносить фиксированные страховые платежи, а страховщика ¾ застраховать определенные объекты в том случае, когда необходимость возмещения материального ущерба задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. Таким образом, обязательное страхование осуществляется в силу закона, который определяет не только перечень подлежащих страхованию объектов, но и объем страховой ответственности, уровень и нормы страхового обеспечения, порядок установления тарифных ставок, периодичность внесения страховых платежей, основные права и обязанности страховщика и страхователя.

Для обязательного страхования характерен сплошной охват указанных объектов, обязанность страхования распространяется на объекты автоматически, действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей.

Отношения в области страхования регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», федеральными законами о видах обязательного страхования и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.

Глава 48 ГК РФ закрепляет:

¨ обязательное страхование жизни, здоровья и имущества других лиц или своей гражданской ответственности перед третьими лицами ¾ за свой счет либо за счет заинтересованных лиц,

¨ обязательное страхование жизни, здоровья и имущества граждан ¾ за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями ГК РФ и Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Согласно ст. 927 ГК РФ как при добровольном, так и при обязательном страховании страховое правоотношение возникает из договора, который заключают между собой страхователь и страховщик. Различие состоит в том, что при добровольном страховании действует общий принцип, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а обязательное страхование является частным случаем установленного законом понуждения к заключению договора.

В случае установленного законом обязательного страхования заключение договора является обязательным для страхователя. Для страховщика же оно становится обязательным только тогда, когда речь идет о личном страховании.

Проводимые в современных условиях виды обязательного страхования объединяются в три основные группы:

¨ обязательное медицинское страхование за счет отчислений предприятий и фирм, дающее преобладающую часть страховой премии,

¨ обязательное страхование за счет федерального бюджета военнослужащих, сотрудников правоохранительных и таможенных органов, работников налоговых и других служб,

¨ обязательное страхование пассажиров на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте.

Ведущее место среди обязательных видов занимает медицинское страхование. Можно предположить, что и в дальнейшем обязательное медицинское страхование будет развиваться высокими темпами и сохранит лидирующее положение в этой отрасли страхования. Конечно, в медицинском страховании имеются свои нерешенные вопросы, однако их рассмотрение выходит за рамки нашей темы.

Сейчас в России законодательными и иными нормативными актами предусмотрено проведение более 40 видов обязательного страхования, однако ни один из этих нормативных актов в части, связанной с обязательным страхованием, не соответствует требованиям ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Порядок и условия проведения большинства из видов обязательного страхования не определены.

В настоящее время перечень видов обязательного страхования не является до конца продуманным и полным. Среди них нет ряда видов обязательного страхования, которые могли бы явиться основой стабильности в обществе. До сих пор в стране не введено обязательное страхование ответственности владельцев автотранспорта и других общественно значимых видов обязательного страхования.

Рассматривая порядок и условия проведения обязательного государственного страхования, следует отметить, что право государственных служащих на обязательное государственное страхование закрепляется в федеральных законах, регулирующих прохождение соответствующего вида государственной службы.

Принятые законодательные акты во многом расширили рынок страхования профессиональной ответственности. Вместе с тем необходимо прекратить практику необоснованного и неупорядоченного введения новых видов обязательного страхования, порождаемую, в том числе стремлением к созданию новых внебюджетных ведомственных фондов, критически оценить обоснованность и эффективность уже существующих. В сжатые сроки следует регламентировать порядок осуществления уже введенных видов обязательного страхования, пересмотреть либо отменить ряд действующих нормативных актов, устанавливающих отдельные виды обязательного страхования.

В Российской Федерации реализуется неэффективный подход к страхованию работников от несчастных случаев на производстве. Отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью работников в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей регулируются гражданским законодательством (гл. 59 ГК РФ). Принятый в 1998 г. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» трансформирует отношения, уже урегулированные гражданским законодательством как обязательства вследствие причинения вреда, в социально-страховые отношения, что привело к резкому усложнению положения работодателей. Принятие указанного закона есть не что иное, как скрытая форма дополнительного налога на работодателей. С другой стороны, нет никакой уверенности, что государство сможет осилить финансовое бремя по обеспечению страховых выплат, которое на него ложится. В связи с вышеизложенным положительным решением этого вопроса, которое также может вызвать существенное оживление на российском страховом рынке, является введение обязательного страхования ответственности работодателей за вред, причиненный жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей.

Вместе с тем до сих пор нерешенной остается проблема разграничения предметов регулирования обязательного страхования и государственного социального страхования.

В дальнейшем необходим закон об экологическом страховании.

Особо важное значение имеет сельскохозяйственное страхование. Приоритетным должно быть обязательное сельскохозяйственное страхование, проводимое при поддержке государства с охватом всех сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от форм собственности.

В качестве первоочередных мер в области обязательного страхования представляется осуществление ряда программ обязательного государственного страхования (страхование военнослужащих, государственных служащих, государственного имущества). Следует продолжить совершенствование обязательного страхования военнослужащих, сотрудников МВД, работников налоговых, таможенных служб и некоторых других категорий служащих, проводимого за счет средств федерального бюджета, а также обязательного медицинского страхования, осуществляемого за счет государственных внебюджетных фондов, учитывая, что их механизм недостаточно эффективен.

В настоящее время практически отсутствуют конкретные механизмы проведения обязательного противопожарного страхования, страхования ответственности организаций, использующих атомную энергию и другие опасные производства, а также ответственности прииспользовании гидротехнических сооружений. В связи с этим необходима разработка соответствующих нормативно-правовых актов.

Таким образом, принятие законов об обязательном страховании некоторых видов ответственности становится объективно необходимым.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущей главе

Раздел 11. Право в сфере образовательной деятельности и культуры

Перед изучением данного раздела внимательно прослушайте введение к разделу. Затем изучите последовательно материалы глав раздела, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Нормативно-правовые акты». После изучения каждой главы рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех глав прослушайте основные выводы по разделу. Затем проверьте свои знания по разделу, выполнив контрольные задания.

 

Глава 29. Правовое регулирование в сфере образовательной деятельности и культуры

Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ¾ обязанность государства.

Согласно ст. 43 и 44 Конституции РФ права на образование и культурную деятельность относятся к основным правам человека. Основные права и свободы человека не зависят от воли субъекта и являются естественными, неотъемлемыми правами личности, данными гражданину от рождения, которые не могут быть переданы другому лицу, быть отчуждены и не подлежат оценке; от них нельзя отказаться.

Конституционные гарантии права на образование и культурную деятельность предусматривают следующее:

1. Законодательное закрепление деятельности, обязанностей государства, имеющих сложный состав и структуру, направленных на обеспечение свободного доступа граждан к получению образования и ведению культурной деятельности, создание необходимых условий для получения образования и ведения культурной деятельности.

2. Действия органов государства, местного самоуправления по реализации закрепленных в нормативных правовых актах предписаний, обусловливающих реальное обеспечение получения образования и ведения культурной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и культуры

Законодатель выделяет два уровня нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования и культуры: федеральный и региональный.

В свою очередь, как федеральное, так и региональное законодательство включают законодательные и иные нормативные правовые акты.

Федеральные законы в области образования и культуры принимаются для того, чтобы:

¨ разграничить компетенцию и ответственность в области образования и культуры федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

¨ регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования и культуры, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации;

¨ вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми те осуществляют собственное правовое регулирование в области образования и культуры.

Субъекты РФ в соответствии со своей компетенцией могут принимать в области образования и культуры законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в этих областях. Более того, законодатель устанавливает, что региональные законы и иные нормативные правовые акты не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ.

Федеральный уровень законодательства в области образования и культуры.

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования и культуры представлена:

1) Конституцией РФ;

2) Законом РФ «Об образовании»;

3) Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании»;

4) Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

5) Иными «профильными» федеральными законами, т. е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования и культуры;

6) «Непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования и культуры.

Конституция РФ.

Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Наряду со ст. 43 отдельные положения, регулирующие отношения в образовании, содержатся и в других статьях Основного Закона: так, в п. 1 ст. 72 общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

Статья 44 Конституции РФ посвящена культурной деятельности гражданина, в ней раскрываются его права и обязанности. Каждому гражданину РФ гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собственности. Все граждане РФ имеют право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3226-I.

Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

3. Федеральных закон «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.029 с.)