Раздел 3. Основы административного права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Основы административного права



Перед изучением данного раздела внимательно прослушайте введение к разделу. Затем изучите последовательно материалы глав раздела, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Нормативно-правовые акты». После изучения каждой главы рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех глав прослушайте основные выводы по разделу. Затем проверьте свои знания по разделу, выполнив контрольные задания и ответив на вопросы для самоконтроля, приведенные ниже.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие административного права.

2. Источники и принципы административного права.

3. Особенности административно-правовых отношений.

4. Административная ответственность и виды административных взысканий.

 

Глава 12. Основные понятия административного права

Административное право ¾ это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio ¾ управление, руководство). Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются и развиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и территориального деления.

Признаки органов государственного управления:

1) наличие управленческого аппарата;

2) исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;

3) используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

¨ управление различными сферами экономики;

¨ выполнение задач по социокультурному строительству;

¨ обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;

¨ реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Предмет административного права составляют отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ; отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Субъектами административных правоотношений выступают федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации), граждане.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права, как государственные служащие (должностные лица). Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями. В первую очередь, стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон ¾ участников административно-правовых отношений. Сравнение административно-правового и гражданского правового методов позволяет выявить особенности каждого из них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив, исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права, но прежде всего с конституционным правом. Административное право делится на Общую и Особенную части. Общую частьадминистративного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций.

Особенная частьадминистративного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества и государства.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.57 (0.004 с.)