Финансовая помощь как межбюджетный трансферт. Фонды поддержки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая помощь как межбюджетный трансферт. Фонды поддержки



Законодательство не закрепляет дефиницию финансовой помощи, в то же время активно оперирует соответствующим понятием. Согласно сложившейся теории бюджетного права финансовая помощь¾денежные средства, перечисляемые в бюджет одного общественно-территориального образования из бюджета другого общественно-территориального образования на основе безвозмездности и безвозвратности как результат установленного нормами права распределения финансовых ресурсов между входящими в состав государства общественно-территориальными образованиями с недостаточной бюджетной обеспеченностью, в целях покрытия расходов на реализацию публичных задач и функций, поддерживающих благополучное развитие общества3.

Законодательство ¾ ст. 129, 135 БК РФ ¾ закрепляет дотации и субсидии в числе видов финансовой помощи.

Дотации ¾ это «бюджетные средства, предоставляемые бюджету бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе» (ст. 6).

Бюджетный кодекс РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат, их предоставление не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования ресурсов. Вместе с этим отсутствие прямого указания Бюджетного кодекса РФ на целевое использование дотаций не дает оснований утверждать, что они являются «нецелевой» финансовой помощью. С учетом принципа целевого использования бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) целевому характеру отвечает финансовая помощь в целом. Признаку целевой направленности должен соответствовать и конкретный вид помощи ¾ дотация. Статьи 131, 137-138 БК РФ предусматривают выделение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований. Конкретные расходы, в рамках финансового года требующие средств дотаций, устанавливаются правовым актом о бюджете на очередной финансовый год. Как показывает практика, ежегодно, как правило, планируется выделение дотаций из федерального бюджета на реализацию следующих задач:

а) содержание инфраструктуры города Байконура на финансирование расходов города Сочи (п. 1 ст. 45 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. «О федеральном бюджете на 2005 год»)4;

б) поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ (ст. 43 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год»);

в) возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления (Приложение 18 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год») и некоторых других задач и мероприятий.

Для предоставления финансовой помощи в виде дотаций Российской Федерацией субъектам РФ в составе федерального бюджета формируется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. В составе бюджетов субъектов РФ для предоставления дотаций муниципальным образованиям создаются региональные фонды финансовой поддержки поселений (муниципальных районов, городских округов). В составе бюджетов муниципальных образований планируется районный фонд финансовой поддержки поселений (ст. 137, 138 БК РФ).

Объем формируемого в составе бюджета фонда финансовой поддержки соответствующего уровня и получатели конкретного объема финансовой помощи утверждаются ежегодным правовым актом о бюджете.

Существует и иной вид финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям ¾ субсидии. Под субсидиями как видом финансовой помощи понимаются бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

Из приведенной дефиниции субсидий можно сделать вывод о следующих присущих им специфических признаках.

Во-первых, субсидии предоставляются в качестве помощи общественно-территориальным образованиям на финансирование объекта либо мероприятия лишь в определенной доле от требующегося объема средств.

Во-вторых, субсидии имеют строго целевой характер, т. е. направляются для осуществления заранее определенных бюджетных расходов.

Исходя из ст. 132, 139 БК РФ среди расходов, финансируемых субсидиями, следующие:

а) расходы на инвестиционные программы (проекты) развития общественной инфраструктуры;

б) расходы на поддержку созданных субъектами РФ фондов муниципального развития;

в) расходы на федеральные целевые программы регионального развития;

г) расходы на финансирование приоритетных социально значимых расходов.

Инвестиционный проект ¾ обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций. Перечни инвестиционных проектов образуют инвестиционные программы (ст. 1, 13 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»)5.

Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих решение задач в области экономического, социального и культурного развития государства6.

Социально значимые расходы ¾ это затраты, производимые из бюджета государства (муниципальных образований), обеспечивающие развитие общества, благотворно сказывающиеся на уровне обеспеченности населения, т. е. соответствующие реализации социально-экономической функции государства. Среди расходов на приоритетные социально значимые расходы: затраты на оплату медицинского обслуживания, обучение в учебных заведениях и др. Согласно социальному характеру расходов, предусматривается направление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и т. д. (ст. 40 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год»).

Средства, необходимые для предоставления субсидий для финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры и субсидий для финансирования приоритетных социально значимых расходов, сосредоточиваются в фонде регионального (муниципального) развития и фонде софинансирования социальных расходов соответственно (ст. 132, 139 БК РФ).

Объемы этих фондов в составе бюджета конкретного финансового года устанавливаются правовым актом о бюджете на финансовый год.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущей главе

 

1 См.: Карасева М. В. Бюджетный кодекс РФ и развитие бюджетного федерализма // Хозяйство и право. 2002. № 7. С. 71; Пешкова Х. В. Правовое регулирование финансовой помощи общественно-территориальным образованиям. Теория и практика. Воронеж, 2005. С. 168-174.

2 Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2005. № 1, ч. 1. Ст. 12.

3 См.: Пешкова Х. В. Правовое регулирование финансовой помощи общественно-территориальным образованиям. Теория и практика. С. 82-83.

4 Собрание законодательства РФ. 2004. № 52, ч. 1. Ст. 5277.

5 Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1096; 2004. № 35. Ст. 3607.

6 Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. (в ред. от 25 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 28. Ст. 2669; 2004. № 52, ч. 2. Ст. 5506.

 

Глава 27. бюджетный процесс



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.015 с.)