Финансовая система Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система Российской Федерации



Финансовая система Российской Федерации подразделяется:

1) бюджетная система (состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления (муниципалитетов);

2) внебюджетные централизованные целевые фонды;

3) внебюджетные децентрализованные целевые фонды;

4) финансы хозяйствующих субъектов всех форм собственности (предприятий, объединений, организаций, учреждений) и отраслей народного хозяйства;

5) страховые фонды;

6) кредит (государственный и банковский).

Все перечисленные звенья финансовой системы Российской Федерации в настоящее время существуют относительно самостоятельно. Они представлены соответственно на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, а также на уровне местного самоуправления. Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений.

Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Под ней понимают совокупность денежных отношений (т. е. общественных), возникающих у государства по поводу формирования и использования специальных денежных фондов, предназначенных для финансирования национальной экономики, нужд обороны и безопасности страны, государственного управления. Существует федеральный (т. е. общегосударственный централизованный денежный фонд) бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц, а также за счет кредитов и других источников.

Внебюджетные целевые фонды ¾ это система экономических отношений по поводу создания и использования специальных финансовых ресурсов в целях социального развития. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд службы занятости и др. Они имеют строго целевое назначение. Средства этих фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц, а также добровольных взносов (пожертвований).

Финансы предприятий всех форм собственности ¾ исходное звено, основа всей финансовой системы. Это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для экономического развития и социальных нужд его работников. Формируются непосредственно из прибыли в результате деятельности предприятий.

Имущественное и личное страхование ¾ это формирование страховых фондов с целью возмещения материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями и другими непредвиденными обстоятельствами. Источники образования этих фондов ¾ обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Страхование перестало быть только государственной монополией. В настоящее время страхование развивается как особый вид предпринимательской деятельности и за ним большое будущее. Однако оно требует специального разрешения ¾ лицензии и находится под особым контролем государства.

Кредит ¾ это привлечение и аккумуляция свободных средств, предоставляемых для использования на принципах возвратности. Различают государственный кредит ¾ отношения по временному использованию государством денежных средств (юридических и физических лиц). Государство в этом случае является заемщиком. Образуется государственный внутренний долг (в форме государственных займов и др.). Банковский кредит ¾ отношения по предоставлению временно свободных средств юридическим и физическим лицам на условиях возмездности и возвратности. Формируется главным образом за счет денежных средств, хранящихся в банках.

В юридической литературе понятие «финансовая система» употребляется в двух смыслах. Во-первых, это как совокупность финансовых институтов, о чем говорилось выше, а во-вторых, как совокупность финансовых учреждений страны.

Финансовая система как совокупность государственных органов и учреждений ¾ это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства.

Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. Практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Их можно разделить на три вида. Органы общей, специальной и функциональной компетенции.

Органы общей компетенции имеют правомочие воздействовать на все сферы общественной жизни. К ним относятся, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Органы специальной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность субъектов одной сферы. К ним, например, относятся Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ. Органы функциональной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность всех субъектов независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, но в пределах ограниченного круга задач.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти. Минфин России обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита, регулирует и контролирует всю сеть банков и кредитных организаций в России. К финансовым органам относятся также органы, занимающиеся непосредственно аккумуляцией денежных средств, это органы налоговой и таможенной служб.

Правительственные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Для более эффективной своей деятельности все эти государственные органы используют различные методы.

Метод собирания (мобилизации) фондов денежных средств тесно связан с налоговым методом, который используется для изъятия части доходов юридических лиц и граждан в бюджеты определенного уровня. В отличие от налогового метода, которому, как видите, свойствен принудительный характер, применяется метод добровольного привлечения денежных средств ¾ покупка облигаций, государственных ценных бумаг, вклады населения в банки и т. д.

С помощью метода страхования образуются страховые фонды.

При распределении государственных денежных средств применяются основные методы осуществления финансовой деятельности: метод финансирования ¾ безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств и метод кредитования¾ выделение средств на началах возмездности и возвратности. Они определяются тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов.

Методы обязательных и добровольных платежей ¾ используются для создания централизованных государственных фондов. В качестве обязательных платежей выступают налоги, сборы, пошлины, платежи по обязательному государственному страхованию (страхование пассажиров), обязательные отчисления банков при создании страхового фонда Центробанка и др.

Поступление денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также их использование осуществляется методом безналичных денежныхрасчетов и платежами наличными денежнымисредствами.

Методы финансовой деятельности государства не статичны, а динамичны и меняются во времени в соответствии с теми задачами, которые имеют первостепенное значение для прогресса страны. Так, в настоящее время интенсивно развивается финансовый рынок реализации ценных бумаг ¾ акций, облигаций и др. Он используется для формирования фондов предприятий, организаций, а также для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления.

В итоге хочу еще раз напомнить, что финансовая деятельность государства ¾ это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, управления.

Следует признать, что лучший способ управления государством ¾ это управление при помощи денег и лучшего средства управления человечество пока не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, таким образом государство стимулирует или наоборот сокращает деятельность по определенным направлениям. Примером этому служит современное развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности. Поправить существующее положение можно, только направив на развитие этих сфер необходимое количество денежных средств, аккумулируя и перераспределяя их через централизованные и децентрализованные денежные фонды.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны.

Главной целью деятельности государства, в том числе финансовой, должно быть создание условий, которые обеспечат достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ). Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ.

Государство использует разные принципы в своей финансовой деятельности.

Принцип прямой финансовой поддержки. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в различные сферы общественной жизни с учетом приоритетности финансируемых мероприятий и в соответствии с внутренними и внешними условиями развития страны. Финансовая деятельность государства создает необходимую материальную базу, достаточную для функционирования органов государственной власти и управления.

Принцип косвенной поддержки ¾ в виде предоставления налоговых льгот, предоставления беспроцентных кредитов, налоговых отсрочек и т. п.

Принцип федерализма ¾ распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также местным самоуправлением. Это важно для регулирования и координации развития в масштабах всей страны и на отдельных территориях. При этом выделяются сферы финансовой деятельности, находящиеся в ведении как федеральных органов, так и органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Межотраслевой принципотличает финансовую деятельность государства от иных сфер деятельности, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Финансовый контроль также распространяется на все органы власти и управления, а также на все организации, предприятия и учреждения.

Правовое регулирование финансовой деятельности государства осуществляется на основе норм финансового права. В процессе финансовой деятельности государство с помощью правовых норм регулирует права, обязанности и ответственность субъектов, участвующих в этой деятельности. Финансовое право ¾ это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств.

Предмет финансовогоправа ¾ общественные (финансовые) отношения (бюджетные, налоговые, расчетно-кредитные, валютные, отношения в связи с контролем за финансовой деятельностью), возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств. В предмет финансового права входят общественные отношения, возникающие в процессе построения структуры финансовой системы, распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением, отношения по регулированию всей финансовой деятельности.

Как самостоятельная отрасль права, финансовое право является совокупностью юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от субъектного состава финансовые отношения, составляющие предмет финансового права, могут быть разделены на следующие группы отношений:

а) между Россией, ее субъектами и местным самоуправлением,

б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и юридическими лицами, с другой,

в) между государственными или муниципальными финансово-кредитными органами,

г) между государственными или муниципальными предприятиями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления,

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой,

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой в вопросе внесения обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Метод той или иной отрасли права зависит от характера общественных отношений, которые она (отрасль) регулирует, от правового статуса субъектов этих отношений. Исходя из вышесказанного в отношении предмета финансового права, можно констатировать обусловленность метода финансового права особенностями финансовых правоотношений.

Метод финансового права базируется на способах предписания, дозволения и запрета, по сути является властно-стоимостным методом. Он обусловлен юридическим неравенством сторон финансовых отношений, реализуется через государственно-властные предписания и стоимостной механизм воздействия на участников финансовых правоотношений.

Основной метод финансового права ¾ государственно-властные предписания, которые касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных средств и т. п.

В настоящее время большее значение стали приобретать и другие методы: рекомендации, согласования и т. п. Данные методы применяются в процессе регулирования общественных отношений, возникающих между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и местного самоуправления (например, при решении вопросов совместного ведения в области налогообложения).

Система финансового права. Финансовое право ¾ самостоятельная отрасль права, которая имеет внутреннюю структуру. Эта структура возникает вследствие объединения правовых норм в определенные правовые институты. Под правовым институтом понимают группы взаимосвязанных правовых норм, которые регулируют более узкие области однородных общественных отношений внутри сферы финансовой деятельности. Порядок их расположения и изучения внутри отрасли права объективно обусловлен самой финансовой системой. Структура отрасли финансового права соответствует структуре общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

Обобщим сказанное в форме следующего определения: под системой финансового права понимают единство, взаимосвязь и дифференциацию финансово-правовых норм по отдельным институтам с учетом особенностей содержания регулируемых ими общественных отношений.

Как самостоятельная отрасль финансовое право имеет общую иособенную части.В системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней соответствующих звеньев.

Общая часть объединяет правовые нормы, которые регулируют наиболее общие вопросы, имеющие значение для всех институтов финансового права. Это:

¨ общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, круг и компетенция органов государственной власти;

¨ правовое положение субъектов, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое поло финансовых правоотношений;

¨ правовые основы финансового контроля в государстве.

Особеннаячасть состоит из отдельных институтов. Финанасово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие относительно узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений.

Основным из них является институт бюджетного права. В бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, обеспечивающие функционирование государства и его органов власти.

Нормы финансового права России содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов или источниках.

В целях регулирования финансовой деятельности государство использует самый действенный регулятор ¾ право. Следовательно, юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они весьма многообразны и классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от того, какие органы издают финансово-правовые акты, они подразделяются на две группы: акты органов государственной власти и акты органов государственного управления. По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

К источникам финансового права можно отнести Конституцию РФ, кодексы и федеральные законы, федеральные конституционные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распределения денежных средств, ¾ финансовые отношения, которые обусловлены необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений. Они имеют определенные особенности. Одним из субъектов этих правоотношений всегда выступает государство. Объектом всегда являются деньги или денежные отношения. Права и обязаности субъектов финансовых отношений определяются не договорами, а непосредственно законами или подзаконными актами.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущей главе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.024 с.)