Глава 9. Президент Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Президент Российской Федерации



Основы конституционного статуса Президента РФ. Конституция Российской Федерации в гл. 4 определяет правовой статус Президента Российской Федерации. Место Президента РФ в системе федеральных государственных органов власти определяется его статусом главы государства. В связи с этим он выполняет следующие функции: является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласование власти (ст. 80).

Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях

Свои полномочия Президент получает непосредственно от народа. Он избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избранным может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81).

Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в нескольких случаях: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности (ст. 92).

Гарантией против установления режима личной власти является положение Конституции о невозможности занятия должности Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд (ст. 81).

Вступление в должность Президента РФ связано с принесением им в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ присяги, текст которой определен Конституцией РФ (ст. 82).

Полномочия Президента РФ определены Конституцией РФ (ст. 83-90 и некоторые другие). Их можно классифицировать по нескольким группам.

Полномочия Президента РФ в связи с формированием федеральных органов государственной власти и Аппарата Президента: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ федеральных министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ.

Полномочия Президента РФ в связи с деятельностью Федерального Собрания: назначает выборы Государственной Думы; назначает референдум; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент РФ может распустить Государственную Думу в трех случаях: а) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; б) если Государственная Дума в течение трех месяцев после выражения ею недоверия Правительству РФ повторно выразит такое недоверие; в) если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству после постановки такого вопроса Председателем Правительства РФ.

Полномочия Президента РФ в связи с деятельностью Правительства: имеет право председательствовать на заседании Правительства; издает указы, определяющие основные направления деятельности Правительства РФ; может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам.

Полномочия Президента РФ в сфере внешнеполитической деятельности Российской Федерации: определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство такой политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Полномочия Президента РФ в сфере военной политики, обороны и в связи с чрезвычайными обстоятельствами: утверждает военную доктрину; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; присваивает высшие воинские звания; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Как глава государства Президент РФ выступает своего рода арбитром в споре между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Для этого он может прибегать к согласительным процедурам, а также передавать разрешение споров на рассмотрение соответствующего суда.

Свои полномочия Президент РФ осуществляет, издавая указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90). Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91).

Отрешение Президента РФ от должности возможно в связи с государственной изменой или совершением им иного тяжкого преступления.В Конституции РФ определяется процедура такого отрешения (ст. 93).

Обвинение выдвигается Государственной Думой, которая принимает решение об этом двумя третями голосов от общего числа ее депутатов по инициативе не менее одной трети ее состава. РешениеГосударственной Думы подтверждается заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение об отрешении от должности Президента РФ принимает Совет Федерации при голосовании, проводимом в том же порядке, что и в Государственной Думе при выдвижении обвинения против Президента РФ.

Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента РФ от должности в срок, не превышающий трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущей главе

 

Глава 10. Федеральное Собрание Российской Федерации

Основы конституционного статуса Федерального Собрания Российской Федерации. Конституция РФ в гл. 5 определяет статус Федерального Собрания как парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа Российской Федерации (ст. 94). Это постоянно действующий орган. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Основная функция Федерального Собрания ¾ принятие законов (ст. 95).

Принципом формирования Совета Федерации является представительство субъектов Федерации. Каждый из 89 субъектов независимо от их статуса представлен в Совете Федерации двумя членами: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95). Конституция РФ установила срок деятельности Государственной Думы ¾ четыре года (ст. 96).

Каждая из палат имеет свои полномочия. К ведению Совета Федерации относятся следующие полномочия (ст. 102):

¨ утверждение изменения границ между субъектами РФ;

¨ утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

¨ решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

¨ назначение выборов Президента РФ;

¨ отрешение Президента РФ от должности;

¨ назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

¨ назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

¨ назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума имеет следующие полномочия(ст. 103):

¨ дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

¨ решение вопроса о доверии Правительству РФ;

¨ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

¨ объявление амнистии;

¨ выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Процедура принятия закона в Федеральном Собрании называется законодательным процессом. Он состоит из нескольких стадий, которые регулируются Конституцией и регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105). Совет Федерации участвует в принятии законов путем одобрения их.

Законодательный процесс начинается с законодательной инициативы(ст. 104). Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. По вопросам своего ведения такое право имеют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ. Проекты федеральных законов вносятся в Государственную Думу.

Далее проходит обсуждение законопроектов в Государственной Думе и Совете Федерации, которое подробно регулируется регламентами палат Федерального Собрания, состоит из нескольких чтений, позволяющих всесторонне обсудить проект закона.

Принятие закона ¾ следующая стадия законодательного процесса. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Установлены особые правила принятия федеральных конституционных законов. За них должно проголосовать не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы. После этого они обязательно направляются в Совет Федерации, где должны получить одобрение не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

После принятия закона Государственной Думой он в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет закон большинством голосов своих членов. Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не рассмотрит закон, он считается одобренным. Если же Совет Федерации отклонит федеральный закон, для преодоления возникших между палатами разногласий может создаваться согласительная комиссия. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой.

В случае несогласия с решением Совета Федерации Государственная Дума при повторном голосовании для принятия закона должна получить не менее двух третей от общего числа депутатов.

Конституция перечисляет вопросы, по которым должны быть обязательно приняты законы, рассмотренные Советом Федерации (ст. 106). Это: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статус и защита государственной границы РФ, вопросы войны и мира. В отношении других законов действует правило: если в течение четырнадцати дней Совет Федерации не приступил к рассмотрению закона, направленного ему Государственной Думой, закон считается принятым по умолчанию.

Последняя стадия законодательного процесса ¾ подписание и обнародованиефедерального закона. Президент подписывает закон в течение четырнадцати дней. Если в течение этого времени он отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации повторно, в установленном порядке, будут рассматривать закон. В случае одобрения его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы закон должен быть подписан в течение семи дней и обнародован. Федеральный конституционный закон подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и не может быть им отклонен.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают особым статусом. Они имеют права, позволяющие им активно работать в палатах Федерального Собрания, несут обязанности, обладают неприкосновенностью.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.006 с.)