Стратегия и тактика производственных решений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия и тактика производственных решений



 

Стратегическое планирование, как известно, обеспечивает основу для принятия всех управленческих решений.

Стратегические решения в области производства обычно предусматривают долгосрочную взаимоувязку ресурсов компании. Тактические решения являются краткосрочными (как правило, один год) и служат для обеспечения стратегических.

Стратегические решения могут быть классифицированы по следующим общим категориям:

1. Выбор процесса производства. Сборочный конвейер или отдельные производственные процессы с необходимым уровнем специализации труда?

2. Решения по производственным мощностям. Какой размер предприятия и его рассредоточения предпочтительны с учетом возможностей его организаторов и имеющегося спроса? Как определить местоположение предприятия: вблизи рынков сбыта, источников сырья, рабочей силы?

3. Вертикальная интеграция. Покупать или выпускать самим исходные материалы, полуфабрикаты, если да, то какие?

4. Организация использования собственной рабочей силы. Специализация? Комплексность? Взаимозаменяемость?

5. Технология производственных процессов. Лидерство, покупка лицензий или использование опыта других?

6. Материально-техническое обеспечение. Организация складского хозяйства или поставка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих "точно во - время".

7. Распределение готовой продукции. Определение объемов производства продукции на склад и по конкретным заказам.

Специфика стратегии производства и международная конкуренция выявила три весьма важных организационных принципа. Это, во-первых, производство по принципу "Точно во-время"*, в соответствии с которым фирма стремится получить все материалы и комплектующие точно в то время, когда они необходимы для производства конечного изделия. При такой схеме поставщик должен доставлять комплектующие изделия на сборку несколько раз в день, а не раз в неделю, как это обычно принято.

Вторая важная идея состоит в комплексном контроле качества (так называемая концепция "делать правильно с первого раза"). В этом случае качество обеспечивается путем включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного объекта на всех этапах изготовления изделия. Роль выделенного специального органа при этом уменьшается, а роль контроля качества на каждом рабочем месте возрастает.

Третий и тесно связанный с предыдущими стратегический принцип заключается в комплексном профилактическом обслуживании. На производственных рабочих возлагается обязанность тщательно проводить профилактику и обслуживание оборудования, чтобы исключить его поломки и отказы. Этот принцип требует гибкости квалификационной характеристики рабочих, которые должны уметь выполнять несколько задач, иметь широкий профиль смежных специальностей, практическое применение которых значительно повышает надежность производства и ведет к росту его эффективности.

 

 

Раздел 2. Основные проектные решения производственного менеджмента

Глава 6. Проектирование продукции и производственных процессов

Проектирование изделий

 

Проектирование изделий должно быть нацелено на удовлетворение потребностей покупателя. Предприятие в своей повседневной деятельности обязано вести наблюдения за спросом на каждый вид продукции, выпускаемой фирмой, а также замечать перемены в товарном предложении конкурентов и изменения в технологии производства.

Чуткая реакция на положение рыночного спроса вынуждает фирму проводить целенаправленный поиск новых идей и новых товаров.

Учитывая, что разработка нового продукта осуществляется в течение нескольких и более лет (от зарождения идеи до момента получения чистой прибыли), предприятие в значительной мере заинтересовано в сокращении данного периода, стремится всячески ускорить течение процесса, не допуская, однако, чрезмерного риска.

Кроме того, необходимо также считаться с тем, что новые продукты и изделия легче "адаптируются" к условиям функционирования фирмы, если они аналогичны предшествующим с точки зрения производства и сбыта. И гораздо сложнее обстоит дело с "чужеродными" товарами, в производстве которых фирма не имеет ни опыта ни знаний.

С учетом вышеизложенного, процесс создания нового продукта можно разделить на следующие основные этапы:

1. Анализ потребностей в прогнозируемых изделиях.

2. Поиск идеи нового товара.

3. Предварительная оценка идеи и выбор наиболее приемлемого пути ее осуществления.

4. Исследование потребительских свойств нового продукта и предварительный анализ рынка.

5. Выбор критериев проектируемого изделия в соответствии с требованиями рынка.

6. Определение необходимых свойств изделия на основе выбора альтернатив проектных характеристик.

7. Изучение особенностей процесса производства и возможности адаптации нового продукта к существующим условиям фирмы.

8. Проектирование нового продукта.

9. Проектирование процесса производства.

10. Организация опытного производства и пробного сбыта.

11. Переход к серийному производству и осуществлению комплексной программы маркетинга.

Следует иметь в виду, что по окончании каждого этапа проводится всесторонняя ревизия достигнутых результатов, на основании которых возможно возвращение с любого этапа на любой предшествующий этап с повторением изложенных процедур. Таким образом, данные действия носят итеративный характер и позволяют достичь достаточно надежный результат.

Рассмотрим кратко сущность каждого этапа.

Анализ потребностей и прогнозов о новых изделиях. На возникновении потребностей обычно оказывают влияние научные исследования, решения центральных органов, мнение потребителей, продукция конкурирующих фирм или их сочетание.

Исходная информация должна быть максимально конкретной и релевантной. Очень важно на данном этапе учитывать не сиюминутные запросы потребителей, а перспективные потребности завтрашнего дня на основе прогнозирования. На этом этапе также рекомендуется определить производственные возможности структурных подразделений, оценить их мощности и способности к предстоящим предполагаемым изменениям.

Практически, одновременно с указанной работой выполняется и другой этап создания нового изделия - этап поиска идеи нового товара. Характерной чертой этого этапа является организация постоянного поступления новых идей, которые должны соответствовать возможностям предприятия. Кроме того, их должно быть достаточно много с тем, чтобы обеспечить свободу выбора.

Основным источником поступления новых идей можно назвать опросы существующих и потенциальных клиентов, исследования отдельных и взаимосвязанных рынков, специалистов сферы НИОКР, коммивояжеров, сотрудников - патентоведов, изобретателей.

Нельзя также забывать и о внешних источниках идей, таких, как профессиональные ассоциации и общества, выставки, ярмарки, печать и литература. Необходимо также помнить, что освоение нового продукта всегда связано с риском, и кандидатов на включение в рассматриваемый перечень следует отбирать с большой осторожностью.

Предварительная оценка идеи. На этапе предварительной оценки нового товара решаются две задачи. Во-первых, оцениваются явно негодные проекты. И, во-вторых, из числа оставшихся после отсева идей отбираются наиболее удачные и многообещающие, которые можно рекомендовать для экспериментальной проработки сферой НИОКР.

Дается приблизительная оценка объемов спроса, тенденции его развития, оценка технической осуществимости предложенной идеи, вероятности успеха в решении технических задач. В ряде случаев могут возникнуть проблемы юридического характера как с точки зрения патентной ситуации, так и в связи с возможным риском и безопасностью в процессе использования товара клиентами.

Исследование потребительских свойств товара и предварительный анализ рынка. После одобрения идеи приступают к проведению исследований технического и экономического характера, а также к исследованию рынка. Чем ближе товар к изделиям существующего ассортимента, тем меньше потребность в технических исследованиях. Некоторые товары промышленного назначения могут поставляться пробными партиями на рынок ограниченному кругу клиентов для предварительной оценки потребительских свойств товаров.

Для анализа конкретных требований потребителя к данному изделию разработчик должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектируемого изделия:

1.Стоимость.

2.Экономичность эксплуатации.

3.Качество.

4.Элементы роскоши.

5.Размер, габариты, мощность или прочность.

6.Срок службы (долговечность).

7.Надежность в эксплуатации.

8.Требования к обслуживанию, его технологичность и простота.

9.Универсальность использования.

10.Дизайн.

11.Безопасность эксплуатации.

Для определения необходимых свойств изделия на основе выбора альтернатив проектных характеристик разработчик рассматривает и учитывает следующие параметры:

1.Размеры и формы.

2.Материалы.

3.Соотношение стандартных и специфических элементов.

4.Модульные компоненты.

5.Избыточные компоненты для повышения надежности изделия.

6.Элементы безопасности.

Естественно, приведенные параметры и критерии могут вступать в противоречие, поэтому часто разработчики вынуждены идти на компромисс. Так, например, применение наиболее толстых листов металла для корпуса автомобиля увеличит срок службы машины и повысит ее безопасность, но приведет к ее удорожанию и уменьшению пробега на 10 литров горючего.

Изучение особенностей процесса производства и возможности адаптации нового продукта к существующим условиям функционирования фирмы является весьма важным для предприятия – разработчика. На этом этапе анализируется состояние технической базы предприятия, ее готовность к производству рассматриваемого изделия. Чем меньше предстоит изменений в совершенствовании производства, тем меньше будет затрат на освоение нового продукта, тем легче и менее болезненно воспримет его предприятие.

Специалисты – технологи изучают приемлемые способы производства нового товара и приступают к оформлению информации, необходимой для подачи заявки на патент. Исследуются проблемы качества и разрабатываются меры по его обеспечению в новом продукте. Специалисты сбыта продолжают поиски потенциальных потребителей, прибегая, если это возможно, к испытаниям в рабочей обстановке ограниченных партий нового товара, изготовленного в лабораторных условиях.

Проектирование нового продукта. Работы на данном этапе с организационной точки зрения целесообразно разделить на две большие группы. К первой относятся работы, связанные с подготовкой заданий на проектирование (разработка предложений, обоснований, выполнение пред проектной и проектной подготовки), а ко второй - работы, связанные с подготовкой, обеспечением, изготовлением и испытанием функциональных образцов и прототипов изделий.

Проект включает в себя все основные результаты проектных работ с их детальной проработкой, а также полную, уточненную характеристику свойств, которыми будет обладать проектируемое изделие. Заключительной частью проекта является разработка технологической и экономической частей проекта, его оформление и оценка проекта по результатам испытания прототипа.

Проектирование процесса производства начинается на заключительной стадии разработки нового продукта и совмещается с этой стадией. Данный этап является важнейшим для операционного менеджера, поэтому целесообразно его выделить и рассмотреть более подробно (см. гл.4.2).

Организация опытного производства и пробного сбыта. Одна из основных задач данного этапа заключается в проверке приемлемости и пригодности предлагаемой технологии изготовления продукта. Для этой цели развертывают небольшое опытное производство, на котором изготавливают ограниченные партии новинки.

Имея в своем распоряжении сравнительно достаточное количество товара, специалисты по организации сбыта проводит практически всесторонние натурные испытания среди узкого круга клиентов. Эта работа, как правило, дает полный объем исходной информации для запуска нового товара в серию, позволяет довольно точно определить фактический уровень издержек производства, установить цену и наметить пути и способы продвижения товара.

Если результаты опытного производства получают одобрение, то проект передается на утверждение высшему руководству компании. Именно в этот момент компания принимает решение о выделении крупных сил и средств для продолжения работ и серийном производстве данной продукции.

Серийное производство и начало комплексной программы сбыта. Утверждение проекта высшим руководством является сигналом его передачи в серийное производство и осуществление комплексной программы его сбыта.

В процессе развертывания серийного производства заканчиваются работы, начатые на предшествующих этапах процесса (создание упаковки, тары, разработка рекламы, подготовка товаро-сопроводительной документации, технических инструкций и т.п.). Другими словами, заканчивается комплексная подготовка к выпуску новинки на рынок в полном объеме.

Таким образом, рассмотренный процесс носит сложный итеративный характер. Работы различных этапов могут быть совмещены и сочетаться. Поэтому в ходе работы над продуктом необходима гибкость при возникновении факторов и ситуаций, вследствие чего приходится проводить переоценку полученных результатов, а иногда менять и идеи, лежащие в основе решения.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.130.97 (0.008 с.)