Диспетчеризация производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диспетчеризация производства



 

Диспетчеризация – особая форма управления, предусматривающая обособление в отдельную централизованную службу функций оперативного руководства производством и соответствующую этой форме совокупность методов и технических средств управления.

Для того, чтобы диспетчерская служба могла выполнить свои обязанности, она должна строится при соблюдении ряда условий, которые могут быть сформулированы как требования полномочности, компетентности и оснащенности.

Полномочность диспетчера должна выражаться в делегировании (предоставлении)ему полноты власти, необходимой для решения всех вопросов оперативного управления без вмешательства руководителя организации. Одним из основных средств повышения авторитета главного диспетчера является назначение его заместителем главного инженера (менеджера) организации по оперативному управлению. Делегирование (передача) полномочий руководителя диспетчеру составляет основную черту диспетчерского руководства.

К диспетчерскому персоналу, особенно к главному диспетчеру, предъявляются высокие требования в смысле профессиональных личных качеств. Первое необходимое условие - это безусловная компетентность. Главным диспетчером должен быть опытный руководитель-производственник, до этого выполнявший работы на уровне руководителя тех подразделений, контролировать и регулировать деятельность которых он призван.

Диспетчер должен обладать организаторскими способностями, хорошей памятью и быстрой реакцией. Волевые качества – целеустремленность, настойчивость, решительность – должны сочетаться с безусловной корректностью поведения при выполнении своих обязанностей.

Современная диспетчерская служба должна иметь хорошую оснащенность средствами связи, компьютерной техники, другими техническими средствами, без которых она теряет свое основное качество – оперативность.

Предпосылкой диспетчеризации служит должный уровень организации производства, выражающийся, прежде всего, в высокой культуре работы. Основной задачей диспетчеризации является обеспечение каждодневного планомерного и ритмического выполнения запланированного объема работ.

Базой диспетчеризации являются такие функции менеджмента, как учет, контроль и регулирование.

В ходе производства неизбежно возникают изменения и отклонения, требующие корректировки ранее составленных планов. К ним относятся отсутствие на складе или рабочих местах материалов, заготовок, готовых деталей, приспособлений, инструмента, возникновение брака, отсутствие рабочих, невыход станков из ремонта и т.п.

Современный, полный и точный учет перечисленных отключений позволяет не только вести контроль, но и оперативно регулировать ход производства в соответствии с планом. Эти условия могут быть обеспечены только при рациональной организации системы оперативного учета в масштабе всего предприятия.

Отсюда вытекает, что основной задачей оперативного учета является получение информации о результатах работы производственных цехов и их подразделений за определенный период времени.

Реализация этой задачи при условии своевременности поступления, полноты и достоверности учитываемой информации может быть осуществлена путем создания комплексной автоматизированной системы оперативного учета на предприятии.

Такая система должна отвечая следующим требованиям:

· обладать высокой оперативностью по сбору и обработке информации;

· исключать дублирование в работе каждого звена системы;

· обеспечить предварительную обработку информации в пунктах ее сбора;

· исключить передачу в ИВЦ предприятия избыточной информации;

· обеспечивать возможность синтезирования полученной информации в необходимых для управления разрезах;

· исключать и свести к минимуму ручной труд при заполнении первичной учетной документации.

Информация о ходе производства должна включать:

· выпуск изделий и их составных частей;

· движение деталей и изделий по операциям технологического процесса с указанием времени;

· время пролёживания деталей и сборочных единиц;

· движение заделов деталей по рабочим местам;

· передача деталей и сборочных единиц между участками цеха и цехами предприятия;

· брак всех видов;

· поступление материалов, заготовок, оснастки и инструмента в цеховые кладовые и выдача на рабочие места;

· время работы и простои оборудования;

· выход оборудования в ремонт и из ремонта;

· расход электроэнергии, топлива, воды, пара, горюче-смазочных материалов.

Функции диспетчерской службы вытекают их основного содержания оперативного диспетчерского управления производством и могут быть представлены по этапам управленческого цикла в следующем виде:

· сборка, передача, обработка и анализ оперативной информации о ходе выполнения плановых работ, поступающей от организаций и подразделений, а так же о допущенных отключениях от графиков работ;

· участие в рассмотрении недельно-суточных графиков выполнения работ, поставок материалов, работы механизмов и транспорта;

· контроль за выполнением недельно-суточных графиков всеми структурными подразделениями, внешними поставщиками и другими участниками производства, обеспечения постоянного их воздействия;

· оперативное регулирование хода производства, координации работ, решение текущих вопросов, передача исполнителям оперативных распоряжений руководства;

· проведение ежедневных диспетчерских совещаний;

· подготовка рапорта руководства о выполнении сменно- и недельно- суточных графиков.

Служба главного диспетчера осуществляет следующие основные функции:

· контроль хода выполнения производственной программы по основным видам изделий и по стадиям производственного процесса;

· принятие мер по предупреждению перебоев в производственном процессе;

· учет и анализ внутрисменных простоев оборудования;

· учет и контроль обеспечения рабочих мест всем необходимым.

Кроме того, диспетчерская служба подготавливает и участвует в оперативных совещаниях, проводимых руководством, контролирует диспетчерские службы подведомственных организаций, координирует действия производственных подразделений в аварийных ситуациях и т.д.

В состав системы диспетчеризации входят:

· сеть диспетчерских пунктов;

· диспетчерских персонал;

· оперативно-диспетчерская информация и документация;

· комплекс технического средств связи и других устройств, обеспечивающих сбор, хранение, передачу, обработку и отражение оперативно-диспетчерской информации.

Диспетчеризация является составной частью действующей или планируемой АСДУ – высшей формы диспетчерского управления.

Оперативно-диспетчерская управление на предприятии и его подразделениях осуществляется диспетчерским персоналом из специально оборудованных пунктов: главного диспетчерского пункта (ГДП), диспетчерских пунктов (на местах).

При реконструкции действующих предприятий должен создаваться объединенные диспетчерские службы и дирекции предприятия, которые, помимо функций перечисленных выше, обеспечивают:

· согласованные действия строителей и эксплуатационного персонала;

· регулирование и совместное использование внутризаводских транспортных коммуникаций, инженерных систем, грузоподъемного оборудования;

· взаимодействие всех строительных и эксплуатационных подразделений в процессе совмещенного выполнения строительно-монтажных работ и основной производственной деятельности предприятия.

Состав и количество диспетчерского персонала определяются штатным расписанием за счет установленной численности административно-управленческого аппарата. Диспетчерский персонал организации состоит из главного (старшего) диспетчера, сменных диспетчеров и дежурных операторов.

Права и обязанности диспетчера. Главный (старший) диспетчер организации является центральной фигурой на производстве при решении оперативных вопросов и подчинен непосредственно управляющему или главному менеджеру фирмы. Главный диспетчер отвечает за четкое выполнение функций диспетчерской службы и должен отдавать оперативное распоряжение руководителям и диспетчерскому персоналу подведомственных подразделений, а также организациям-исполнителям и требовать исполнения своих распоряжений, запрашивать от любого из участников производства необходимую информацию и требовать ее своевременного представления, перераспределять материально-технического ресурсы для обеспечения выполнения работ.

Распоряжения главного диспетчера обязательны для всего административного управленческого персонала.

Круг деятельности сменных диспетчеров организации определяется графиком и указаниями главного диспетчера и состоит, в основном, в сборе, обработке и передаче оперативной информации, контроле за ходом выполнения графиков и заявок, подготовке материалов для совещаний.

Через диспетчера участка осуществляется двусторонняя связь с вышестоящим диспетчерским пунктом. Оператор диспетчерского пункта подчиняется сменному (дежурному) диспетчеру. Он принимает и передает оперативную информацию, ведет различные учетные документы и выполняет другую вспомогательную работу по указанию диспетчера.

Диспетчерский рапорт. Проведение диспетчерского рапорта (совещания) является наиболее активной формой координации усилий всех звеньев производства, направленных на организацию выполнения недельно-суточного графика работ. Во многих фирмах такие совещания проводятся ежедневно в установленное время. Проводит рапорт руководитель или главный менеджер, а в их отсутствие - начальник производственного отдела или главный диспетчер.

Рапорт начинается обычно с подведения итогов выполнения графика за истекший день. После краткого доклада главного диспетчера о ходе работ и выполнения графика за прошедшие сутки, а также о выполнении решений, принятых на предыдущих диспетчерских совещаниях, заслушиваются сообщения руководителей обеспечивающих служб и хозяйств о выполнении суточного графика и рапорты руководителей структурных подразделений о выполнении ими недельно-суточных графиков производства работ. По ходу рапорта руководитель решает спорные вопросы и дает дополнительные указания. Принятые в процессе рапорта решения и указания руководства заносятся в журнал или записывается на магнитофона и главный диспетчер устанавливает строгий контроль за их выполнением.

Проверка устанавливается методом двойного контроля, т.е. подтверждения о выполнении того или иного задания должно быть получено не только от исполнителя, но и от представителя заинтересованной организации (служб). Если же при проверке диспетчер получает противоречивые сведения, то фактическое исполнение дел устанавливается дополнительной проверкой лично диспетчером или работником аппарата управления.

Ежедневный контроль и отчетность снизу доверху создают требуемый ритм в производстве, что обеспечивает выполнение графиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.014 с.)