Концепция и принципы менеджмента



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция и принципы менеджмента



Предприятие, компания – первичное, основное звено экономики. Здесь, на предприятии, рождается прибыль. Здесь – корни и плоды экономической мощи страны. И от того, как сработает каждое предприятие, объединение, каждая отрасль, зависит благополучие и процветание народа. Отсюда и вытекает огромная ответственность, возложенная на это первичное звено экономики.

 

Теория менеджмента  
  Концепция менеджмента   Принципы менеджмента   Методы менеджмента  
1 Принципиальная схема управления
   
Менеджеры и предприятие  
  Технология управления   Техника управления  
2 Структура предприятия и операционные менеджеры
   
Операционная система и функции менеджмента   Планирование и прогнозирование
 
  Основы и виды планирования   Процесс планирования   Инструменты планирования  
3 План действий
   
Организация  
  Элементы организации   Организационная структура управления   Управление организационными изменениями  
4 Организация и эффективность обеспечения ресурсами и производственный процесс
 
Руководство
Мотивация   Лидерство   Коммуникации  
5 Персонал
   
Контроль
    Система контроля     Учет   Инструменты управленческого контроля  
6 Регулирование, координация
   
Итоговый контроль
Анализ   7 Оценка управления и деятельности предприятия
                                 

 

Рис.4. 2. Организационная база менеджмента

 

Эффективность работы предприятия, особенно в настоящее время, зависит, в первую очередь, от результатов действий руководителя, его аппарата управления. Именно руководитель (при полной самостоятельности предприятия) ответственен за качество принимаемых решений и их реализацию через существующую систему управления.

Конечно, формы и методы управления, структура системы управления конкретным предприятием существенно зависят от его масштаба и вида деятельности. Но есть и общие черты в управлении любым предприятием, что можно продемонстрировать с помощью рисунка 4. 2, представляющего собой организационно -теоретическую базу менеджмента.

Приведенная схема состоит из семи крупных блоков, каждый из которых несет в себе определенное содержание.

Первый блок отражает сущность теории менеджмента, его составные части.

Второй – технологию и технику управления предприятием, а блоки 3 - 7 функции управления – их содержание и оценку.

Рассматривая поочередно каждый элемент во взаимосвязи, целесообразно конкретизировать и раскрыть содержание каждого блока, что позволит рассматривать операционный менеджмент с позиций системного подхода.

Концепция теории менеджмента базируется на трех основных факторах, воздействующих на людей и организацию.

Первый – иерархическая структура организации, где основное средство воздействия – это давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй – культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют и заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Приведенные понятия существуют при любой социальной системе и только в комплексе. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации в организации. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами - потребители продукции.

Системные принципы управления должны включать в себя совпадение целей функционирования системы и ее подсистем с потребительскими интересами населения, т.е. необходим учет основного требования социально-экономического развития общества: нельзя потратить больше, чем произведено и не следует производить больше, чем может быть потреблено.

Принципы менеджмента базируются на том, что система управления является социально-экономической категорией и не должна сводиться лишь к техническим или технологическим аспектам, а сами принципы реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления.

К основным принципам менеджмента можно отнести:

· целенаправленность, которая заключается в соответствии функций менеджмента запланированным целям производства;

· экономичность - рациональность, простота и эффективность организации и структуры управления;

· адекватность - соответствие экономических методов управления существу отражаемых ими процессов, а также соответствие принимаемых решений содержанию функций персонала каждого уровня иерархии;

· комплексность - учет взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали и горизонтали, направленного на обеспечение функционирования производства, а также учет возможных последствий успеха или неудачи;

· концентрированность - предусматривается в двух аспектах: 1) концентрация усилий всех работников на решение основных задач и 2) концентрация однородных функций в одном подразделении, что устраняет дублирование;

· научность должна основываться на достижениях науки в области управления производством, учитывать изменения законов общественного развития, а также заключаться в выборе оптимального критерия при принятии и реализации решений;

· возможность создания мотивационных, организационных и материальных условий для реализации хозяйственных решений;

· доступность и планомерность контроля за ходом производства;

· адаптивность - гибкость и динамичность, приспосабливаемость системы управления к изменяющимся целям ОУ и условиям его работы;

· ответственность ЛПР за правомерность, обоснованность принимаемых решений и их последствий экономического, социального, экологического и правового характера, а также ответственность исполнителей за эффективность выполнения решения.

Необходимо отметить, что процесс управления предполагает четкое разграничение ответственности и полномочий по всем соподчиненным ступеням руководства, а также рациональные пределы дробления структурных подразделений.

 

 

Методы менеджмента

Изучение проблемы управления общественным производством должно быть основано на установлении адекватности методов, используемых в системе управления, экономическим законам развития общества.

Одним из методов планомерного использования закона стоимости в обществе осуществляется опосредованно, путем использования хозяйственного расчета предприятий, объединений и позволяет обеспечивать эквивалентный обмен товарами между хозяйственными организациями.

С другой стороны, значительное усложнение и совершенствование средств труда, рост объема знаний работников по обслуживанию этих средств труда и усложняющихся производственных процессов опережает развитие отдельных сторон производственных отношений, что говорит о необходимости изучения и познания методов управления по их совершенствованию.

Другими словами, изменение характера производительных сил требует соответствия производственных отношений. От того, насколько точно отражены в экономических методах управления все изменения и требования развития производства, зависят и результаты деятельности предприятий, объединений.

Методы управления опираются на объективные законы и вытекают из этих законов. За всю историю человечеством выработано три метода управления (способа воздействия) на коллективы или отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.

Административные методы ориентированы на принуждение посредством директив, приказов, команд, поэтому такой метод часто называют директивным, командным. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, они могут воздействовать на ОУ с помощью нормативных актов (законы, ГОСТы, КЗоТ и т.п.), индивидуальных актов (инструкции, правила) и организационно-распорядительных действий (приказы, распоряжения и т.п.).

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия, основаны на использовании экономических законов общества и побуждают экономическую заинтересованность ОУ в выполнении управленческих решений. Экономическое побуждение опирается не только на положительные стимулы, но и на систему налогов, платежей, то есть рациональных ограничителей и даже штрафных санкций. Экономические методы наиболее перспективны в управлении предприятием, действующим в условиях рынка.

Третью группу методов управления образуют социально-психологические методы, основанные на законах наук психологии и социологии. Они носят характер убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей. Людей не надо принуждать делать что-либо, если их убедить в необходимости, полезности делать это. Таким образом, социально-психологические методы управления на основе морального воздействия и убеждения являются неотъемлемой частью менеджмента организации.

На практике все перечисленные методы управления применяются одновременно, но в различных пропорциях и сочетаниях, что обеспечивает должный эффект управления.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.007 с.)