Глава 15. Договор коммерческой концессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 15. Договор коммерческой концессии



Договор коммерческой концессии, будучи поименованным в части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепил на законодательном уровне ранее не известные российскому правопорядку отношения франчайзинга. Таким образом, в рамках российской правовой системы термины «договор коммерческой концессии» и «франчайзинг» являются синонимами.

Термин «франчайзинг» происходит от французского слова «франшиза», что означает «льгота», «привилегия». Основоположником современного франчайзинга является сеть ресторанов «Макдональдс».

В рамках франчайзинга одно лицо (франчайзер) предоставляет другому лицу (франчайзи) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих франчайзеру исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров (работ, услуг) и (или) предприятий. Франчайзинг направлен на расширение рынка сбыта товаров, работ или услуг одного лица посредством замещения его в отношениях с третьими лицами другим лицом.

Популярность франчайзинга обусловлена тем, что его применение дает существенные преимущества на пути расширения бизнеса, в том числе в международном масштабе. Лицо, предоставляющее право использования своих средств индивидуализации (франчайзер), освобождено от необходимости открывать филиалы и новые предприятия, нанимать работников для осуществления соответствующей предпринимательской деятельности. Лицо же, приобретающее возможность использования таких средств индивидуализации (франчайзи), получает возможность работать под хорошо известной вывеской и покровительством франчайзера, оставаясь при этом хозяином своего предприятия.

На основании данного договора работают в России такие крупные компании, как «Шератон», «Кока-Кола», «Баскин Роббинс» «Колгейт- Палмолив», розничные торговые сети «Перекресток», «Пятерочка» и т.д.

Франчайзинг не стал предметом конвенционного регулирования, однако на международном уровне приняты модельные акты и типовые руководства по составлению контрактов, подготовленные различными организациями и применяющиеся по усмотрению сторон контракта. К ним относится разработанное УНИДРУА Руководство для мастер-соглашений о франшизе (первая ред. – 1998 г., вторая – 2007 г.), Модельный закон УНИДРУА о раскрытии франшизы 2002 г., Типовой контракт франчайзинга, рекомендованный МТП (публикация № 557), а также разработанное ВОИС Руководство по франшизе 1994 г. (публикация № 480 (Е)).

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (например, товарные знаки, предназначенные для индивидуализации автомобилей: Ford, Honda, Fiat, ВАЗ, КамАЗ, товарные знаки Sony, Fillips для аудио- и видеопродукции, обозначения «Московская», «Кремлевская» для алкогольной продукции). В отношении работ и услуг законодатель использует понятие «знак обслуживания», который в своем правовом режиме абсолютно идентичен товарному знаку.

Коммерческое обозначение определено законодателем в качестве средства индивидуализации предприятия, принадлежащего субъекту предпринимательства (сеть магазинов «Пятерочка»).

Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (например, способ продаж, разработанный конкретной компанией).

Сам объект гражданских прав и собственно термин «ноу-хау» впервые был легализован странами англосаксонской системы права – США и Великобританией. В буквальном переводе с английского языка «know-how» означает «знать, как», что является сокращением выражения «знать, как это сделать».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.59 (0.004 с.)