Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективность, результативность и качество управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эффективность как доминирующее понятие в поисках лучшего управления. Как и всякое управление, управление государственной собственностью носит целенаправленный характер, и его следует проводить лучшим образом в сравнении с другими объектами, субъектами, методами, достигаемыми результатами. Именно в контексте выявления и оценки лучших управлений в различных областях деятельности и применительно к различным условиям и постановкам задач используют понятия эффективности, результативности и качества управления. Для отдельных видов экономических, производственно-технологических, человеко-машинных систем в теории и практике управления при поиске лучших решений используют также понятия производительности, работоспособности, безопасности, надежности, живучести и т. д. Общепринятых стандартов, однозначной трактовки, указывающей на параллели и контрасты, принципиальные различия и взаимосвязи используемых понятий для определения лучшего управления, в научной литературе и практической деятельности к настоящему времени пока еще не сложилось. Это в полной мере относится к управлению государственной собственностью. Тем не менее среди всех применяемых критериев управления доминирующим является понятие эффективности, соотносящее оценки достигаемых результатов и произведенных в этих целях затрат. Одна из наиболее распространенных версий эффективности оперирует с соотношениями в едином для затрат и результатов финансовом пространстве – расходов и доходов, определяя, в частности, такие широко применяемые оценки эффективности, как рентабельность. Соответственно под эффективностью управления государственной собственностью понимают экономически эффективное (например, с минимальными или просто меньшими затратами финансовых средств) достижение управляемым объектом государственной собственности, ресурсами недвижимости, имущественным комплексом определенных характеристик, обеспечивающих требуемый уровень предоставляемых услуг, запланированное развитие инфраструктуры, достижение приоритетных целей государственного управления. В приведенном примере в той или иной мере присутствуют эффективность, результативность и качество управления. А именно, минимизацию ресурсных затрат как признак экономически эффективного управления обеспечивают в процессе движения именно к запланированному результату, а достижение объектами государственной собственности заданных свойств (характеристик, стандартов функционирования) лежит в области определений качества управления. Многообразие видов эффективности. Теория и практика оценки эффективности предусматривает определение разных ее видов, которые используют в зависимости от особенностей объектов оценки, целей и результатов деятельности, интересов собственников, менеджеров и работников организаций, государственных и муниципальных органов, общества в целом. Показатели эффективности отражают меру отдачи затрат, характеризуя величину результата на единицу затрат ресурсов или отдельного их вида (фондоотдача, производительность труда и др.). При выборе наилучшего варианта достижения определенного результата деятельности из нескольких возможных в качестве критерия используют максимум суммарного эффекта, полученного на всех стадиях подготовки и реализации планируемых мероприятий. При опенке эффективности управления наиболее распространенным является подход, основанный на получении заданного результата с минимальными затратами различных типов ресурсов, прежде всего финансовых. При оценках эффективности следует учитывать специфику объектов государственной собственности как объектов права. Для этого в требуемых для расчетов доходных и расходных потоках необходимо учитывать полный комплекс правомочий и обязанностей собственника. Так, например, наряду с доходными потоками в рамках реализации правомочий пользования (поступления от основной деятельности, сдачи в аренду и др.) следует в полном объеме включать затраты, связанные с бременем содержания, охраны, обслуживания, ремонтов, реставрации объектов недвижимости и т. д. И затратные потоки могут существенно превосходить доходные. Отсюда возникает распространенная по отношению к недвижимому имуществу политика максимальной экономии затрат. Правомочия владения, включающие, в частности, возможности передавать объект в доверительное управление и права его развития (например, в форме проектов инвестиционного типа), также несут в себе доходные и расходные потоки. Оценка их соотношений, определяющая эффективность управления, может оказаться достаточно сложной, поскольку связана с неоднородным распределением этих потоков на протяженных интервалах времени инвестиционных проектов и договоров доверительного управления. Западные экономисты под эффективностью управления объектами собственности понимают достижение определенного уровня качества использования, функционирования (в частности земельных участков, производственных площадей, зданий и сооружений) при условии стабильного обеспечения решения задач организации. В государственном секторе экономики используют понятие управленческой эффективности, предполагающее сравнение затрат и результатов на всех уровнях управления от отдельной организации, отрасли до всей системы государственного управления. Часто этот вид эффективности отождестатяют с понятием технической эффективности как степени достижения поставленных целей и задач. Применительно к проблематике управления развитием широкого класса систем социально-экономического характера в отечественной практике технико-экономических обоснований выделяют следующие виды эффективности: 1. Общественная экономическая (народнохозяйственная) эффективность, которая комплексным образом учитывает результаты и затраты, связанные с реализацией мероприятий по управлению развитием социально-экономической системы (территориальной, производственной, инфраструктурной и т. д.) на всех стадиях процесса управления, исходя не только из интересов объекта и участников управления, но и общества в целом; 2. Коммерческая (финансовая) эффективность, которая отражает финансовые последствия мероприятий по управлению объектами государственной собственности: приведенные потоки финансовых затрат и результатов, динамику привлечения и возврата заемных средств, изменения в балансе доходов и расходов унитарного предприятия, изменения в оценках ресурсного потенциала разведанных месторождений, рост рыночной стоимости объектов недвижимости, динамику арендных платежей и др.; 3. Бюджетная эффективность, которая отражает финансовые последствия управления непосредственно для федерального, регионального и местного бюджетов, в частности, за счет производимых расходов на содержание и развитие объектов государственной собственности, возникающих по результатам управления доходных потоков, концессионных платежей, изменения налоговых, земельных и других поступлений в названные бюджеты от взаимодействующих негосударственных структур; 4. Социальная эффективность, которую оценивают по уровню достижения запланированных результатов предоставляемых государством населению услуг в соответствии с установленными нормативами общественных благ (на пример, сокращение профессиональных заболеваний, повышение уровня и качества образования, улучшение условий труда). К этому же виду можно отнести оценки эффективности, связанные с улучшением среды обитания, в частности ее экологических характеристик, проведением природоохранных мероприятий; 5. Техническая эффективность, которая для производственно-технологических и инфраструктурных объектов государственной собственности отражает соотношение затрат и результатов по степени достижения целей и задач технического характера, в том числе в части удовлетворения потребностей населения в производимых товарах и предоставляемых услугах, их соответствия мировым стандартам качества; 6. Функциональная эффективность, которая показывает степень реализации основных функций управления собственностью (учет, контроль, анализ, прогнозирование и др.). Из приведенного перечня следует, что наиболее емкий, обобщающий характер носит категория общественной экономической (народнохозяйственной) эффективности управления, в которой важнейшее место могут занимать стоимостные компоненты показателей затрат и результатов. Такие виды, как коммерческая и бюджетная эффективность, ориентированы на получение четких количественных оценок именно финансовых потоков доходов и расходов. Тогда как социальная и техническая эффективность оперируют преимущественно с показателями нефинансового характера, причем, как правило, достаточно трудно измеряемыми и ачгоритмически сложно оцениваемыми. В современных условиях глобализации социально-экономических процессов, значительного повышения требований к уровню качества товаров и услуг, бизнес-планам инвестиционных проектов, придания высоких приоритетов социальным критериям и качеству среды обитания, повышения рисков техногенных и экологических катастроф остро проявляется необходимость в возможно более обобщающей оценке эффективности управления. При расчетах эффективности наряду с традиционным принципом максимизации прибыли (что характерно для коммерческой и бюджетной эффективности) становится все более необходимым вовлекать в оценку критерии комплексного характера, такие как, например, общественная экономическая (народнохозяйственная) и социальная эффективность. В результате возникает дилемма: эти дополнительные критерии, генерируемые новыми потребностями, могут или не могут быть выражены в аналогичном стоимостном измерении? В первом случае, когда дополнительные критерии тем или иным способом могут быть измерены в финансовых показателях, алгоритмы оценки эффективности сохраняют свою вполне определенную расчетную природу как алгоритмы оценки новой, расширенной совокупности финансовых потоков. Во втором случае, когда прямого финансового выражения дополнительных критериев обеспечить не удается, приходится искать иные пути обобщенной оценки. Среди них — всевозможные процедуры аналитических и экспертных корректировок базовых расчетов коммерческой эффективности с учетом достигнутых значений нефинансовых показателей. Могут быть и иные схемы комплексной оценки, например, с использованием методов принятия решений в многокритериальном пространстве разнородных по своей мере показателей за счет перехода к относительным единицам измерения с приданием весов для их интеграции или, например, путем ранжирования значимости критериев. Результативность управления. В международных стандартах качества ISO 9000 результативность определяют как «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов». Понятия результативности и качества управления можно достаточно четко разделить по следующим ключевым признакам их измерения и оценки. Результативность — по мере достижения поставленных целей и решения сформулированных задач управления, а качество — по мере соответствия установленной системе стандартов и ограничений, причем как в процессе, так и по результатам управления. Методически обобщающим условием для оценки результативности управления является измеримость запланированных результатов, поставленных целей и задач. Идеи расширения, интеграции показателей эффективности и результативности получили свое развитие за рубежом и применительно к системам управления недвижимым имуществом. Большинство дискуссий и новаций в этой области связано с составом и информационным наполнением показателей нефинансовых составляющих стратегического планирования и оценки результативности управления недвижимым имуществом. Здесь важную роль играет отраслевая принадлежность объекта управления. Так, в организациях здравоохранения в числе таких нефинансовых показателей могут использовать различные соотношения количества рабочих мест лечащего персонала и динамики приемов больных, в том числе успешно прошедших курс лечения, комфортности рабочих мест врачей и показателей удовлетворенности клиентов. Развивая вышеприведенные подходы к системам управления объектами государственной собственности, под результативностью будем понимать степень выполнения поставленных перед ними задач, в реализации государственных стратегий и решении конкретных проблем, требующих активного вовлечения и использования объектов государственной собственности. Таким образом, результативность управления государственной собственностью и результативность государственного управления находятся в тесной взаимозависимости. В сфере имущественных отношений результативность управления представляет собой меру содействия недвижимых ресурсов в продвижении субъекта управления к цели, в реализации его стратегических планов и решении конкретных задач. Это своеобразный внешний контур системы управления недвижимостью. Кроме того, результативность управления находит отражение в оценке состояния и процессов во внутреннем контуре этой системы. Среди таковых, например, мера использования объектов недвижимости (целевого и нецелевого использования, различной степени интенсивности и др.), ход государственной регистрации прав на недвижимое имущество, оптимизация имущественной структуры организации и ее отдельных подразделений, итоги проведения конкретных сделок купли-продажи, аренды, ликвидации объектов недвижимости и т. д. При этом, по возможности, минимизируют затраты на подготовку и проведение мероприятий по совершенствованию механизмов и процедур управленческих воздействий в имущественной сфере. Кроме того, для недвижимого имущества необходимо соблюдать все установленные законодательными и нормативными документами социальные, экономические, градостроительные, экологические и другие действующие ограничения, стандарты и прочие требования. Результативная реализация общей стратегии, совокупности целей и задач объекта управления потребует активного использования, а часто и принципиального имущественного перераспределения всех его недвижимых ресурсов. При этом вовлечения одного и того же вида недвижимого имущества в процессы управления различны. Так, структурные преобразования организации, как правило, затрагивают, главным образом, административное недвижимое имущество (здания, их внутреннее распределение и модернизацию рабочего пространства). Тогда как решение задач по снижению издержек и повышению качества продукции и услуг может затронуть те же административные здания, когда потребуется в менеджменте организации создать специализированные структурные подразделения по экономии ресурсов (или соответствующие службы качества) с выделением для них необходимых производственных площадей и оборудования. Оценку результативности управления имущественными отношениями следует начинать с установления взаимосвязей имущественных объектов со стратегией, целями и задачами управления в целом, а также мерой вовлеченности недвижимых ресурсов в их реализацию. Результативность управления можно определять на основе следующих методических подходов. Во-первых, используя показатели общественной экономической (народнохозяйственной) эффективности. Во-вторых, при оценке результативности необходимо учитывать динамику многих дополнительных (наряду с традиционными финансовыми) показателей, отражающих связи между недвижимым имуществом субъекта управления и его главными целями и задачами. В-третьих, при оценке результативности необходимо учитывать влияние многих факторов, имеющих разнонаправленный характер. В числе важнейших факторов, влияющих на результативность управления: - принципиальная достижимость поставленной цели в установленные сроки, которую определяет наличие в рассматриваемом периоде зависящих от субъекта управления условий (необходимых материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов) и соответствующего состояния внешней среды (законодательной базы, налоговой системы, кредитной политики, уровня конкуренции и др.); - неопределенность достижения цели, обусловленная экзогенными (политическими, экономическими, финансовыми и др.) и эндогенными (кредитными, инвестиционными, кадровыми и др.) факторами риска; - научная обоснованность планируемых мероприятий, позволяющая использовать общепризнанные и проверенные на практике методические разработки в данной области; - соблюдение государственных и общественных интересов (охрана окружающей среды, участие в решении социальных программ и т. п.); - заинтересованность в объективной оценке результативности не только собственников и акционеров, но и менеджеров, и всех остальных работников; - доступность для исполнителей понимания и применения методологии, методического аппарата, организационно-экономических и управленческих процедур в процессе обоснования и реализации мероприятий по достижению планируемой цели с желаемой результативностью. Качество управления. Обеспечение должного уровня качества управления – важный аспект в управлении собственностью. Известно, что качество материалов, оборудования, продукции и услуг оценивают степенью их соответствия определенным предварительно установленным стандартам, выраженным, как правило, в конкретных количественных параметрах. Для оценки качества управления объектами собственности установление таких параметров представляет большие трудности. В то же время связанные с проведением мероприятий по совершенствованию качества затраты в значительной степени обеспечивают повышение эффективности управления объектами собственности. При этом надо иметь в виду, что для разных видов объектов собственности при различных предусмотренных законодательством и потребностями общества целях и направлениях их использования соответственно применяют различные критерии качества. Практика показывает, что эффективность хозяйственной деятельности зависит в большей мере от качества управления, а не от формы собственности на средства производства, как утверждают наиболее активные сторонники сплошной приватизации. Качество упраатения проявляется в свойствах протекающих информационных, финансовых, трудовых, производственно-технологических и других процессов. От того, в какой степени они соответствуют состоянию и требованиям внешней среды, а выпускаемая продукция – запросам потребителей и принятым стандартам. Качество управления характеризуется совокупностью различных свойств элементов системы управления, успешная реализация которых в процессе практической деятельности (путем использования присущих им средств воздействия на определенные эндогенными экзогенные факторы) обеспечивает создание надлежащих условий для эффективного функционирования и развития объекта управления на всех стадиях его жизненного цикла. Известно, что качество материалов, оборудования, продукции и услуг оцениваются степенью их соответствия предварительно установленным стандартам, выраженным в конкретных количественных параметрах. Для качества управления такие стандарты отсутствуют, что не позволяет установить адекватные формализованные показатели оценки. В то же время качество управления достаточно полно можно оценить путем суммирования частных показателей качества управления в разрезе отдельных функций в соответствии со сбалансированной рамочной конструкцией. Качество управления зависит от успешного проведения целого ряда мероприятий в этой области, которые требуют соответствующих затрат ресурсов, необходимых для достижения его должного уровня при обеспечении установленных соответствующими стандартами: - состояния природной среды в зоне функционирования хозяйствующего субъекта; - пожарной безопасности; - необходимых условий производственной деятельности; - комфортной обстановки для работы персонала в соответствии с требованиями современной эргономики и т. п. Кроме того, нужно учитывать не имеющие стандартов, но отражающие целый ряд влияющих на качество управления факторов: - уровень профессиональной подготовки менеджеров; - их ответственность; - соблюдение государственных интересов; - умение продуктивно работать с партнерами и клиентами; - использование современных методов управления и компьютерной техники и др. Важнейшим требованием к качеству управления государственной собственностью является соответствие стандартам и ограничениям, установленным в соответствии с законодательными актами, градостроительными, экономическими, экологическими, социальными условиями управления. Существенно, что достижение запланированных результатов, поиск и реализация лучшего, в том числе экономически эффективного, управления следует обеспечивать строго в рампах действующих стандартов и ограничений. Причем эти стандарты и ограничения имеют свою динамику. Так, в мировом сообществе постоянно повышают требования к качеству среды обитания, условиям труда, ужесточают природоохранные стандарты и требования неистощительного, рационального недропользования. Собственники всех форм, в том числе государственный собственник, при управлении должны постоянно учитывать эти изменения, регулярно пересматривать и развивать системы стандартов и ограничений и, соответственно, контроля их соблюдения. В этом суть проблематики качества управления. Качество управленческих функций, предоставляемых услуг и объектов государственной собственности. Качество исполняемых государственными структурами обязательных функций и предоставляемых населению и хозяйствующим субъектам услуг является приоритетным требованием к системам государственного управления. Оно же определяет и основной перечень требований к вовлекаемым в эту деятельность ресурсам недвижимого имущества, их качеству, структуре и количеству, эффективному управлению ими, использованию и развитию. Таким образом, ключевой тезис известных концепций управления – сколько «оставить в государственной собственности» из имеющегося имущества – должен быть пересмотрен. Важно, что такой подход в принципе не стимулирует инновации в системе государственного управления. Дело в том, что из имеющегося в настоящее время в государственной собственности имущества, несмотря на его крупномасштабные объемы, скорее всего, не удастся механически выбрать и оставить в государственной собственности только то, что нужно для исполнения обязательных функций и предоставления услуг на современном уровне. Далеко не все объекты собственности отвечают нормативным требованиям, не могут быть без каких-либо серьезных изменений приспособлены к возникающим переменам в сфере их традиционного использования. Практически всегда потребуется их модернизация и развитие. Но разные объекты будут в различной мере отвечать потребностям модернизации в настоящее время, и особенно с учетом перспектив развития. Именно поэтому в мировой и отечественной практике проявляются такие новации, как строительство новейших и самого высокого качества медицинских центров (оснащенных лучшим высокотехнологичным медицинским оборудованием, новейших в контексте организации труда, а также в строительном плане, открывая, в частности, возможности в будущем модульного наращивания по количеству и направлениям предоставляемых услуг). К таковым относятся известные прецеденты строительства современных административных комплексов, выносимых в новые районы города или пригородные зоны (например, в Манчестере или как намечается это осуществить в генеральных планах развития Большой Москвы) взамен множества офисов, рассыпанных по зданиям и помещениям исторического центра города. Итак, главное место в концепциях управления государственным имуществом должны занимать вопросы о том, какое необходимо имущество, с какими функциональными свойствами и качеством, как структурно и географически оно должно быть распределено, с тем, чтобы на самом высоком уровне исполнять функции государственного управления, удовлетворить запросы общества. И уже вторичными будут вопросы о формах собственности на это имущество. Имущество и иные ресурсы (финансовые, управленческие и т. д.), вовлекаемое в решение названных задач, в принципе могут быть как в государственной, так и частной собственности. Финансирование и менеджмент могут осуществляться как государством, так и частным сектором. Главным является то, что государство и его органы исполнительной власти ответственны перед обществом за качество исполняемых обязательных функций, за качество, своевременность и доступность предоставляемых людям и организациям услуг. Следует обратить внимание на то, что известная простота и логичность тезиса «не сколько, а какого качества» имущество должно или может быть в собственности у государства – это только одна сторона медали. Другая и гораздо более сложная ее сторона – необходимость четкого установления структурных и количественных взаимосвязей между системами показателей качества государственного управления и качества вовлекаемых для этого недвижимого имущества и иных ресурсов. Поскольку категория качества неразрывно связанана с наличием стандартов, то в числе наиболее актуальных задач, стоящих перед организаторами управления государственной собственностью, следует назвать разработку и постоянное совершенствование стандартов качества такого управления. И это необходимо сделать для каждого из видов объектов государственной собственности, в свою очередь четко увязав их со стандартами качества исполняемых с их использованием функций и предоставляемых услуг. Контрольные вопросы 1.Общее определение эффективности. 2.Эффект и эффективность. Оптимальное и лучшее управление. 3.Проблема эффективности при многомерных характеристиках затрат и результатов. 4.Эффективность, результативность и качество управления: параллели и различия. 5.Общее определение затрат на управление. 6.Проблема явных и скрытых затрат в управлении. 7.Классификации и примеры рисков в управлении объектами собственности и проектами их развития. 8.Основные риски управления собственностью. 9.Проблематика выделения ключевых рисков развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.012 с.) |