Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Объекты государственной собственности и их использованиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Успешное социально-экономическое развитие нашей страны в значительной степени зависит от существенного повышения эффективности управления государственной собственностью в природно-ресурсных отраслях и усиления роли государства как регулятора имущественных отношений в сфере земле-, недро-, лесо- и водопользования. Это объясняется тем, что государство владеет около 90% земель, а запасами недр, лесным и водным фондом практически полностью, и в обозримой перспективе остается крупнейшим собственником природных ресурсов, составляющих основу национального богатства России. Вместе с тем в нашей стране не уделяют должного внимания проблемам повышения эффективности упрашгения государственной собственностью в природно-ресурсном секторе экономики, в частности в недропользовании, где имеются огромные заделы разведанных запасов и обустроенных месторождений, а мировые цены на полезные ископаемые, в первую очередь нефть и газ, значительно превышают внутрироссинекие. Однако по мере стабилизации рыночных отношений становится очевидной необходимость усиления роли эффективного управления объектами государственной собственности в природно-ресурсных отраслях. Это поможет ускорить темпы экономического роста, своевременно и успешно реализовать национальные социальные проекты. Необходимо обеспечить сбалансированное, функционально полноценное, экологически безопасное, экономически эффективное и качественное управление объектами государственной собственности в сфере земле-, недро-, лесо- и водопользования и охраны окружающей среды. Это потребует проведения неистошительного природопользования, обязательности стоимостной оценки и кадастрового учета природно-ресурсных объектов, а также государственной экспертизы, надзора и контроля их деятельности. Совершенствуя систему управления государственной собственностью в природно-ресурсной сфере, следует учитывать социально-экономическую ситуацию в стране, реальные возможности государства, национальные особенности и менталитет российских граждан, а применяемые при этом методы и технологии должны быть научно обоснованы и опираться на передовой опыт развитых стран с преобладанием ресурсного сектора в экономике.
Земельные ресурсы
Понятие «земельные ресурсы» отражает непосредственную связь земли с производственно-хозяйственной деятельностью людей. В состав земельных ресурсов входят земля и технологически или функционально прочно связанные с ней объекты недвижимости (здания, сооружения, нефтяные и газовые скважины, стационарное горнодобывающее оборудование и др.), образующие так называемые земельно-имущественные комплексы. Земельные ресурсы, и прежде всего земля, обладают тремя фундаментальными свойствами, определяющими их исключительную ценность и роль в сфере человеческой деятельности: - жизнеобеспечения – как части экологической системы, материальной основы жизни, места размещения жилища, коммунального, культурно-бытового обслуживания и отдыха людей. Большое значение в этой сфере имеют пространственные и ландшафтные условия, пригодность территории для освоения и строительства, возможность утилизации стоков и твердых отходов; - фактора производства – как необходимого условия производственно-хозяйственной деятельности в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, аграрном секторе, лесном хозяйстве, на транспорте; - гражданского оборота – земельно-имущественные отношения, которые представляют собой правовое, административное, экономическое и информационное взаимодействие субъектов собственности – государственных и муниципальных органов власти, юридических и физических лиц по вопросам состояния, преобразования и передачи объектов собственности – земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости. При рассмотрении земли как объекта управления с экономических позиций следует учитывать, что она обладает стоимостью и представляет собой сквозной элемент на всех стадиях воспроизводственного процесса (производства, распределения, обмена и потребления), один из определяющих факторов интенсификации инвестиционной деятельности, весьма привлекательную сферу вложения и оборота капитала, фундамент рынка недвижимости, так как гражданский оборот зданий, сооружений, обособленных водных объектов, лесов, многолетних насаждений практически невозможен без проведения соответствующих операций с земельными участками. Использование земельных ресурсов – необходимое условие любой производственно-хозяйственной деятельности. В добывающей промышленности земля является производственным операционным базисом и предметом труда, своеобразным хранилищем извлекаемых из нее полезных ископаемых. В обрабатывающей промышленности и строительстве земля функционирует как место совершения трудовых процессов и пространственный операционный базис. Для транспорта земля является материальным условием и местом размещения производственных объектов (дороги, трубопроводы, линии электропередач, портовые сооружения и др.). В сельском хозяйстве практически вся деятельность непосредственно связана с землей и определяется ее почвенным плодородием, естественными биологическими процессами, технологиями возделывания культур. В этой отрасли земля выступает как предмет труда и средство производства, необходимое для возделывания культурных растений. Земля как товар – это объект купли – продажи, отличающийся конкретными качественными и количественными параметрами (местоположение, размер, топография, состояние экологической среды и др.) и удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности. Рыночную цену земли, как и любого товара, определяет соотношение спроса и предложения. Ограниченное количество земельных участков на рынке обусловливает прямо пропорциональную зависимость изменения цен на землю от спроса на нее, который зависит от уровня и динамики цен производимой на земле продукции. Характерной особенностью земли является нулевая эластичность ее предложения на рынке, то есть собственник будет предоставлять землю для использования по назначению за любую плату во избежание потери ренты. В Земельном кодексе РФ в качестве объектов земельных отношений выделены: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Базовым понятием в системе земельно-имущественных отношений служит «земельный участок» – основной объект землепользования. Земельный участок является частью поверхности земли (в том числе почвенного слоя), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. К земельному участку относятся неразрывно связанные с ним недра, здания, постройки, инженерные коммуникации и т. п., вместе с землей представляющие собой единый объект недвижимости. Все, что залегает ниже плодородного почвенного слоя, в соответствии с Федеральным законом «О недрах» является собственностью государства, а принадлежность того, что находится над земной поверхностью, регламентируется Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «Об использовании воздушного пространства» и другими законодательными актами. Земельно-имущественные отношения объективно регулируют различными постоянными и временными ограничениями в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Постоянные ограничения права собственности на землю, обусловленные ее ограниченностью в природе и незаменимостью в предпринимательской деятельности, включают: зонирование, ранионапьное использование и охрану земель, защиту законных прав и интересов их собственников и арендаторов, контроль окружающей среды, соблюдение условий использования особо охраняемых территорий, учет строительных норм и правил, проектов планировки и застройки поселений, принудительный выкуп земель у собственника для государственных и муниципальных нужд и др. временные ограничения предусматривают: строго целевое использование земельного участка, возможность купли-продажи сельскохозяйственных земель при условии сохранения их целевого назначения, изъятие неиспользуемых земельных участков, ограниченную обо-ротоспособность отдельных категорий земель, исключительное пользование землей на условиях аренды и др. Использование земель и иной недвижимости в хозяйственных целях не должны регулировать только административно-правовыми методами органы власти. В рамках соблюдения общеобязательных норм и правил собственники и пользователи земельных ресурсов должны иметь право свободного выбора действий. Поэтому организационные и законодательные меры могут быть эффективны лишь во взаимодействии и взаимосвязи с экономическими, среди которых следует выделить рыночные регуляторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование и функционирование земельного рынка. К ним относятся: рыночная цена при сделках купли-продажи земельных участков и иной недвижимости, договорная арендная плата, залоговая цена при ипотечном кредитовании и т. д. Экономическими методами можно корректировать рыночное пространство, его конъюнктуру и цены, применяя разного рода меры, блокирующие ажиотажный спрос на земельные участки и иную недвижимость либо избыточное предложение, что особенно актуально для урбанизированных регионов. Инструментами государственного управления земельно-имущественными отношениями являются установленные законодательством правила, нормы и процедуры, применение которых обязательно при формировании, использовании и гражданском обороте земельных участков и тесно связанной с ними иной недвижимости, а также информационные технологии и компьютерные средства их реализации. К таким инструментам относятся, с одной стороны, государственные земельный и градостроительный кадастры, кадастровая оценка и мониторинг земель, техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости, государственный контроль, территориальное и внутрихозяйственное землеустройство, межевание его объектов и, с другой стороны, планирование и организация использования и охраны земель на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, в том числе резервирование земель, их перевод из одной категории в другую, зонирование земель городов и других поселений, всемерное содействие становлению цивилизованного рынка земли и иной недвижимости. Одним из важнейших механизмов государственного управления земельно-имущественными отношениями является взимание земельного налога и арендной платы. В целях совершенствования действующей системы налогообложения земли и иной недвижимости необходимо устранить разнородность способов установления налоговой базы на земельные участки, здания и сооружения, урегулировать правовой статус объекта недвижимости, сократить и упорядочить процесс возникновения права собственности на занятые недвижимостью земельные участки. К основным функциям государственного управления в сфере земельно-имущественных отношений относятся: разработка законодательных и нормативных правовых актов, ведение Государственного земельного кадастра, предоставление и изъятие земельных участков, планирование использования земель, землеустройство, техническая инвентаризация недвижимости, мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, организация рекультивации земель, решение земельных споров. Земельный кодекс РФ устанавливает, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Участниками и субъектами этих отношений являются: - собственники земельных участков; - землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; - землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; - арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договорам аренды и субаренды; - обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Земельный фонд Российской Федерации, который составляет 1,71 млрд га, подразделяют на семь категорий по признаку целевого назначения земель (млн га): сельскохозяйственные – 400,8 (23%), лесного фонда – 1103,1 (64,5%), водного фонда – 27,8 (1,6%), промышленности, транспорта, связи, обороны и безопасности – 17,1 (1,0%), особо охраняемых территорий и объектов – 34,2(2,9%), поселений – 18,9(1,1%), запаса – 107,9 (6,3%). Структура земельного фонда постоянно изменяется под воздействием: искусственного освоения земель; выведения сельскохозяйственных угодий из оборота вследствие истощения, загрязнения, эрозии, опустынивания; перевода земель с высокими природным плодородием в земли населенных пунктов, промышленности, транспорта и связи; затопления искусственными водохранилищами площадей пашни и пастбищ. Особенно сокращаются площади земель сельскохозяйственного назначения, например, площади сельскохозяйственных угодий изменились с 221,1 млн. га в 2001 г. до 220,5 млн. га в 2012 г., то есть на 600 тыс. га. В Земельном кодексе РФ установлены принципы разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и их конкретные полномочия в области регулирования земельных отношений, в том числе по управлению и распоряжению находящимися в соответствующей собственности земельными участками. В соответствии с требованиями Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 № 101 ФЗ в собственность Российской Федерации и ее субъектов должны быть включены земельные участки: - занятые недвижимым имуществом, находящимся в соответствующей собственности; - предоставленные соответствующим органам власти, а также созданным ими учреждениям, предприятиям, организациям; - занятые приватизированным из соответствующей собственности имуществом; - уже отнесенные к соответствующей собственности Федеральными законами; - иные земельные участки, не находящиеся в частной собственности, переходят в муниципальную собственность. Разграничение государственной собственности должно быть проведено на земельные участки общей площадью 1,58 млрд га, в том числе к федеральной собственности будет отнесено около 69% земель площадью 1,18 млрд га (из них 66,1% лесной и водный фонды), собственности субъектов Федерации – 9,5% земель (161,1 млн га) и собственности муниципальных образований – 13,9% земель (238,5 млн га). Государство как собственник должно иметь в своем распоряжении только земли, обеспечивающие его стратегические нужды, а также земли, которые не представляют интереса для муниципальных образований и частного сектора. Земельные участки и иное недвижимое имущество, не предназначенное для реализации государством или муниципальными образованиями установленных функций (коммерческая недвижимость), должны быть приватизированы. Основными направлениями единой государственной политики в сфере управления земельно-имущественными отношениями являются: подготовка и реализация законодательных и нормативных правовых актов, совершенствование структуры и механизмов государственного управления, реформирование системы налогообложения, стимулирование развития земельного рынка, институциональные преобразования. Особое значение имеет юридическое оформление права собственности на застроенный земельный участок как единый объект недвижимости. Без этого затруднена рыночная оценка недвижимого имущества и невозможен его полноценный хозяйственный оборот. Включение в собственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований земель, находящихся под принадлежащими им зданиями и сооружениями, позволит приватизировать земельный участок и недвижимое имущество как единый объект, что обеспечит целостное управление и распоряжение ими. Применительно к федеральной собственности это, как правило, земельные участки под крупными предприятиями. В результате, с одной стороны, будет завершен приватизационный процесс и созданы условия для повышения инвестиционной привлекательности их активов. С другой стороны, даже при относительно невысоких, доступных для инвесторов ценах, продажа этих земельных участков, масштабность данного процесса позволят привлечь в бюджет Российской Федерации значительные доходы. Любое использование земли в нашей стране платное, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации. В соответствии с Земельным кодексом РФ, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, которые выполняют различные функции (налог – индивидуальный безвозмездный платеж, арендная плата – существенное условие договора аренды), и поэтому регулируются, соответственно, налоговым и гражданским законодательством. Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков, которую устанавливают по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель с использованием методов массовой оценки ее рыночной стоимости. Результаты кадастровой оценки заносят в Государственный земельный кадастр, и они являются основой для установления налога на землю. Земельный налог и арендная плата за находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли близки по экономической сущности, поскольку они представляют собой изъятие части создаваемой земельным участком природной ренты в доход государства и определяются исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения земельной ренты, а также влияния внешних факторов и изменяется при разделении имущественных прав на него. Рыночная стоимость земельных участков выражается величиной капитализированного чистого дохода, который определяют как разность между годовым размером арендной платы и расходами на освоение и эксплуатацию земельного участка. Стоимость земельного участка и, следовательно, арендная плата за него не должны зависеть от вида использования участка, а определяться исключительно его местоположением и окружением. Большая разница в размерах арендной платы за два используемых по разному назначению рядом расположенных участка нарушает экономическую связь между размером арендной платы и их рыночной стоимостью. Арендную плату за земельные участки определяют на основе ее базовых размеров, устанавливаемых органами власти субъектов Федерации или местного самоуправления. Их рассчитывают на основе ставок земельного налога с учетом коэффициентов, отражающих вид использования земель и категорию арендаторов, без учета рентной природы данного платежа, что ставит арендаторов в неравные экономические условия. Установление арендной платы за принадлежащие муниципальному образованию земельные участки на рыночной основе позволит им изымать земельную ренту как часть дохода арендатора, которая не зависит от результатов его предпринимательской деятельности. В основе земельных платежей (ставок земельного налога, арендной платы, дивидендов на земельные паи и др.) должна быть земельная рента. Взимая с собственников ежегодно оцениваемую земельную ренту, государство сможет сократить налоговое бремя на трудовые доходы граждан и результаты хозяйственной деятельности предприятий. Платное землепользование на рентной основе позволит: - получать субъектам собственности реальные экономические выгоды от использования земельных ресурсов; - создать равные возможности для лиц, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность на разных по качеству землях; - стимулировать наиболее эффективное использование земельных ресурсов; - обеспечить воспроизводство и обустройство земельных участков; - аккумулировать необходимые финансовые средства на проведение мероприятий по охране земель. Повышение эффективности управления в рассматриваемой сфере в значительной степени зависит от реформирования системы земельно-имущественных платежей, которое предусматривает: - разработку правил и проведение оценки земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости; - планомерный переход от земельного налога и налога на имущество к налогу на недвижимость; - установление общих принципов расчета арендной платы за находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости в случае единства прав на них; - определение цены земельных участков при их отчуждении и залоге из федеральной, субфедеральной и муниципальной собственности. При этом следует отметить, что в устанавливаемой для конкретных земельных участков налоговой базе не отражены их качественные характеристики, а налоговые платежи должны быть различны в зависимости от рыночной стоимости каждого участка в соответствии с величиной земельной ренты. Необходимо на федеральном уровне установить единые принципы и порядок определения размера арендной платы за земельные участки и иные объекты недвижимости, условия и сроки ее внесения. Государство должно всемерно содействовать становлению цивилизованного рынка земли и иной недвижимости (земельного рынка), где земля является главной составляющей, ибо гражданский оборот зданий и сооружений, лесов, обособленных водных объектов практически невозможен без проведения соответствующих операций с земельными участками, на которых они расположены. Государству следует регулировать оборот земельно-имущественных активов и финансовых инструментов, хозяйственную деятельность субъектов собственности и инфраструктуру рынка. Это регулирование может быть: прямое, в частности, посредством принятия и реализации законодательных и нормативных правовых актов; косвенное – путем оказания консультативных и информационных услуг; стимулирующее – через определенные преференции участникам рынка. Необходимо установить компетенцию и полномочия государственных и муниципальных органов власти по регулированию земельного рынка, определить права, обязанности и ответственность институциональных, профессиональных и иных участников рыночных процедур. Создание благоприятного экономического климата для успешной деятельности всех участников земельного рынка требует: - инвестиционно-ориентированных условий для оборота недвижимого имущества; - стимулирования конкуренции на рынке услуг по формированию земельных участков и иной недвижимости; - их превращения в полноценные финансовые активы; - развития ипотечного кредитования; налогового стимулирования инвестиций; - сокращения трансакционных издержек при проведении рыночных сделок. Становление и развитие земельного рынка в значительной степени связаны с учетом и регистрацией недвижимости, которые способствуют его успешному функционированию, упрощению процесса становления нотариальных актов о передаче имущества и впоследствии обеспечивают прозрачность сделок, а также доступность учетных записей для операций на этом рынке. Для сбора, обработки, систематизации и представления различным участникам земельно-имущественных отношений всеобъемлющей информации о характеристиках объектов недвижимости проводят государственный кадастровый учет земельных участков и техническую инвентаризацию иных объектов недвижимого имушества. Земельный кадастр содержит упорядоченную совокупность сведений о правовом, экологическом, социальном и экономическом положении и инженерной инфраструктуре объектов недвижимости во времени. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имушества, а также о субъектах прав на земельные участки. Данные Государственного земельного кадастра предназначены для: характеристики земель и иной недвижимости с целью определения порядка и размеров налогообложения (фискальный аспект), защиты прав владельцев и собственников недвижимости (правовой аспект), решения правовых, экономических, социальных, экологических и управленческих задач (многоцелевой аспект). В процессе ведения Государственного земельного кадастра необходимо обеспечить качество, полноту, достоверность и оперативность получения информации, непрерывность его ведения и сопоставимость с другими видами кадастров (территориальными, ведомственными и др.). Получение, обработку, хранение и предоставление пользователям соответствующих данных следует выполнять на основе компьютерных технологий, позволяющих оперативно получать объективную и достоверную земельно-кадастровую информацию. Ресурсы недр
Согласно Федеральному закону РФ «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические ресурсы, являются государственной собственностью. В государственную собственность на недра входят: - запасы и ресурсы полезных ископаемых; - полученная на государственных и частных предприятиях геологическая информация; - имущество геологических и горных предприятий; - добытые полезные ископаемые. Кроме того, указанный Закон выделяет государственный фонд недр, под которым понимают используемые участки недр, представляющие собой геометризированные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, а также участки недр федерального назначения. Под последними понимают отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, предназначенные для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность страны, обеспечивает основы ее суверенитета и выполнения обязательств по международным договорам. При этом часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, входит в федеральный фонд резервных месторождений. Экономические отношения по поводу управления государственной собственностью на недра складываются вокруг объекта управления, который в настоящее время не имеет однозначного толкования. Недра с позиции управления ими следует подразделять на участки недр, право пользования которыми предоставляют на основе лицензии и соглашения о разделе продукции. При этом следует отметить, что участок недр не совпадает с месторождением – он может включать одно месторождение, несколько месторождений, часть крупного месторождения и даже одну скважину. Иногда участок недр отождествляют с геологическим отводом, представляющим собой поверхность земной коры, на которой выполняют работы и исследования по геологическому изучению недр, или с горным отводом (геометризированным блоком недр). В соответствии с Гражданским кодексом РФ, участок недр рассматривают в качестве имущества – объекта гражданских прав. В настоящее время отсутствуют какие-либо утвержденные правила и критерии выделения участков недр, что предопределяет необходимость создания системы государственного кадастрового учета, в результате которого им придавали бы статус недвижимости. В этом случае появится возможность зафиксировать государственную собственность на участок недр. Недра предоставляют в пользование различным субъектам хозяйственной деятельности в виде участков недр. В соответствии с лицензией, регистрируют право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов. Передаваемый в пользование участок недр не имеет параметров, признаков или каких-либо элементов, присущих объекту недвижимого имущества. Таким образом, недра и участки недр как объекты управления и объекты собственности являются обобщенным понятием, только лишь констатацией того, что недра и выделенные в них произвольным образом участки яатяются государственной собственностью. С позиций управления государственной собственностью можно предложить следующую классификацию объектов недропользования: - государственный фонд участков недр, который подразделяют на распределенный и нераспределенный (в том числе резервный) государственный фонд участков недр, включающий как подготовленные к освоению, но не переданные в пользование месторождения, так и подготавливаемые к освоению месторождения и проявления полезных ископаемых; - переданные в пользование участки недр, которые являются одновременно объектами управления, учета, регистрации, надзора и контроля; - государственный фонд неиспользуемых частей недр — как объектов, предполагаемых для проведения на них работ по геологическому изучению недр. Таким образом, управление государственным фондом недр, по существу, сводится к управлению государственной собственностью на недра. Россия обладает 30% мировых запасов природного газа, почти 10% нефти, 33,6% железных руд, 50% алмазов, 25% никеля, 17% олова. Наша страна является мировым лидером по добыче основных видов полезных ископаемых и крупнейшим экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса, который занимает 70% в ее общем экспорте. Государственное управление недропользованием заключается в законодательном и нормативном правовом обеспечении и регулировании эффективного функционирования минерально-сырьевого потенциата, добывающих, обрабатывающих полезные ископаемые, перерабатывающих их продукцию предприятий, а также инфраструктурных объектов. В настоящее время наиболее актуальной в этой области является проблема разработки и внедрения механизмов рентоориенти-рованной социально направленной отечественной экономики. В результате ее решения будут, во-первых, созданы стимулы к повышению эффективности производства и росту рентных доходов, во-вторых, применение таких экономических механизмов при соблюдении баланса интересов государства и недропользователей обеспечит поступление положенной доли ренты в консолидированный бюджет страны. При этом следует учитывать, что добываемые полезные ископаемые относятся к невосполнимым ресурсам, и поэтому для устойчивого развития экономики необходимо постоянное воспроизводство материально-сырьевой базы. В сфере недропользования большое значение имеет изъятие природной ренты как разности между оцениваемыми и нормированными доходами хозяйствующих субъектов-недропользователей и собственником-государством, получающим рентные доходы в виде налогов и таможенных сборов. Рента недропользователей — это разность между их чистой прибылью и нормальной чистой прибылью, а рента в доходах государства — это сумма всех налоговых поступлений от сверхдоходов недропользователей. Большую часть из них государство получает непосредственно в виде налога на добычу полезных ископаемых и вывозных пошлин, а также через другие налоги, в частности на добавленную стоимость и прибыль, которые по сути не являются рентными налогами. В отличие от землепользования, где ренту изымают исключительно в денежной форме, в недропользовании переходят к изъятию ренты в ее продуктовой форме, то есть к разделу продукции. Это связано, во-первых, с существованием в этой сфере ценовой ренты, большая часть которой по условиям рынка будет оставаться у недропользователей, во-вторых, с возможностью завышения текущих и капитальных затрат. Ценовую ренту изымают только от добытой нефти (в зависимости от мировой цены барреля нефти и курса доллара) и газа (по ставке 30% от экспортной выручки). Для существенного повышения эффективности недропользования – этой важнейшей сферы отечественной экономики и в обозримой перспективе – необходима комплексная разработка и реализация современных взаимоувязанных механизмов государственного упрашшния, среди которых регулирование: - доступа к недропользованию – лицензионно-разреши-тельный и/или договорной гражданско-правовой доступ к участкам недр; - прав собственности на добытые полезные ископаемые, на горное имущество и геологическую информацию; - налоговой системы рентных платежей; - таможенное – уплата таможенных пошлин как части ценовой ренты, стимулирование экспорта не сырья, а продуктов его переработки; - ценовое (в частности, необходимо регулировать и уменьшать диспаритет цен в естественных монополиях); - антимонопольное – установление количества и размеров участков недр и запасов полезных ископаемых, концентрируемых у одного недропользователя, контроль за деятельностью территориальных минерально-сырьевых монополий; - социально-экономическое – использование рентных доходов в интересах всего общества; - балансовое – запасов полезных ископаемых, производства и потребления минерально-сырьевых ресурсов, топливно-энергетического баланса; - созданных специальных институтов – органов управления горным производством, государственных компаний, инвестиционных проектов и др.
Лесные ресурсы
В Лесном кодексе РФ устаноааено, что объектами лесных отношений (отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) являются: - лесной фонд Российской Федерации (все леса, за исключением лесов на землях обороны и населенных пунктов, а также не покрытые лесами земли лесного фонда – так называемые лесные и нелесные земли); - участки лесного фонда и права пользования участками лесного фонда; - леса, не входящие в лесной фонд (леса, расположенные на землях обороны, городских поселений и других населенных пунктов); - участки лесов, не водящих в лесной фонд, и права пользования ими; - древесно-кустарниковая растительность. Законодательство не допускает оборот лесного фонда, куплю-продажу, залог и совершение сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустар-никовая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Субъектами лесных отношений являются: - участники лесных отношений; - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования; - граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и/или использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд; - лесопользователи, граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участка<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.4 (0.018 с.) |