![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система управления государственной собственностьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В системном плане управление представляет собой взаимодействие субъекта и объекта управления (направленные воздействия одного и обратная реакция другого), ориентированное на достижение поставленных целей в условиях меняющейся внешней среды. Цели и степень их достижения в процессе и по результатам управления должны быть измеримы. Характерно, что рассматриваемая система, как правило, является одним из компонентов систем управления более высокого уровня и в то же время сложным комплексом, включающим компоненты более низкого уровня. То есть цели, и критерии качества управления определяются целями и критериями систем более высоких уровней, что относится и к взаимоотношениям с подсистемами более низких уровней. Существенно, что внешняя среда систем всех уровней носит многопараметрический (экономический, социальный, экологический и т. д.) и динамично изменяющийся характер, воздействуя как на объект, так и на субъект управления. При этом специфическим и часто определяющим является то, что рассматриваемый объект, наряду с другими свойствами, является объектом права. И поэтому поиск лучшего управления во многом связан с действиями в правовом пространстве, целенаправленными изменениями в системе правомочий и обязанностей взаимодействующих собственников, правовых характеристик вплоть до смены форм собственности. Из положений теории управления следует ряд важных прикладных определений, а именно: - государственная собственность является строго соподчиненным компонентом системы государственного управления. Объекты государственной собственности являются одним из ресурсов в этой системе высшего уровня, обеспечивая ее функционирование в соответствии с установленными показателями, ограничениями и критериями в интересах общества; - цели и задачи управления государственной собственностью определяются интересами общества, целями и задачами государственного управления, в том числе, исходя из требований исполнения обязательных функций государственного управления, предоставления услуг населению. В их числе: обеспечение государственной, экологической и экономической безопасности; укрепление обороноспособности; рост благосостояния; стабильное экономическое развитие; качественное исполнение социальных функций и предоставление услуг, в том числе в сферах здравоохранения, образования, сохранения национального наследия и т. д. Существенно, что цели и задачи государственного управления могут меняться во времени вместе с корректировками государственной политики, развитием общества, возникающими изменениями в окружающем мире;
- поставленные цели и задачи управления, процесс их реализации должны быть измеримы для каждого вида государственной собственности в определенной сфере государственного управления. Для этого должны быть сформулированы проблемно ориентированные системы соответствующих показателей, в частности бюджетные показатели школ в абсолютном и относительном (к местным бюджетам) измерении; рейтинги университетов; доли граждан, удовлетворенных качеством предоставляемых услуг; оценка лечащим персоналом уровня организации труда в больницах; количества дней, пропущенных трудоспособным населением по причине разных болезней; проценты ушедших на пенсию граждан по состоянию здоровья и т. д.; - различные виды объектов государственной собственности могут быть в различной мере предназначены для решения поставленных задач государственного управления. Поэтому, с одной стороны, реально ставить задачи построения относительно локальных систем управления отдельными видами объектов государственной собственности, например, федеральной недвижимостью применительно к зданиям административного назначения, поддерживающим исполнение властных функций. И, с другой стороны, необходима постановка задач комплексного характера, например, рационального использования природных ресурсов, охраны памятников национального наследия, стабильного развития городских поселений. В таких постановках вовлекаемые в управление объекты государственной собственности могут относиться к различным видам объектов гражданского права. В то же время пересечения (то есть вовлечение одних и тех же объектов в различные системы и программы) не должны быть противоречивыми или дающими возможность неоднозначного толкования. Это, например, связано с проблемами управления в рамках приватизационного и земельного законодательства, кадастрового учета, градостроительного регулирования, охраны памятников, бюджетного законодательства и др.;
- управление государственной собственностью должно опираться на полную систему правомочий и обязанностей собственника, так как собственность – это одновременно благо и ответственность. Принимаемые планы, программы и управленческие решения должны быть нацелены не только на использование собственности, извлечение прибыли и других потребительских выгод, но на ее содержание и сохранность, на развитие и приумножение в целом национального богатства. Первое – это доходы, а второе, прежде всего и в значительных объемах – расходы собственника. Необходимую интеграцию правомочий и обязанностей в определенной мере отражает и помогает обеспечить бюджет. Здесь, в принципе, может быть сосредоточена полная информация и представлен требуемый баланс доходных и расходных потоков, связанных со всеми названными компонентами ответственного управления государственной собственностью. Существенно, что диктуемые высшими уровнями цели и задачи, критерии и ограничения могут меняться с течением времени. Это связано, в частности, с возможными корректировками государственной политики, программ и планов социально-экономического развития страны и ее территорий, сменой приоритетов частных собственников, а также кризисными процессами и иными возникающими изменениями в окружающей среде, мировом и региональном экономическом, социальном и экологическом пространствах, у хозяйствующих субъектов других форм собственности. При этом следует подчеркнуть, что взаимодействующие субъекты управления, например из государственного и частного секторов экономики, могут иметь разнонаправленные интересы и различающиеся критерии качества управления. В части отношений между субъектами различных форм собственности необходимо иметь в виду урегулирование возникающих проблем для каждого из сочетаний следующих взаимодействий: - между государственными (в том числе федеральными и региональными) и иными собственниками; - между частными собственниками внутри частного сектора, в том числе в урегулировании отношений собственности и оборота недвижимости между физическими лицами. Именно в названном контексте организации эффективных взаимодействий между субъектами различных форм собственности важное место в системе государственного управления собственностью приобретают схемы и механизмы государственно-частного партнерства, новые подходы в комбинировании приватизационных процедур и арендных отношений и других современных форм и механизмов взаимодействий. Существенно, что целесообразность их применения и развития обусловлена объективной оценкой уровня управления на основе разнообразных показателей качества управления в сочетании с мерой достижения целей субъектов управления и понесенных ими затрат. Отсюда возникает актуальность оценки эффективности, результативности и качества управления собственностью. В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации установлены следующие цели: - увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; - вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления; - использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; - повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций. Для реализации указанных целей федеральным органам ис-юлнительной власти необходимо решить следующие задачи: - полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них; - повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления; - оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению; - определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов); - обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций; - обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих. Следует отметить, что в этой Концепции основное внимание уделено управлению имущественной собственностью государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и государственной казны, а объекты государственной собственности природно-ресурсной сферы в ней практически не рассмотрены, что в известной степени сказывается на эффективности управления в этом важнейшем секторе отечественной экономики. Для обеспечения наиболее эффективного функционирования объектов собственности большое значение имеет стратегическое управление, которое выражается в действиях, направленных на извлечение максимальных выгод из преимуществ субъекта управления и благоприятных эндогенных и экзогенных факторов. Основой стратегического управления является стратегическое планирование, позволяющее установить будущее желаемое состояние объекта управления при помощи совокупности величин управляемых параметров в непосредственной увязке с главными целями развития субъекта управления. Идеальный процесс стратегического планирования — это ряд повторяющихся действий, включающих исследование, сбор информации, анализ, принятие решений и оценку. Таким образом, стратегическое управление заключается в реализации стратегического плана. Особенности взаимосвязи элементов механизма стратегического управления зависят от его структуры и принципов действия, обусловленных: уровнем иерархии субъекта управления, основными целями и задачами управления, видами потребляемых ресурсов, жизненным циклом объекта управления, стадиями процесса управления, этапами цикла управления и результативностью воздействия механизма управления на объект управления.
Основной целью создания, внедрения и функционирования системы управления имущественными отношениями является удовлетворение экономических и социальных интересов отдельных собственников, арендаторов, государства и общества в целом, всесторонне обоснованных с позиций наиболее эффективного использования недвижимого имущества как предмета потребления, реального и инвестиционного активов. Среди наиболее значимых задач, от успешного решения которых зависит эффективное функционирование системы управления государственной собственностью, выделяют обеспечение: - роста стоимости отдельных объектов собственности и земельно-имущественных комплексов в целом; - максимизации доходов собственников от пользования, владения и распоряжения принадлежащими им имущественными активами; - увеличения объемов и повышения качества предоставляемых услуг покупателям и арендаторам; - позитивного взаимодействия с органами государственной власти; - разъяснения необходимости наличия государственной собственности на определенные виды имущественных активов и поддержки ее привлекательного имиджа в отдельных социальных группах. Объекты собственности государственного и иных собственников, являясь одним из базовых ресурсов в системах управления высшего уровня (в том числе в системе государственного управления), поддерживают их качественное функционирование в соответствии с установленными для высших уровней целями, показателями, ограничениями и критериями. Следовательно, их определяют применительно к управлению государственной и иной собственностью в соответствии с целями и задачами, критериями и ограничениями высших уровней иерархии государственного управления, в том числе исходя из требований исполнения обязательных функций государства, включая предоставление качественных услуг населению и хозяйствующим субъектам. Важнейшими принципами государственного управления являются комплексность и системность, позволяющие в соответствии с главной целью развития экономики обеспечивать общую направленность и взаимодействие элементов системы управления и всех управленческих структур при органическом сочетании административно-правовых и экономических методов управления, а также использовать единый критерий интегральной (обобщающей) оценки эффективности управления. При этом властные органы управления государственной собственностью выполняют относительно обособленные функции, каждая из которых включает определенные механизмы решения специфических задач с использованием соответствующих средств, методов и инструментов реализации.
Целостность состава принципов управления как видов взаимоотношений между субъектами государственной и иных форм собственности определяется двумя характерными группами: взаимоотношения при совпадающих и несовпадающих интересах. Состав принципов управления внутри этих групп предлагается систематизировать следующим образом. 1. При совпадающих интересах взаимодействующих государственного, муниципального и иных форм собственников: - развитие, сохранность и обеспечение качества среды обитания (в том числе земельной и иной недвижимости как ее основы), охрана и восстановление памятников и других объектов национального наследия, находящихся в государственной и иных формах собственности; - качественный учет и надежная, обеспечивающая легитимность управления и проведения сделок информация о ресурсах недвижимого имущества, их состоянии и характеристиках; - минимизация вмешательства (нормативного и иного характера) государства и его властных структур в отношения между собственниками всех форм собственности. 2. При несовпадающих, разнонаправленных интересах и, соответственно, различающихся критериях качества управления: - приоритет общественных интересов – защита законного владельца и справедливая компенсация при их нарушении; - нацеленность на результаты экономического, внешнеполитического, военного и т. п. характера – гуманистическая, социальная направленность государственного управления в целом; - минимизация затрат финансовых и иных ресурсов государственного управления для обеспечения хозяйственных и иных взаимодействий собственников – ответственное исполнение бремени содержания недвижимого имущества. Приведенные структура и состав принципов не нацелены на выделение одного из них как наилучшего для тех или иных задач и условий управления. Работает логика сочетаний принципов из обеих групп совпадающих и несовпадающих интересов в зависимости от типа рассматриваемой территории и выбранной стратегии ее развития (или вариаций того и другого). Тогда, например, для территорий недропользовательского типа в числе доминирующих будут принципы неистощительного, рационального использования недр и иных природных ресурсов. А затраты финансовых и иных ресурсов будут носить ограничительный характер. В свою очередь, приоритетная нацеленность на результаты экономического характера (например, на экспорт добытого сырья) будет сочетаться с ограничениями в форме разработки и реализации программ социального развития территории, необходимым уровнем обязательного вмешательства государства в условия недропользования. Система управления государственной собственностью состоит из четырех взаимосвязанных сегментов (блоков): управления отношениями собственности, функционального, институционально-организационного и экономико-правового.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.58.60 (0.009 с.) |