Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Концепция эффективного управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди базовых принципов эффективности в теории управления центральное место принадлежит принципу иерархической соподчиненности в деятельности систем и подсистем раз личных уровней. Приоритетными являются цели, задачи, критерии функционирования главной системы и систем высшего уровня. Успешность, эффективность и качество работы систем более низких уровней иерархии, в том числе обеспечивающих подсистем, определяются мерой их содействия достижению целей и решению задач главной системы. В этом контексте объекты государственной собственности (земля, недра, здания, инфраструктура, информация, нематериальные активы и т. д.) при всей их капиталоемкости являются одним из ресурсов, обеспечивающих достижение целей и решение задач государственного управления в целом. Соответственно этому определяют и эффективность управления ими как в совокупности, например, когда выдвигают тезис о необходимости эффективного управления государственной собственностью вообще, так и по отдельным видам объектов, в частности при постановках задач об эффективном использовании природных ресурсов или объектов федеральной недвижимости. В каждой из таких постановок приоритетным является понимание, для какой цели, проблемы или комплекса задач государственного управления будут использованы данные ресурсы государственной собственности. Отсюда исходит предваряющее оценки эффективности определение взаимосвязей между задачами государственного управления и теми видами и составом объектов государственной собственности, которые вовлекают в решение каждой из них. Затем устанавливают предъявляемые с уровня государственного управления требования к их характеристикам (количественным и качественным), которые и будут определяющими в оценках эффективности управления данной совокупностью объектов государственной собственности. Решение проблем эффективного управления государственной собственностью постоянно находится в числе первоочередных задач, стоящих перед федеральными и всеми уровнями региональных органов власти. В современных условиях они приобретают еще большее значение. Это обусловлено, с одной стороны, наличием крупнейших в мире ресурсов недр, земельной и иной недвижимости, традиционно находящихся в государственной собственности. С другой стороны, неудовлетворительным уровнем качества жизни, слабым инфраструктурным обеспечением обширных территорий страны и ее регионов. Свою важную роль также играет сложившийся за многие десятилетия общественно ориентированный менталитет населения в отношении к государственной собственности. Правильно выстроенное, эффективное управление должно помочь в преодолении сложившихся противоречий и недостатков, максимизировать позитивные результаты владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности. Исследуя эту проблему, необходимо ориентироваться на базовые принципы обшей теории управления и ее разделов по эффективности и при их адаптации учитывать особенности государственного управления и специфические свойства различных видов объектов государственной собственности. 2.1. Эффективность и принципы критериального управления
Категорию эффективности (как определенного соотношения результатов и затрат, произведенных на их достижение) относят к понятию критериальности – ключевому в определении управления, в организации практически любой целенаправленной деятельности. Как отмечалось, под управлением понимают целенаправленный и контролируемый перевод объекта из начального состояние в запланированное в меняющейся внешней и внутренней среде, который осуществляют некоторым лучшим образом. Применительно к государственной собственности это может быть: - накопление национального богатства; охрана национального наследия; - исследование, рациональное использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов; - устойчивое развитие производственной и социальной инфраструктуры в масштабах страны и регионов и т. д. И все это необходимо делать некоторым лучшим обра зом и, в частности, эффективно, в смысле определенно лучшего соотношения производимых затрат и достигаемых результатов. Критериальность как требование управлять именно лучшим образом (а не как получится) может проявляться в различных формах. При этом оптимальное управление подразумевает управление не просто лучшее, а наилучшее из всех возможных и сравниваемых по установленному критерию. Так, наилучшим может быть управление государственной собственностью, обеспечивающее решение поставленной задачи с наименьшими затратами финансовых, материальных или иных ресурсов, либо достижение цели за минимально возможное время. Чаще все-таки оперируют с понятиями не оптимальных, а лучших решений. Так, если затруднительно предъявить для обоснованного выбора множество всех возможных вариантов управления, то ограничиваются сравнением определенного числа допустимых или известных решений. Кроме того, поиск оптимального управления по одному критерию оставляет за рамками выбора варианты, несколько худшие в сравнении со строго оптимальными решениями по данному критерию, но в то же время лучшие по другим признакам. Желание найти решения, лучшие одновременно по нескольким критериям (многокритериальный выбор), еще более осложняет задачу. Поиск решения приводит к построению так называемых областей Парето-оптимальности, когда последующие улучшения по любому из критериев невозможны без ухудшений оценок по другим интересующим нас критериям. Тем не менее, как бы ни были сложны постановки задач и целенаправленный поиск управлений, стремление найти в какой-либо мере лучшие из них присутствует всегда. И, соответственно, требование критериальности для выбора лучшего, в частности эффективного управления, также является неотъемлемым. Это тем более присуще системам управления государственной собственностью, поскольку общество, поручившее государственным органам распоряжаться национальным богатством, пристально и с повышенной заинтересованностью следит за тем, чтобы им управляли лучшим образом. Разнородный характер компонентов в оценках эффективности. В поисках путей решения проблемы эффективности следует иметь в виду, что при ее расчетах, наряду с традиционной максимизацией доходных потоков, необходимо вовлекать в оценку критерии комплексного характера, такие как общественная экономическая и социальная эффективность. Большинство поисков здесь связано с формированием состава и информационным наполнением нефинансовых компонентов критериев эффективности. В этом контексте ведущую роль играет функциональное назначение системы управления, в том числе ее отраслевая принадлежность и направленность в социальной сфере. Так, в организациях здравоохранения используют соотношения количества рабочих мест лечащего персонала и динамики приемов больных, комфортности рабочих мест врачей и удовлетворенности больных, показателей качества предоставляемых медицинских услуг. В инфраструктурных проектах дорожного строительства в числе важнейших будут показатели качества дорог, средних скоростей и интенсивности транспортных потоков. В программах развития территорий и освоения ресурсного потенциала приоритетными будут как доходные потоки от экспорта сырья, так и социальные показатели роста уровня жизни и трудовой занятости местного населения, инфраструктурного обеспечения новых производств и социальной сферы, защиты окружающей среды и охраны природы. Решение проблемы оценки эффективности и возможностей ее покомпонентного улучшения в пространстве разнородных показателей ищут по следующим основным направлениям. 1. Модификация финансового компонента оценки за счет комбинации используемых показателей и экспертных корректировок получаемых расчетов. Корректировки призваны количественным образом учитывать влияние социальных и иных качественных показателей управления. В этом случае диапазоны и конкретные значения отдельных корректирующих коэффициентов будут отражать возможности и направления искомых улучшений. 2. Формирование систем показателей, явным образом интегрирующих стоимостные и других видов качественные показатели эффективности управления. Оценку проводят в неоднородном пространстве критериев. При этом финансовые показатели эффективности целенаправленно дополняют, комбинируют с заранее установленными и измеренными нефинансовыми показателями достигаемых результатов. Оценивая текущее состояние или подводя итога упраапения за конкретный период, можно использовать принципы многопараметрического сравнения с лучшими из известных систем аналогичного типа, действующими в сходных условиях внешней среды. Такой подход позволяет определенным образом ранжировать системы и выявлять лучшие по отдельным компонентам интегральной оценки и анализировать возможности улучшений по каждому из них. В частном случае, при исключении из анализа финансовых показателей и концентрации внимания на достижении поставленных целей, измеряемых в пространстве социальных, региональных и т. д. показателей качественного типа, оценка эффективности трансформируется в оценку результативности, где главным будет установление меры достижения целей управления.
2.2. Проблема эффективности во взаимодействиях государства и частного сектора
К настоящему времени в оценках эффективности многообразных форм и конкретных проектов взаимодействий государственного собственника с субъектами частного сектора накоплен вполне определенный опыт использования современных методов и инструментов исследований и разработок. В их числе: методы оценки эффективности капитальных вложений; стандарты бизнес-планирования и управления проектами; концепции, принципы и методы оценки государственного имущества, проектов девелопмента недвижимости и др. Наряду с этим, в последнее время получают активное развитие тенденции нестрогих оптимизационных решений и качественных оценок, своеобразная «расширенная» концепция использования критериев комплексного социатьно-экономического характера. Это, например, проявляется при обоснованиях и оценках эффективности проектов государственно-частного партнерства. Здесь важную роль играет корневая сущность взаимодействий государства и частного сектора, в общем контексте выходящая за рамки традиционных норм гражданско-правовых отношений и стандартов количественной оценки критериев эффективности, во многом опирающаяся на принципы социальной ответственности и взаимного доверия. При этом характерно, что на стадии реализации механизмы конкретных проектов должны строго соответствовать положениям права (гражданского, публичного и т. д.), в том числе договоров подряда и концессии, градостроительного регулирования, инвестирования в проекты развития, приватизации, аренды и т. д. Рассмотрим положения названной «расширенной» концепции и вытекающие из нее подходы к подготовке, обоснованию и проведению оценочных расчетов эффективности взаимодействий государства и субъектов частного сектора. При этом, используя мировой опыт оценки, акцент будем делать, в первую очередь, на проблемах государственного участника, добивающегося, в конечном счете, улучшений и качественного решения проблем в зоне своей исключительной ответственности и в системном соподчинении общественным интересам, целям и задачам государственного управления в целом. I. Обязательность оценки эффективности взаимодействий. Изначально необходимо подчеркнуть, что обоснованность и определенная доказательность являются необходимыми компонентами для принятия согласованных решений о выборе форм и условий взаимодействий государства и субъектов частного сектора. Подобное требование применительно к конкретным программам и проектам крупномасштабных и длительных взаимодействий может вызывать к жизни принципиально новые подходы и методы оценки эффективности для каждого из участников, существенно более сложные в сравнении с тра диционными стандартами оценки инвестиционных проектов, однозначными алгоритмами определения лучших вариантов. Это означает не только необходимость разработки и введения в технологию взаимодействий таких стандартов оценки, но и масштабные образовательные процессы в системе государственных органов для реального освоения новых стандартов и самостоятельного ответственного пользования ими. То есть работа со стандартами должна быть встроена в технологию профессиональной деятельности служащих соответствующих подразделений. 2. Принципы выбора механизма взаимодействий. Перед принятием решения о формах и условиях взаимодействий важно убедиться, что оценка их эффективности отвечала следующим принципам. Принцип доступности. Считается, что существуют определенные финансовые и иные ресурсные границы для принятия решений по проектам взаимодействий для каждой из государственных структур, связанных с соответствующими зонами исключительной ответственности перед обществом. Тогда доступность проекта будет определяться рамками делегированных сверху (соответствующим министерством финансов, бюджетом и т. д.) границ расходов и ограничениями общих инвестиционных планов, реализуемых в рамках данной структуры. На всех этапах проекта взаимодействий от его подготовки и в процессе реализации государственный участник должен иметь высокую степень уверенности в том, что проект является приемлемым. Принцип реализуемости. Это требование по сути соответствует известной по стандартам управления проектами оценке осуществимости проекта. При этом следует обращать внимание не только на оценку возможностей реализации в срок, в соответствии с нормами затрат, спецификациями и технологическими требованиями для инвестиционной (строительной) части проекта, но и для длительного периода эксплуатации объекта взаимодействий. Проверяют правовую базу, реальность применения запланированных механизмов земельно-имущественных отношений, динамику изменений правомочий собственности. В экономическом плане большое значение в контексте обеспечения осуществимости и увеличения инвестиционной привлекательности взаимодействий могут играть возможности использования смежных деловых активностей. Так, в проектах строительства автомагистралей это может быть включение в бизнес-планы строительства и эксплуатации расположенных вдоль трассы торгово-развлекательных центров, магазинов розничной торговли, автозаправочных станций, пунктов обслуживания, гостиниц и других объектов малого и среднего бизнеса. Принцип конкурентности. В сфере деятельности планируемых взаимодействий должна существовать и быть доступной для данной государственной структуры рыночная среда. Так, не допускается проведение конкурсов с одним участником и, более того, в странах ЕС не разрешается проведение конкурсов на государственные контракты и при наличии нескольких участников, если один из них явно доминирует. Требование конкурентности является одним из наиболее сложных. Здесь играет роль недостаточный позитивный опыт взаимодействий, невысокая инвестиционная привлекательность бизнеса в зонах ответственной деятельности государства (требующая с его стороны активных организационно-экономических решений, для которых также не накоплен достаточный опыт), большое внимание средств массовой информации и критическая настроенность общественного мнения. Принцип стабильности и устойчивой реализации результатов взаимодействий. Под этим подразумевается наличие перспектив эффективного использования результатов в смысле стабильного, качественного и доступного предоставления услуг конечному потребителю – населению. Для этого необходима хорошо продуманная и, насколько возможно, детальная оценка будущих потоков запросов потребителей, их платежеспособности и организации бюджетной поддержки. Подобные оценки должны быть доступными на ранних стадиях подготовки проектов взаимодействий, а далее – предусмотрены процедуры для их регулярного анализа и актуализации. 3. Требование альтернативности. Процесс подготовки и реализации проектов взаимодействий должен иметь возможность развиваться по альтернативным вариантам. Причем альтернативы должны рассматриваться как при обосновании выбора формы взаимодействий (совместное предприятие, партнерство, инвестиционный конкурс, прямая государственная закупка и т. д.), так и потом – в процессе разработки и реализации проектов. Например, в документах ЕС подчеркивается, что не должно быть предвзятости или предпочтений в пользу одного варианта взаимодействий, а положению альтернативности необходимо следовать в течение всего процесса подготовки и реализации проекта. 4. Учет и разделение рисков. Разделение, связанное с учетом рисков, в настоящее время характерно для бизнес-планов практически всех форм взаимодействий хозяйствующих субъектов. Основная критика направлена на то, что реальная стоимость конкретных проектов скрывается за аргументами больших рисков и соответствующих процентных ставок. Поэтому целесообразно подчеркнуть конструктивные положения, свойственные именно выбранной форме взаимодействий, например, проектам государственно-частного партнерства. Здесь все или большая часть рисков передают партнеру из частного сектора, а за государственным участником закрепляют риски урегулирования нормативных проблем земельно-имущественной сферы и форс-мажорных ситуаций. В числе подлежащих учету нерыночных факторов риска: возможные экологические и социальные последствия, стратегические риски (типа возможных изменений в государственной политике, например, относительно развития платной системы образования или предоставления услуг в сфере здравоохранения). 5. Повышение требований к качеству результатов взаимодействий. Представляется важным осмысление мировой практики планомерного повышения требований к качеству результатов взаимодействий: построенных объектов градостроительной инфраструктуры, услуг населению, поставленных по государственному заказу товаров и т. д. Очевидно, что это ведет к удорожанию подготавливаемых проектов взаимодействий и неоднозначно оцениваемым финансовым и социальным результатам. Но это и реальные тенденции в решении проблем улучшения среды жизнеобитания населения и профессиональной деятельности хозяйствующих субъектов, качества услуг в зоне ответственности государства, во взаимодействиях государства с населением в целом. Таким образом, на современном этапе социально-экономического развития минимизация затрат или максимизация бюджетных доходов не являются первостепенными факторами при выборе вариантов форм и условий взаимодействий. 6. Программно-техническая база оценки эффективности. Выбираемые программные средства должны обеспечивать возможность включения требований и рекомендаций нормативных документов исполнительной власти для проектов с государственным участием, межрегионального характера, входящих в социальные программы и др. по налогообложению, процентным ставкам, коэффициентам дисконтирования и т. д. Так, предусмотренные партнерскими соглашениями смены форм собственности и состава правомочий собственника будут приводить к определенным изменениям в финансовых потоках и результатах оценочных расчетов, связанных с налогообложением, нормируемыми ставками арендной платы и платы за землепользование, тарифами за предоставляемые услуги. Принципиально требованием к программно-техническим средствам является обеспечение для пользователя возможностей работать в диалоговом режиме. Методологическая значимость этого требования связана с тем, что непосредственным пользователем этих средств объявляют государственных служащих тех структур, которые инициируют взаимодействия. Они должны будут самостоятельно и регулярно работать с этими средствами в режиме мониторинга, в диалоговом режиме анализировать и прогнозировать ход подготовки и реализации проектов, динамику и тенденции их показателей и результатов, оценивать варианты возможных решений. Это, в свою очередь, поднимает важную и масштабную проблему обучения персонала служащих методологии анализа и принятия решений, концепции и принципам оценки результатов, технологии работы с программно-техническими средствами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.174.32 (0.008 с.) |