Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Методология управления государственной собственностью↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ)
А.С. Виноградов
Управление государственной и муниципальной собственностью
Учебное пособие
Томск 2015
СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ…………………………………………………………………5 1.1.Собственность как экономическая категория…………………………5 1.2. Система управления государственной собственностью…………….12 1.3.Механизмы и модель управления государственной собственностью21 1.4.Законодательная база управления государственной собственностью………………………………………………………………………………32 Контрольные вопросы ……………………………………………………..36 ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………...37 2.1. Эффективность и принципы критериального управления………….38 2.2. Проблема эффективности во взаимодействиях государства и частного сектора……………………………………………………………………...40 2.3. Эффективность, результативность и качество управления…………43 Контрольные вопросы ……………………………………………………...52 ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ……………………………………………….53 3.1.Организационные схемы (регулирование на основе организационных решений)…………………………………………………………………………54 3.2. Организационно-финансовые схемы…………………………………55 3.3. Другие подходы………………………………………………………..58 Контрольные вопросы …………………………………………………………..60 ГЛАВА 4. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ……………………………………………………………..61 4.1. Земельные ресурсы…………………………………………………….61 4.2. Ресурсы недр…………………………………………………………...69 4.3. Лесные ресурсы………………………………………………………..72 4.4. Водные ресурсы………………………………………………………..76 4.5. Недвижимость и имущественные комплексы……………………….79 4.6. Рынки недвижимости………………………………………………….86 4.7. Движимое имущество…………………………………………………90 4.8. Интеллектуальная собственность…………………………………….98 Контрольные вопросы …………………………………………………………105 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...106
В учебном пособии изложены теоретические и прикладные аспекты управления объектами государственной и муниципальной собственности, правового и организационно-экономического взаимодействия участников, приведена систематизация опыта разработки и применения современных концепций и механизмов управления, а также методические материалы для активных форм обучения. Как учебное пособие книга может быть рекомендована к использованию в процессе обучения в системе высшего профессионального образования по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», при преподавании учебных курсов «Управление государственной и муниципальной собственностью», «Экономика недвижимости» и др., а также студентами широкого круга экономических специальностей очной и заочной форм обучения в качестве пособия для самостоятельной работы и написания дипломных проектов. ВВЕДЕНИЕ
Государственная собственность как национальное богатство, имеющее прямое материальное и множество иных аспектов отношений к каждому члену общества, находится под постоянным и повышенным вниманием граждан, средств массовой информации, оппозиционных движений. При этом государственный собственник является равноправным, наряду с другими собственниками, участником рыночных земельно-имущественных отношений и, одновременно, их основным нормативным регулятором. А комплексные по своему характеру требования эффективного управления законодательным же образом существенно ограничены положениями об антимонопольной деятельности участников рыночных отношений, включая и те области, где государство в силу объективных причин является естественным монополистом, например, в природно-ресурсной сфере. Проблемы управления государственной собственностью сложны и многогранны, а постоянно производимые изменения в нормативной правовой базе и властных структурах были и остаются направленными на их позитивное решение. Таковыми являлись последовательно разрабатываемые законы о приватизации государственного и муниципального имущества, акционерных обществах, государственных и муниципальных предприятиях, банкротстве, концессионных соглашениях, законодательные акты в природно-ресурсной сфере и т. д. Неоднократные изменения претерпевали структуры органов исполнительной власти, ответственные за управление и распоряжение собственностью: от государственных комитетов и министерств до федеральных агентств и служб в настоящее время. Разрабатывались и реализовывались концепции и программы управления государственным имуществом, недвижимостью и другими видами собственности на федеральном и региональном уровнях. Наибольший резонанс из них получила Федеральная концепция управления государственным имуществом 1999 г., ставшая на долгие годы базовой для соответствующих концепций на уровне субъектов Федерации. Тем не менее не всегда удовлетворительные результаты и проявившиеся недостатки в рассматриваемой сфере связаны с недочетами в принимаемой методологической базе разработок эффективных систем управления государственной собственностью и действенных механизмов их реализации. Поэтому в книге внимание сконцентрировано на вопросах системного характера, иерархических связях с целями, задачами и критериями государственного управления в целом, опыте разработок и использования инновационных подходов и механизмов. В содержательном плане книга базируется на материалах учебно-методического пособия Соловьева М. М., Кошкина Л. И. и Свириной А. А. «Управление государственной собственностью: методология, опыт, инновации» (Казань: Отечество, 2012 г.), а также авторских публикаций последнего десятилетия в отечественной и зарубежной периодике.
Передача риска В этой схеме риски передают во внешние структуры. Так, государственный собственник может поручать доверительному управляющему хозяйствовать исходя из его личной экономической и иной заинтересованности, но и с полной ответственностью за результаты деятельности. В определенном смысле схожей по передаче ответственности является схема хозяйственного ведения. При использовании механизмов государственно-частного партнерства разделение рисков проводят на основе оценки возможностей каждого из участников. Как правило, государственный участник более эффективен в решении проблем административного характера (например, разрешительных процедур градостроительного регулирования, экспертизы проектов и т. д.). Тогда как с рисками финансово-экономического, строительного, управленческого и т. п. характера лучше справляются структуры частного сектора. Избежание риска Избежание риска – частный случай полной передачи риска внешнему участнику. Более того, здесь, как правило, отражается стиль управления в целом, в зависимости от намерений лица, принимающего решения. Он может быть категорическим противником рисков в политике управления, максимально страхующимся или стремящимся избежать риска в принципе. Такая политика часто свойственна именно государственным структурам, ответственным за эффективное управление (в том числе за сохранность, качественное содержание и эффективное использование имущества) в зонах своей обязательной деятельности. Существенно, что все организационные схемы и решения проблемы регулирования рисков, связанные с распределением, передачей и избежанием риска, реализуют через соответствующую систему контрактов и договоров между участниками взаимодействий и проектов, в которых отражают все названные условия и адресное разделение ответственности за риски. Концепция диверсификации Чаще всего идеи диверсификации в управлении развитием (недвижимого имущества и иных капиталоемких активов государственного собственника) используют при необходимости инвестирования значительных финансовых средств. Доминирующий тезис диверсификации – избегать чрезмерного «перевеса» инвестиций в единственный крупный проект. Целесообразно, по возможности, вкладывать средства в комплекс разнообразных проектов развития, а также сочетая с иными типами вложений: в государственные облигации, акции и другие ценные бумаги. При небольших финансовых возможностях, с позиций уменьшения риска рекомендуют избегать прямых вложений в один конкретный проект. В сфере недвижимости более предпочтительными являются вложения в акции компаний, которые, в свою очередь, диверсифицируют накопленные подобным образом средства, в том числе через портфели ценных бумаг и иных возможных объектов инвестирования. В мировой практике бизнеса недвижимости это – трастовые компании и специализированные инвестиционные фонды, оперируюшие с достаточно большими количествами инвестируемых объектов недвижимости. Страхование риска В общем случае, страхование риска, в том числе и при операциях с такими объектами собственности, как недвижимое имущество, – это передача риска третьему лицу в обмен на установленное вознаграждение. Таким образом, концептуально страхование близко идее ранее рассмотренных подходов организационного регулирования рисков путем их передачи другим участникам деловых взаимодействий. Отличие состоит в том, что в данном случае передача риска адресована специальной лицензированной страховой компании. Такая операция является возмездной с выплатой страховой премии, при этом страховщик принимает на себя все согласованные договором риски страхователя. Страховые отношения, являясь компонентом гражданских правоотношений, подчиняются гражданскому законодательству. Для рисков, связанных с управлением объектами государственной собственности, ведущее место принадлежит положениям, связанным с имущественным страхованием, а также связанным с ним страхованием договорной ответственности и предпринимательского риска. Важным является законодательно постулированное право страховщика на оценку страхуемого имущества. По закону об оценочной деятельности оценка объектов государственной собственности является обязательной и проводится независимым оценщиком. Для взаимодействий государства и частного сектора в партнерских проектах и приватизационных процессах существенным также является законодательное положение о том, что с переходом прав собственности на застрахованное имущество к новому владельцу к нему переходят права и обязанности по действующим договорам страхования. Введение расчетного запаса Цель введения расчетного запаса – повышение надежности предварительных финансовых оценок проводимых сделок и проектов развития. Подобные подходы представляют собой меры заблаговременного учета рисков. Так, изменяя в различных сериях аналитических расчетов значение показателя дисконтирования, косвенным образом учитывают степень возможного риска проекта. В частности, повышение ставки дисконтирования в расчетах эффективности адекватно формированию определенного расчетного запаса. Аналогичным образом для увеличения надежности оценок эффективности в финансовой схеме расчетов можно добавить некоторый объем резервных средств, например, в разделе инвестиционного проекта, связанном с непредвиденными расходами. Другие подходы
Действия по аналогиям Принцип аналогий – это поиск и использование информации об известных мерах по регулированию рисков из предшествующих прецедентов по двум направлениям: - информация о последствиях воздействия аналогичных неблагоприятных факторов риска на результаты аналогичных сделок и проектов; - информация об удачных принятых мерах по исключению или снижению отрицательных результатов таких последствий. - Очевидно, что применению аналогового подхода должна предшествовать большая системная работа, включающая: - систематизацию информации об объектах исследований и развивающихся в них процессах (детальная классификация по видам объектов государственной собственности, процессов их использования и развития) для обеспечения последующей возможности отыскания аналогов; - упорядочение информации о рисках и факторах риска (в том числе: выявление и систематизация причин ущербов и потерь, размеров и структуры превышения расходов на отдельных стадиях бизнес-процессов, соотнесение их с принимаемыми мерами по устранению или снижению отрицательных последствий); - формирование и ведение соответствующих баз знаний. Подобную информационно-аналитическую работу применительно к области государственно-частного партнерства проводят специальные структуры в рамках государственных органов (например, регулирующих развитие дорожной инфраструктуры в российской практике партнерских проектов) или специально создаваемых совместных государственно-частных институтов (в частности, в Великобритании). Метод частных рисков Метод частных рисков можно идентифицировать как метод перебора и оценки влияния отдельных рисков. Это могут быть важнейшие риски проекта в целом или риски отдельно рассматриваемых этапов подготовки, реализации и функционирования проекта. Оценку проводят в рамках моделей их влияния на выходные показатели проекта. Также оценивают эффективность возможных принимаемых мер по снижению уровней именно этих специально выделенных рисков. Перечень важнейших частных рисков с их соответствующими характеристиками вероятностей возникновения и ожидаемых ущербов, а также традиционно используемых или специально рекомендуемых мер может быть задачей привлекаемых к анализу партнерского проекта экспертов, входить в задачи вышеупомянутой государственной или совместной информационно-аналитической структуры. Другие направления Среди методов и мер по решению проблемы предотвращения и снижения рисков, наряду с вышеприведенными, можно назвать следующие; Совершенствование управления в целом. Это – один из наиболее универсальных и действенных методов в разработках и реализации антирисковой политики. Такое совершенствование включает решение следующих задач: - грамотное распределение функций управления; - четкое установление целей, критериев и ограничений управления; - продуманное определение лидера и тщательный подбор кадров; - использование современных средств информационных и телекоммуникационных технологий; - сбалансированное по ресурсам формирование планов, регулярный контроль и анализ их выполнения; - оперативная реакция на возникающие отклонения и т. д. При подобном подходе и проблема рисков органично войдет в совершенствуемую систему государственного управления, ее критерии, ограничения и т. д. Другими словами, эффективное предотвращение рисков и снижение возможных ущербов при их проявлении – один из важнейших компонентов и показателей качества государственного управления в целом. Актуально также применение современных приемов администрирования и активных связей с общественностью, постоянное повышение профессиональной квалификации управленческого персонала, развитие и грамотное использование нормативной правовой среды, экономических механизмов управления, стандартов профессиональной этики и т. д. Обеспечение качества аналитической оценки проектов развития, реальных возможностей и условий возврата кредита. В связи с этим возникает потребность во взаимодействиях аппарата государственного управления с профессиональными организациями, свободного владения компьютерными средствами анализа эффективности управления объектами государственной собственности и проектов их развития. Контрольные вопросы 1.Проблема явных и скрытых затрат в управлении. 2..Классификации и примеры рисков в управлении объектами собственности и проектами их развития. 3.Основные риски управления собственностью. 4.Проблематика выделения ключевых рисков развития. 5.Оценка совокупного риска
Земельные ресурсы
Понятие «земельные ресурсы» отражает непосредственную связь земли с производственно-хозяйственной деятельностью людей. В состав земельных ресурсов входят земля и технологически или функционально прочно связанные с ней объекты недвижимости (здания, сооружения, нефтяные и газовые скважины, стационарное горнодобывающее оборудование и др.), образующие так называемые земельно-имущественные комплексы. Земельные ресурсы, и прежде всего земля, обладают тремя фундаментальными свойствами, определяющими их исключительную ценность и роль в сфере человеческой деятельности: - жизнеобеспечения – как части экологической системы, материальной основы жизни, места размещения жилища, коммунального, культурно-бытового обслуживания и отдыха людей. Большое значение в этой сфере имеют пространственные и ландшафтные условия, пригодность территории для освоения и строительства, возможность утилизации стоков и твердых отходов; - фактора производства – как необходимого условия производственно-хозяйственной деятельности в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, аграрном секторе, лесном хозяйстве, на транспорте; - гражданского оборота – земельно-имущественные отношения, которые представляют собой правовое, административное, экономическое и информационное взаимодействие субъектов собственности – государственных и муниципальных органов власти, юридических и физических лиц по вопросам состояния, преобразования и передачи объектов собственности – земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости. При рассмотрении земли как объекта управления с экономических позиций следует учитывать, что она обладает стоимостью и представляет собой сквозной элемент на всех стадиях воспроизводственного процесса (производства, распределения, обмена и потребления), один из определяющих факторов интенсификации инвестиционной деятельности, весьма привлекательную сферу вложения и оборота капитала, фундамент рынка недвижимости, так как гражданский оборот зданий, сооружений, обособленных водных объектов, лесов, многолетних насаждений практически невозможен без проведения соответствующих операций с земельными участками. Использование земельных ресурсов – необходимое условие любой производственно-хозяйственной деятельности. В добывающей промышленности земля является производственным операционным базисом и предметом труда, своеобразным хранилищем извлекаемых из нее полезных ископаемых. В обрабатывающей промышленности и строительстве земля функционирует как место совершения трудовых процессов и пространственный операционный базис. Для транспорта земля является материальным условием и местом размещения производственных объектов (дороги, трубопроводы, линии электропередач, портовые сооружения и др.). В сельском хозяйстве практически вся деятельность непосредственно связана с землей и определяется ее почвенным плодородием, естественными биологическими процессами, технологиями возделывания культур. В этой отрасли земля выступает как предмет труда и средство производства, необходимое для возделывания культурных растений. Земля как товар – это объект купли – продажи, отличающийся конкретными качественными и количественными параметрами (местоположение, размер, топография, состояние экологической среды и др.) и удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности. Рыночную цену земли, как и любого товара, определяет соотношение спроса и предложения. Ограниченное количество земельных участков на рынке обусловливает прямо пропорциональную зависимость изменения цен на землю от спроса на нее, который зависит от уровня и динамики цен производимой на земле продукции. Характерной особенностью земли является нулевая эластичность ее предложения на рынке, то есть собственник будет предоставлять землю для использования по назначению за любую плату во избежание потери ренты. В Земельном кодексе РФ в качестве объектов земельных отношений выделены: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Базовым понятием в системе земельно-имущественных отношений служит «земельный участок» – основной объект землепользования. Земельный участок является частью поверхности земли (в том числе почвенного слоя), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. К земельному участку относятся неразрывно связанные с ним недра, здания, постройки, инженерные коммуникации и т. п., вместе с землей представляющие собой единый объект недвижимости. Все, что залегает ниже плодородного почвенного слоя, в соответствии с Федеральным законом «О недрах» является собственностью государства, а принадлежность того, что находится над земной поверхностью, регламентируется Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «Об использовании воздушного пространства» и другими законодательными актами. Земельно-имущественные отношения объективно регулируют различными постоянными и временными ограничениями в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Постоянные ограничения права собственности на землю, обусловленные ее ограниченностью в природе и незаменимостью в предпринимательской деятельности, включают: зонирование, ранионапьное использование и охрану земель, защиту законных прав и интересов их собственников и арендаторов, контроль окружающей среды, соблюдение условий использования особо охраняемых территорий, учет строительных норм и правил, проектов планировки и застройки поселений, принудительный выкуп земель у собственника для государственных и муниципальных нужд и др. временные ограничения предусматривают: строго целевое использование земельного участка, возможность купли-продажи сельскохозяйственных земель при условии сохранения их целевого назначения, изъятие неиспользуемых земельных участков, ограниченную обо-ротоспособность отдельных категорий земель, исключительное пользование землей на условиях аренды и др. Использование земель и иной недвижимости в хозяйственных целях не должны регулировать только административно-правовыми методами органы власти. В рамках соблюдения общеобязательных норм и правил собственники и пользователи земельных ресурсов должны иметь право свободного выбора действий. Поэтому организационные и законодательные меры могут быть эффективны лишь во взаимодействии и взаимосвязи с экономическими, среди которых следует выделить рыночные регуляторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование и функционирование земельного рынка. К ним относятся: рыночная цена при сделках купли-продажи земельных участков и иной недвижимости, договорная арендная плата, залоговая цена при ипотечном кредитовании и т. д. Экономическими методами можно корректировать рыночное пространство, его конъюнктуру и цены, применяя разного рода меры, блокирующие ажиотажный спрос на земельные участки и иную недвижимость либо избыточное предложение, что особенно актуально для урбанизированных регионов. Инструментами государственного управления земельно-имущественными отношениями являются установленные законодательством правила, нормы и процедуры, применение которых обязательно при формировании, использовании и гражданском обороте земельных участков и тесно связанной с ними иной недвижимости, а также информационные технологии и компьютерные средства их реализации. К таким инструментам относятся, с одной стороны, государственные земельный и градостроительный кадастры, кадастровая оценка и мониторинг земель, техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости, государственный контроль, территориальное и внутрихозяйственное землеустройство, межевание его объектов и, с другой стороны, планирование и организация использования и охраны земель на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, в том числе резервирование земель, их перевод из одной категории в другую, зонирование земель городов и других поселений, всемерное содействие становлению цивилизованного рынка земли и иной недвижимости. Одним из важнейших механизмов государственного управления земельно-имущественными отношениями является взимание земельного налога и арендной платы. В целях совершенствования действующей системы налогообложения земли и иной недвижимости необходимо устранить разнородность способов установления налоговой базы на земельные участки, здания и сооружения, урегулировать правовой статус объекта недвижимости, сократить и упорядочить процесс возникновения права собственности на занятые недвижимостью земельные участки. К основным функциям государственного управления в сфере земельно-имущественных отношений относятся: разработка законодательных и нормативных правовых актов, ведение Государственного земельного кадастра, предоставление и изъятие земельных участков, планирование использования земель, землеустройство, техническая инвентаризация недвижимости, мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, организация рекультивации земель, решение земельных споров. Земельный кодекс РФ устанавливает, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Участниками и субъектами этих отношений являются: - собственники земельных участков; - землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; - землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; - арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договорам аренды и субаренды; - обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Земельный фонд Российской Федерации, который составляет 1,71 млрд га, подразделяют на семь категорий по признаку целевого назначения земель (млн га): сельскохозяйственные – 400,8 (23%), лесного фонда – 1103,1 (64,5%), водного фонда – 27,8 (1,6%), промышленности, транспорта, связи, обороны и безопасности – 17,1 (1,0%), особо охраняемых территорий и объектов – 34,2(2,9%), поселений – 18,9(1,1%), запаса – 107,9 (6,3%). Структура земельного фонда постоянно изменяется под воздействием: искусственного освоения земель; выведения сельскохозяйственных угодий из оборота вследствие истощения, загрязнения, эрозии, опустынивания; перевода земель с высокими природным плодородием в земли населенных пунктов, промышленности, транспорта и связи; затопления искусственными водохранилищами площадей пашни и пастбищ. Особенно сокращаются площади земель сельскохозяйственного назначения, например, площади сельскохозяйственных угодий изменились с 221,1 млн. га в 2001 г. до 220,5 млн. га в 2012 г., то есть на 600 тыс. га. В Земельном кодексе РФ установлены принципы разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и их конкретные полномочия в области регулирования земельных отношений, в том числе по управлению и распоряжению находящимися в соответствующей собственности земельными участками. В соответствии с требованиями Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 № 101 ФЗ в собственность Российской Федерации и ее субъектов должны быть включены земельные участки: - занятые недвижимым имуществом, находящимся в соответствующей собственности; - предоставленные соответствующим органам власти, а также созданным ими учреждениям, предприятиям, организациям; - занятые приватизированным из соответствующей собственности имуществом; - уже отнесенные к соответствующей собственности Федеральными законами; - иные земельные участки, не находящиеся в частной собственности, переходят в муниципальную собственность. Разграничение государственной собственности должно быть проведено на земельные участки общей площадью 1,58 млрд га, в том числе к федеральной собственности будет отнесено около 69% земель площадью 1,18 млрд га (из них 66,1% лесной и водный фонды), собственности субъектов Федерации – 9,5% земель (161,1 млн га) и собственности муниципальных образований – 13,9% земель (238,5 млн га). Государство как собственник должно иметь в своем распоряжении только земли, обеспечивающие его стратегические нужды, а также земли, которые не представляют интереса для муниципальных образований и частного сектора. Земельные участки и иное недвижимое имущество, не предназначенное для реализации государством или муниципальными образованиями установленных функций (коммерческая недвижимость), должны быть приватизированы. Основными направлениями единой государственной политики в сфере управления земельно-имущественными отношениями являются: подготовка и реализация законодательных и нормативных правовых актов, совершенствование структуры и механизмов государственного управления, реформирование системы налогообложения, стимулирование развития земельного рынка, институциональные преобразования. Особое значение имеет юридическое оформление права собственности на застроенный земельный участок как единый объект недвижимости. Без этого затруднена рыночная оценка недвижимого имущества и невозможен его полноценный хозяйственный оборот. Включение в собственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований земель, находящихся под принадлежащими им зданиями и сооружениями, позволит приватизировать земельный участок и недвижимое имущество как единый объект, что обеспечит целостное управление и распоряжение ими. Применительно к федеральной собственности это, как правило, земельные участки под крупными предприятиями. В результате, с одной стороны, будет завершен приватизационный процесс и созданы условия для повышения инвестиционной привлекательности их активов. С другой стороны, даже при относительно невысоких, доступных для инвесторов ценах, продажа этих земельных участков, масштабность данного процесса позволят привлечь в бюджет Российской Федерации значительные доходы. Любое использование земли в нашей стране платное, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации. В соответствии с Земельным кодексом РФ, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, которые выполняют различные функции (налог – индивидуальный безвозмездный платеж, арендная плата – существенное условие договора аренды), и поэтому регулируются, соответственно, налоговым и гражданским законодательством. Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков, которую устанавливают по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель с использованием методов массовой оценки ее рыночной стоимости. Результаты кадастровой оценки заносят в Государственный земельный кадастр, и они являются основой для установления налога на землю. Земельный налог и арендная плата за находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли близки по экономической сущности, поскольку они представляют собой изъятие части создаваемой земельным участком природной ренты в доход государства и определяются исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения земельной ренты, а также влияния внешних факторов и изменяется при разделении имущественных прав на него. Рыночная стоимость земельных участков выражается величиной капитализированного чистого дохода, который определяют как разность между годовым размером арендной платы и расходами на освоение и эксплуатацию земельного участка. Стоимость земельного участка и, следовательно, арендная плата за него не должны зависеть от вида использования участка, а определяться исключительно его местоположением и окружением. Большая разница в размерах арендной платы за два используемых по разному назначению рядом расположенных участка нарушает экономическую связь между размером арендной платы и их рыночной стоимостью. Арендную плату за земельные участки определяют на основе ее базовых размеров, устанавливаемых органами власти субъектов Федерации или местного самоуправления. Их рассчитывают на основе ставок земельного налога с учетом коэффициентов, отражающих вид использования земель и категорию арендаторов, без учета рентной природы данного платежа, что ставит арендаторов в неравные экономические условия. Установление арендной платы за принадлежащие муниципальному образованию земельные участки на рыночной основе позволит им изымать земельную ренту как часть дохода арендатора, которая не зависит от результатов его предпринимательской деятельности. В основе земельных платежей (ставок земельного налога, арендной платы, дивидендов на земельные паи и др.) должна быть земельная рента. Взимая с собственников ежегодно оцениваемую земельную ренту, государство сможет сократить налоговое бремя на трудовые доходы граждан и результаты хозяйственной деятельности предприятий. Платное землепользование на рентной основе позволит: - получать субъектам собственности реальные экономические выгоды от использования земельных ресурсов; - создать равные возможности для лиц, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность на разных по качеству землях; - стимулировать наиболее эффективное использование земельных ресурсов; - обеспечить воспроизводство и обустройство земельных участков; - аккумулировать необходимые финансовые средства на проведение мероприятий по охране земель. Повышение эффективности управления в рассматриваемой сфере в значительной степени зависит от реформирования системы земельно-имущественных платежей, которое предусматривает: - разработку правил и проведение оценки земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости; - планомерный переход от земельного налога и налога на имущество к налогу на недвижимость; - установление общих принципов расчета арендной платы за находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости в случае единства прав на них; - определение цены земельных участков при их отчуждении и залоге из федеральной, субфедеральной и муниципальной собственности. При этом следует отметить, что в устанавливаемой для конкретных земельных участков налоговой базе не отражены их качественные характеристики, а нало
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.013 с.) |