Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По изучению основных философских положений «бхагавад-гиты»

Поиск

Руководство

По изучению основных философских положений «Бхагавад-гиты»

 
 

 

 


Глава 1

На поле битвы Курукшетра

Введение: подготовка к военным действиям (1.1-27)

Основная тема:

А. Используя литературный прием повторения, глава 1 представляет следующую тему: Тому, кто предается Господу, надеясь на Его защиту, обеспечена победа, независимо от наличия или отсутствия материальных преимуществ.

Б. «Бхагавад-гита» представляет Кришну, Верховную Личность Бога, в качестве близкого слуги Его преданного (1.21-22, 24-25).

Подпункты:

А. В первой главе мы находим некоторые признаки, которые предвещают несомненную победу предавшейся душе:

1. Текст 1: Первое слово «Гиты» – дхарма-кшетре. Поскольку битва происходит в святом месте (Курукшетре), те, кто религиозен (Пандавы), несомненно, одержат победу.

2. Текст 9: Слова Дурьодханы «они готовы отдать свои жизни» предвещают гибель всех его воинов.

3. Текст 12: В ответ на слова Дурьодханы, Бхишма трубит в раковину, символ Вишну.

4. Текст 14:

а) Кришна, Верховная Личность Бога, на стороне Пандавов.

б) Следовательно и Лакшми, Богиня удачи, тоже на стороне Пандавов.

в) Раковины Пандавов трансцендентны.

5. Текст 15: Верховная Личность Бога (Хришикеша) будет лично управлять чувствами Арджуны.

6. Текст 19: Убежденность преданного в том, что Кришна предоставит ему защиту, заставляет трепетать сердца врагов.

7. Текст 20: На колеснице Арджуны присутствует Хануман.

Б. Чтобы правильно понять «Бхагавад-гиту», следует изучать ее под руководством истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности, без намерения истолковать ее по-своему (1.1, комм).

В. Глава 1 представляет истории семей, личностей и событий, повлекших за собой битву. (См. «От издателей»; 1.2-13, 23, 26).

Искушенность Дурьодханы в политике.

а) Текст 3: «Друпада-путра» (сын Друпады) - «Дроначарья, этот враг родился только для того, чтобы убить тебя, так не будь же снисходителен!»

б) Текст 7: Порядок, в котором перечисляются имена героев в его армии.

в) Текст 10: Дурьодхана вдохновляет Дроначарью, говоря, что его помощь очень важна для Бхишмы.

г) Текст 11: Он вдохновляет всех воинов, уверяя их в том, что их поддержка необходима Бхишме.

 

Сомнения Арджуны (1.28-46)

Основная тема:

Отождествление себя с телом и привязанность к нему делают человека неспособным выполнять свои религиозные обязанности, которые, в конечном счете, направлены на исполнение воли Кришны.

Подпункты:

А. Арджуна рассуждает на уровне ума, что является неизбежным следствием материальных привязанностей, и в результате выдвигает пять аргументов, оправдывающих его отказ сражаться.

1. Можно извлечь хороший урок, проанализировав причины и последствия растерянности Арджуны:

а) Она вызвана тем, что происходящее видится в свете собственного корыстного интереса.

б) Результаты такого видения – страх, потеря самообладания, нерешительность и заблуждение относительно принципов морали (1.28-32, 36).

2. Доводы Арджуны1:

а) Сострадание (1.27 и 28).

б) Наслаждение: ни победа, ни поражение не принесут Арджуне счастья, лучше уж вовсе прекратить сражаться (1.31-35, а также 2.7 и 8).

в) Святость и отвращение ко греху (1.44-45, 2.5).

г) Разрушение династии (1.37-43).

д) Нерешительность 2.

Б. Когда живое существо ищет счастья вне служения Богу, то все его планы терпят полный крах. Пример Арджуны наглядно иллюстрирует это. Перед лицом предстоящей битвы все его надежды терпят крах (1.30-35).

В. Сострадание Арджуны показывает, насколько добр и мягкосердечен преданный. (1.28, 32-35, 44-46).

Г. Важность семьи в Ведической культуре. (1.39-43)

1. В семье старшие дают наставления младшим, поддерживая таким образом религиозные традиции.

2. Залогом этого является целомудрие женщин.

3. Таким образом, нежелательное население не подрывает устоев общества.

 

Глава 2

Обзор Бхагавад-гиты

Карма-канда: Сражаясь и исполняя свой долг, ты обретешь победу.

Глава 3

Карма-йога

Разрешение спорного вопроса:

Глава 4

Трансцендентное знание

 

Заключение – краткое изложение трансцендентного знания (4.34-42)

Кришна описал различные виды жертвоприношений. Человек должен принять прибежище духовного учителя, чтобы понять, какой вид жертвоприношений подходит именно ему в его положении. Задавая должные вопросы и с преданностью служа духовному учителю, человек становится достойным знания о Кришне, которое освобождает от материального рабства.

 

Основная тема:

Постижение трансцендентного знания и, как результат этого, получение освобождения возможно только благодаря тому, что человек искренне задает вопросы и с верой служит стопам духовного учителя.

Подпункты:

А. Поскольку трансцендентное знание можно обрести лишь по милости тех, кто выше нас, то необходимо обратиться за наставлениями к духовному учителю. Человек должен смиренно вопрошать гуру и служить ему. Так ученик проявляет свою искренность, и духовный учитель благославляет его, раскрывая ему подлинное духовное знание (4.34).

Б. Понимание, которое человек получает от гуру, таково: все люди и вещи – неотъемлемые частицы Всевышнего. Обладая таким видением мира, человек никогда не теряет из виду Кришну и, таким образом, никогда вновь не впадает в иллюзию, заключающуюся в том, что все отделено от Него (4.35).

В. Несмотря на прошлую греховную деятельность, трансцендентное знание, полученное от гуру, сжигает карму человека и переправляет его через океан материальных страданий (4.36-38).

1. Трансцендентное знание разрушает греховные реакции, уничтожая их основную причину - невежество в отношении своего вечного положения слуги Кришны.

2. Преданное служение является и семенем, и плодом всего мистического знания.7

Г. Качества, необходимые для обретения трансцендентного знания, и признаки того, кто обладает ими (4.39-41).

1. Качества: вера и контроль чувств.

2. Признаки: человек должен быть совершенно непривязан к совершаемой им деятельности (деятельность не должна связывать его).

 

Глава 5

Глава 6

Дхьяна-йога

 

Глава 7

Знание Абсолюта

Глава 8

Достижение Всевышнего

Глава 9

Самое сокровенное знание

Глава 9 озаглавлена «Самое сокровенное знание», так как она затрагивает сокровенные вопросы любовных взаимоотношений между Кришной и Его преданными.

 

Глава 10

Великолепие Абсолюта

Чатух-шлока (10.8-11)

В предыдущем разделе Господь объяснил, что человек, убежденный в величии Его положения, будет заниматься беспримесным преданным служением. В этом разделе Господь описывает природу чистых преданных. Он описывает также Свои близкие отношения с ними, когда Он дает им правильное понимание того, как достичь Его. Этот раздел называется «чатух-шлока» - «Бхагавад-гита в 4-х стихах».

 

Основная тема:

Господь Кришна - источник всего. Те, кто понимают это, становятся Его преданными и испытывают наслаждение, сосредоточив на Нем все свои помыслы. Господь дает им знание о том, как приблизиться к Нему.

Подпункты:

А. Господь Шри Кришна - изначальная причина всего сущего. Он Сам творит все миры. Все живые существа исходят из Него (10.8).

1. Человек может понять истину о Кришне, слушая шастры из авторитетных источников.

2. Понимание этой истины приводит человека к тому, что он с решимостью предается Кришне

Б. Тот, кто понял это, становится преданным Кришны

В. Вот как описывается поведение таких преданных (10.9):

1. Чистые преданные Кришны в своем кругу наслаждаются беседами о Нем

2. Слушание и повторение о Кришне действуют на жизнь в преданном служении в точности как вода, которой поливают семя. Слушание и повторение позволяют врожденной любви к Богу в сердце человека пустить росток и расти до тех пор, пока он не достигнет лотосных стоп Кришны в духовном мире.

Г. Как Кришна отвечает взаимностью Своим преданным (10-11):

1. Кришна руководит ими, давая наставления о том, как вернуться к Нему.

2. Он Сам рассеивает всякое невежество, которое может еще оставаться в их сердцах

 

Достояния Кришны (10.19-42)

Арджуна попросил Кришну рассказать ему о божественных достояниях, с помощью которых Кришна пронизывает Собой все миры. Зная об этих достояниях, человек может всегда помнить Кришну, находясь в этом мире.

 

Основная тема:

Достояния Господа Кришны можно увидеть через проявления Его энергий в этом мире.

Подпункты:

А. Интересно понаблюдать, как Кришна являет Свое великолепие. Как правило, Он называет какую-либо группу объектов или явлений этого мира, а затем демонстрирует, каким образом Он является наиболее выдающимся аспектом в этой группе.

Б. У Арджуны не было необходимости слушать о том, как Кришна пронизывает Собой весь материальный мир; Арджуна уже медитирует на трансцендентную форму Кришны. Он задает этот вопрос для блага простых людей, которые могут оценить что-то, только если это связано с материальным миром.

В. Преданные слушают повествования о достояниях Кришны не для того, чтобы попытаться всецело познать Кришну. Это невозможно, т.к. Кришна безграничен во всех отношениях. Преданные обсуждают темы, связанные с достояниями Господа, потому что они подобны нектару, и преданные черпают огромное наслаждение, слушая об этом (10.19).

Г. Экспансия Кришны, Сверхдуша, пронизывает все материальное проявление (10.20,41-42)

Д. Это утверждение важно для медитации на достояния (вибхути) Господа. Присутствие Господа можно ощутить в великих явлениях материального мира, потому что Он, будучи Сверхдушой, пронизывает все.

1. Именно Сверхдуша дает великим людям их могущество. Именно Сверхдуша посредством материальной энергии порождает необычные природные явления.

2. Поэтому Шрила Прабхупада объясняет: «Не стоит рассматривать богатство и великолепие вещей и явлений так, будто они существуют сами по себе. Необходимо знать, что все они существуют благодаря тому, что Кришна присутствует в них в форме Параматмы.» Осознав присутствие Сверхдуши, человек может понять Господа Кришну, медитируя на Его Творение.

 

Глава 11

Вселенская форма

Молитвы Арджуны (11.35-46)

Арджуна только что лицезрел могущественную и исполненную великолепия вишва-рупу Господа. В страхе он возносит молитвы, прославляющие Господа. Он понимает, что Господь превыше всех существ, и Он является прибежищем для всего мира. После этого Арджуна, все еще охваченный страхом, вспоминает о своей прежней дружбе с Кришной и молит Кришну простить ему фамильярность в отношениях с Ним.

 

Основная тема:

Господь Кришна - Всевышний Господь всего сущего, и в то же время Его связывают любовные взаимоотношения с Его чистыми преданными.

Подпункты:

А. Отношения между Господом и преданным вечны; они никогда не могут быть забыты. (11.41-42)

· Хотя Арджуна и лицезрел удивительную, исполненную могущества Вселенскую форму Господа, он не забыл своей дружбы с Кришной.

Б. Хотя Господь имеет тело и чувства, они не такие, как у обычного человека. Его тело, ум, чувства и душа есть одно. Они не отличны от Него самого (11.43).

В. Хотя существует бесчисленное количество форм Личности Бога, Шри Кришна - изначальная форма (11.45-46).

· Господь Кришна может вобрать в Себя вселенскую форму и проявить Свою четырехрукую форму Нараяны, потому что Он - источник как вселенской формы, так и Нараяны.

 

Глава 12

Преданное служение

Господь Кришна закончил предыдущую главу объяснением того, что постижение двурукой формы Шьямасундары - самое сокровенное постижение Бога. Затем Он призвал Арджуну к совершению чистого преданного служения (11.55) и обещал ему ответить взаимностью на такое служение, приведя Арджуну обратно к Себе.

Некоторые могут ошибочно подумать, что вселяющая страх Вселенская форма, описанная в главе 11, более значительна, чем двурукая форма Кришны. Предвидя это, Арджуна в начале двенадцатой главы просит Кришну раз и навсегда прояснить вопрос о том, какой из способов поклонения наилучший - поклонение Самому Кришне или безличное поклонение Вселенской форме?

Глава 13

Объект познания (13.13-19)

Описав в стихах 8-12 процесс познания, Господь Кришна объясняет теперь цель познания (гьеям) - Сверхдушу. 3

Основная тема:

Сверхдуша - высший объект познания.

Подпункты:

А. Только преданный может глубоко понять истину о взаимоотношениях между материальной природой, Сверхдушой и душой (природой, наслаждающимся и сознанием).

Б. Цель духовного знания - понять природу души и Сверхдуши, а также их взаимоотношения.

В. Большое количество стихов в этом разделе описывают Господа противоречивым образом. «Он - изначальный источник всех чувств, но Сам Он не имеет чувств». Эти описания показывают, что качества Кришны не похожи на известные нам качества материального мира. Качества Господа трансцендентны.

Г. Индивидуальная душа - кшетра-гья (знающий поле), но она подчинена Сверхдуше(13.13-15,18). В любом случае, духовная частица есть слуга, а Сверхдуша - Господин.

· Власть индивидуальной души распространяется только на ее собственное тело, в то время как Сверхдуша всепроникающа.

· Три гуны природы держат в своей власти живое существо, но Сверхдуша повелевает этими тремя гунами.

Д. Обычное живое существо может увидеть Сверхдушу только тогда, когда его материальные чувства очищены благодаря практике бхакти-йоги (13.15-16)

Е. Сверхдуша - единая сущность, хотя и кажется, что Она разделена между всеми живыми существами. (13.17) 4

Глава 14

Глава 15

Йога высшей личности.

Перевоплощения (15.6-11)

Основная тема:

До тех пор, пока живое существо не достигнет духовного мира, оно по закону переселения души будет вынуждено вновь и вновь рождаться во многих формах жизни.

Подпункты:

А. Рассмотрев пример с баньяновым деревом, Господь объясняет, как обрести свободу. Обретение свободы происходит посредством вручения себя Господу и вступления в Его обитель. Кришна начинает этот раздел с описания Своей духовной обители, единственного прибежища от материальной запутанности.

Затем Кришна говорит о судьбе того, кто не может предаться Ему. Такой человек вынужден оставаться на баньяновом дереве материального существования, прыгая с ветки на ветку в погоне за чувственными удовольствиями. Этот процесс перепрыгивания с ветки на ветку и называется перевоплощением.

Б. Живое существо изначально является вечной частицей Господа (15.7).

После описания обители Господа, приведенного в стихе 6, в тексте 7 объясняется, почему живое существо не будет испытывать удовлетворения до тех пор, пока не достигнет этой обители. Причина в том, что изначальное положение живого существа - быть связанным с Кришной. До тех пор, пока человек не придет пониманию этого, он вынужден будет блуждать по всему баньяновому дереву материального существования и бороться за выживание.

В. Обусловленное живое существо в материальном мире вынуждено проходить через повторяющиеся рождения в поисках удовольствий. (15.8-11).

1. Изначальное положение живого существа описано в тексте 7, тогда как в текстах 8 и 9 описывается положение живого существа, находящегося на дереве материального существования. Тонкий механизм перевоплощения вынуждает его постоянно менять тела.

Описывая закон перевоплощения, Господь сначала объясняет, что душа изначально так же чиста, как и Он. Душа получает материальное тело лишь вследствие неправильного представления о жизни и ложного отождествления себя с материей (текст 8). Затем Господь объясняет сам процесс, благодаря которому душа получает новое тело в момент смерти.

Новое грубое тело живого существа формируется по образцу тонкого тела живого существа в момент смерти. Состояние тонкого тела зависит от желаний. В соответствии с желаниями живого существа (и, конечно, его обусловленностью), оно имеет определенный образ мыслей и способ существования. В момент смерти и нового рождения оно получает новые чувства, которые устроены таким образом, чтобы максимально соответствовать образу мыслей данной обусловленной души. Например, человек может быть погружен в такое удовлетворение грубых чувств как мясоедение. Его тонкое тело отразит соответствующий этому образ мыслей, и поэтому в своей следующей жизни он получит такие органы чувств, которые в силу своей природы будут требовать вкуса крови. Может быть, это будут даже органы чувств тела животного.

Хотя обусловленное живое существо изначально чисто, оно вынуждено рождаться в разнообразных телах, чтобы утолять свое извращенное желание наслаждений, оскверненное тремя гунами.

2. Человек не сможет понять, как действует механизм переселения души до тех пор, пока он, развивая духовное знание, в значительной мере не очистится от отождествления себя с телом (15.10-11).

 

ГЛАВА 16

Глава 17

Разновидности веры

Пища в гунах (17.8-10)

Аскетизм в гунах (17.14-19)

Заключение: Ом тат сат (17.23-28)

Основная тема:

Деятельность, направленная на удовлетворение Господа Кришны, выводит человека из-под влияния трех гун и приводит к вечной жизни.

Подпункты:

А. «Ом тат сат» описывает деятельность, совершаемую ради Кришны. (17.23-27)

1. «Ом» значит «Вишну». Это слово ставится в начале Ведических гимнов, чтобы указать на высшую цель.

2. «Тат» описывает деятельность без привязанности, совершаемую ради освобождения. Эта деятельность совершается независимо от того, какие материальные результаты она приносит.

3. «Сат» значит «вечный». Деятельность, совершаемая ради служения Господу, открывает истинную духовную природу. Совершающий эту деятельность становится вечным, деятельность приобретает свойства вечности, и благо от ее совершения также вечно.

Б. Деятельность, совершаемая без веры во Всевышнего, в конечном счете, бессмысленна (17.28)

1. Деятельность, совершаемая без веры во Всевышнего, находится в сфере влияния гун природы и является временной. Поэтому с точки зрения истинной реальности она бесполезна.

2. Существует процесс постепенного возвышения при помощи гун, но тот, кто вошел в соприкосновение с истинным духовным учителем, достоин подняться над гунами природы с помощью непосредственной практики чистого преданного служения.

 

 

ГЛАВА 18

Совершенство отречения

Руководство

по изучению основных философских положений «Бхагавад-гиты»

 
 

 

 


Глава 1

На поле битвы Курукшетра

Введение: подготовка к военным действиям (1.1-27)

Основная тема:

А. Используя литературный прием повторения, глава 1 представляет следующую тему: Тому, кто предается Господу, надеясь на Его защиту, обеспечена победа, независимо от наличия или отсутствия материальных преимуществ.

Б. «Бхагавад-гита» представляет Кришну, Верховную Личность Бога, в качестве близкого слуги Его преданного (1.21-22, 24-25).

Подпункты:

А. В первой главе мы находим некоторые признаки, которые предвещают несомненную победу предавшейся душе:

1. Текст 1: Первое слово «Гиты» – дхарма-кшетре. Поскольку битва происходит в святом месте (Курукшетре), те, кто религиозен (Пандавы), несомненно, одержат победу.

2. Текст 9: Слова Дурьодханы «они готовы отдать свои жизни» предвещают гибель всех его воинов.

3. Текст 12: В ответ на слова Дурьодханы, Бхишма трубит в раковину, символ Вишну.

4. Текст 14:

а) Кришна, Верховная Личность Бога, на стороне Пандавов.

б) Следовательно и Лакшми, Богиня удачи, тоже на стороне Пандавов.

в) Раковины Пандавов трансцендентны.

5. Текст 15: Верховная Личность Бога (Хришикеша) будет лично управлять чувствами Арджуны.

6. Текст 19: Убежденность преданного в том, что Кришна предоставит ему защиту, заставляет трепетать сердца врагов.

7. Текст 20: На колеснице Арджуны присутствует Хануман.

Б. Чтобы правильно понять «Бхагавад-гиту», следует изучать ее под руководством истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности, без намерения истолковать ее по-своему (1.1, комм).

В. Глава 1 представляет истории семей, личностей и событий, повлекших за собой битву. (См. «От издателей»; 1.2-13, 23, 26).

Искушенность Дурьодханы в политике.

а) Текст 3: «Друпада-путра» (сын Друпады) - «Дроначарья, этот враг родился только для того, чтобы убить тебя, так не будь же снисходителен!»

б) Текст 7: Порядок, в котором перечисляются имена героев в его армии.

в) Текст 10: Дурьодхана вдохновляет Дроначарью, говоря, что его помощь очень важна для Бхишмы.

г) Текст 11: Он вдохновляет всех воинов, уверяя их в том, что их поддержка необходима Бхишме.

 

Сомнения Арджуны (1.28-46)

Основная тема:

Отождествление себя с телом и привязанность к нему делают человека неспособным выполнять свои религиозные обязанности, которые, в конечном счете, направлены на исполнение воли Кришны.

Подпункты:

А. Арджуна рассуждает на уровне ума, что является неизбежным следствием материальных привязанностей, и в результате выдвигает пять аргументов, оправдывающих его отказ сражаться.

1. Можно извлечь хороший урок, проанализировав причины и последствия растерянности Арджуны:

а) Она вызвана тем, что происходящее видится в свете собственного корыстного интереса.

б) Результаты такого видения – страх, потеря самообладания, нерешительность и заблуждение относительно принципов морали (1.28-32, 36).

2. Доводы Арджуны1:

а) Сострадание (1.27 и 28).

б) Наслаждение: ни победа, ни поражение не принесут Арджуне счастья, лучше уж вовсе прекратить сражаться (1.31-35, а также 2.7 и 8).

в) Святость и отвращение ко греху (1.44-45, 2.5).

г) Разрушение династии (1.37-43).

д) Нерешительность 2.

Б. Когда живое существо ищет счастья вне служения Богу, то все его планы терпят полный крах. Пример Арджуны наглядно иллюстрирует это. Перед лицом предстоящей битвы все его надежды терпят крах (1.30-35).

В. Сострадание Арджуны показывает, насколько добр и мягкосердечен преданный. (1.28, 32-35, 44-46).

Г. Важность семьи в Ведической культуре. (1.39-43)

1. В семье старшие дают наставления младшим, поддерживая таким образом религиозные традиции.

2. Залогом этого является целомудрие женщин.

3. Таким образом, нежелательное население не подрывает устоев общества.

 

Глава 2

Обзор Бхагавад-гиты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.144 (0.016 с.)