От карма-канды к карма-йоге (3.10-16) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От карма-канды к карма-йоге (3.10-16)



Кришна уже установил, что не следует искусственно отрекаться от деятельности. Напротив, необходимо выполнять предписанные обязанности, действуя в духе отречения. Теперь Он объяснит, что делать тем, кто не может действовать на уровне отречения, но желает достичь этого. Удовлетворяя свои материальные желания в рамках религии, те, кто привязан, очистятся.

Основная тема:

Господь Кришна создал материальный мир для того, чтобы побудить людей совершать жертвоприношения. Он устроил так, что материальный прогресс зависит от ягьи. Поклоняясь Господу с целью получить материальное благополучие, человек очищается и прогрессирует.

Подпункты:

А. Лестница йоги.

1. КАРМА-КАНДА

Удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил приводит основную массу людей к религиозности. Карма-канда различными способами очищает практикующего ее:

а) Она заставляет человека следовать правилам, которые приведут его к отрешенности. Отрешенность благоприятствует знанию.

б) Она приводит человека к Ведам, которые содержат также разделы «Гьяна» и «Упасана».

в) Совершение ягьи и получение результатов дают ему веру в шастры.

г) Это приводит человека к общению с брахманами, которые могут дать ему знание.

 

 

Встав на ведический путь и обретя веру, человек естественным образом придет к изучению разделов Гьяны и Упасаны, так как удовлетворение чувств в рамках Карма-канды неизбежно приведет его к полному разочарованию. Таким образом, Карма-канда приводит человека к следующему этапу…

2. САКАМА КАРМА-ЙОГА

Разочаровавшись в удовлетворении чувств, человек начинает желать очищения. Поэтому он пытается отречься от плодов своего труда. Из-за слишком длительного потакания своим материальным желаниям он привязан к некоторым из результатов своей деятельности, но постепенно продвигается к стадии полной отрешенности…

3. НИШКАМА КАРМА-ЙОГА

На этой стадии человек уже не привязан к плодам своего труда, но пока еще привязан к деятельности как к таковой. Это приводит к следующей ступени…

4. ГЬЯНА-ЙОГА

Полное отречение от желания действовать и от плодов деятельности; человек может отречься от всех обязанностей и полностью посвятить себя изучению философии.

5. БХАКТИ-ЙОГА

Бхакти может пронизывать все стадии, кроме карма-канды, но она обычно не проявляется полностью до тех пор, пока не разовьется глубокое осознание, характерное для стадии гьяны (см. 7.19).

Б. Карма-канда – совершение жертвоприношений ради материальной выгоды.

1. Через жертвоприношения человек обретает материальное процветание и постепенно возвышается до уровня освобождения (3.10-11).

2. Верховным наслаждающимся всех жертвоприношений (ягий) является Вишну. Полубоги также получают удовольствие от жертвоприношений, поскольку являются Его неотъемлемыми частицами.

3. Все необходимое для жизни дается полубогами. Таким образом, удовлетворив их, человек достигнет материального благополучия.

а) Полубоги, наделенные полномочиями правителей мира, управляют им от имени Господа. И, конечно, они довольны, видя, что кто-то непосредственно служит Господу. Но поскольку вначале не все могут быть готовы служить непосредственно Кришне, Веды иногда рекомендуют поклонение полубогам.

б) Весь этот процесс создан для того, чтобы взрастить чувство зависимости и служения в сердцах материалистов.

в) Имея в виду эту цель, Кришна объясняет, что тот, кто получает плоды жертвоприношений, не признавая Господа и полубогов (и не предлагая им то, что он взял), является вором, ведущим греховную жизнь (3.12-13).

В. Санкиртана-ягья – самая простая и наиболее эффективная форма жертвоприношения, особенно в Кали-югу (3.10; 3.12-14, комм).

Г. Принимая участие в жертвоприношении (ягье) даже с материальными целями, человек приходит в соприкосновение с Трансцендентым. Это происходит вследствие того, что Веды исходят непосредственно от Господа.

Д. Ягья, жертвоприношение – это нечто большее, чем сложный ритуал. Строгое исполнение своих обязанностей – вот настоящая ягья. Веды предписывают разнообразные обязанности (3.14-16):

1. Если человек может выполнять чистое преданное служение, то он движется непосредственно по направлению к Трансцендентному, и выполнение различных обязанностей с целью очищения совсем не обязательно для него (3.15).

2. А что можно сказать об обязанностях, не предписанных Ведами? Если человек, совершая деятельность, игнорирует ведическую дхарму, то такая деятельность бесполезна и лишь запутывает его. Цель человеческой жизни – возвысить сознание, исполняя авторитетную дхарму, предписанную Ведами. Пренебрегая этим правилом, человек живет напрасно (3.16).

Е. Жертвоприношение устраняет ложное эго – ложное чувство собственничества. Человек может воспринять Трансцендентное в той степени, в какой он погружен в совершение жертвоприношения. Итак, духовную жизнь можно рассматривать как разные степени жертвенности во имя трансцендентной цели. И начинается она с того, что материалист совершает ягью, чтобы удовлетворить свои чувства благочестивым образом. Высшим проявлением жертвенности является жизнь чистого преданного, чистая жертвенность.2

 

Нишкама карма:

Деятельность из чувства долга с целью показать правильный пример (3.17-35)

Поведав Арджуне о карма-канде, Кришна продолжает рассказывать, объясняя теперь нишкама карма-йогу

Ранее Кришна объяснил, что тот, кто хочет очиститься, должен выполнять предписанные обязанности, но тот, кто уже достиг самоосознания, может пренебречь своими обязанностями. Арджуна может подумать, что, будучи осознавшей себя душой, он имеет право отказаться от сражения, так как не нуждается в дальнейшем очищении с помощью выполнения предписанных обязанностей. Чтобы предотвратить такое неверное понимание, Кришна объясняет, что даже достигшие самоосознания люди выполняют предписанные обязанности, и делают это не из привязанности или ради очищения, а для того, чтобы показать должный пример другим. Объясняя эти моменты, Кришна разбивает доводы Арджуны, касающиеся «разрушения династии».

 

Основная тема:

Тот, кто обладает полным знанием, уже стоит выше материальных привязанностей. Ему не нужно выполнять предписанные обязанности, чтобы очиститься. И все же он действует, чтобы подать правильный пример тем, кто обладает меньшим знанием.

Подпункты:

А. Шастры и гуру предписывают человеку определенные обязанности в соответствии с его материальными привязанностями. Человеку предписывается выполнять деятельность, которая будет очищать его, и наряду с этим ему позволяется удовлетворять свои желания в рамках правил. Только тот, кто осознал себя, свободен от выполнения долга, поскольку у него нет материальных желаний и нет необходимости в дальнейшем очищении (3.17-18).

Б. Осознавший себя человек действительно выполняет предписанные обязанности только для того, чтобы показать другим наглядный пример того, как нужно жить (3.20-26)..

1. Шрила Прабхупада объясняет, что руководители общества должны знать явленные писания, чтобы правильно руководить людьми. Они также должны служить воплощением тех моральных норм, которые они вводят (3.21).

2. Кришна приводит в пример Себя. Он – Бог, и Ему вне Его Самого ничего не нужно, и все же Он ведет Себя как кшатрий. Причина этого в том, что если бы Он пренебрегал предписанными обязанностями, то простые люди, в свою очередь, поступали бы так же (3.22-25).

· Здесь Кришна разбивает довод Арджуны о «разрушении династии».

а) Общая масса людей готова воспользоваться любым предлогом, чтобы ради удовлетворения чувств пренебречь долгом. Если лидеры, подобные Кришне и Арджуне, будут уклоняться от исполнения дхармы, тогда и остальные, несомненно, последуют за ними. Каждый будет действовать по своей прихоти, и это станет беспрепятственно распространяться среди людей. Свод религиозных правил, регулирующий общение между полами, будет разрушен, и в результате этого появится варна-санкара, нежелательное население, которое подорвет устои общества.

б) Арджуна выдвинул довод, что война разрушит семейные традиции и приведет к появлению варна-санкары. В качестве контраргумента Кришна приводит тот факт, что отказ от сражения будет означать для Арджуны пренебрежение долгом, что тем более приведет к разрушению традиций и создаст варна-санкару.

3. Тому, кто понимает всю тщетность материалистической деятельности, не стоит побуждать людей преждевременно прекращать деятельность. Вместо этого ему нужно вдохновлять их на труд своим собственным примером. Занятость в предписанном процессе очищения медленно, но верно приведет человека к подлинному самоосознанию, в то время как преждевременное отречение просто сделает из него паразита на теле общества (3.26-29).

В. В чем же разница между осознавшей себя душой и невежественными людьми, если и те и другие выполняют одинаковые обязанности? Шрила Прабхупада объясняет: «Человек в сознании Кришны и человек, не находящийся в сознании Кришны, отличаются разными желаниями» (3.25-30).

1. Невежественный человек, сбитый с толку желанием чувственного удовлетворения, считает себя действующим. Он думает, что способен независимо управлять ходом событий в своей жизни. Таким образом, он выполняет свои обязанности с привязанностью и желанием получить чувственное наслаждение (3.27).

2. Осознавший себя человек понимает, что не принадлежит к материальному миру. Он выполняет свои обязанности без привязанности, ради очищения. Он не привязан к результатам своей деятельности, так как имеет твердую веру в то, что Кришна – владыка всего (3.28).

· Высший уровень деятельности осознавшей себя души – чистое преданное служение, стоящее над религиозными ритуалами или работой из чувства долга ради очищения (3.30).

Г. Способность человека прогрессировать в духовной жизни напрямую связана с верой и способностью без зависти принимать Кришну и Его наставления. Даже если человек не находится на уровне преданности, о которой упоминается в стихе (3.30), но искренне верит в слова Кришны, то в конечном счете он станет достойным чистого преданного служения (3.31-32).

Д. Все люди, за исключением осознавших себя, движимы тремя гунами природы. Поэтому человек, искренне стремящийся к духовному, должен исполнять свои обязанности, чтобы постепенно очиститься, одновременно получая достаточно чувственного наслаждения, чтобы успокоить ум. Однако, если человек цепляется за любую возможность удовлетворять чувства согласно предписаниям шастр, то он рискует скатиться до греховной жизни (3.33-34).

Е. Заканчивая Свои рассуждения на тему нишкама карма-йоги, Кришна объясняет, что никогда не нужно отказываться от своих обязанностей, принимая на себя чужие. Напротив, уж лучше столкнуться с разочарованием на своем собственном пути, чем следовать по чужому (3.35).

Три нижеизложенные точки зрения помогут человеку понять, почему лучше выполнять свои собственные обязанности несовершенно, чем чужие в совершенстве.

· Исполнение чужих обязанностей ведет к тому, что поощряется деятельность по собственной прихоти, которая конечном счете приводит к хаосу. Отвергая свои обязанности из-за трудности их выполнения, человек скатывается до того, что чувственное наслаждение становится критерием для принятия или отвержения.

· Если человек берет на себя выполнение чужого долга, то это ведет к подрыву устоев общества. Предписанные обязанности даются не только для личного очищения, но также и для того, чтобы общество, состоящее из неразрывных частей, могло быть стабильным. Если человек решает изменить род своей деятельности, то те, кто зависят от его деятельности, могут пострадать.

· Исполнять чужие обязанности не так легко, как это может показаться. Обуславливающие нас склонности коренятся в нас гораздо глубже, чем мы это осознаем. Оставить занятие, к которому данный человек склонен, очень трудно. Если человек занимается тем, к чему у него нет естественной склонности, то это вызывает у него неудовлетворенность и грозит моральным разложением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.033 с.)