Раздел II. Семинарские занятия по теории литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Семинарские занятия по теории литературы



Методические рекомендации к семинарским занятиям

Семинарское занятие является разновидностью практического занятия, это форма развития научного мышления будущего филолога. Семинарское занятие предполагает развитие творческого профессионального мышления. На таком занятии студент должен научиться профессионально использовать знания в учебных условиях: овладеть языком такой науки, как литературоведение, научиться оперировать теоретико-литературными понятиями и определениями, овладеть умениями постановки и решения проблем в области теории литературы, опровержения, отстаивания собственной точки зрения.

На семинарские занятия вынесены наиболее важные и типичные в методологическом отношении темы по теории литературы с целью их основательной проработки: углубления, расширения, систематизации знаний, полученных в лекционном курсе, а также выработки конкретных навыков профессиональной деятельности, прежде всего, умения анализировать произведение художественной литературы в обозначенном аспекте.

Семинар – это обмен мнениями, живая беседа, которая может приобретать характер дискуссии, что особенно приветствуется. Выступления на семинаре должны быть аналитически-доказующими и иметь оценочный характер. Отдельные семинары развивают навык сопоставительного анализа. Некоторые задания на семинарах предполагают небольшие выступления как реферативного характера, когда студенту необходимо сжато изложить имеющуюся научную информацию, так и исследовательского характера, когда студент должен, углубившись в текст художественного произведения, ответить на вопросы проблемного характера, сделать самостоятельные выводы.

 

Семинарское занятие № 1

Тема: Литературоведческие школы XIX–XX вв.

 

План занятия

 

Подготовить устные реферативные сообщения, освещающие основные идеи литературоведческих школ XIX и XX вв. (5–7 мин.). Студенты должны быть также готовы к тестовым заданиям по теме (см. раздел комплекса «Тесты по теории литературы»).

1. Литературоведческие школы в XIX веке (основные идеи, представители и труды):

- мифологическая школа;

- биографическая школа;

- культурно-историческая школа;

- сравнительно-историческая школа.

2. Литературоведение в XX веке (основные идеи, представители и труды):

- мифологическая критика;

- психоаналитическая критика;

- формальные школы;

- «новая критика»;

- структурализм;

- деконструктивизм;

- семиотика;

- феноменологическая критика;

- рецептивная критика;

- герменевтическое литературоведение;

- социологическое литературоведение.

 

Литература

 

Основы литературоведения: учеб. пособие / В.П. Мещеряков, А.С. Козлов. – М., 2000.

Семинарское занятие № 2

Тема: Художественное время и пространство произведения

 

План занятия

1. Определите специфику художественного пространства и времени. Как они могут быть представлены в произведении? Какова их художественная функция?

2. Прочитайте рассказ И.А. Бунина «В одной знакомой улице». На какие композиционные части членят текст повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я. Полонского?

3. Какие временные отрезки изображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом? Какие аспекты времени особенно значимы для этого текста? Как соотносятся в рассказе планы прошлого, настоящего и будущего?

4. Выделите ведущую пространственную точку зрения в структуре повествования. Определите основные пространственные характеристики текста. Как выделяемые в нем места действия соотносятся с двумя основными временными пластами текста (прошлое и настоящее)?

5. Какую роль в организации текста рассказа играют его интертекстуальные связи – повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я.П. Полонского? Какие пространственные образы выделяются в стихотворении Полонского и в тексте рассказа?

6. Укажите речевые средства, выражающие пространственные отношения в тексте. В чем их своеобразие?

7. Определите тип художественного пространства в рассматриваемом рассказе и покажите его динамику.

8. Определите модус художественности рассказа.

 

Литература

 

Бунин И. В одной знакомой улице.

Полонский Я. Затворница.

Флоренский, П.А. Анализ форм пространственности и времени в изобразительных искусствах / П.А. Флоренский. – М., 1993.

Бахтин, М.М. Эпос и роман: формы времени и хронотопа в романе // Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. – М., 1975.

Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю.М. Лотман. – М., 1988.

Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. – М., 2003.

 

Семинарское занятие № 3

Тема: Эпос как род литературы. Сюжет эпического произведения

 

План занятия

 

1. Определите специфические черты эпоса как рода литературы.

2. Понятие о событии, ситуации, сюжете и его элементах. Типы сюжетных схем.

3. Проанализируйте с точки зрения особенностей сюжета рассказ И.С. Тургенева «Муму»:

- ключевые события рассказа, особенности композиции сюжета;

- художественная функция портретных характеристик Герасима на разных этапах развития сюжета;

- мотивы поведения Герасима в различных ситуациях (усердие как дворника, случай с Татьяной, утопление Муму, уход в деревню);

- тип сюжетной схемы, модус художественности.

Литература

 

Тургенев И.С. Муму.

Веселовский, А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. – М., 1989.

Шкловский, В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский. – Л., 1929.

Томашевский, Б.В. Сюжетное построение // Томашевский,
Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. – М., 1996. –
С. 176–205.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.254.50 (0.09 с.)