Лекционные занятия (теоретический курс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекционные занятия (теоретический курс)



УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

 

 

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

 

 

Курс 3

Семестры 5, 6

Форма обучения очная, заочная, второе высшее

Срок освоения ООП по форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

бакалавр/магистр/специалист

 

 

Симферополь, 2015

Составитель: __Савонюк Р.Е., к.ю.н., доцент _________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

_______________ «__» ________ 201__г.

подпись

 

Материалы разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)_ 40.03.01. _ Юриспруденция

Материалы обсуждены на заседании кафедры уголовно-процессуального права Крымского филала ФГБОУВО «РГУП» протокол № 1 от «11» сентября 2015г.

 

 

Зав. кафедрой Савонюк Р.Е., к.ю.н., доцент ________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

_______________ «__» ________ 2015 г.

подпись

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом КрФ ФГБОУВО

 

«РГУП», протокол № ______ «__» ________ 201__г.

 

 

© Российский государственный университет правосудия, 2015

© Савонюк Р.Е., 2015

 

Общие положения

Курс «Уголовный процесс» предназначен для изучения студентам бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

Для успешного изучения дисциплины, студент должен проявлять активность в выполнении всех ниже перечисленных форм учебной работы, с целью сформировать и закрепить систему базовых знаний по основным правовым и государственным категориям, по общим закономерностям возникновения, функционирования и развития государственно-правовой реальности, умения, навыки и компетенции, необходимые для самостоятельного оперирования системой основных категорий юридической науки, применения действующего законодательства и его толкования.

В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определенные навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Успешность самостоятельной работы возможна при условии правильной ее организации, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям к промежуточной аттестации, при выполнении контрольных работ, тестов.

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.

Технологии традиционного обучения:

– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;

– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;

– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе, промежуточной и итоговой аттестации;

– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы.

Инновационные технологии обучения:

– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися применительно к различным практическим ситуациям;

– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;

– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Выбор формы проведения занятий зависит от следующих факторов:

– от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников литературы, в том числе и от их объема;

– от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы, формы обучения;

– от опыта использования различных форм на предшествующих занятиях;

– от материально-технического обеспечения учебного процесса.

Методические указания по изучению отдельным тем программы

Тема 1. Понятие и назначение уголовного процесса

Понятие уголовного процесса (уголовного судопроизводства) и его назначение.

Стадии уголовного процесса. Соотношение понятий «уголовный процесс» и «правосудие».

Типы (формы) уголовного процесса (история и современность). От­личительные черты обвинительного, инквизиционного, состязательного и смешанного типа процессов.

Наука уголовного процесса, ее предмет и актуальные направления. Соотношение с наукой уголовного права, криминологией, криминалистикой, судебной медициной, судебной психиатрией и др.

Уголовный процесс как учебная дисциплина.

Тема 2. Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальный закон.

Соотношение понятий «право» и «закон», «уголовно-процессуальное право» и «уголовно-процессуальный закон». Соотношение уголовного и уголовно-процессуального права

Законы, регулирующие уголовный процесс в России. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Их роль в регламентации и практике производства по уголовным делам. Конституция РФ.

УПК РФ и другие федеральные законы. Общая характеристика содержания и структуры УПК РФ. Реализация в УПК РФ положений Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ и их значение для при­менения и развития уголовно-процессуального закона.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики применения норм уголовно-процессуального законодательства.

Действие уголовно-процессуального закона во времени, в про-странстве.

Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностран-ных граждан и лиц без гражданства.

Тема 3. Уголовно-процессуальное право и механизм его реализации

Понятие уголовно-процессуального права.

Уголовно-процессуальные нормы, их виды и структура. Санкции в уголовно-процессуальном праве.

Уголовно-процессуальные правоотношения. Особенности уголовно-процессуальных отношений. Их субъекты. Объект. Содержание прав и обязанностей субъектов уголовно-процессуальных отношений.

Процессуальная норма. Понятие. Виды. Значение соблюдения установленной уголовно-процессуальным правом формы для достижения целей судопроизводства. Виды, содержание и форма уголовно-процессуальных актов.

Процессуально-правовые гарантии. Уголовно-процессуальное право и нравственные нормы.

Тема 9. Ходатайства и жалобы

Сущность ходатайств о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений.

Лица, имеющие право заявить ходатайство.

Порядок заявления и разрешения ходатайств. Сроки рассмотрения ходатайства.

Понятие права обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Рассмотрение жалоб прокурором. Судебный порядок рассмотрения жалоб. Принесение жалоб и представлений на судебные решения, принятые в ходе досудебного производства, в суде первой и апелляционной инстанций.

Тема 10. Процессуальные сроки. Процессуальные издержки

Значение процессуальных сроков. Виды сроков. Соблюдение и продление срока. Восстановление пропущенного срока.

Процессуальные издержки: понятие, виды, взыскание процессуальных издержек.

Раздел II

ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Тема 13. Предварительное расследование как стадия производства по уголовному делу

Понятие и значение стадии предварительного расследования. Его формы. Предварительное следствие как форма предварительного расследования.

Общие условия предварительного расследования. Понятие общих условий предварительного расследования. Органы предварительного расследования. Обязательность предварительного расследования. Подследственность. Место производства предварительного расследования. Начало и окончание производства предварительного расследования. Сроки предварительного расследования. Соединение и выделение уголовных дел.

Полномочия следователя.

Полномочия прокурора по надзору за расследованием уголовных дел. Полномочия руководителя следственного органа. Производство предварительного расследования группой следователей. Полномочия руководителя следственной группы.

Общие правила производства следственных действий.

Участие защитника на предварительном следствии. Субъекты производства неотложных следственных действий.

Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий. Процессуальные акты предварительного следствия.

Протокол следственного действия. Удостоверение факта отказа от подпи­сания или невозможности подписания протокола следственного действия. Обязательность разъяснения и обеспечения прав участников уголовного процесса. Обязательность рассмотрения заявлений и ходатайств.

Меры попечения о детях, иждивенцах и по обеспечению охраны имущества подозреваемого или обвиняемого лица.

Недопустимость разглашения данных предварительного следствия.

Представление об устранении обстоятельств, способствовавших со­вершению преступления, и других нарушений закона.

Тема 20. Дознание

Дознание как форма предварительного расследования. Особенности дознания, порядок и сроки его проведения. Избрание в качестве меры пре­сечения содержание под стражей. Обвинительный акт: перечень обстоя­тельств, отражаемых в акте, ознакомление с ним участников процесса. Решение прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом. Пол­номочия прокурора при утверждении обвинительного акта. Дознание в сокращенной форме и особенности его производства по уголовному делу.

Раздел III

Тема 22. Предварительное слушание

Предварительное слушание как одна из форм подготовки к судеб­ному заседанию в суде первой инстанции. Основания и порядок проведе­ния предварительного слушания. Ходатайство об исключении доказательств, и процедура его рассмотрения и разрешения. Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании. Возвращение уголовного дела прокурору, его сущность и порядок. Приостановление производства по уголовному делу. Прекращение уголовного дела или уго­ловного преследования.

Раздел IV

Раздел V

Раздел VI

Раздел VII

Раздел VIII

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

 

 

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

 

 

Курс 3

Семестры 5, 6

Форма обучения очная, заочная, второе высшее

Срок освоения ООП по форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

бакалавр/магистр/специалист

 

 

Симферополь, 2015

Составитель: __Савонюк Р.Е., к.ю.н., доцент _________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

_______________ «__» ________ 201__г.

подпись

 

Материалы разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)_ 40.03.01. _ Юриспруденция

Материалы обсуждены на заседании кафедры уголовно-процессуального права Крымского филала ФГБОУВО «РГУП» протокол № 1 от «11» сентября 2015г.

 

 

Зав. кафедрой Савонюк Р.Е., к.ю.н., доцент ________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

_______________ «__» ________ 2015 г.

подпись

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом КрФ ФГБОУВО

 

«РГУП», протокол № ______ «__» ________ 201__г.

 

 

© Российский государственный университет правосудия, 2015

© Савонюк Р.Е., 2015

 

Общие положения

Курс «Уголовный процесс» предназначен для изучения студентам бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

Для успешного изучения дисциплины, студент должен проявлять активность в выполнении всех ниже перечисленных форм учебной работы, с целью сформировать и закрепить систему базовых знаний по основным правовым и государственным категориям, по общим закономерностям возникновения, функционирования и развития государственно-правовой реальности, умения, навыки и компетенции, необходимые для самостоятельного оперирования системой основных категорий юридической науки, применения действующего законодательства и его толкования.

В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определенные навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Успешность самостоятельной работы возможна при условии правильной ее организации, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям к промежуточной аттестации, при выполнении контрольных работ, тестов.

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.

Технологии традиционного обучения:

– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;

– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;

– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе, промежуточной и итоговой аттестации;

– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы.

Инновационные технологии обучения:

– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися применительно к различным практическим ситуациям;

– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;

– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Выбор формы проведения занятий зависит от следующих факторов:

– от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников литературы, в том числе и от их объема;

– от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы, формы обучения;

– от опыта использования различных форм на предшествующих занятиях;

– от материально-технического обеспечения учебного процесса.

Лекционные занятия (теоретический курс)

Лекции по правовым дисциплинам создают основы для формирования у обучаемых широкого кругозора университетского уровня по различным направлениям юриспруденции. Студент получает профессиональную подготовку, обеспечивающую готовность к самостоятельному решению исследовательских, проектных, практических задач в условиях появления новых социально-экономических вызовов и постоянной трансформации правовых, нравственных и культурно-бытовых ориентиров.

Целью проведения лекционного занятия (теоретического курса) является доведение до студентов содержания основ знаний по рассматриваемой теме, рекомендуемой литературы. Лекционное занятие осуществляется путем анализа вопросов, составляющих содержание лекции, акцентирования внимания слушателей на наиболее значимых характеристиках изучаемой проблематики.

Важным элементом эффективной лекции является умение студентов правильно работать с конспектами лекций, например, составлять опорные конспекты. Опорный конспект состоит из основных теоретических положений и фактов. Подготовка такого конспекта приучает студента выделять существенное в лекции, осмысливать иллюстративный материал, кратко записывать содержание лекций. При этом, если это делается первый раз, необходимо разъяснить суть опорного конспекта и его назначение. В процессе подготовки первого конспекта преподаватель контролирует процесс, консультирует. В дальнейшем студентам предоставляется полная самостоятельность.

В результате такой работы осуществляется контроль учебной деятельности обучаемых на лекциях по конкретной дисциплине, совершенствуются способы познавательной деятельности, а учебный материал сохраняется в структурированной самостоятельной форме. Позволяется пользоваться опорными конспектами на семинарских (практических) занятиях.

При преподавании юридической дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:

- информационная лекция - лекция, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания по теме.

- проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

- лекция - визуализация учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются студенты. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий. При этом важна логика и ритм подачи учебного материала. Данный тип лекции хорошо использовать на введении студентов в новый раздел, тему.

- лекция - беседа; лекция- дискуссия, на которой до 50% времени отводится для ответов на вопросы студентов, их размышления и комментарии в виде фрагментов лекции, подготовленных обучающимися. Подготовка таких фрагментов может быть заранее спланирована преподавателем, а изложение содержания студентами вестись по очереди. Содержание фрагментов должно быть интересным и с необходимостью дополнять материал лекции. Это могут быть примеры-иллюстрации теоретических положений, исторические факты, высказывания ученых, описания экспериментов и др.

- лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
- лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы— дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы».

- установочная (вводная) лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

- классическая лекция - традиционная для системы высшего образования форма проведения занятия, представляющая собой систематическое, последовательное изложение учебного материала преподавателем.

В ходе подготовки к лекциям по курсу студентам необходимо прочитать, как минимум, содержание заявленной темы по рекомендованным учебникам и учебным пособиям, как максимум – ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, ознакомиться с нормативными актами, судебной практикой по соответствующей теме. Также желательно сформулировать вопросы по теме лекции с тем, чтобы иметь возможность получить на них развернутые ответы от лектора в конце лекционного занятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.065 с.)