Семинарские (практические) занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарские (практические) занятия



Семинарские (практические) занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

При подготовке к семинару студентам необходимо повторить лекционные материалы, ознакомиться с первоисточниками и учебной литературой. Лекционные материалы должны быть подробно изучены, проанализированы, в случае необходимости – дополнены. Таким образом, в ходе подготовки студент не только закрепляет ранее полученные знания, но и приобретает новые. Работа студентов с учебной и дополнительной литературой дает возможность изучить программный учебный материал, не рассматриваемый на лекции. Обязательно должны быть проработаны с помощью справочных материалов и выписаны основные понятия по теме.

Практические занятия (семинары) различаются по форме, что необходимо учитывать при подготовке. Классический вид семинара предполагает развернутую беседу по единому перечню вопросов.

Один из самых распространенных видов семинара - групповая дискуссия. Семинар – групповая дискуссия представляет собой процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискуссии студенты учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы и подготовки к семинарскому занятию. При этом допускается задавать вопросы не только преподавателю, но и другим участникам обсуждения.

Семинар – пресс-конференция заключается в выступлении студентов с докладами по заранее подготовленным темам, затем студенты задают докладчику вопросы, отсюда название - пресс-конференция. Доклады должны быть подготовлены студентами заранее и не должны длиться более 10-12 минут. Для формулирования вопросов к докладчику студентам необходимо обладать определенными знаниями по теме. Ответы докладчика могут дополняться другими студентами, а также преподавателем.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Чаще всего на семинар-диспут выносится практическая проблема, обсуждаемая в научном сообществе, либо социально значимая проблема. Предполагается изложение студентами различных точек зрения, с выражением по возможности собственного мнения.

Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у студентов вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Принцип «круглого стола», т.е. расположение участников лицом друг к другу, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение. В полном объеме проявляется возможность продемонстрировать культуру поведения, готовность к работе в коллективе.

 

 

Методические указания по изучению отдельным тем программы

Тема 1. Понятие и назначение уголовного процесса

Понятие уголовного процесса (уголовного судопроизводства) и его назначение.

Стадии уголовного процесса. Соотношение понятий «уголовный процесс» и «правосудие».

Типы (формы) уголовного процесса (история и современность). От­личительные черты обвинительного, инквизиционного, состязательного и смешанного типа процессов.

Наука уголовного процесса, ее предмет и актуальные направления. Соотношение с наукой уголовного права, криминологией, криминалистикой, судебной медициной, судебной психиатрией и др.

Уголовный процесс как учебная дисциплина.

Тема 2. Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальный закон.

Соотношение понятий «право» и «закон», «уголовно-процессуальное право» и «уголовно-процессуальный закон». Соотношение уголовного и уголовно-процессуального права

Законы, регулирующие уголовный процесс в России. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Их роль в регламентации и практике производства по уголовным делам. Конституция РФ.

УПК РФ и другие федеральные законы. Общая характеристика содержания и структуры УПК РФ. Реализация в УПК РФ положений Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ и их значение для при­менения и развития уголовно-процессуального закона.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики применения норм уголовно-процессуального законодательства.

Действие уголовно-процессуального закона во времени, в про-странстве.

Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностран-ных граждан и лиц без гражданства.

Тема 3. Уголовно-процессуальное право и механизм его реализации

Понятие уголовно-процессуального права.

Уголовно-процессуальные нормы, их виды и структура. Санкции в уголовно-процессуальном праве.

Уголовно-процессуальные правоотношения. Особенности уголовно-процессуальных отношений. Их субъекты. Объект. Содержание прав и обязанностей субъектов уголовно-процессуальных отношений.

Процессуальная норма. Понятие. Виды. Значение соблюдения установленной уголовно-процессуальным правом формы для достижения целей судопроизводства. Виды, содержание и форма уголовно-процессуальных актов.

Процессуально-правовые гарантии. Уголовно-процессуальное право и нравственные нормы.

Тема 4. Принципы уголовного судопроизводства

Понятие и значение принципов уголовного процесса. Конституци­онные основы (принципы) уголовного процесса. Значение принципов уго­ловного процесса для реализации назначения уголовного судопроизводства. Система принципов уголовного процесса.

Содержание принципов уголовного процесса. При производстве по уголовным делам: законность, публичность. Осуществление правосудия только судом. Право на судебную защиту. Равенство граждан перед законом и судом. Уважение чести и достоинства личности. Неприкосновенность личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Неприкосновенность жилища. Обеспечение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Презумпция невиновности.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону.

Гласность уголовного судопроизводства. Свобода оценки доказа­тельств. Язык уголовного судопроизводства. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту. Осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Право на обжалование процессуальных действий и решений. Разумные сроки уголовного судопроизводства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.008 с.)