Композиция произведения художественной литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиция произведения художественной литературы



 

Большинство литературоведов под композицией понимают «взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств» (Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2000). Это построение произведения, которое определяет его целостность, завершенность и единство. Композиция текста обусловлена авторскими намерениями (интенциями), жанром, содержанием литературного произведения. Она представляет систему соединения всех его элементов. Система – это целое, доминирующее над отдельными частями и скрепляющее их. Первое и основное условие художественной целостности – это выражение всеми компонентами художественного произведения единой идеи. Они все бьют в одну цель, подчинены одной логике, объединены одной мыслью. Необходимо понимать, что композиция – это связь, соединение частей, а не сами эти части.

Какие элементы в произведении могут соотноситься? Композиция произведения художественной литературы включает в себя:

1) архитектонику, внешнее построение произведения;

2) способы сцепления и соотнесения частей в произведении;

3) композицию сюжета;

4) соотношение пространственных и временных пластов;

5) смену субъектов речи, «точек зрения»;

6) композицию деталей;

7) наличие мотивов.

1. В архитектонике произведения важно членение его на отдельные части (главы, подглавки, абзацы, строфы, действия, сцены и пр.), их последовательность и взаимосвязь; (роль членения на главы в рассказе Чехова «Ионыч», строфическая неравномерность в стихотворении Пушкина «Поэт»). Архитектоника текста служит способом порционирования смысла, с помощью композиционных единиц автор указывает читателю на объединение или, наоборот, расчленение элементов текста, а значит, его содержания. Не менее значимо и отсутствие членения текста. Немаркированность композиционных единиц подчеркивает целостность, принципиальную недискретность организации повествования, недифференцированность, текучесть картины мира повествователя или персонажа (например, «поток сознания»).

2. В произведении могут быть обозначены, выделены части, принцип соотношения которых может быть различен:

- части могут быть соотнесены по принципу антитезы («Поэт» Пушкина, «Смерть поэта» Лермонтова);

- по принципу композиционного параллелизма (два «круга странствия» Базарова, построение частей рассказа Чехова «Ионыч»);

- быть связаны друг с другом по принципу ассоциативного сцепления (рассказ Бунина «В одной знакомой улице»);

- по принципу градации (этот принцип есть и в соотношении частей все того же рассказа Чехова «Ионыч»);

- выступать как обрамление: рассказ в рассказе, кольцевая композиция (кольцевую композицию можем наблюдать опять же в рассказе «Ионыч»).

3. Композиция сюжета.

Под композицией сюжета понимают его движение, грубо говоря, от завязки к развязке. Выделяют следующие структурные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, эпилог.

В драматическом произведении нам важно проследить развитие конфликта, который явлен в экспозиции, завязке и т.д. Здесь мы можем обнаружить такие особенности в развитии событий, как раздвоение конфликта («Недоросль», «Горе от ума»), сценически не явленные элементы конфликта («Вишневый сад»). Нам важно ответить на вопрос, зачем автор использует этот художественный прием, каков возникающий подтекст.

Необходимо также осмыслить произведение с точки зрения инвариантов сюжетных схем: циклической или кумулятивной.

4. Соотношение пространственных и временных пластов. Ниже будут представлены характеристики художественного времени и пространства в произведении, а также будут рассмотрены элементы хронотопа в их соотношении.

5. Смена субъектов речи.

Некоторые исследователи (Теория литературы / под ред. Н.Д. Тамарченко) под композицией произведения понимают именно субъектную структуру произведения, смену точек зрения субъектов речи и изображения (ни построение сюжета, ни группировку персонажей они не рассматривают как элементы композиции).

Действительно, в произведении мы можем обнаружить соотнесенность и смену носителей речи, а также ракурсов видения ими окружающих и самих себя. Этот аспект композиции малозначим там, где имеет место одноголосие, где художник фиксирует лишь один тип человеческого сознания и единственную манеру говорения. Это присуще традиционному эпосу, в частности гомеровскому. Но этот аспект композиции неизменно актуализируется в тех случаях, когда в произведении присутствуют разноречие и многоголосие, когда автором запечатлеваются различные манеры говорения и сказывающиеся в них типы сознания. Соотнесенность носителей речи и их сознаний и составляет субъектную организацию произведения.

Того, кому принадлежит высказывание в тексте, обычно называют повествователем, хотя в произведении можно выявить многообразных носителей речи. Кто же в произведении может выступать как субъект речи?

Во-первых, это так называемый автор-повествователь, высказывающийся от третьего лица, находящийся вне мира повествования, не принимающий участия в событиях и предлагающий адресату текста свою интерпретацию событий, организующий эти события. Его еще называют аукториальным повествователем («Пиковая дама» Пушкина).

Во-вторых, это может быть персонаж, от лица которого ведется повествование от начала до конца, он является участником или очевидцем событий («Капитанская дочка» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова – два повествователя).

В-третьих, в основное повествование могут включаться рассказы других персонажей, участников событий («Выстрел» Пушкина, «Герой нашего времени»: рассказчик Максим Максимыч при основном повествователе – офицер, издатель «Журнала Печорина»).

В-четвертых, в произведении может быть передана несобственно-прямая речь. «Он обвинял себя в том, что у него нет идеалов и руководящей идеи в жизни, хотя смутно понимал теперь, что это значит» («Дуэль» Чехова). Формально носитель и речи, и точки зрения на героя один – повествователь. Но одновременно носителем речи оказывается и герой. Это характерно для психологического письма, его еще называют авторское психологическое повествование, психоанализ.

Бройтман, Тамарченко и Тюпа считают, что повествователь – это тот, кто общается с читателем, и различают в произведении повествователя и рассказчика. Так, повествователь – это тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип, не будучи при этом участником событий. Повествователь – не лицо, а функция. Но функция может быть прикреплена к персонажу. При том условии, что персонаж в качестве повествователя будет совершенно не совпадать с ним же как действующим лицом. Это происходит в произведениях, где повествователь сообщает о событиях, происходивших с ним ранее, он уже не тот, который был раньше, он смотрит на себя как на «другого». Примеры: «Пригожая повариха» Чулкова, «Капитанская дочка» Пушкина.

Персонажи же могут выступать в роли рассказчиков. Рассказчик – это действующее лицо.

В произведении можно обнаружить и тексты, субъектами речи которых не является повествователь. Это название произведения, эпиграфы, вставные тексты.

Следовательно, важно еще и понимание того, что всех, кому в тексте принадлежит высказывание, организовал автор – творец произведения. Автору принадлежит понимание мира и человека, превышающее возможности любого субъекта речи.

6. Система художественных деталей, представленных в тексте (композиция деталей). Художественную деталь следует отличать от такого приема, как детализация пространственного мира произведения, которая воплощается в подробном описании пейзажа, интерьера, портрета. Художественной деталью является то, что четко и активно выделяется писателем и обретает относительно самостоятельную значимость. Такая деталь может служить средством характеристики героя, общества (халат Обломова; книга, раскрытая на 14 странице у Гоголя) или указывать на его психическое состояние, создавая определенный подтекст в произведении (психологическая деталь) – «огонек в душе» у Старцева в «Ионыче».

7. Наличие мотивов. Мотив – любой элемент сюжета или фабулы (ситуация, коллизия, событие), взятый в аспекте повторяемости, то есть своего устойчивого, утвердившегося значения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.)