Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиционные уровни. Система персонажей.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
· сюжетно-композиционный, · пространственно-временной, · описательный · речевой уровни. *Так как любая система имеет иерархическую структуру, то и система персонажей в зависимости от их роли и выполняемых функций в художественном произведении подразделяется на · главные, · второстепенные · эпизодические. 22. Художественное время и пространство — важнейшие характеристики художественного образа, организующие композицию произведения и обеспечивающие его восприятие как целостной и самобытной художественной действительности. Воспроизводимое литературным сюжетом время может характеризоваться свойствами, приближающими его к пространственному образу, — утрачивать мерную однонаправленность и необратимость, останавливаться в точках описаний и отступлений, поворачивать вспять, разветвляться на рукава (между тем как композиционнон время рассказывания, повествования — и, соответственно, восприятия — все течет единственно возможным безостановочным путем от начала к концу). КЛЭ Ведущая роль в разработке категорий художественного пространства и времени принадлежит М. М. Бахтину, предложившему «последовательно хронотопический подход» (Фаликова). Впервые термин Х. был введён М.М.Бахтиным в середине 70-х гг. (ср. статья о Х. была написана в 1938 г.). Идеи Бахтина формировались в то время, когда после открытий Эйнштейна в естествознании сложилась «новая концепция мира» (Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. Вып. 2. Художественные и научные категории. Сборник науч. трудов. - Петрозаводск, 1992. - С. 46). На изменение представлений о времени и пространстве повлияли не только научные открытия, но и искусство, в котором, в свою очередь, тоже сложился новый образ мира, и, соответственно новое его понимание. Изменились функции категорий времени и пространства. Сам термин Х. был заимствован Бахтиным из математического естествознания, но между тем, в своей статье он отмечает, что переносит его в литературоведение «почти как метафору». В Х. время и пространство не только взаимосвязаны, они могут сливаться. «Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем». Кроме того, Бахтин приходит к выводу, что главенствующее значение в различении жанров принадлежит именно Х., поэтому он прослеживает в своей статье процесс развития разновидностей европейского романа, от «греческого» до романа Рабле. Функция хронотопа: хронотоп дает существенную почву для показа-изображения событий. И это именно благодаря особому сгущению и конкретизации примет времени — времени человеческой жизни, исторического времени — на определенных участках пространства. Это и создает возможность строить изображение событий в хронотопе (вокруг хронотопа). Он служит преимущественной точкой для развертывания «сцен» в романе, в то время как другие «связующие» события, находящиеся вдали от хронотопа, даются в форме сухого осведомления и сообщения (у Стендаля, например, осведомлению и сообщению принадлежит высокий удельный вес; изображение концентрируется и сгущается в немногих сценах; сцены эти бросают конкретизирующий свет и на осведомительные части романа — см., например, построение «Арманс»). Таким образом, хронотоп как преимущественная материализация времени в пространстве является центром изобразительной конкретизации, воплощения для всего романа. Бахтин выделяет три античных романных Х.:
1. «авантюрный роман испытания» (время лишено цикличности, отсутствуют приметы исторического времени, бытовых реалий, указывающих на время; каждая минута авантюрного времени имеет роковое значение, она решающая, мир живёт по воле случая – судьбы, богов, магов, демонов и т. д. Мотив встречи по своей природе хронотопичен. В любой встрече время и пространство совпадает: одно и тоже место, одно и то же время. Важна связь мотива встречи с Х. дороги, который выделяет М.М.Бахтин, почти каждое произведение содержит этот Х., а многие из них построены на нём. Связь времени и пространства в греческом романе только лишь механическая, пространство определяется как «близко» и «далеко»). Образцами этого типа романа являются «Эфиопская повесть», или «Эфиопика» Гелиодора, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Хэрей и Каллироя» Харитона, «Эфесская повесть» Ксенофонта Эфесского, «Дафнис и Хлоя» Лонга.
Таким образом, все авантюры греческого романа обладают переместимостью: то, что происходит в Вавилоне, могло бы происходить в Египте или Византии и обратно. Переместимы отдельные законченные в себе авантюры и во времени, потому что авантюрное время никаких существенных следов не оставляет и, следовательно, по существу, обратимо. Авантюрный хронотоп так и характеризуется технической абстрактной связью пространства и времени, обратимостью моментов временного ряда и их переместимостью в пространстве.
2. «авантюрно-бытовой роман», т.е. происходит сочетание времени авантюрного с бытовым, хотя порой он тоже имеет характер механичности. Этому типу романа чуждо биографическое время, события построены на исключительных, ключевых моментах жизни героя. Жизненный путь героя сочетается с его путешествиями, странствиями, мотивом встречи, отсюда – Х. дороги. Пространство теперь определяется не как «далеко» или «близко», а приобретает конкретный характер. К этому типу в строгом смысле относятся только два произведения: «Сатирикон» Петрония (дошедший до нас в сравнительно небольших фрагментах) и «Золотой осел» Апулея (дошел полностью). Итак, бытовое время в этих произведениях отнюдь не циклическое. Оно раздроблено на отдельные отрезки, охватывающие единичные бытовые эпизоды. Отдельные эпизоды (в особенности во вставных бытовых новеллах) округлены и закончены, но они изолированы и довлеют себе. Бытовой мир рассеян и раздроблен и лишен существенных связей. Он не проникнут одним временным рядом со своей специфической закономерностью и необходимостью. Поэтому временные отрезки бытовых эпизодов расположены как бы перпендикулярно к основному стержневому ряду романа: вина — наказание — искупление — очищение — блаженство (именно к моменту наказания — искупления). Бытовое время не параллельно этому основному ряду и не сплетается с ним, но отдельные отрезки его (на которые распадается это бытовое время) перпендикулярны к основному ряду, пересекают его под прямым углом.
3. «биографической роман» - в основу положено биографическое время и связанный с ним жизненный путь человека.
· 1 тип: платоновский тип, который нашел наиболее отчетливое и раннее выражение в таких произведениях Платона, как «Апология Сократа» и «Федон». В основе лежит хронотоп — «жизненный путь ищущего истинного познания». Жизнь такого ищущего расчленяется на точно ограниченные эпохи, или ступени. Путь проходит через самоуверенное невежество, через самокритический скепсис и через познание самого себя к истинному познанию (математика и музыка).
· 2 тип: риторическая автобиография и биография. Здесь важен не только и не столько внутренний хронотоп их (то есть время-пространство изображаемой жизни), но и прежде всего тот внешний реальный хронотоп, в котором совершается это изображение своей или чужой жизни как граждански-политический акт публичного прославления или самоотчета. Именно в условиях этого реального хронотопа, в котором раскрывается опубликовывается) своя или чужая жизнь, ограняются грани образа человека и его жизни, дается определенное освещение их. Этот реальный хронотоп — площадь («агора»). Таковы основные формы античной автобиографии и биографии. Они оказали громадное влияние как на развитие этих форм в европейской литературе, так и на развитие романа.
Говоря о категории автора, Бахтин подчёркивает, что автора мы находим вне произведения как живущего своею биографической жизнью человека, но мы встречаемся с ним как с творцом и в самом произведении, однако вне изображенных хронотопов, а как бы на касательной к ним. Мы встречаем его (то есть его активность) прежде всего в композиции произведения: он расчленяет произведение на части (песни, главы и др.), получающие, конечно, какое-либо внешнее выражение, не отражающееся, однако, непосредственно в изображенных хронотопах. Автор-создатель свободно движется в своем времени; он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени в изображенном событии. Здесь ярко проявляется различие изображаемого и изображенного времени. Таким образом, хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный момент, который может быть выделен из целого художественного хронотопа только в абстрактном анализе. Все временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены. Абстрактное мышление может, конечно, мыслить время и пространство в их раздельности и отвлекаться от их эмоционально-ценностного момента. Но живое художественное созерцание схватывает хронотоп во всей его целостности и полноте. Искусство и литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней и объемов. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественного произведения является такой ценностью. В последнее время термин Х. широко применяется в литературоведении и трансформируется. Смысл этой категории постепенно размывается и приобретает новое значение.
23. особенности комп лир произв/ Композиция художественного произведения — это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта в лирическом произведении никогда не бывает случайной и всегда несет смысловую и содержательную нагрузку; иными словами, композиция всегда подчинена какой-либо функции, не бывает просто так. Без обдуманной и осмысленной поэтом композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции, как мы уже отмечали выше, самим расположением и соотношением частей выражать определенный художественный смысл.
Один из самых простых и часто используемых в лирике приемов композиции — повтор. Он позволяет придать лирическому произведению композиционную стройность. Особенно интересной является кольцевая композиция, когда устанавливается связь между началом и концом произведения, такая композиция несет определенный художественный смысл, который необходимо отразить при анализе лирического произведения. Например, в стихотворении А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» используется кольцевая композиция. Кольцевая композиция здесь выражает основную идею стихотворения – замкнутость жизни, возврат к уже как бы физически пройденному, бренность человеческого существования.
Повтор как композиционный прием может не только организовывать лирическое произведение в целом, но и отдельные его фрагменты.
Наиболее распространенным композиционным приемом лирического произведения является звуковой повтор в конце стихотворных строк — рифма. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» рифма организует текст в единое художественное целое.
Еще одним характерным композиционным приемом лирического произведения является противопоставление (антитеза), основанное на антитезе контрастных образов. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» эпитеты образуют композиционно значимое противопоставление:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
В лирическом произведении противопоставлены друг другу могут быть и художественные образы. Например, в стихотворении С.А. Есенина «Я последний поэт деревни…» важно в смысловом отношении противопоставление города и деревни, мертвого и живого. Живое начало воплощается у Есенина в образах природы: дереве, соломе, а мертвое — в образах железа, камня, чугуна — то есть чего тяжелого, неестественного, противостоящего естественному, природному течению жизни.
Часто лирическое произведение строится на каком-то одном образе. В этом случае образ раскрывается постепенно, а композиция художественного произведения сводится к раскрытию полного и истинного смысла образа. Композиция любого лирического произведения строится таким образом, чтобы с каждой строчкой читательское напряжение усиливалось. Для этого существуют так называемые опорные точки композиции, которые являются ключевыми для понимания авторской идеи, но могут располагаться в разных частях текста.
Часто опорные точки композиции — наиболее сильные художественные эффекты и приемы. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») общий тон всего произведения довольно спокойный, нет необычных метафор, эпитетов, интонация обычная. Но в двух эпизодах стихотворения Пушкин создает яркие, запоминающиеся образы. В первом фрагменте интонация возвышенная, поднятая: поэт обращается к своим лицейским товарищам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.26.185 (0.012 с.) |