Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиционные уровни. Система персонажей.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте · сюжетно-композиционный, · пространственно-временной, · описательный · речевой уровни. *Так как любая система имеет иерархическую структуру, то и система персонажей в зависимости от их роли и выполняемых функций в художественном произведении подразделяется на · главные, · второстепенные · эпизодические. 22. Художественное время и пространство — важнейшие характеристики художественного образа, организующие композицию произведения и обеспечивающие его восприятие как целостной и самобытной художественной действительности. Воспроизводимое литературным сюжетом время может характеризоваться свойствами, приближающими его к пространственному образу, — утрачивать мерную однонаправленность и необратимость, останавливаться в точках описаний и отступлений, поворачивать вспять, разветвляться на рукава (между тем как композиционнон время рассказывания, повествования — и, соответственно, восприятия — все течет единственно возможным безостановочным путем от начала к концу). КЛЭ Ведущая роль в разработке категорий художественного пространства и времени принадлежит М. М. Бахтину, предложившему «последовательно хронотопический подход» (Фаликова). Впервые термин Х. был введён М.М.Бахтиным в середине 70-х гг. (ср. статья о Х. была написана в 1938 г.). Идеи Бахтина формировались в то время, когда после открытий Эйнштейна в естествознании сложилась «новая концепция мира» (Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. Вып. 2. Художественные и научные категории. Сборник науч. трудов. - Петрозаводск, 1992. - С. 46). На изменение представлений о времени и пространстве повлияли не только научные открытия, но и искусство, в котором, в свою очередь, тоже сложился новый образ мира, и, соответственно новое его понимание. Изменились функции категорий времени и пространства. Сам термин Х. был заимствован Бахтиным из математического естествознания, но между тем, в своей статье он отмечает, что переносит его в литературоведение «почти как метафору». В Х. время и пространство не только взаимосвязаны, они могут сливаться. «Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем». Кроме того, Бахтин приходит к выводу, что главенствующее значение в различении жанров принадлежит именно Х., поэтому он прослеживает в своей статье процесс развития разновидностей европейского романа, от «греческого» до романа Рабле. Функция хронотопа: хронотоп дает существенную почву для показа-изображения событий. И это именно благодаря особому сгущению и конкретизации примет времени — времени человеческой жизни, исторического времени — на определенных участках пространства. Это и создает возможность строить изображение событий в хронотопе (вокруг хронотопа). Он служит преимущественной точкой для развертывания «сцен» в романе, в то время как другие «связующие» события, находящиеся вдали от хронотопа, даются в форме сухого осведомления и сообщения (у Стендаля, например, осведомлению и сообщению принадлежит высокий удельный вес; изображение концентрируется и сгущается в немногих сценах; сцены эти бросают конкретизирующий свет и на осведомительные части романа — см., например, построение «Арманс»). Таким образом, хронотоп как преимущественная материализация времени в пространстве является центром изобразительной конкретизации, воплощения для всего романа. Бахтин выделяет три античных романных Х.:
1. «авантюрный роман испытания» (время лишено цикличности, отсутствуют приметы исторического времени, бытовых реалий, указывающих на время; каждая минута авантюрного времени имеет роковое значение, она решающая, мир живёт по воле случая – судьбы, богов, магов, демонов и т. д. Мотив встречи по своей природе хронотопичен. В любой встрече время и пространство совпадает: одно и тоже место, одно и то же время. Важна связь мотива встречи с Х. дороги, который выделяет М.М.Бахтин, почти каждое произведение содержит этот Х., а многие из них построены на нём. Связь времени и пространства в греческом романе только лишь механическая, пространство определяется как «близко» и «далеко»). Образцами этого типа романа являются «Эфиопская повесть», или «Эфиопика» Гелиодора, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Хэрей и Каллироя» Харитона, «Эфесская повесть» Ксенофонта Эфесского, «Дафнис и Хлоя» Лонга.
Таким образом, все авантюры греческого романа обладают переместимостью: то, что происходит в Вавилоне, могло бы происходить в Египте или Византии и обратно. Переместимы отдельные законченные в себе авантюры и во времени, потому что авантюрное время никаких существенных следов не оставляет и, следовательно, по существу, обратимо. Авантюрный хронотоп так и характеризуется технической абстрактной связью пространства и времени, обратимостью моментов временного ряда и их переместимостью в пространстве.
2. «авантюрно-бытовой роман», т.е. происходит сочетание времени авантюрного с бытовым, хотя порой он тоже имеет характер механичности. Этому типу романа чуждо биографическое время, события построены на исключительных, ключевых моментах жизни героя. Жизненный путь героя сочетается с его путешествиями, странствиями, мотивом встречи, отсюда – Х. дороги. Пространство теперь определяется не как «далеко» или «близко», а приобретает конкретный характер. К этому типу в строгом смысле относятся только два произведения: «Сатирикон» Петрония (дошедший до нас в сравнительно небольших фрагментах) и «Золотой осел» Апулея (дошел полностью). Итак, бытовое время в этих произведениях отнюдь не циклическое. Оно раздроблено на отдельные отрезки, охватывающие единичные бытовые эпизоды. Отдельные эпизоды (в особенности во вставных бытовых новеллах) округлены и закончены, но они изолированы и довлеют себе. Бытовой мир рассеян и раздроблен и лишен существенных связей. Он не проникнут одним временным рядом со своей специфической закономерностью и необходимостью. Поэтому временные отрезки бытовых эпизодов расположены как бы перпендикулярно к основному стержневому ряду романа: вина — наказание — искупление — очищение — блаженство (именно к моменту наказания — искупления). Бытовое время не параллельно этому основному ряду и не сплетается с ним, но отдельные отрезки его (на которые распадается это бытовое время) перпендикулярны к основному ряду, пересекают его под прямым углом.
3. «биографической роман» - в основу положено биографическое время и связанный с ним жизненный путь человека.
· 1 тип: платоновский тип, который нашел наиболее отчетливое и раннее выражение в таких произведениях Платона, как «Апология Сократа» и «Федон». В основе лежит хронотоп — «жизненный путь ищущего истинного познания». Жизнь такого ищущего расчленяется на точно ограниченные эпохи, или ступени. Путь проходит через самоуверенное невежество, через самокритический скепсис и через познание самого себя к истинному познанию (математика и музыка).
· 2 тип: риторическая автобиография и биография. Здесь важен не только и не столько внутренний хронотоп их (то есть время-пространство изображаемой жизни), но и прежде всего тот внешний реальный хронотоп, в котором совершается это изображение своей или чужой жизни как граждански-политический акт публичного прославления или самоотчета. Именно в условиях этого реального хронотопа, в котором раскрывается опубликовывается) своя или чужая жизнь, ограняются грани образа человека и его жизни, дается определенное освещение их. Этот реальный хронотоп — площадь («агора»). Таковы основные формы античной автобиографии и биографии. Они оказали громадное влияние как на развитие этих форм в европейской литературе, так и на развитие романа.
Говоря о категории автора, Бахтин подчёркивает, что автора мы находим вне произведения как живущего своею биографической жизнью человека, но мы встречаемся с ним как с творцом и в самом произведении, однако вне изображенных хронотопов, а как бы на касательной к ним. Мы встречаем его (то есть его активность) прежде всего в композиции произведения: он расчленяет произведение на части (песни, главы и др.), получающие, конечно, какое-либо внешнее выражение, не отражающееся, однако, непосредственно в изображенных хронотопах. Автор-создатель свободно движется в своем времени; он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени в изображенном событии. Здесь ярко проявляется различие изображаемого и изображенного времени. Таким образом, хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный момент, который может быть выделен из целого художественного хронотопа только в абстрактном анализе. Все временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены. Абстрактное мышление может, конечно, мыслить время и пространство в их раздельности и отвлекаться от их эмоционально-ценностного момента. Но живое художественное созерцание схватывает хронотоп во всей его целостности и полноте. Искусство и литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней и объемов. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественного произведения является такой ценностью. В последнее время термин Х. широко применяется в литературоведении и трансформируется. Смысл этой категории постепенно размывается и приобретает новое значение.
23. особенности комп лир произв/ Композиция художественного произведения — это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта в лирическом произведении никогда не бывает случайной и всегда несет смысловую и содержательную нагрузку; иными словами, композиция всегда подчинена какой-либо функции, не бывает просто так. Без обдуманной и осмысленной поэтом композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции, как мы уже отмечали выше, самим расположением и соотношением частей выражать определенный художественный смысл.
Один из самых простых и часто используемых в лирике приемов композиции — повтор. Он позволяет придать лирическому произведению композиционную стройность. Особенно интересной является кольцевая композиция, когда устанавливается связь между началом и концом произведения, такая композиция несет определенный художественный смысл, который необходимо отразить при анализе лирического произведения. Например, в стихотворении А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» используется кольцевая композиция. Кольцевая композиция здесь выражает основную идею стихотворения – замкнутость жизни, возврат к уже как бы физически пройденному, бренность человеческого существования.
Повтор как композиционный прием может не только организовывать лирическое произведение в целом, но и отдельные его фрагменты.
Наиболее распространенным композиционным приемом лирического произведения является звуковой повтор в конце стихотворных строк — рифма. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» рифма организует текст в единое художественное целое.
Еще одним характерным композиционным приемом лирического произведения является противопоставление (антитеза), основанное на антитезе контрастных образов. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» эпитеты образуют композиционно значимое противопоставление:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
В лирическом произведении противопоставлены друг другу могут быть и художественные образы. Например, в стихотворении С.А. Есенина «Я последний поэт деревни…» важно в смысловом отношении противопоставление города и деревни, мертвого и живого. Живое начало воплощается у Есенина в образах природы: дереве, соломе, а мертвое — в образах железа, камня, чугуна — то есть чего тяжелого, неестественного, противостоящего естественному, природному течению жизни.
Часто лирическое произведение строится на каком-то одном образе. В этом случае образ раскрывается постепенно, а композиция художественного произведения сводится к раскрытию полного и истинного смысла образа. Композиция любого лирического произведения строится таким образом, чтобы с каждой строчкой читательское напряжение усиливалось. Для этого существуют так называемые опорные точки композиции, которые являются ключевыми для понимания авторской идеи, но могут располагаться в разных частях текста.
Часто опорные точки композиции — наиболее сильные художественные эффекты и приемы. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») общий тон всего произведения довольно спокойный, нет необычных метафор, эпитетов, интонация обычная. Но в двух эпизодах стихотворения Пушкин создает яркие, запоминающиеся образы. В первом фрагменте интонация возвышенная, поднятая: поэт обращается к своим лицейским товарищам.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.007 с.) |