Композиционные уровни. Система персонажей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиционные уровни. Система персонажей.



· сюжетно-композиционный,

· пространственно-временной,

· описательный

· речевой уровни.

*Так как любая система имеет иерархическую структуру, то и система персонажей в зависимости от их роли и выполняемых функций в художественном произведении подразделяется на

· главные,

· второстепенные

· эпизодические.


22. Художественное время и пространство— важнейшие характеристики художественного образа, организующие композицию произведения и обеспечивающие его восприятие как целостной и самобытной художественной действительности. Воспроизводимое литературным сюжетом время может характеризоваться свойствами, приближающими его к пространственному образу, — утрачивать мерную однонаправленность и необратимость, останавливаться в точках описаний и отступлений, поворачивать вспять, разветвляться на рукава (между тем как композиционнон время рассказывания, повествования — и, соответственно, восприятия — все течет единственно возможным безостановочным путем от начала к концу). КЛЭ

Ведущая роль в разработке категорий художественного пространства и времени принадлежит М. М. Бахтину, предложившему «последовательно хронотопический подход» (Фаликова). Впервые термин Х. был введён М.М.Бахтиным в середине 70-х гг. (ср. статья о Х. была написана в 1938 г.).

Идеи Бахтина формировались в то время, когда после открытий Эйнштейна в естествознании сложилась «новая концепция мира» (Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. Вып. 2. Художественные и научные категории. Сборник науч. трудов. - Петрозаводск, 1992. - С. 46). На изменение представлений о времени и пространстве повлияли не только научные открытия, но и искусство, в котором, в свою очередь, тоже сложился новый образ мира, и, соответственно новое его понимание. Изменились функции категорий времени и пространства.

Сам термин Х. был заимствован Бахтиным из математического естествознания, но между тем, в своей статье он отмечает, что переносит его в литературоведение «почти как метафору».

В Х. время и пространство не только взаимосвязаны, они могут сливаться. «Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем». Кроме того, Бахтин приходит к выводу, что главенствующее значение в различении жанров принадлежит именно Х., поэтому он прослеживает в своей статье процесс развития разновидностей европейского романа , от «греческого» до романа Рабле.

Функция хронотопа: хронотоп дает существенную почву для показа-изображения событий. И это именно благодаря особому сгущению и конкретизации примет времени — времени человеческой жизни, исторического времени — на определенных участках пространства. Это и создает возможность строить изображение событий в хронотопе (вокруг хронотопа). Он служит преимущественной точкой для развертывания «сцен» в романе, в то время как другие «связующие» события, находящиеся вдали от хронотопа, даются в форме сухого осведомления и сообщения (у Стендаля, например, осведомлению и сообщению принадлежит высокий удельный вес; изображение концентрируется и сгущается в немногих сценах; сцены эти бросают конкретизирующий свет и на осведомительные части романа — см., например, построение «Арманс»). Таким образом, хронотоп как преимущественная материализация времени в пространстве является центром изобразительной конкретизации, воплощения для всего романа.

Бахтин выделяет три античных романных Х.:

 

1. «авантюрный роман испытания»(время лишено цикличности, отсутствуют приметы исторического времени, бытовых реалий, указывающих на время; каждая минута авантюрного времени имеет роковое значение, она решающая, мир живёт по воле случая – судьбы, богов, магов, демонов и т. д. Мотив встречи по своей природе хронотопичен. В любой встрече время и пространство совпадает: одно и тоже место, одно и то же время. Важна связь мотива встречи с Х. дороги, который выделяет М.М.Бахтин, почти каждое произведение содержит этот Х., а многие из них построены на нём. Связь времени и пространства в греческом романе только лишь механическая, пространство определяется как «близко» и «далеко»). Образцами этого типа романа являются «Эфиопская повесть», или «Эфиопика» Гелиодора, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Хэрей и Каллироя» Харитона, «Эфесская повесть» Ксенофонта Эфесского, «Дафнис и Хлоя» Лонга.

 

Таким образом, все авантюры греческого романа обладают переместимостью: то, что происходит в Вавилоне, могло бы происходить в Египте или Византии и обратно. Переместимы отдельные законченные в себе авантюры и во времени, потому что авантюрное время никаких существенных следов не оставляет и, следовательно, по существу, обратимо. Авантюрный хронотоп так и характеризуется технической абстрактной связью пространства и времени, обратимостью моментов временного ряда и их переместимостью в пространстве.

 

2. «авантюрно-бытовой роман»,т.е. происходит сочетание времени авантюрного с бытовым, хотя порой он тоже имеет характер механичности. Этому типу романа чуждо биографическое время, события построены на исключительных, ключевых моментах жизни героя. Жизненный путь героя сочетается с его путешествиями, странствиями, мотивом встречи, отсюда – Х. дороги. Пространство теперь определяется не как «далеко» или «близко», а приобретает конкретный характер. К этому типу в строгом смысле относятся только два произведения: «Сатирикон» Петрония (дошедший до нас в сравнительно небольших фрагментах) и «Золотой осел» Апулея (дошел полностью).

Итак, бытовое время в этих произведениях отнюдь не циклическое. Оно раздроблено на отдельные отрезки, охватывающие единичные бытовые эпизоды. Отдельные эпизоды (в особенности во вставных бытовых новеллах) округлены и закончены, но они изолированы и довлеют себе. Бытовой мир рассеян и раздроблен и лишен существенных связей. Он не проникнут одним временным рядом со своей специфической закономерностью и необходимостью. Поэтому временные отрезки бытовых эпизодов расположены как бы перпендикулярно к основному стержневому ряду романа: вина — наказание — искупление — очищение — блаженство (именно к моменту наказания — искупления). Бытовое время не параллельно этому основному ряду и не сплетается с ним, но отдельные отрезки его (на которые распадается это бытовое время) перпендикулярны к основному ряду, пересекают его под прямым углом.

 

3. «биографической роман» - в основу положено биографическое время и связанный с ним жизненный путь человека.

 

· 1 тип: платоновский тип, который нашел наиболее отчетливое и раннее выражение в таких произведениях Платона, как «Апология Сократа» и «Федон». В основе лежит хронотоп — «жизненный путь ищущего истинного познания». Жизнь такого ищущего расчленяется на точно ограниченные эпохи, или ступени. Путь проходит через самоуверенное невежество, через самокритический скепсис и через познание самого себя к истинному познанию (математика и музыка).

 

· 2 тип: риторическая автобиография и биография. Здесь важен не только и не столько внутренний хронотоп их (то есть время-пространство изображаемой жизни), но и прежде всего тот внешний реальный хронотоп, в котором совершается это изображение своей или чужой жизни как граждански-политический акт публичного прославления или самоотчета. Именно в условиях этого реального хронотопа, в котором раскрывается опубликовывается) своя или чужая жизнь, ограняются грани образа человека и его жизни, дается определенное освещение их. Этот реальный хронотоп — площадь («агора»). Таковы основные формы античной автобиографии и биографии. Они оказали громадное влияние как на развитие этих форм в европейской литературе, так и на развитие романа.

 

Говоря о категории автора, Бахтин подчёркивает, что автора мы находим вне произведения как живущего своею биографической жизнью человека, но мы встречаемся с ним как с творцом и в самом произведении, однако вне изображенных хронотопов, а как бы на касательной к ним. Мы встречаем его (то есть его активность) прежде всего в композиции произведения: он расчленяет произведение на части (песни, главы и др.), получающие, конечно, какое-либо внешнее выражение, не отражающееся, однако, непосредственно в изображенных хронотопах. Автор-создатель свободно движется в своем времени; он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени в изображенном событии. Здесь ярко проявляется различие изображаемого и изображенного времени.

Таким образом, хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный момент, который может быть выделен из целого художественного хронотопа только в абстрактном анализе. Все временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены. Абстрактное мышление может, конечно, мыслить время и пространство в их раздельности и отвлекаться от их эмоционально-ценностного момента. Но живое художественное созерцание схватывает хронотоп во всей его целостности и полноте. Искусство и литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней и объемов. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественного произведения является такой ценностью.

В последнее время термин Х. широко применяется в литературоведении и трансформируется. Смысл этой категории постепенно размывается и приобретает новое значение.

 


23. особенности комп лир произв/ Композиция художественного произведения— это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой зна­чимой временной последовательности. Последовательность эта в лирическом произведении никогда не бывает случайной и всегда несет смысловую и содержательную нагрузку; иными словами, композиция всегда подчинена какой-либо функции, не бывает просто так. Без обдуманной и осмысленной поэтом композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции, как мы уже отмечали выше, самим расположением и соотношением частей выражать определенный художественный смысл.

 

Один из самых простых и часто используемых в лирике приемов композиции — повтор. Он позволяет придать лири­ческому произведению композиционную стройность. Особенно интересной является кольцевая композиция, когда устанавливается связь между началом и концом произведения, такая композиция несет определенный художественный смысл, который необходимо отразить при анализе лирического произ­ведения. Например, в стихотворении А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» используется кольцевая композиция. Кольцевая композиция здесь выражает основную идею стихотворения – замкнутость жизни, возврат к уже как бы физически пройденному, бренность человеческого существования.

 

Повтор как композиционный прием может не только органи­зовывать лирическое произведение в целом, но и отдельные его фрагменты.

 

Наиболее распространенным композиционным приемом ли­рического произведения является звуковой повтор в конце стихотворных строк — рифма. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» рифма организует текст в единое худо­жественное целое.

 

Еще одним характерным композиционным приемом лириче­ского произведения является противопоставление (антитеза), основанное на антитезе контрастных образов. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» эпитеты образуют композиционно значимое противопоставле­ние:

 

И вы не смоете всей вашей черной кровью

 

Поэта праведную кровь.

 

В лирическом произведении противопоставлены друг другу могут быть и художественные образы. Например, в стихотворе­нии С.А. Есенина «Я последний поэт деревни…» важно в смы­словом отношении противопоставление города и деревни, мерт­вого и живого. Живое начало воплощается у Есенина в образах природы: дереве, соломе, а мертвое — в образах железа, камня, чугуна — то есть чего тяжелого, неестественного, противостоя­щего естественному, природному течению жизни.

 

Часто лирическое произведение строится на каком-то одном образе. В этом случае образ раскрывается постепенно, а компо­зиция художественного произведения сводится к раскрытию полного и истинного смысла образа.

Композиция любого лирического произведения строится та­ким образом, чтобы с каждой строчкой читательское напряжение усиливалось. Для этого существуют так называемые опор­ные точки композиции, которые являются ключевыми для понимания авторской идеи, но могут располагаться в разных частях текста.

 

Часто опорные точки композиции — наиболее сильные ху­дожественные эффекты и приемы. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») общий тон всего произведения довольно спокойный, нет необычных метафор, эпитетов, интонация обычная. Но в двух эпизодах стихотворения Пушкин создает яркие, запоминающиеся образы. В первом фрагменте интонация возвышенная, поднятая: поэт обращается к своим лицейским товарищам.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.011 с.)