Художественный вымысел и проблема условности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественный вымысел и проблема условности



Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался. Но уже в народных сказках осознанный вымысел достаточно ярко выражен. Суждение о х. в. мы находим в «Поэтике» Аристотеля, а также в работах философов эпохи эллинизма.На протяжении ряда столетий в. выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Гораздо более в. проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху ром-а, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия. Культ воображения, характерный для начала XIX в., знаменовал раскрепощение личности, но вместе с тем он имел и негативные последствия (напр, облик гоголевского Манилова).В послеромантические эпохи х.в. несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам. В начале XX в. вымысел порой расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания реального факта, документально подтверждаемого. Эта крайность оспаривалась. Литература нашего столетия – как и ранее – широко опирается и на вымысел, и на невымышленные события и лица. Посредством в. автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию. Понятие х.в. проясняет границы м-у пр-ми, притязающими на то, чтобы быть ис-ом, и документально-информационными. Если документальные тексты исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают.Имеют место две тенденции художественной образности, к-ые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).Разграничение у. и ж. присутствует уже в высказываниях Гете (статья «О правде и правдоподобии в искусстве») и Пушкина (заметки о драматургии и ее неправдоподобии). Но особенно напряженно обсуждались соотношения между ними на рубеже XIX – XX столетий (Л.Н. Толстой ст. «О Шекспире и его драме»).В 1930 – 1950-е гг были канонизированы жизнеподобные формы. Они считались единственно приемлемыми для литературы социалистического реализма, а условность находилась под подозрением в родстве с одиозным формализмом. В l960-e годы были вновь признаны права художественной условности. Ныне упрочился взгляд, согласно которому жизнеподобие и услойность – это равноправные и плодотворно взаимодействующие тенденции художественной образности.На ранних исторических этапах в искусстве преобладали формы изображения, которые ныне воспринимаются как условные. Это, во-первых, порожденная публичным и исполненным торжественности ритуалом идеализирующая гипербола традиционных высоких жанров (эпопея, трагедия),, во-вторых, это гротеск, который сформировался и упрочился в составе карнавальных празднеств.

 

В искусстве изначально присутствуют и жизнеподобные начала, давшие о себе знать в Библии, классических эпопеях древности, диалогах Платона. В искусстве Нового времени жизнеподобие едва ли не доминирует (Л.Н. Толстойи, А.П. Чехов). Вместе с тем в искусстве XIX –XX вв. активизировались условные формы. Ныне это не только традиционные гипербола и гротеск, но и всякого рода фантастические допущения («Холстомер» Л.Н. Толстого, «Паломничество в страну Востока» Г. Гессе), демонстративная схематизация изображаемого (пьесы Б. Брехта), обнажение приема («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), эффекты монтажной композиции (немотивированные перемены места и времени действия, резкие хронологические «разрывы» и т. п.).

Композиция и ее фунции

Композиция – взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и худ.-речевых средств. Она осуществляет единство и целостность худ.творений.

 

Фундаментом композиции является организованность вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Но не менее важны и способы «подачи» изображаемого, а так же речевых единиц.

 

Композиция - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений. Важнейший аспект композиции – последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации. В литературе XIX–XX веков заметна склонность к усложненному построению, требующему пристального читательского внимания. Таковы произведения Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, Л.М. Леонова и ряда других писателей.

 

Композиционные приемы в художественном произведении

Повторы и вариации

Эта группа композиционных приемов служит выделению и акцентированию наиболее значимых моментов и звеньев предметно-речевой ткани произведения. Решающую роль придавал повторам Р.О. Якобсон, утверждавший что «существо поэтической ткани состоит в периодических возвратах»

Прямые повторы в исторической ранней лирике, по сути, составляли ее существо

Широко распространены повторы сюжетных эпизодов, высказываний героев, словесных формул (клише) также в традиционной эпической поэзии

 

Истоки эпических повторов А.Н. Веселовский усмотрел в народных песнях.

 

Повторы же в пушкинской поэзии не всегда буквальны. Часто они смыкаются с вариациями и в них переходят. С каждым повтором поэт что-то меняет и дополняет.

 

Повторами и полуповторами изобилуют произведения традиционных, канонических жанров. И продолжают присутствовать в литературе более близких эпох (например, Толстой постоянно повторяет, что у княжны Марьи лучистые глаза). Благодоря подобным повторам не очень приметные звенья предметности обретают рельефность и худ.весомость.

Виды повторов:

Анафора = единоначатие

Эпифора = повторы концовок строф и синтаксических конструкций

Рефрен – повтор части в поэзии

 

Мотив

Мотив – (от лат. Moveo – двигаю) компонент призведений, обладающий повішенной значимостью (семантической насыщенностью). Он прежде всего фиксирует реально существующую грань литературных произведений.

 

В литературоведении слово «мотив» имеет достаточно широкий диапазон смыслов: существует целый ряд теорий мотива, между собой далеко не всегда согласующихся. Мотив как явление художественной словесности тесно соприкасается и пересекается с повторами и их подобиями, но не тождествен им. Так же мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя.

 

Мотивы активно причастны теме и концепции (идее) произведения, но их не исчерпывают. Мотив характеризуется повышенной степенью семиотичности и каждый из мотивов обладает устойчивым набором значений.

 

Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в разных формах. Сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним курсивом, который подобает ощутить читателю.

 

Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, эпох. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики.

 

Начиная с рубежа XIX-XXвв термин «мотив» широко используется при изучении сюжетов, особенно исторически ранних. А.Н. Веселовский говорил о мотиве как о простейшей неделимой еденице повествования, повторяющейся схематической формуле, ложащейся в основу сюжетов. По его версии, мотивы исторически стабильны и безгранично повторяемы.

 

На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и произведений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.011 с.)