Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественный вымысел и проблема условностиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался. Но уже в народных сказках осознанный вымысел достаточно ярко выражен. Суждение о х. в. мы находим в «Поэтике» Аристотеля, а также в работах философов эпохи эллинизма.На протяжении ряда столетий в. выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Гораздо более в. проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху ром-а, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия. Культ воображения, характерный для начала XIX в., знаменовал раскрепощение личности, но вместе с тем он имел и негативные последствия (напр, облик гоголевского Манилова).В послеромантические эпохи х.в. несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам. В начале XX в. вымысел порой расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания реального факта, документально подтверждаемого. Эта крайность оспаривалась. Литература нашего столетия – как и ранее – широко опирается и на вымысел, и на невымышленные события и лица. Посредством в. автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию. Понятие х.в. проясняет границы м-у пр-ми, притязающими на то, чтобы быть ис-ом, и документально-информационными. Если документальные тексты исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают.Имеют место две тенденции художественной образности, к-ые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).Разграничение у. и ж. присутствует уже в высказываниях Гете (статья «О правде и правдоподобии в искусстве») и Пушкина (заметки о драматургии и ее неправдоподобии). Но особенно напряженно обсуждались соотношения между ними на рубеже XIX – XX столетий (Л.Н. Толстой ст. «О Шекспире и его драме»).В 1930 – 1950-е гг были канонизированы жизнеподобные формы. Они считались единственно приемлемыми для литературы социалистического реализма, а условность находилась под подозрением в родстве с одиозным формализмом. В l960-e годы были вновь признаны права художественной условности. Ныне упрочился взгляд, согласно которому жизнеподобие и услойность – это равноправные и плодотворно взаимодействующие тенденции художественной образности.На ранних исторических этапах в искусстве преобладали формы изображения, которые ныне воспринимаются как условные. Это, во-первых, порожденная публичным и исполненным торжественности ритуалом идеализирующая гипербола традиционных высоких жанров (эпопея, трагедия),, во-вторых, это гротеск, который сформировался и упрочился в составе карнавальных празднеств.
В искусстве изначально присутствуют и жизнеподобные начала, давшие о себе знать в Библии, классических эпопеях древности, диалогах Платона. В искусстве Нового времени жизнеподобие едва ли не доминирует (Л.Н. Толстойи, А.П. Чехов). Вместе с тем в искусстве XIX –XX вв. активизировались условные формы. Ныне это не только традиционные гипербола и гротеск, но и всякого рода фантастические допущения («Холстомер» Л.Н. Толстого, «Паломничество в страну Востока» Г. Гессе), демонстративная схематизация изображаемого (пьесы Б. Брехта), обнажение приема («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), эффекты монтажной композиции (немотивированные перемены места и времени действия, резкие хронологические «разрывы» и т. п.). Композиция и ее фунции Композиция – взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и худ.-речевых средств. Она осуществляет единство и целостность худ.творений.
Фундаментом композиции является организованность вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Но не менее важны и способы «подачи» изображаемого, а так же речевых единиц.
Композиция - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений. Важнейший аспект композиции – последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации. В литературе XIX–XX веков заметна склонность к усложненному построению, требующему пристального читательского внимания. Таковы произведения Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, Л.М. Леонова и ряда других писателей.
Композиционные приемы в художественном произведении Повторы и вариации Эта группа композиционных приемов служит выделению и акцентированию наиболее значимых моментов и звеньев предметно-речевой ткани произведения. Решающую роль придавал повторам Р.О. Якобсон, утверждавший что «существо поэтической ткани состоит в периодических возвратах» Прямые повторы в исторической ранней лирике, по сути, составляли ее существо Широко распространены повторы сюжетных эпизодов, высказываний героев, словесных формул (клише) также в традиционной эпической поэзии
Истоки эпических повторов А.Н. Веселовский усмотрел в народных песнях.
Повторы же в пушкинской поэзии не всегда буквальны. Часто они смыкаются с вариациями и в них переходят. С каждым повтором поэт что-то меняет и дополняет.
Повторами и полуповторами изобилуют произведения традиционных, канонических жанров. И продолжают присутствовать в литературе более близких эпох (например, Толстой постоянно повторяет, что у княжны Марьи лучистые глаза). Благодоря подобным повторам не очень приметные звенья предметности обретают рельефность и худ.весомость. Виды повторов: Анафора = единоначатие Эпифора = повторы концовок строф и синтаксических конструкций Рефрен – повтор части в поэзии
Мотив Мотив – (от лат. Moveo – двигаю) компонент призведений, обладающий повішенной значимостью (семантической насыщенностью). Он прежде всего фиксирует реально существующую грань литературных произведений.
В литературоведении слово «мотив» имеет достаточно широкий диапазон смыслов: существует целый ряд теорий мотива, между собой далеко не всегда согласующихся. Мотив как явление художественной словесности тесно соприкасается и пересекается с повторами и их подобиями, но не тождествен им. Так же мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя.
Мотивы активно причастны теме и концепции (идее) произведения, но их не исчерпывают. Мотив характеризуется повышенной степенью семиотичности и каждый из мотивов обладает устойчивым набором значений.
Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в разных формах. Сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним курсивом, который подобает ощутить читателю.
Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, эпох. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики.
Начиная с рубежа XIX-XXвв термин «мотив» широко используется при изучении сюжетов, особенно исторически ранних. А.Н. Веселовский говорил о мотиве как о простейшей неделимой еденице повествования, повторяющейся схематической формуле, ложащейся в основу сюжетов. По его версии, мотивы исторически стабильны и безгранично повторяемы.
На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и произведений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.8 (0.007 с.) |