Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерий 5.Смысловая цельность и композиционная стройность

Поиск
При оценивании работы по этому критерию следует учесть, что от экзаменуемого не требуется придерживаться строгих рамок того или иного жанра. Сочинение может быть классическим трехчастным, то есть состоять из вступления, главной части и заключения, может члениться на несколько частей со своими микротемами в каждой. Главное условие – не допускать нарушения смысловой цельности, речевой связности и последовательности высказывания, поскольку именно смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – обязательные признаки текста. При любом варианте композиции в сочинении должно просматриваться коммуникативное намерениепишущего, без него невозможны смысловая цельность, связность и последовательность текста.

 

К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста  
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеются два случая нарушения абзацного членения текста  

 

Пятый критерий оценки сочинения-рассуждения является трёхчастным: оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Высший балл по этому критерию выставляется, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Под смысловой цельностью текста следует понимать его внутреннюю смысловую организацию, соответствие содержания его композиционных частей коммуникативному замыслу учащегося. Смысловая цельность определяется по отношению ко всему тексту, и на степень её проявления влияют такие характеристики, как речевая связность, логика развития замысла, смысловая законченность.

Речевая связность – это характеристика, которая относится к двум и нескольким рядоположным элементам: композиционным частям (вступлению, основной части, заключению), абзацам, микротемам, предложениям. Связность создаётся посредством использования различных лексических и грамматических языковых средств: лексического повтора, синонимических замен и антонимии, союзов, местоимений, наречий, вводных слов и сочетаний, соотнесённости видо-временных форм глагола, порядка слов, неполноты присоединяемых предложений.

Речевая связность предполагает также наличие предложений или целых абзацев, обеспечивающих смысловую связь микротем текста. Такие предложения или абзацы могут подводить итог сказанному в рамках микротемы, подготавливать к восприятию содержания следующей микротемы или выполнять одновременно обе названные функции.

Логику развития замысла можно проследить по характеру связи между тематическими предложениями микротем или совпадающих с ними по своим границам абзацев – предложений, в которых определён предмет рассуждения, повествования или описания каждой микротемы. В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и, по существу, являются его логическим стержнем. Логика развития мысли должна объединять предложения и внутри каждой микротемы: учащийся должен строго придерживаться развития темы, заявленной в тематическом предложении.

Законченность текста как характеристика напрямую связана с композиционным оформлением и требует достаточного количества абзацев, микротем, предложений для выражения замысла учащегося и наличия необходимых для его оформления композиционных частей.

Композиция является средством оформления замысла, средством организации текста как единого целого. Хорошее композиционное оформление текста требует наличия необходимых композиционных частей, а также их соразмерности и продуманной последовательности. Тренируясь в композиционном оформлении текста, важно иметь в виду сведения о таких единицах текста, как сложное синтаксическое целое, абзац, а также композиционная часть.

Сложное синтаксическое целое представляет собой несколько предложений, связанных грамматически и по смыслу и выражающих, раскрывающих одну микротему текста.

Абзац, в отличие от сложного синтаксического целого, служит для выделения композиционно значимых частей текста. Абзац может по своим границам совпадать или не совпадать со сложным синтаксическим целым и, таким образом, включать одну или несколько микротем, а также её часть. Выделение границ абзаца должно быть необходимо оправдано требованиями стройности композиции и замыслом автора.

Композиционные части – это наиболее крупные элементы ученического сочинения, которые выделяют содержательные фрагменты, необходимые для выполнения задания 25 – развёрнутого ответа: формулирования и комментария одной из поставленных автором текста проблем; формулирования позиции автора (рассказчика) и выражения своего согласия или несогласия с точкой зрения автора прочитанного текста; аргументации, основанной на читательском опыте, а также на знаниях и жизненных наблюдениях.

Созданию смысловой целостности способствуют те композиционные части, которые определяют подходы к раскрытию замысла, создают определённый эмоциональный настрой (вступление сочинения) или подводят итоги сказанному в сочинении (заключение сочинения).

Есть работы, в которых допускаются грубые логические ошибки. Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу ошибки, связанные с на­рушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения за­конов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:

       
   

 

 


сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении в результате нарушения логического за­кона тождества, подмена одного суждения другим.

 

Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

В отдельную группу логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нару­шениями требований к последовательнос­ти и смысловой связности изложения. Композиционно-текстовые ошибки выявляются в начале, в основной части сочинения и в концовке.

Так, в начале некоторых работ экзаменуемых часто отсутствует логическая связь с основ­ной частью изложения или эта связь очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы меж­ду предложениями.

В основной части работы нередко содержатся ненужные, не имеющие от­ношения к теме сведения, загромождающие изложение, делающие его запутанным и сумбурным. Эта часть иногда выстраивается непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлека­ющими внимание от главной мысли, или неоправданно растянута, содержит смысловые повторы.

Завершение работы (концовка) подчас не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто бывает совсем не мотивировано исходным текстом.

Покажем это на конкретных примерах.

А. Неудачный зачин.

Текст начинается предложением, содер­жащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Например: С особенной силой этот эпизод описан в романе... Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсы­лает к предшествующему тексту, таким об­разом, сами предложения не могут слу­жить началом сочинения. Это логическая ошибка.

Б. Ошибки в средней части.

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка. Например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихо­ти. Она всячески издевалась над кре­постными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.

б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение поряд­ка предложений – логическая ошибка. Например: Из Митрофанушки Прос­такова воспитала невежественного грубия­на. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее бра­та Скотинина и крепостных. Простако­ва – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка. Например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна корот­ка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие мест­ности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

В. Неудачная концовка.

Дублирование вывода логическая ошибка. Например: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Ошибки в абзацном членении встречаются в сочинениях выпускников достаточно часто и связаны с тем, что выпускники не умеют членить свой текст на смысловые части, не видят их границ, не знают возможностей абзацного членения в качестве графического средства выражения своих мыслей и чувств и, соответственно, не выделяют в тексте абзацы или выделяют их неправильно.

Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац. Большинство специалистов в области лингвистики текста видят в абзаце и смысловую, и графическую текстовую единицу. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла.

Типичными ошибками в абзацном членении являются:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

3. Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

4. Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Композиция сочинения-рассуждения свободная. Композиционное оформление не оценивается, однако наибольшую трудность обычно вызывает начало сочинения. Можно сказать, что существует несколько вариантов начала сочинения по прочитанному тексту. При этом не обязательно в первом абзаце должна быть заявлена проблема.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.107 (0.008 с.)