Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Автор и его присутствие в произведенииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Слово «автор» в сфере искусствоведения имеет несколько значений. Во-первых, это творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, то есть изображение писателем самого себя (автор в «Евгении Онегине»). В-третьих, это художник-творец, присутствующий в произведении неявно, тот, кто освещает художественную реальность, ее осмысливает и оценивает, проявляет себя в качестве субъекта художественной деятельности. Именно авторская субъективность организует произведение и порождает художественную целостность. Автор дает о себе знать прежде всего как носитель того или иного представления о реальности. Он носитель определенной идеи. Художественная идея (концепция автора), присутствующая в произведениях, включает в себя: - направленную интерпретацию и оценку автором определенных жизненных явлений; - воплощение философского взгляда на мир в его целостности, которое сопряжено с духовным самораскрытием автора. Художественная идея – это сплав обобщений и чувств, которые вслед за Гегелем Белинский в пятой статье о Пушкине назвал пафосом («пафос всегда есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею»). Именно это отличает искусство от беспристрастной науки и сближает его с публицистикой, эссеистикой, мемуарами, а также повседневным постижением жизни, тоже насквозь оценочным. Специфика же собственно художественных идей заключается не в их эмоциональности, а в их направленности на мир в эстетической явленности, на чувственно воспринимаемые формы жизни. Художественные идеи (концепции) могут быть провиденциальными, предвосхищать позднейшее миропонимание (социально-исторические концепции «Бориса Годунова» Пушкина, «Войны и мира» Толстого). Художник может чувствовать то, что незримо присутствует в эпохе, чувствовать приближающееся будущее (Блок: «слушайте музыку революции»; Достоевский о социалистах в «Преступлении и наказании», в «Бесах»). Вместе с тем в искусстве широко запечатлеваются идеи, концепции, истины, уже упрочившиеся в общественном опыте. Художник при этом выступает как носитель традиций, которые автор оживляет, придает им остроту, новую убедительность. Искусство в этой его стороне воскрешает старые истины, дает им новую жизнь («Белый пароход» Ч. Айтматова). Неизменно важным в эстетике остается вопрос о соотношении авторской субъективности в произведении и автора как реального лица. В этом вопросе существуют две концепции, которые в русской литературе нашли художественное воплощение еще в творчестве Пушкина (стихотворения «Поэт» и «Пророк»). В этих стихотворениях, по сути, созданы два разных образа поэтов. Жизнь одного («Поэт») поэта разделена на две несоприкасающиеся области – его реальную жизнь человека («в заботы суетного света он малодушно погружен», «душа вкушает хладный сон», «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он») и процесс творчества («бежит он, дикий и суровый, и звуков и смятенья полн, на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы…»). Жизнь другого поэта («Пророк») не знает подобной дихотомии, раздвоенности. В стихотворении «Пророк» в большей степени, чем в других стихотворениях, проявилось определение дара – быть поэтом. В нем поэт обретает свое высшее, божественное предназначение – поэта-пророка. Поэта-пророка уже не заботят праздная жизнь, слава, отношение к нему толпы. Его дар – дар свыше, «витийства грозный дар». А грозный он потому, что с поэта спросится Богом, он ответствен за каждое свое слово, которое он несет по воле Бога людям. В литературоведении XX века существует точка зрения, согласно которой художественная деятельность изолирована от духовно-биографического опыта создателя произведения (Х. Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства»; Р. Барт «Избранные работы. Семиотика. Поэтика»). Ортега-и-Гассет, в частности, пишет: «Поэт начинается там, где кончается человек. Судьба одного – идти своим «человеческим» путем; миссия другого – создавать несуществующее… Жизнь – это одно, Поэзия – нечто другое». В последние десятилетия данная идея дегуманизации искусства породила концепцию смерти автора. По словам Р. Барта, ныне «исчез миф о писателе как носителе ценностей». На смену Автору, полагает он, пришел Скриптор (пишущий), который «несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо». Активность же читателя не имеет границ. Концепцию смерти автора, которая имеет стимулы в современной художественной и околохудожественной практике, правомерно, по мнению Валентина Евгеньевича Хализева («Теория литературы»), расценить как одно из проявлений кризиса культуры и, в частности, гуманитарной мысли. В действительности, прав Н.М. Карамзин, который сказал о том, что «творец всегда изображается в творении и часто против воли своей». Безусловно, для искусства важен тот факт, какова личность создающего художественные произведения. Впервые об этом заговорили сторонники биографического метода в литературоведении (Ш. Сент-Бев «Литературно-критические портреты»). Они, правда, впали в крайность, объясняя явления художественной действительности произведения только личностью автора, моментами его частной жизни. Но это был поистине революционный шаг в литературоведении, знаменовавший отход от нормативной эстетики, от эстетики рефлективного традиционализма, о которой речь впереди. Деятельность писателя, который так или иначе в произведении «опредмечивает» свое сознание, естественно, стимулируется и направляется его биографическим опытом и жизненным поведением. Поэт Жуковский и вовсе писал: «Жизнь и поэзия – одно». Эта формула, однако, нуждается в уточнении. Наличествующий в произведении автор не тождествен облику автора реального. Например, А. Фет в своих стихах воплощал совсем иные грани своей индивидуальности, нежели те, что давали о себе знать в повседневной деятельности помещика. Нередки весьма серьезные расхождения и радикальные несоответствия между художнической субъективностью и жизненными поступками, бытовым поведением писателя. Так, реальный К. Батюшков, болезненный и неуверенный в себе, был разительно не похож на того эпикурейца и страстного любовника, каким нередко рисовал себя в стихах. Как известно, особенно падки на подобные стихи читательницы-женщины, что в реальной жизни рождало немало как драматических историй, так и комических (примеры – Блок, Гумилев (история с И. Одоевцевой), Тютчев). Недаром под пером Тютчева родились такие стихи: Не верь, не верь, поэту, дева, Его своим ты не зови – И пуще пламенного гнева Страшись поэтовой любви! Тем не менее образ автора в произведении и облик автора реального друг с другом неминуемо связаны. С. Франк писал о Пушкине: «При всем различии между эмпирической жизнью поэта и его поэтическим творчеством, духовная личность его остается все же единой, и его творения так же рождаются из глубины этой личности, как и его личная жизнь и его воззрения как человека». Подобным же образом осознавали художественное творчество Толстой, Чехов. Б. Пастернак полагал, что существо гения «покоится в опыте реальной биографии… его корни лежат в грубой непосредственности нравственного чутья». Именно таков, по-видимому, наиболее достойный, оптимальный вариант отношения реального автора к своей художественной деятельности. И здесь уместно вспомнить укорененный в современной гуманитарной сфере термин ответственность. Ответственность художника двояка: во-первых – перед искусством, во-вторых – перед жизнью. Автор необходимо причастен внехудожественной реальности и участвует в ней своими произведениями. Рекомендуемая литература по теме Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М., 2002.
Тема 6. Содержание и форма произведения как литературоведческая проблема. литературное произведение как художественное целое В основе систематизации уровней литературного произведения лежат различные понятия и термины. Наиболее устоявшимися в теории литературы являются понятия «форма» и «содержание». Аристотель в «Поэтике» разграничивал некое «что» (предмет подражания») и некое «как» (средства подражания). В XIX веке понятия формы и содержания (в том числе в их применении к искусству) были тщательно обоснованы Гегелем. Достаточно указать на те разделы «Эстетики» Гегеля, где он рассматривает содержание и форму лирических произведений. Философ убедительно показывает, что содержанием последних является «сама душа поэта, субъективность как таковая, так что дело в чувствующей душе, а не в том, о каком именно предмете идет речь». Анализируя же форму лирических произведений, Гегель во многом повторяет свои мысли о содержании, добавляя к этому в основном лишь наблюдения над тем, что отличает лирику от эпоса. Подробно и конкретно проблема формы им не рассматривается. Этот акцент на содержании, который вел к некоторому перекосу в понимании художественного произведения, не остался незамеченным. И как реакция на него в XX столетии наметилась другая крайность – чрезмерный интерес к форме. Во многих странах, в том числе и в России, появились так называемые формалисты (1910–20-е гг.). Последние много сделали для понимания важности именно формальных сторон произведения, однако они часто грешили невниманием к его содержанию. Из верной посылки, гласящей, что изменение формы ведет к разрушению содержания произведения, они сделали поспешный вывод о том, что в последнем главенствует форма, а его содержание является сугубо «внутренним», поэтическим. Более того, появились утверждения, что наряду с «предметной» реальностью существует и «реальность поэтическая» (Ф. Уилрайт). Этим самым кардинально менялось понимание сущности содержания и его отношения к форме. Если в XIX в. форма рассматривалась как нечто менее важное по сравнению с содержанием, то теперь наоборот – содержание стало пониматься в качестве «формального». Его связи с «внешним» миром обрывались. Американские «новые критики», в частности, отказались замечать в поэтических произведениях их эмоциональное «содержание» и отрицают хотя бы малейшую связь произведения с личностью его творца. Мысль о нерасчленимости содержания и формы, об их единстве разделяется большинством литературоведов. Так, В. Кожинов справедливо утверждает, что «форма есть не что иное, как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии, а содержание есть не что иное, как внутренний смысл данной формы». Отдельные стороны, уровни и элементы литературного произведения, имеющие формальный характер (стиль, жанр, композиция, речь художественная, ритм), содержательный (тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, идея художественная, тенденция) или содержательно-формальный (сюжет), выступают и как единые, целостные реальности формы и содержания». Как видно из этого высказывания, в некоторых случаях бывает весьма трудно определить, формальным или содержательным является тот или другой элемент произведения. В этой связи обращают на себя внимание мысли одного из виднейших литературоведов и лингвистов XX в. Р. Якобсона о «звуковом символизме» в поэзии. Не только слова, но и звуки в поэзии, их комбинации, считает Р. Якобсон, могут нести семантическую нагрузку, т.е. обладать содержательностью. Концепция «звукового символизма» очень важна для понимания специфики именно поэтической художественной формы и ее отношения к художественному содержанию. Дело в том, что поэтическая форма отличается особым богатством, обилием и тонкостью оттенков. Для выражения научной истины предпочтительна сухая форма выражения. В идеале это формула. В художественном же творчестве, особенно в поэзии, скорее наоборот – содержание выражается с помощью метафор, многозначных, часто весьма туманных символов, неожиданных ассоциаций, сравнений и т.п. Поэтому те, кто говорит о радикальном отличии языка поэзии от языка науки, имеют все основания для такого утверждения. Обычно различают художественную форму «вообще» (жанры, роды литературы и т.п.) и форму отдельного произведения. Общепринятые законы жанра, например, требуют соблюдения определенных требований формы. Уже Аристотель четко определил формальные требования того или другого жанра литературы. Начиная с эпохи романтизма, эти требования были ослаблены, хотя и не отпали совсем. Например, форма сонета, столь популярного в эпоху Возрождения, соблюдается и современными его авторами. Смена литературных эпох неизбежно влекла за собой изменения как в форме, так и в содержании художественного творчества. При этом часто обнаруживалась характерная деталь – новое содержание часто облекалось в старые художественные формы и наоборот. И в том и в другом случае это было губительно для развития литературы. И, как правило, находился гений, способный облечь новое содержание в соответствующие новые формы. Таковыми были, в частности, Байрон и Пушкин. Если же творец новых форм, выражавших новое содержание, не появлялся, то процветало эпигонство (подражательство). Свобода от норм, от жестких рамок и ограничений в отношении формы и содержания вовсе не гарантирует более совершенных произведений. Великие авторы древнегреческих трагедий творили в условиях жесточайшей нормативности как в смысле формы, так и содержания, но кто может сказать, что их трагедии уступают в чем-то драмам романтиков, отбросившим, как они говорили, «путы» классицизма, требования нормативности и пользовавшимся почти ничем не ограниченной свободой. Специалистам, занимающимся исследованием художественной литературы, часто необходимо рассматривать лишь один из компонентов того единства, которое представляют собой форма и содержание. Выше было указано на опасность попыток чрезмерно акцентировать и преувеличивать роль каждого из них в отдельности. Только понимание их неразрывности и взаимопроникновения способствует взвешенному решению многочисленных проблем, порождаемых этими непростыми литературоведческими и философскими категориями. В истории науки о литературе данные понятия переживали и периоды терминологических модификаций. М.Ю. Лотман предложил заменить традиционные термины терминами «структура и идея», а позже, в «постструктуралистское» время – «текст и смысл». Однако традиционные понятия формы и содержания продолжают существование, так как без традиционного разграничения неких «как» и «что» обойтись трудно. Образно эту дихотомию прекрасно выразил Б. Пастернак как «образ мира, в слове явленный». В теоретическом литературоведении кроме дихотомического подхода («форма и содержание») существуют и другие взгляды на этот вопрос. Так, А.А. Потебня и его последователи определяли три аспекта творений искусства: внешнюю форму, внутреннюю форму, содержание (в применении к литературе – слово, образ, идея). В.Е. Хализев в форме, несущей содержание, выделяет также три стороны: 1) предметное (предметно-изобразительное) начало (все те единичные явления и факты, которые обозначены с помощью слов и в своей совокупности составляют мир художественного произведения); 2) собственно словесная ткань (художественная речь, нередко обозначаемая терминами «поэтический язык», «стилистика», «текст»); 3) соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного «рядов», т.е. композиция (данное литературоведческое понятие сродни такой категории семиотики, как структура – соотношение элементов сложно организованного предмета). Выделение в произведении трех его основных сторон, на которое опираются ученые самых разных ориентаций (В.М. Жирмунский, Г.Н. Поспелов, Цв. Тодоров и многие другие), восходит к античной риторике. Неоднократно отмечалось, что оратору необходимо: 1) найти материал (т.е. избрать предметы, которые будут поданы и охарактеризованы речью); 2) как-то расположить (построить) этот материал; 3) воплотить его в таких словах, которые произведут должное впечатление на слушателей. Соответственно у древних римлян бытовали термины inventio (изобретение предметов), dispositio (их расположение, построение), elocutio (украшение, под которым разумелось яркое словесное выражение). Бытует также многоуровневый подход, предложенный феноменологическим литературоведением. Например, Р. Ингарден выделил в составе литературного произведении четыре слоя: 1) звучание речи; 2) значение слов; 3) уровень изображаемых предметов; 4) уровень видов предметов, их слуховой и зрительный облик, воспринимаемый с определенной точки зрения. Некоторые отечественные исследователи рассматривают целостность художественной структуры произведения как единство четырех уровней: концептуального, уровня организации как художественного целого, уровня «внутренней формы», уровня внешней формы Концептуальный уровень Тематика Проблематика Идея Модус художественности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.009 с.) |