П. Ступени «восхождения» права
1. Позитивное право проходит сложное историческое разви- тие. Его содержание, а следовательно, объем и характер ис- пользуемых в обществе свойств, потенций на различных эта- пах развития общества неодинаковы.
И вот как раз здесь нужно исходить из двух «ипостасей» права. Выступая в качестве объективированного институцион- ного образования (писаного права),•оно в то же время пред- ставляет собой явление духовной жизни общества, содержит
1 Рейсмен В.М. Скрытая ложь... 1988. С. 47.
2 Там же. С. 50.
II. Ступени «восхождения» права
критерии поведения людей, суждения о ценностях и в этой плоскости может быть охарактеризовано в виде духовно-ин- теллектуального фактора. А отсюда вытекает существенный вывод концептуального характера: суть права не сводится к одним лишь его свойствам и особенностям как писаного пра- ва — институционного образования. Важнейшие сущностные черты права заключены во втором его «измерении», когда оно существует и действует в качестве духовного фактора. Имен- но с этой стороны право воспринимает ценности и достижения культуры, гуманитарные идеалы, моральные критерии, суж- дения о ценностях, прежде всего требования естественного права, права человека. Каков уровень выражения в праве ду- ховных, гуманитарных начал?
При ответе на этот вопрос нужен последовательно истори- ческий подход. На различных этапах развития общества ду- ховные, гуманитарные начала выступают в различных обли- чиях.
С этой точки зрения могут быть выделены ступени позитив- ного права, стадии его «восхождения», когда с переходом со ступеньки на ступеньку растут и крепнут заложенные в праве потенции, естественно-правовые, гуманитарные начала.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что цен- тральный пункт отстаиваемой в этой книге теоретической кон- цепции заключается в таком_подходе к правовым явлениям, когда в качестве основы их характеристики рассматриваются особенности соотношений между позитивным правом и ду- ховными, гуманитарными началами (естественным правом) на каждой ступени его «восхождения».
2. При рассмотрении того исторического процесса, который может быть назван восхождением права, нужно иметь в виду, что писаное право, т. е. право как институционное образова- ние, само по себе имеет известную социальную ценность, т. е. представляет собой определенное общественное благо, общест- венное явление со знаком «плюс», способное дать положитель- ный эффект в жизни людей, в обществе. Причем такого рода положительный эффект право способно (обратим внимание — именно способно!) принести в принципе, независимо от ступе- ни его развития и от того, насколько данная юридическая сис- тема «втянута» в существующий политический режим.
С этой точки зрения независимо от ступени развития и поли- тического облика право как институционное образование об-
ладает известным общечеловеческим, гуманитарным потенци- алом.
Однако при этом необходимо постоянно держать в поле зре- ния и второе «измерение» права — его особенности как духов- ного, гуманитарного фактора.
Весьма примечательно, что регулятивные свойства права как институционного образования раскрываются и «работают» в прямой зависимости от того, на какой ступени своего гумани- тарного «восхождения» оно находится и каковы политические характеристики данной юридической системы. Если в общест- ве господствует право сильного, да к тому же доминирует ав- торитарный режим власти, то и юридические установления даже со стороны своих регулятивных свойств теряют, каза- лось бы, присущий им гуманитарный потенциал (выраженный, в частности, в юридических механизмах, связанных с субъек- тивными правами, дозволительным типом регулирования и т.д.).
3. Характеристика ступеней развития («восхождения») пра- ва предполагает необходимость четкого определения тех кри- териев, на основании которых выделяются такие ступени.
С рассматриваемых позиций привлекательным представля- ется высказанный сравнительно недавно взгляд, в соответст- вии с которым следует выделять в историческом плане три группы правовых систем: во-первых, сословное право, во-вто- рых, формальное (абстрактно равное) право и, в-третьих, со- циальное право (последнее, по мысли автора, сохраняет обще- человеческие ценности равного права, но преодолевает «фор- мализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно же льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества»1. По ряду пунк- тов постановка таким образом вопроса о развитии права пред- ставляется конструктивной. Вместе с тем следует заметить, что момент равенства, которому в приведенной классифика- ции придано решающее значение, приобретает основательный социальный смысл лишь тогда, когда он рассматривается в контексте сущности права, которое является носителем циви- лизации и реализует ее основную цель, обеспечивая свободу человека, утверждение его достоинства и прирожденных прав.
1 Лейст О. Э. Сущность и исторические типы права // Вестник Московско- го университета. Серия II. Право. 1992. С. 4 и ел.
П. Ступени «восхождения» права
Таким образом, при рассмотрении развития права, ступе- ней его «восхождения» оказывается необходимым исходить из особенностей исторического предназначения человеческой ци- вилизации и отсюда — из видения права как гуманитарного явления. В этой связи и может быть выделен основной крите- рий развития права. Таковым«является степень приближения данной юридической системы к праву, воплощающему гума- нитарные идеалы.
Конечно, на каждой ступени право выражает сообразные данной эпохе гуманитарные и моральные принципы, которые соответствуют условиям жизни и требованиям тогдашнего об- щества, приняты им.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что есть высшие гумани- тарные начала и ценности, обусловленные самой сутью, при- родой общества и заложенным в его органике стремлением че- ловека к свободе, к его высокому, достойному положению но- сителя изначально ему свойственных, прирожденных прав. Эти высшие начала и ценности в полной мере раскрываются на достаточно высоких стадиях развития общества.
Следует различать четыре основные ступени позитивного права: право сильного, кулачное право, право власти, право гражданского общества.
Первые три ступени (право сильного, кулачное право, право власти) могут быть охарактеризованы как неразвитое право, при котором в том или ином виде господствует сила; послед- няя ступень (право гражданского общества) — как право раз- витое, где есть собственная основа бытия права (прирожден- ные права человека) и оно способно возвыситься над властью, ее произволом.
Обратимся теперь к краткой характеристике указанных че- тырех ступеней права, рассматриваемых с точки зрения при- сущего им гуманитарного содержания.
Право сильного — это доцивилизационная стадия правового развития. О ней приходится говорить в основном с целью обоз- начить начальное звено «восхождения» права и с большей чет- костью увидеть логику происходящих в этой области процес- сов.
Суть права на данной стадии состоит в том, что право при- надлежит просто сильному. При всей отрицательной оценке данной ступени (в особенности с точки зрения современных моральных, гуманистических представлений) надо видеть, что
право сильного, имеющее природно-зоологические предпосыл- ки, в свое время применительно к доцивилизационным поряд- кам и нравам выступало все же в виде упорядочивающего и даже стабилизирующего фактора, противостоящего прямому хаотическому произволу и в максимальной степени соответ- ствующего интересам выживания и упрочения данной общности.
На праве сильного, выраженном в устойчивых обычаях, ос- новывались такие институты доцивилизационной и раннеци- вилизационной жизни, как «вожак», «старшинство», «иерар- хия подчиненности».
Крайним проявлением права сильного является право вой- ны — господство «голой» силы в обстановке конкуренции не признающих друг друга сил, когда конкурент в борьбе за об- ладание статусом сильного считает оправданным, дозволен- ным применение любых средств, возможность вести беспощад-" ную борьбу на физическое уничтожение действительного или воображаемого конкурента (здесь человечество явно сделало шаг назад по сравнению с природным миром).
Право сильного (в том числе и право войны), относящееся по своему источнику к начальным периодам человеческой исто- рии, в ряде случаев прорывается в жизнь людей на последую- щих стадиях, отодвигая более высокие по гуманитарному со- держанию формы позитивного права.
Кулачное право — это позитивное право первых этапов ста- новления и развития цивилизации (азиатских теократических, рабовладельческих, феодальных обществ), когда в обществе в качестве доминирующих сил выступают власть и религиозная идеология. В своей основе это тоже право сильного, но уже частично подвергшееся влиянию цивилизации, введенное в систему сословной иерархии, привилегий, все более утвержда- ющихся писаных форм, формальных доказательств, инквизи- ционного процесса и т.д. Под углом зрения социально-этичес- ких и юридических критериев оно может быть охарактеризо- вано как право привилегий, сословное право, обычное право (в котором, однако, крепнут писаные формы). На этой стадии на- чинают складываться некоторые простейшие гуманитарные элементы, относящиеся к началам справедливости, вины, про- цессуальных форм.
Право власти — это позитивное право более развитых сту- пеней цивилизации, когда в обществе все более утверждается светская власть (феодальное общество с просвещенной властью,
II. Ступени «восхождения» права
капиталистическое, буржуазное общество, современные общес- тва с авторитарной властью). Здесь позитивным правом при- знаются все нормы, исходящие от власти и защищаемые ею. Нормы права власти, по общему правилу являются нормами писаного права, в большой степени раскрывающими достоин- ства ррава как институционного образования.
В этих нормах также выражаются господствующие соци- альные силы, преследующие цель использовать законы в сво- их интересах. Нередко такие нормы становятся способом уза- конения произвола, своеволия. Но выраженные в законах, иных официальных источниках нормы позитивного права становят- ся всеобщими, формально-определенными, и устанавливаемый таким путем всеобщий, строго формализованный порядок уже сам по себе имеет известное гуманитарное значение. К тому же при прогрессивных режимах позитивное право, имеющее характер права власти, может быть демократическим по со- держанию, нацеленным на развитие институтов гражданского общества и реализацию требований товарно-рыночной эконо- мики, начал справедливости и гуманизма.
Указанные процессы значительно усиливаются в условиях, когда при демократическом режиме государственная власть «втягивается» во всю систему государственных институтов (раз- деления властей, парламентаризма, федерализма), и право власти все более превращается в право государства, которое вплотную приближается к праву гражданского общества.
Право гражданского общества — это высшая на современ- ной стадии развития цивилизации ступень позитивного права, наиболее сблизившаяся с естественным правом. Его базис об- разуют прирожденные права человека, которые являются ос- новой для определения правомерности юридических норм, вво- димых и поддерживаемых властью.
Именно право данной ступени согласуется с требованиями того этапа развития общества, на котором нейтрализуются крайности власти и собственности и оказывается возможным обеспечить их гармоничное развитие, т.е. с требованиями со- временного гражданского общества (посткапитализма, народного капитализма). Здесь и происходит своего рода «восхождение» права на одну из верхних своих ступенек: оно в полной мере раскрывает свой потенциал как явление цивилизации и куль- туры, как носитель гуманитарных ценностей, заложенных в самой сути, природе человеческого общества, человека.
Отмеченные ступени позитивного права не более чем I ехи, ориентиры, позволяющие разобраться в сложном развитии позитивного права, с его восхождением от «голой» силы ]: ут- верждению прирожденных прав человека. В действител ьной истории границы между этими ступенями размыты и в г ави- симости от своеобразия исторических условий, сломов и I «во- ротов в исторических процессах в сферу гуманистического права, казалось бы, прочно утверждающегося в обществе, мо- жет ворваться право сильного, как и право власти. Многие фак- ты российской действительности, увы, подтверждают слож- ность и противоречивость происходящих здесь процессов, до- минирование права власти.
Только утверждение права гражданского общества и соот- ветствующая ему передовая демократическая государствен- ность могут обеспечивать, надо надеяться, такой уровень гос- подства права (правления права), который исключает прорыв в общественную жизнь права сильного и права войны.
4. Рассмотрение ступеней «восхождения» права позволяет вернуться к проблеме соотношения позитивного и естествен- ного права, увидеть оптимистическую перспективу их разви- тия, их взаимодействия в настоящем и в будущем.
Не вызывает сомнений, что наиболее значимым результа- том развития человеческой цивилизации является современ- ное гражданское общество, которое призвано аккумулировать, поставить на службу человека все достижения, ценности пред- шествующего времени, в том числе и естественное право (в глубоком его понимании), которое на современной стадии ци- вилизации находит выражение в правах человека.
Вместе с тем следует учитывать, что естественное право, в том числе права человека, — это еще не претворенная в жизнь реальность, не сама по себе дозволенность определенного по- ведения, а скорее требования о дозволенности поведения, не- посредственно предопределенные самой сутью, природой че- ловека как уникального разумного существа, заложенной в человеческом сообществе устремленностью к свободе челове- ка, незыблемостью его высокого, достойного места в жизни. К тому же естественное право (в частности, в том виде, в каком оно выражено в гуманистических идеалах, а ныне в неотъем- лемых правах человека) страдает известной неопределенностью, неспособностью без помощи иных социальных институтов стать
III. Мораль и право, «суверенность» и взаимозависимость
общ| значимой реальностью, последовательно претворяться в
ЖИ311Ь.
К; ним же образом естественно-правовые требования свобо- ды личности, неотъемлемые права человека могут воплотить- ся в жизнь, стать непреложной реальностью, духовным стер- жнеи жизни современного гражданского общества? В реше- нии • 'акой задачи может прийти на помощь позитивное право, прав) как институционное образование с присущими ему свой- ствами (нормативной общеобязательностью, всеобщностью, оп- ределенностью содержания, правообязывающим действием, высокой обеспеченностью).
В этом отношении высокая, быть может, самая высокая, историческая миссия позитивного права заключается как раз в том, чтобы воплотить в самой своей «плоти», органике требования, которые выражены в естественном праве, в при- рожденных правах человека.
|