Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. Ступени «восхождения» права

Поиск

1. Позитивное право проходит сложное историческое разви-
тие. Его содержание, а следовательно, объем и характер ис-
пользуемых в обществе свойств, потенций на различных эта-
пах развития общества неодинаковы.

И вот как раз здесь нужно исходить из двух «ипостасей»
права. Выступая в качестве объективированного институцион-
ного образования (писаного права),•оно в то же время пред-
ставляет собой явление духовной жизни общества, содержит

1 Рейсмен В.М. Скрытая ложь... 1988. С. 47.

2 Там же. С. 50.


 

II. Ступени «восхождения» права


критерии поведения людей, суждения о ценностях и в этой
плоскости может быть охарактеризовано в виде духовно-ин-
теллектуального фактора. А отсюда вытекает существенный
вывод концептуального характера: суть права не сводится к
одним лишь его свойствам и особенностям как писаного пра-
ва — институционного образования. Важнейшие сущностные
черты права заключены во втором его «измерении», когда оно
существует и действует в качестве духовного фактора. Имен-
но с этой стороны право воспринимает ценности и достижения
культуры, гуманитарные идеалы, моральные критерии, суж-
дения о ценностях, прежде всего требования естественного
права, права человека. Каков уровень выражения в праве ду-
ховных, гуманитарных начал?

При ответе на этот вопрос нужен последовательно истори-
ческий подход. На различных этапах развития общества ду-
ховные, гуманитарные начала выступают в различных обли-
чиях.

С этой точки зрения могут быть выделены ступени позитив-
ного права, стадии его «восхождения», когда с переходом со
ступеньки на ступеньку растут и крепнут заложенные в праве
потенции, естественно-правовые, гуманитарные начала.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что цен-
тральный пункт отстаиваемой в этой книге теоретической кон-
цепции заключается в таком_подходе к правовым явлениям,
когда в качестве основы их характеристики рассматриваются
особенности соотношений между позитивным правом и ду-
ховными, гуманитарными началами (естественным правом)
на каждой ступени его «восхождения».

2. При рассмотрении того исторического процесса, который
может быть назван восхождением права, нужно иметь в виду,
что писаное право, т. е. право как институционное образова-
ние, само по себе имеет известную социальную ценность, т. е.
представляет собой определенное общественное благо, общест-
венное явление со знаком «плюс», способное дать положитель-
ный эффект в жизни людей, в обществе. Причем такого рода
положительный эффект право способно (обратим внимание —
именно способно!) принести в принципе, независимо от ступе-
ни его развития и от того, насколько данная юридическая сис-
тема «втянута» в существующий политический режим.

С этой точки зрения независимо от ступени развития и поли-
тического облика право как институционное образование об-


Глава пятая

 

 


ладает известным общечеловеческим, гуманитарным потенци-
алом.

Однако при этом необходимо постоянно держать в поле зре-
ния и второе «измерение» права — его особенности как духов-
ного, гуманитарного фактора.

Весьма примечательно, что регулятивные свойства права как
институционного образования раскрываются и «работают» в
прямой зависимости от того, на какой ступени своего гумани-
тарного «восхождения» оно находится и каковы политические
характеристики данной юридической системы. Если в общест-
ве господствует право сильного, да к тому же доминирует ав-
торитарный режим власти, то и юридические установления
даже со стороны своих регулятивных свойств теряют, каза-
лось бы, присущий им гуманитарный потенциал (выраженный,
в частности, в юридических механизмах, связанных с субъек-
тивными правами, дозволительным типом регулирования и т.д.).

3. Характеристика ступеней развития («восхождения») пра-
ва предполагает необходимость четкого определения тех кри-
териев, на основании которых выделяются такие ступени.

С рассматриваемых позиций привлекательным представля-
ется высказанный сравнительно недавно взгляд, в соответст-
вии с которым следует выделять в историческом плане три
группы правовых систем: во-первых, сословное право, во-вто-
рых, формальное (абстрактно равное) право и, в-третьих, со-
циальное право (последнее, по мысли автора, сохраняет обще-
человеческие ценности равного права, но преодолевает «фор-
мализм буржуазного права при помощи общегосударственной
системы гарантий, особенно же льгот и правовых преимуществ
для социально обездоленных слоев общества»1. По ряду пунк-
тов постановка таким образом вопроса о развитии права пред-
ставляется конструктивной. Вместе с тем следует заметить,
что момент равенства, которому в приведенной классифика-
ции придано решающее значение, приобретает основательный
социальный смысл лишь тогда, когда он рассматривается в
контексте сущности права, которое является носителем циви-
лизации и реализует ее основную цель, обеспечивая свободу
человека, утверждение его достоинства и прирожденных прав.

1 Лейст О. Э. Сущность и исторические типы права // Вестник Московско-
го университета. Серия II. Право. 1992. С. 4 и ел.


 

П. Ступени «восхождения» права


Таким образом, при рассмотрении развития права, ступе-
ней его «восхождения» оказывается необходимым исходить из
особенностей исторического предназначения человеческой ци-
вилизации и отсюда — из видения права как гуманитарного
явления. В этой связи и может быть выделен основной крите-
рий развития права. Таковым«является степень приближения
данной юридической системы к праву, воплощающему гума-
нитарные идеалы.

Конечно, на каждой ступени право выражает сообразные
данной эпохе гуманитарные и моральные принципы, которые
соответствуют условиям жизни и требованиям тогдашнего об-
щества, приняты им.

Вместе с тем нужно иметь в виду, что есть высшие гумани-
тарные начала и ценности, обусловленные самой сутью, при-
родой общества и заложенным в его органике стремлением че-
ловека к свободе, к его высокому, достойному положению но-
сителя изначально ему свойственных, прирожденных прав.
Эти высшие начала и ценности в полной мере раскрываются
на достаточно высоких стадиях развития общества.

Следует различать четыре основные ступени позитивного
права: право сильного, кулачное право, право власти, право
гражданского общества.

Первые три ступени (право сильного, кулачное право, право
власти) могут быть охарактеризованы как неразвитое право,
при котором в том или ином виде господствует сила; послед-
няя ступень (право гражданского общества) — как право раз-
витое, где есть собственная основа бытия права (прирожден-
ные права человека) и оно способно возвыситься над властью,
ее произволом.

Обратимся теперь к краткой характеристике указанных че-
тырех ступеней права, рассматриваемых с точки зрения при-
сущего им гуманитарного содержания.

Право сильного — это доцивилизационная стадия правового
развития. О ней приходится говорить в основном с целью обоз-
начить начальное звено «восхождения» права и с большей чет-
костью увидеть логику происходящих в этой области процес-
сов.

Суть права на данной стадии состоит в том, что право при-
надлежит просто сильному. При всей отрицательной оценке
данной ступени (в особенности с точки зрения современных
моральных, гуманистических представлений) надо видеть, что


 

Глава пятая

 


право сильного, имеющее природно-зоологические предпосыл-
ки, в свое время применительно к доцивилизационным поряд-
кам и нравам выступало все же в виде упорядочивающего и
даже стабилизирующего фактора, противостоящего прямому
хаотическому произволу и в максимальной степени соответ-
ствующего интересам выживания и упрочения данной общности.

На праве сильного, выраженном в устойчивых обычаях, ос-
новывались такие институты доцивилизационной и раннеци-
вилизационной жизни, как «вожак», «старшинство», «иерар-
хия подчиненности».

Крайним проявлением права сильного является право вой-
ны —
господство «голой» силы в обстановке конкуренции не
признающих друг друга сил, когда конкурент в борьбе за об-
ладание статусом сильного считает оправданным, дозволен-
ным применение любых средств, возможность вести беспощад-"
ную борьбу на физическое уничтожение действительного или
воображаемого конкурента (здесь человечество явно сделало
шаг назад по сравнению с природным миром).

Право сильного (в том числе и право войны), относящееся по
своему источнику к начальным периодам человеческой исто-
рии, в ряде случаев прорывается в жизнь людей на последую-
щих стадиях, отодвигая более высокие по гуманитарному со-
держанию формы позитивного права.

Кулачное право — это позитивное право первых этапов ста-
новления и развития цивилизации (азиатских теократических,
рабовладельческих, феодальных обществ), когда в обществе в
качестве доминирующих сил выступают власть и религиозная
идеология. В своей основе это тоже право сильного, но уже
частично подвергшееся влиянию цивилизации, введенное в
систему сословной иерархии, привилегий, все более утвержда-
ющихся писаных форм, формальных доказательств, инквизи-
ционного процесса и т.д. Под углом зрения социально-этичес-
ких и юридических критериев оно может быть охарактеризо-
вано как право привилегий, сословное право, обычное право (в
котором, однако, крепнут писаные формы). На этой стадии на-
чинают складываться некоторые простейшие гуманитарные
элементы, относящиеся к началам справедливости, вины, про-
цессуальных форм.

Право власти — это позитивное право более развитых сту-
пеней цивилизации, когда в обществе все более утверждается
светская власть (феодальное общество с просвещенной властью,


 

II. Ступени «восхождения» права


капиталистическое, буржуазное общество, современные общес-
тва с авторитарной властью). Здесь позитивным правом при-
знаются все нормы, исходящие от власти и защищаемые ею.
Нормы права власти, по общему правилу являются нормами
писаного права, в большой степени раскрывающими достоин-
ства ррава как институционного образования.

В этих нормах также выражаются господствующие соци-
альные силы, преследующие цель использовать законы в сво-
их интересах. Нередко такие нормы становятся способом уза-
конения произвола, своеволия. Но выраженные в законах, иных
официальных источниках нормы позитивного права становят-
ся всеобщими, формально-определенными, и устанавливаемый
таким путем всеобщий, строго формализованный порядок уже
сам по себе имеет известное гуманитарное значение. К тому
же при прогрессивных режимах позитивное право, имеющее
характер права власти, может быть демократическим по со-
держанию, нацеленным на развитие институтов гражданского
общества и реализацию требований товарно-рыночной эконо-
мики, начал справедливости и гуманизма.

Указанные процессы значительно усиливаются в условиях,
когда при демократическом режиме государственная власть
«втягивается» во всю систему государственных институтов (раз-
деления властей, парламентаризма, федерализма), и право
власти все более превращается в право государства, которое
вплотную приближается к праву гражданского общества.

Право гражданского общества — это высшая на современ-
ной стадии развития цивилизации ступень позитивного права,
наиболее сблизившаяся с естественным правом. Его базис об-
разуют прирожденные права человека, которые являются ос-
новой для определения правомерности юридических норм, вво-
димых и поддерживаемых властью.

Именно право данной ступени согласуется с требованиями
того этапа развития общества, на котором нейтрализуются
крайности власти и собственности и оказывается возможным
обеспечить их гармоничное развитие, т.е. с требованиями со-
временного гражданского общества (посткапитализма, народного
капитализма). Здесь и происходит своего рода «восхождение»
права на одну из верхних своих ступенек: оно в полной мере
раскрывает свой потенциал как явление цивилизации и куль-
туры, как носитель гуманитарных ценностей, заложенных в
самой сути, природе человеческого общества, человека.


 

Глава пятая

 


Отмеченные ступени позитивного права не более чем I ехи,
ориентиры, позволяющие разобраться в сложном развитии
позитивного права, с его восхождением от «голой» силы ]: ут-
верждению прирожденных прав человека. В действител ьной
истории границы между этими ступенями размыты и в г ави-
симости от своеобразия исторических условий, сломов и I «во-
ротов в исторических процессах в сферу гуманистического
права, казалось бы, прочно утверждающегося в обществе, мо-
жет ворваться право сильного, как и право власти. Многие фак-
ты российской действительности, увы, подтверждают слож-
ность и противоречивость происходящих здесь процессов, до-
минирование права власти.

Только утверждение права гражданского общества и соот-
ветствующая ему передовая демократическая государствен-
ность могут обеспечивать, надо надеяться, такой уровень гос-
подства права (правления права), который исключает прорыв
в общественную жизнь права сильного и права войны.

4. Рассмотрение ступеней «восхождения» права позволяет
вернуться к проблеме соотношения позитивного и естествен-
ного права, увидеть оптимистическую перспективу их разви-
тия, их взаимодействия в настоящем и в будущем.

Не вызывает сомнений, что наиболее значимым результа-
том развития человеческой цивилизации является современ-
ное гражданское общество, которое призвано аккумулировать,
поставить на службу человека все достижения, ценности пред-
шествующего времени, в том числе и естественное право (в
глубоком его понимании), которое на современной стадии ци-
вилизации находит выражение в правах человека.

Вместе с тем следует учитывать, что естественное право, в
том числе права человека, — это еще не претворенная в жизнь
реальность, не сама по себе дозволенность определенного по-
ведения, а скорее требования о дозволенности поведения, не-
посредственно предопределенные самой сутью, природой че-
ловека как уникального разумного существа, заложенной в
человеческом сообществе устремленностью к свободе челове-
ка, незыблемостью его высокого, достойного места в жизни. К
тому же естественное право (в частности, в том виде, в каком
оно выражено в гуманистических идеалах, а ныне в неотъем-
лемых правах человека) страдает известной неопределенностью,
неспособностью без помощи иных социальных институтов стать


 

III. Мораль и право, «суверенность» и взаимозависимость


общ| значимой реальностью, последовательно претворяться в

ЖИ311Ь.

К; ним же образом естественно-правовые требования свобо-
ды личности, неотъемлемые права человека могут воплотить-
ся в жизнь, стать непреложной реальностью, духовным стер-
жнеи жизни современного гражданского общества? В реше-
нии • 'акой задачи может прийти на помощь позитивное право,
прав) как институционное образование с присущими ему свой-
ствами (нормативной общеобязательностью, всеобщностью, оп-
ределенностью содержания, правообязывающим действием,
высокой обеспеченностью).

В этом отношении высокая, быть может, самая высокая,
историческая миссия позитивного права заключается как раз
в том, чтобы воплотить в самой своей «плоти», органике
требования, которые выражены в естественном праве, в при-
рожденных правах человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.48 (0.01 с.)