Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
I. Общество и социальное регулирование
Похожие статьи вашей тематики
1. В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм — органич- ную систему.
Отсюда с непреложностью следует, что имманентным и весь- ма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь обществен- ных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования.
2. Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать1.
Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются ря- дом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объ- ективно требует строго определенной меры социального регу- лирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация («заорганизованность»). Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирова- ния, зависит от требований существующей общественной сис- темы, от этапа развития общества, уровня его организованнос- ти. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные
1 Сопряженным и перекрещивающимся с понятием «социальное регулиро- вание» является понятие «социальное управление». Последнее характеризу- ет, в принципе, то же самое явление и так же непосредственно вытекает из особенностей общества как системы, из необходимости его организованности, упорядоченности Однако социальное управление относится к тому аспекту общества как системы, который состоит в активной организующей деятель- ности определенных управляющих органов (в том числе в деятельности орга- нов государства, политических партий} Нередко в литературе указанные ка- тегории понимаются как совпадающие, но все же следует признать, что регу- лирование — явление более широкое и более органичное для общества, чем управление
отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.
Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального (высокосоци- ального); не порывая с психобиологическими факторами чело- веческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирова- ние тем не менее все более освобождается от стихийно-естест- венных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных соци- альных интересов в поведении людей, а в условиях цивилиза- ции во все большей степени — свободы человека, автономной личности. В связи с этим в регулировании наряду с повыше- нием конкретности и определенности возрастает нормативность и соответственно абстрактность, всеобщность — то, что так или иначе относится к общественному сознанию.
В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособ- ленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль собственности, власти, идей (идеологии) на всех этапах развития общества остается в конечном счете решающим фак- тором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В то же время не- уклонно возрастают удельный вес и значение социального уп- равления и отсюда — тех разновидностей регулирования, ко- торые воплощаются в целенаправленной деятельности людей, их коллективов, общественных образований. А подобного рода целенаправленная деятельность (точнее, необходимость обес- печения, оснащения ее нужным инструментарием, придания ей качества стабильности и т.д.) и вызывает к жизни особые, внешне обособленные регулятивные средства и механизмы, которые, выражаясь прежде всего в социальных нормах, отно- сятся к такому исходному элементу общества, как культура. Эти процессы получают еще большее развитие в связи с тем, что на определенном этапе значение самостоятельной и мощ- ной силы приобретают власть и идеология, а также в связи с необходимостью обеспечить глобальный процесс развития сво- боды в обществе, охраны и защиты автономной личности. В то же время нужно видеть, что указанные процессы противоре- чивы: на известной ступени обособленные регулятивные сред- ства и механизмы, все более отчуждаясь от человека, могут стать самостоятельным и даже противостоящим людям фак-
I. Общество и социальное регулирование
тором. Здесь обнаруживается еще одна зависимость: объем и интенсивность внешне обособленных регуляторов обратно про- порциональны степени развития в обществе начал саморегу- лирования (подробнее об этом будет сказано дальше).
В-четвертых, по мере развития социальной жизни происхо- дят изменение качества регулирования, усложнение, утонче- ние и совершенствование регулятивных средств и механиз- мов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создает- ся в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов — процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного разви- тия, на нужды социального прогресса, в том числе на необхо- димость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы, утверждения и защиты автономной лич- ности. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характе- ристик развития и функционирования его инфраструктуры.
2. Инфраструктура — это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное по- строение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на опреде- ленные, тоже устойчивые организационные формы, в частнос- ти, либо на виды общественных органов в первобытных общес- твах, либо на виды государственных, иных политических ор- ганов (правотворческих, правоохранительных), выражающих своеобразие данной социальной системы. В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает глав- ным образом в виде организационного базиса, или скелета, — особого построения устойчивых нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование регулирования в обществе.
Следует строго различать идеальную и фактическую инф- раструктуру социального регулирования. Первая — это такая модель основных организационно-нормативных форм социаль- ных регуляторов, которая объективно обусловлена существу- ющим социальным строем и является оптимальной для обес- печения функционирования общественной системы в соответ- ствии с ее объективными законами. Фактическая же инфра-
структура представляет собой реальное положение организа- ционно-нормативных форм социальных регуляторов, действу- ющих в данном обществе и в данное время, их реально суще- ствующую расстановку, которая, выражая ее идеальную мо- дель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъектив- ной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, на- уке, даже к личностным особенностям отдельных людей. В со- ответствии с этим фактическая инфраструктура есть реаль- ность, данность нормативно-организационных форм.
3. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное — упорядочение поведения людей при по- мощи разовых, персональных регулирующих акций, решений конкретных вопросов, 'относящихся только к строго опреде- ленному случаю, к конкретным лицам.
Нормативное — упорядочение поведения людей при помо- щи общих правил, т.е. известных моделей, критериев, этало- нов поведения, которые распространяются на все случаи ана- логичного характера и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
Одни и те же жизненные проблемы могут решаться и тем самым целенаправленно упорядочиваться (регулироваться) как в индивидуальном, так и в нормативном порядке. Допустим, нужно установить, кто из данных лиЦ должен участвовать в общественных работах и каково содержание таких работ. Тут возможны два варианта: либо в каждом конкретном случае в индивидуальном порядке определяется, что такие-то и такие- то лица участвуют в выполнении таких-то и таких-то работ, либо вводятся общие правила, нормативы, регламентирующие порядок и очередность участия лиц в работах, точное содер- жание их деятельности. Конечный результат в обоих случаях состоит в обеспечении осуществления коллективом людей об- щественных работ, т.е. поведение людей упорядочивается, на- правляется. Но при этом порядок решения проблемы разный: индивидуальный или нормативный. Это оказывается в высшей степени важным для качества социального регулирования, его эффективности и значения.
I Общество и социальное регулирование
Индивидуальное — это простейшее социальное регулирова- ние. Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жиз- ненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, пер- сональных качеств лиц, характера возникающих отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономич- но, не вполне обеспечивает строгую организованность, единый общий порядок, необходимую одинаковость в повторяемых ак- тах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей; каждый раз проблему нужно решать заново, а главное, существуют довольно широкие возможности для субъективист- ских, произвольных решений.
Появление нормативного регулирования — первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становле- нии социального регулирования, знаменующий крупные изме- нения, качественный скачок в его развитии.
При помощи общих правил оказывается возможным достиг- нуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем эконо- мичного порядка в общественных отношениях, подчинить по- ведение людей общим и одинаковым условиям, продиктован- ным требованиями экономики, власти, идеологии, всей соци- альной жизни. Резко сужаются возможности для случая и про- извола. Тем самым с максимальной полнотой достигается глав- ная цель социального регулирования — упорядочение всей со- циальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая или произвола.
Весьма существенно, что нормативное регулирование затра- гивает область общественного сознания, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в об- ществе — это масштаб, критерий оценки будущих форм пове- дения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объек- тивированное в том или ином виде. Именно отсюда проистека- ет «двойной отсчет» при характеристике социальных норм: наряду с регулятивными особенностями (свойствами, прису- щими социальным нормам как регуляторам) нужно учитывать также и «второе измерение» — содержащиеся в нормах-кри- терии оценки поведения людей, суждения о ценностях, кото- рые могут приобретать как реакционный, так и прогрессив- ный, гуманистический характер.
Разумеется, свои минусы имеет и нормативное регулирова- ние, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идео-
логии и может быть носителем реакционных идей, антигуман- ной идеологии, ценностных представлений, тормозящих обще- ственный прогресс. Да и с точки зрения регулятивных особен- ностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном решении жизненных проблем — учета индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей кон- кретного случая.
Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, — дополнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое, индивидуальным. Однако перечисленные недостат- ки нормативного регулирования не должны заслонять его гро- мадных социальных преимуществ. Формирование его имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных меха- низмов, свойственных обществу как социальной системе, когда и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.
4. Для понимания особенностей социального регулирования, изменений его качества, дифференциации и интеграции, его инфраструктуры принципиально важен начальный пункт, ис- ходная точка, с которой началось его развитие, — социальное регулирование в первобытных обществах, обществах, еще не оторвавшихся от природы, от стихии безвариантных естествен- но-природных сил (для них характерно присваивающее хо- зяйство) и еще не обретших самостоятельного, собственного развития, движения к свободе, к высвобождению и возвыше- нию автономной личности, человеческой индивидуальности.
На заре существования человечества (в праобществе, затем в первобытных обществах) сложилась своеобразная социаль- ная организация — первобытнообщинный строй, нередко име- нуемый первобытным коммунизмом.
При первобытнообщинной, родоплеменной общественной организации существовала примитивная и в то же время са- мобытная система социального регулирования, адекватная тог- дашним общественным условиям. Эта система отличалась мно- гими особенностями; более того, нынешние представления о социальном регулировании, о нормах, их характеристики от- носятся к ней в довольно малой степени. Применительно к пер- вобытным обществам эта система и не могла быть иной; отве- чая потребностям экономической, этической, психологической и других сторон социальной жизни «первобытного коммуниз- ма», она выступала в качестве надежно работающей и эффек-
I. Общество и социальное регулирование
тивной регулирующей системы, которая в полной мере обес- печивала объективно обусловленную организованность соци- альной жизни.
Важнейшие особенности этой системы связаны с тем, что регулирование направлено на обеспечения господства «цело- го», его приоритета над индивидуальным, личным, на спло- чение рода, племени (при этом человек как автономная лич- ность по существу не выделялся, не обособлялся от «целого»).
В условиях лишь намечавшейся свободы отдельного челове- ка в социальной жизни, суровой и жестокой борьбы людей за существование система социального регулирования, настроен- ная на сохранение и обеспечение оптимального функциониро- вания «целого» (рода, племени), отличалась монолитностью, суровостью, а по нынешним меркам порой и жестокостью, ско- вывала индивидуальную инициативу, самодеятельность чле- нов рода, не давала сколько-нибудь широких возможностей для их социальной активности. Она выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных (как и сама природ- ная необходимость) мононорм-обычаев1, в силу длительного применения ставших привычкой, освящавшихся первобытной мифологией, религией и вследствие этого не нуждавшихся ни во внешнем объективировании (институционализации), ни в обеспечении при помощи специального аппарата принужде- ния.
Именно такой естественно-природный характер мононорм- обычаев первобытных обществ и исключает надобность в по- зитивном, писаном праве — во внешне формализованном ин- ституционном нормативном регуляторе, выраженном в специ- фической системе регулятивных средств и механизмов и свя- занном с принуждением особого рода, которое обеспечивается специальным аппаратом.
5. Примечательно, что в социальном регулировании в перво- бытных обществах уже обозначалась его внутренняя структу- ра, приобретшая затем, в особенности в праве, ключевое зна- чение, — выделение, точнее, известное различение запретов, дозволений, позитивных связываний.
1 Понятие «мононорма» ввел видный специалист по этнографии А.И. Пер- шин (см.: Першим А.И. Проблемы нормативной этнографии. В кн.: Исследова- ние по общей этнографии. М., 1979 С. 213).
Выражаясь внешне в системе обычаев, нормы первобытного строя, будучи едиными мононормами, по своему содержанию воплощали естественную, природную необходимость, согласу- ющуюся с коллективистскими началами — экономическими и управленческо-организационными, характерными для этой стадии развития человечества — «первобытного коммунизма»1. Поэтому они представляли собой нерасторжимое единство и биологических, и производственных, и моральных, и религи- озных, и обрядово-ритуальных требований2.
Однако то обстоятельство, что система социального регули- рования складывалась из мононорм, вовсе не означает, что нормы-обычаи, в форме которых существовали мононормы, не отличались известными особенностями по своим регулятивным свойствам, в частности по тому, как и в какой последователь- ности выражались в них запреты, дозволения, позитивные обя- зывания. В литературе уже отмечалось, что само формирова- ние норм-обычаев исторически происходило так, что первона- чально сформировались запреты, и лишь потом появились по- зитивные обязывания и дозволения3. В этом отношении есть основания полагать, что как раз в специфике дозволений и запретов (а также позитивных обязываний) и состоит важная особенность инфраструктуры социального регулирования пер- вобытных обществ.
Какие же моменты представляются здесь наиболее сущест- венными?
Во-первых, это доминирование запретов, причем такое, ко- торое придавало всей системе регулирования в целом запре- тительный характер. Повсеместно, во всех уголках нашей пла- неты, нормы поведения людей в первобытных обществах (в том числе и на начальном этапе их развития — в праобщест-
1 В литературе по истории первобытного общества отмечается, что в перво- бытности имелись строгие системы норм, регулировавших взаимоотношения между людьми и до определенной степени стимулировавших те или иные поступки, и что эти нормы «вырастали из стихийной потребности людей дер- жаться вместе и действовать сообща» (История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М, 1986. С. 394, 554).
2 В работе «История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины» (С. 545) подчеркивается «как бы диффузный, синкретный характер первобытной норматики, включающей в себя и мораль, и этикет, и зачатки права, и даже религиозные предписания и запреты».
3 См Явич Л.С. Право и социализм. М., 1982. С. 12—13.
I. Общество и социальное регулирование
ве) выступали преимущественно в виде табу1. И хотя табу не сводится к одной лишь норме-запрету, в его основе все же лежит безусловное запрещение. Более того, весьма вероятно, что форму табу носили все первые нормы поведения, в том числе и такие, которые имели позитивное содержание. Это свя- зано с тем, что в первобытных обществах, в особенности в пра- обществе, новые социальные потребности были одновременно и потребностями, и ограничениями биологических инстинктов. Да и права отдельных индивидов в той мере, в какой о них в отношении праобщества и первобытного общества в целом мож- но вообще говорить, были по большей части только оборотной стороной обязанностей индивидов перед обществом, коллекти- вом. Так, обязанность не препятствовать доступу к добыче ос- тальных членов коллектива оборачивалась для них правом каж- дого из них получать долю2. Вместе с тем, как показано в лите- ратуре по истории первобытных обществ, мононормы-обычаи отличались известной гибкостью; они, в особенности на более поздних стадиях, «далеко не всегда угнетали и подавляли вся- кую личность; напротив, обычай и общественное сознание да- вали и тогда выдающейся личности определенные возможнос- ти для самовыражения, инициативы, личной деятельности»3.
Во-вторых, это первичный характер запретов и входивших в их орбиту позитивных обязываний и прав: они являлись пря- мым, ближайшим выражением социальных (биосоциальных) условий жизнедеятельности и, стало быть, естественными, не- посредственно-социальными правами и обязанностями (об этой категории — в последующих главах). С самого начала они вы- ступали в виде прямого и ближайшего выражения коллекти- вистских начал в жизни первобытных обществ, доминирова- ния «целого» (рода, племени), средствами «нейтрализации опас- ности, которую представлял для общества зоологический ин- дивидуализм»4. В данном отношении запреты, выраженные в
1 Обстоятельные соображения об особенностях норм первобытнообщинного строя, выраженных в табу, приведены в монографии «История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза» (М, 1983. С. 312— 316).
2 См.: История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропо- социогенеза. С. 244, 312
3 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. С. 546.
4 История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоцио- генеза. С. 316.
виде табу, имели первобытный непосредственно-социальный характер. И точно так же, как и все общество первоначально является еще праобществом, запреты (а кроме того, обязан- ности и права) выступали как празапреты. Именно эта пер- вичность, изначальность первобытных запретов и входивших в их орбиту позитивных обязываний и прав многое объясняет в особенностях их действия. В частности, их жесткость, твер- дость, непререкаемость в значительной мере объясняются без- вариантностью, жесткостью, твердостью, непререкаемостью самих требований жизнедеятельности первобытных людей, в том числе требований, имеющих в своей основе биологические предпосылки.
В-третьих, это предметность, казуистичность запретов, от- сутствие в них обобщающих, интеллектуальных компонентов, элементов ценностных суждений и, следовательно, отсутствие возможности (даже на первобытном, примитивном уровне) сколько-нибудь отчетливо проявить свое «второе измерение», выступая в качестве критерия оценки, суждения о ценностях. Если табу потому и отличается от запрета, что охватывает известные духовно-идеологические моменты (представление о неотвратимой опасности при нарушении табу, чувство ужаса перед этим), то сам запрет крепко привязан к строго опреде- ленному предмету реального или воображаемого мира. Тем более что и само первобытное мышление, характеризующееся чертами синкретности и пользовавшееся комплексом знаков и символов, занимает промежуточное положение между такой высокой разновидностью мышления, когда оно оперирует по- нятиями, и такой более низкой, первичной ее разновидностью, когда вместо понятий есть лишь «сырые» образы. Вот почему мононормы первобытного общества всегда предметны, казуис- тичны: они посвящены либо брачным отношениям, либо риту- альным отношениям при выходе на охоту, либо порядку рас- пределения добычи, либо празднествам, торжествам по тому или иному случаю и т.д.
Обобщающие интеллектуальные компоненты проникали в систему социального регулирования первоначально не путем придания мононормам и запретам более общего характера, не путем выработки принципов регулирования, критериев цен- ностной оценки, а совсем с другой стороны — путем придания нормативного характера мифам, сказаниям, сагам, былинам и иным формам художественного общественного сознания. Зна-
II. Право в генезисе общества
менательно, что спонтанно рождаемые условиями жизнедея- тельности людей первобытные обычаи затем оснащались «иде- ологическим осознаванием в виде преданий и верований»1, они осознавались «частью как традиционные правила поведения, частью как веления сверхъестественных сил, не подлежащие сомнению и критике»2, что уже придавало соответствующим правилам характер религиозно-моральных норм.
В то же время надо видеть, что регулятивно-общий харак- тер первобытных норм-обычаев, при котором они целиком, без исключений охватывали все случаи данного вида, всех членов группы (например, абсолютный запрет, выраженный в экзога- мии), не был построен на какой-либо обобщающей идее или принципе, а был продиктован изначальностью запретов, их непосредственно-социальным характером. Впрочем, и это «об- щее» представляется, причем в перспективе, важным, и его следует принять во внимание при характеристике не только социального регулирования в целом, но и права.
|