II. Структура (построение) правового регулирования
1. Структура (построение) правового регулирования харак- теризуется прежде всего методами и способами регулирова- ния.
Остановимся сначала на методах правового регулирования. Методы правового регулирования — это приемы юридическо- го воздействия, их сочетания, характеризующие использова- ние в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств.
Методы субстанциональны, неотделимы от правовой мате- рии. Они выражают самую суть, стержень того или иного юри- дического режима регулирования; следовательно, в системе права они служат именно тем объединяющим началом, кото- рое компонует правовую ткань в главные структурные под- разделения — в отрасли права.
Рассматривая методы правового регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь в рамках отраслей права, вместе с тем необходимо указать на некоторые первичные, исходные методы, которые представля- ют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях:
— централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху донизу осу- ществляется на властно-императивных началах. Юридическая энергия поступает на данный участок правовой действитель- ности только сверху, от государственных органов, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями субординации, прямого подчинения;
— децентрализованное, диапозитивное регулирование (ме- тод координации), при котором правовое регулирование опре- деляется преимущественно снизу, на его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отноше- ний. Их правомерные действия являются индивидуальным, автономным источником юридической энергии, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического зна- чения их правомерному поведению.
В отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преобладанием одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы выражаются в пуб- личном, прежде всего'в административном, праве (централи- зованное регулирование — метод субординации) и в частном,
II. Структура правового регулирования
прежде всего в гражданском, праве (децентрализованное ре- гулирование — метод координации).
Однако и здесь, как и в иных отраслях, отраслевые методы не могут быть сведены к простейшим приемам. Представляя собой сложное, многогранное правовое явление, каждый от- раслевой метод выражает особый юридический режим регу- лирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в конкрет- ном нормативном материале и тесно связан с соответствую- щей группой общественных отношений — предметом право- вого регулирования.
2. Под способами1 правового регулирования следует пони- мать те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах, в других элементах правовой системы. О них уже шла речь в первых главах этой книги. Основными способами правового регулирования являются:
а) дозволение — предоставление лицам права на свои соб- ственные активные действия;
б) запрещение — возложение на лиц обязанности воздержи- ваться от совершения действий определенного рода;
в) позитивное связывание — возложение на лиц обязаннос- ти к активному поведению (что-то сделать, передать, упла- тить и т. д.).
Все перечисленные способы так или иначе связаны с субъ- ективными правами. Причем если при дозволении субъектив- ное право (включая право требования, обеспечивающее актив- ные действия самого носителя субъективного права) образует содержание данного способа правового регулирования, то при позитивном обязывании и запрещении право требования при- надлежит другим лицам; его смысл состбит в том, чтобы обес- печивать исполнение активной (обязывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности.
Из элементов правовой действительности (норм, правоотно- шений и др.), выражающих способы регулирования, образует- ся сама плоть отраслевых методов.
1 Понятия «метод» и «способ» близки и в значительной мере совпадают по своему содержанию. В качестве близких, совпадающих они подчас употребля- ются и в юридической литературе. В настоящей книге понятие «способ» упот- ребляется для обозначения только строго определенной группы правовых яв- лений — обязывании, дозволений, запретов.
Причем от первичных особенностей последних — централи- зованного и децентрализованного регулирования — во многом зависит и комбинация способов, которая характерна для той или иной отрасли права.
Для отраслевых методов, где доминирует централизованное регулирование (административное право, финансовое право и др.), относящихся в основном к публичному праву, в комбина- ции указанных трех способов превалируют связывание и за- прещение; в отраслевых же методах, выражающих диспози- тивное начало (гражданское право, семейное право, трудовое право и др.), относящихся в основном к частному праву, прева- лирует дозволение1.
Нетрудно заметить, что цепочка зависимостей между эле- ментами правовой системы может быть протянута и дальше — к регулятивным функциями права. Мы уже видели, что обя- зывание присуще в основном динамической, а дозволение и запрет — статической регулятивным функциям права.
3. Для более конкретизированной характеристики способов правового регулирования остановимся подробнее на каждом из них.
Юридическое дозволение. Это ключевой элемент правового регулирования, определяющее правовое средство, призванное обеспечить социальную свободу и активность человека, кол- лективов, общественных объединений, осуществление реаль- ных прав человека, действительную демократию, творчество и
1 На значение позитивного обязывания, дозволения и запрещения для ха- рактеристики методов правового регулирования в свое время независимо друг от друга обратили внимание В. Ф. Яковлев и В. Д. Сорокин (см.: Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Сверд- ловск, 1972; Сорокин В. Д.'Административно-процессуальное право. М., 1972). Однако, в отличие от В. Ф. Яковлева, В. Д. Сорокин не связывал конструиру- емые им методы со структурой права, с юридическим своеобразием ее глав- ных подразделений — отраслей. Такая позиция, получившая развитие в другой книге автора — «Метод правового регулирования (теоретические проблемы)» (М., 1976), характеризующаяся недооценкой «субстанциональнос- ти» методов, их значения в правовой действительности, оказалась возможной потому, что автор берет простейшие способы регулирования как таковые в отрыве от конкретного отраслевого материала и в особенности от главного, что характеризует методы,— централизованных и децентрализованных начал регулирования. Справедливые соображения по этому поводу высказаны Л С. Явичем (см.: Явич Л. С. Общая теория права. С. 130) и С. Н. Брату- сем (см.: Система советского законодательства / Под ред. И. С. Самощен- ко. М., 1980. С. 46—47).
|