Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Субъективная сторона правовой действительности

Поиск

И право

1. Наряду с правом как нормативным институционным об-
разованием значительную роль в правовой действительности,
в правовой системе играет специфический феномен, принад-
лежащий к субъективной сфере социальной жизни, — право-
сознание.

Правосознание — явление, относящееся к субъективной сфе-
ре жизни общества, весьма близкое к самому праву. В юриди-
ческой литературе высказывались даже мнения, согласно ко-
торым правосознание отождествлялось или вплотную сближа-
лось с правом1. Вопреки этому принципиально важно подчерк-
нуть, что между указанными явлениями правовой действи-
тельности существуют качественные различия, которые, од-
нако, не препятствуют их тесному взаимодействию и даже вза-
имопроникновению.

Ведь правосознание — чисто субъективное явление; оно со-
стоит из представлений людей о праве (действующем, относя-
щемся к прошлым эпохам, желаемом); из субъективного отно-
шения к самому феномену права, его ценностям; из правовой
психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоцио-
нальной реакции на право, подчас интуитивной, подсознатель-
ной (как, скажем, во многих случаях реакции на нарушения
норм писаного права).

1 Например, Б. А. Лукашева, глубоко изучающая вопросы правосознания,
выступила против резкого размежевания нормативного влияния правосозна-
ния на поведение людей и регулирующего воздействия на него юридических
норм (см.: Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М,
1973. С 95).


 

Глава седьмая

 


ных отношений, выражающие действие объективных социаль-
ных закономерностей, потому, надо полагать, могут быть обоз-
начены словом «право», что внешне они проявляются через
правосознание (а также политическое и моральное сознание)
как основание для практического действования. Собственно,
сама идея правового или неправового, в том числе при заро-
ждении права, и выступает в виде формирующегося, первич-
ного правосознания.

3. Право качественно отличается от правосознания, но вмес-
те с тем находится в глубоком единстве с той его формой, ко-
торая входит в правовую систему, — с господствующей пра-
вовой идеологией.

Здесь есть ряд моментов, нуждающихся в специальном рас-
смотрении.

Прежде всего господствующая правовая идеология, вопло-
щенная либо в тоталитарных взглядах, либо в общегумани-
тарных взглядах мировоззренческого порядка, в юридическом
мировоззрении, непосредственно выражает сущность данной
национальной правовой системы, ее социально-политическое
содержание, ее философию. Правосознание превращается в осо-
бо политически и юридически значимое явление после того,
как образующие его идеи воплощаются непосредственно в праве,
выражаются в его основополагающих принципах. Сохраняя все
время направляющее значение для законодательства, практики
его применения, они становятся идеями-принципами, соответству-
ющими содержанию права. Не случайно господствующее право-
сознание, рассматриваемое в этом аспекте, оказывается столь
важным ориентиром в правотворческой и правоприменительной
деятельности компетентных государственных органов, существен-
ным критерием при толковании права и при восполнении про-
белов в нем. В праве же гражданского общества основополага-
ющие правовые принципы вместе с фундаментальными пра-
вами человека становятся собственной основой бытия действу-
ющей правовой системы, опорой независимой высокозначимой
правосудной деятельности, способной, помимо всего иного, обес-
печить динамизм и действенность права современного граж-
данского общества.

Существенное значение принадлежит господствующим юри-
дическим доктринам и профессиональному правосознанию, в
том числе выраженным в правовой науке, в специальных юри-
дических исследованиях. Характерно при этом, что указанные


 

И Субъективная сторона правовой действительности и право


формы господствующего правосознания (идеологии) непосред-
ственно выражают юридическое содержание национальной
правовой системы, воплощенные в нем юридические ценности,
достижения правовой культуры.

Таким образом, выступающее в виде господствующей пра-
вовой идеологии правосознание вплотную примыкает к пози-
тивному писаному праву, «работает» в тесном контакте с ним
(это обстоятельство особо следует подчеркнуть), обнажая его
сущность и особенности его содержания, что придает и пра-
вотворчеству, и правоприменению, всей правовой системе це-
ленаправленный, социально определенный характер.

Органическая близость права и господствующего правосоз-
нания объясняет ту кажущуюся нелогичной последовательность
в исторической цепи правовых явлений, когда правосознание
в своих начальных, первичных формах как бы опережает соб-
ственно право, придавая в общественном мнении значение пра-
вового непосредственно индивидуальным отношениям, факти-
ческой силе и в соответствии с этим воспринимая «голую» силу
в виде права (право сильного, кулачное право). Причем такого
рода опережение характерно не только для начальных фаз
возникновения права, но и для развитых правовых систем. В
сложном процессе взаимодействия и взаимообогащения права,
юридической практики, правовой идеологии, когда в процессе
деятельности правоприменительных органов (прежде всего
органов правосудия) вырабатываются образцы решения типи-
ческих юридических дел, последние выступают именно в виде
явлений правосознания. Таковы содержащиеся в правоприме-
нительных актах правоположения, которые представляют со-
бой как бы уплотненное объективированное выражение пра-
восознания, его «сгустки», своеобразные юридические фено-
мены, олицетворяющие процесс перехода явлений правосоз-
нания в собственно право.

Весьма наглядно регулятивная энергия, выраженная в ак-
тивных формах господствующего правосознания, обнаружи-
вается в таких исторических ситуациях, когда правосознание
выступает как бы обособленно, само по себе, становится осно-
вой всего механизма правового регулирования еще до созда-
ния национальной правовой системы во всех ее компонентах
или в процессе ее глубокого социального преобразования (ныне
этот процесс с потерями и издержками идет в России).

При этом, однако, правосознание на период до полного станов-
ления новой правовой системы призвано лишь временно заме-


 

Глава седьмая

 


щать, «исполнять обязанности» собственно права, но позитив-1
ным правом само по себе не является. Потому-то и юридичес-1
кое регулирование в революционных условиях хотя и адек-|
ватно им, отвечает их потребностям, но не обладает таким»
чертами, как всеобщность, строгая стабильность и другими!
которые свойственны ему при сложившихся правовых систе-1
мах. Отсюда минусы и издержки такой замены (тем более еслш
она сопряжена с отрицанием ранее установленного писаного!
права) и, более того, возможность произвола, иных негатив-1
ных явлений, оправдываемых революционным правосознани-1
ем. Именно этот путь, как показал опыт советского права, пра-|
ва других социалистических стран, с роковой неизбежностью!
приводил к культивированию импульсов и нравов насилия, а в|
конечном итоге — к тоталитаризму и произволу. I

В целом же такие формы господствующего правосознания!
как правовая идеология, которой охватываются господствую-!
щие юридические доктрины, профессиональное и массовое пра-1
восознание, следует рассматривать в качестве части правовой!
системы. Правовая идеология не только проникает в саму плоть!
собственно права и не только выступает его непосредственной!
основой, своего рода прямым источником — фактором, его под-!
держивающим, обогащающим, корректирующим, в него пере-1
ходящим, но и способна при определенных исторических усло-1
виях в какой-то мере занять место, отведенное по логике соци-|
альных процессов позитивному праву, со всеми плюсами и ми-|
нусами, возникающими в результате такой «замены». I

Высокой и весьма значимой (возможно, самой высокой и|
наиболее значимой) разновидностью правовой идеологии яв-1
ляется юридическое мировоззрение. До недавнего времени со-|
ветская правовая наука, отталкиваясь от ряда высказываний!
Энгельса, демонстрировала устойчиво отрицательное отноше-|
ние к этой разновидности правовой идеологии. Между тем пра-|
вовая идеология, адекватная такому праву, которое занимает
высокое место в жизни общества, т. е. праву гражданского об-
щества, думается, тогда только и может быть признана состо-
явшейся, когда идеология приобретает качество юридического
мировоззрения, т. е. такой системы взглядов, которая построе-
на на безусловном и на словах, и на деле признании высокой
значимости правовых ценностей и идеалов.

4. Правосознание (правовая идеология) реализуется как со-
бственно в праве, так и в особом феномене правовой действи-
тельности — в правовой культуре. Правовая культура пред-


II. Субъективная сторона правовой действительности и право 207

ставляет собой своего рода юридическое богатство, выражен-
ное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств пра-
ва, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права,
юридической техники, которые относятся к духовной культу-
ре, к правовому прогрессу.

Правовая культура, принадлежа к духовной культуре об-
щества, имеет прикладную, практическую направленность (она
находится в одном ряду с культурой управления, культурой
работы государственного аппарата и т. д.).
I/ Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных
элементов. Назовем основные из них:

1) Состояние правосознания в обществе, т. е. степень знания
и понимания права, осознания необходимости строгого выпол-
нения требований законности, уровень развития чувства пра-
ва и законности. Таким образом, правовая культура — это пре-
жде всего «качественно насыщенное» правосознание. Право-
вая культура всегда связывается с оценкой уровня знания и
понимания права, степенью веры в право, развитостью чувст-
ва законности и права, осознанием его миссии в социальном
прогрессе. Важным показателем правовой культуры являются
уровень массового правосознания, объем и интенсивность об-
щего правового просвещения. Не менее существенны и такие
показатели, как масштабы и глубина юридического образова-
ния, профессиональной подготовки и переподготовки юристов,
степень развития юридической науки, правового мышления.

2) Состояние законности, которое характеризуется степенью
развертывания всех ее требований, реальностью их осущест-
вления (прочностью правопорядка). Состояние законности —
это вообще одно из важнейших проявлений культуры общест-
ва. Правовая же культура невозможна, немыслима без стро-
жайшей законности. Причем уровень юридической культуры
в значительной степени зависит и от того уважения, с каким
законодатель относится к издаваемым им самим нормам.

3) Состояние законодательства, совершенство его содержа-
ния и формы. Этот элемент не только характеризует степень
воплощенных в праве общецивилизационных, общечеловечес-
ких начал, но и предполагает научное построение законода-
тельства, нахождение оптимальных методов, способов, типов
регулирования складывающихся отношений, строгое соблюде-
ние правотворческой процедуры, максимальное использование
передовых средств и приемов юридической техники и т. п.


 

Глава седьмая

 


4) Состояние практической работы суда, а также прокурату-
ры, других юридических органов, выражающее их реальную роль
в правовой системе, степень использования передовых приемов
юридической техники, правил научной организации труда и т. п.

Значение правовой культуры в обществе выходит за пределы
сферы права, юридической практики. Правовая культура — не-
отъемлемая часть культуры общества в целом. Распространить
высокую юридическую культуру на все население — значит в
условиях демократического общества, сложившегося или фор-
мирующегося, значительно поднять общий культурный урове*
граждан, утвердить такой компонент в ценностной ориентации
людей, который затрагивает важнейшие стороны общественной
жизни: реализацию начал демократии, справедливости, свобод
высокую организованность, определенность прав и обязанностей]
строгий порядок и ответственность, гарантированность прав лич-[
ности, упорядоченную активность участников общественных I
ношений. А все это включается в общую культуру поведения
людей, является неотъемлемым элементом современного граж-**
данского общества.

Наряду с понятием «правовая культура» имеет основания
для существования не менее значимое понятие — «культура
права». Последнее призвано отразить высокий уровень правовой
культуры — такой, когда не только общественные явления оце-
ниваются под углом зрения правовых ценностей и идеалов, но и
само право строится в соответствии с этими ценностями и идеа-
лами, становится центром общественно-политической жизни.


Глава восьмая
Право в действии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.007 с.)