Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
II. Субъективная сторона правовой действительности
И право
1. Наряду с правом как нормативным институционным об- разованием значительную роль в правовой действительности, в правовой системе играет специфический феномен, принад- лежащий к субъективной сфере социальной жизни, — право- сознание.
Правосознание — явление, относящееся к субъективной сфе- ре жизни общества, весьма близкое к самому праву. В юриди- ческой литературе высказывались даже мнения, согласно ко- торым правосознание отождествлялось или вплотную сближа- лось с правом1. Вопреки этому принципиально важно подчерк- нуть, что между указанными явлениями правовой действи- тельности существуют качественные различия, которые, од- нако, не препятствуют их тесному взаимодействию и даже вза- имопроникновению.
Ведь правосознание — чисто субъективное явление; оно со- стоит из представлений людей о праве (действующем, относя- щемся к прошлым эпохам, желаемом); из субъективного отно- шения к самому феномену права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоцио- нальной реакции на право, подчас интуитивной, подсознатель- ной (как, скажем, во многих случаях реакции на нарушения норм писаного права).
1 Например, Б. А. Лукашева, глубоко изучающая вопросы правосознания, выступила против резкого размежевания нормативного влияния правосозна- ния на поведение людей и регулирующего воздействия на него юридических норм (см.: Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М, 1973. С 95).
ных отношений, выражающие действие объективных социаль- ных закономерностей, потому, надо полагать, могут быть обоз- начены словом «право», что внешне они проявляются через правосознание (а также политическое и моральное сознание) как основание для практического действования. Собственно, сама идея правового или неправового, в том числе при заро- ждении права, и выступает в виде формирующегося, первич- ного правосознания.
3. Право качественно отличается от правосознания, но вмес- те с тем находится в глубоком единстве с той его формой, ко- торая входит в правовую систему, — с господствующей пра- вовой идеологией.
Здесь есть ряд моментов, нуждающихся в специальном рас- смотрении.
Прежде всего господствующая правовая идеология, вопло- щенная либо в тоталитарных взглядах, либо в общегумани- тарных взглядах мировоззренческого порядка, в юридическом мировоззрении, непосредственно выражает сущность данной национальной правовой системы, ее социально-политическое содержание, ее философию. Правосознание превращается в осо- бо политически и юридически значимое явление после того, как образующие его идеи воплощаются непосредственно в праве, выражаются в его основополагающих принципах. Сохраняя все время направляющее значение для законодательства, практики его применения, они становятся идеями-принципами, соответству- ющими содержанию права. Не случайно господствующее право- сознание, рассматриваемое в этом аспекте, оказывается столь важным ориентиром в правотворческой и правоприменительной деятельности компетентных государственных органов, существен- ным критерием при толковании права и при восполнении про- белов в нем. В праве же гражданского общества основополага- ющие правовые принципы вместе с фундаментальными пра- вами человека становятся собственной основой бытия действу- ющей правовой системы, опорой независимой высокозначимой правосудной деятельности, способной, помимо всего иного, обес- печить динамизм и действенность права современного граж- данского общества.
Существенное значение принадлежит господствующим юри- дическим доктринам и профессиональному правосознанию, в том числе выраженным в правовой науке, в специальных юри- дических исследованиях. Характерно при этом, что указанные
И Субъективная сторона правовой действительности и право
формы господствующего правосознания (идеологии) непосред- ственно выражают юридическое содержание национальной правовой системы, воплощенные в нем юридические ценности, достижения правовой культуры.
Таким образом, выступающее в виде господствующей пра- вовой идеологии правосознание вплотную примыкает к пози- тивному писаному праву, «работает» в тесном контакте с ним (это обстоятельство особо следует подчеркнуть), обнажая его сущность и особенности его содержания, что придает и пра- вотворчеству, и правоприменению, всей правовой системе це- ленаправленный, социально определенный характер.
Органическая близость права и господствующего правосоз- нания объясняет ту кажущуюся нелогичной последовательность в исторической цепи правовых явлений, когда правосознание в своих начальных, первичных формах как бы опережает соб- ственно право, придавая в общественном мнении значение пра- вового непосредственно индивидуальным отношениям, факти- ческой силе и в соответствии с этим воспринимая «голую» силу в виде права (право сильного, кулачное право). Причем такого рода опережение характерно не только для начальных фаз возникновения права, но и для развитых правовых систем. В сложном процессе взаимодействия и взаимообогащения права, юридической практики, правовой идеологии, когда в процессе деятельности правоприменительных органов (прежде всего органов правосудия) вырабатываются образцы решения типи- ческих юридических дел, последние выступают именно в виде явлений правосознания. Таковы содержащиеся в правоприме- нительных актах правоположения, которые представляют со- бой как бы уплотненное объективированное выражение пра- восознания, его «сгустки», своеобразные юридические фено- мены, олицетворяющие процесс перехода явлений правосоз- нания в собственно право.
Весьма наглядно регулятивная энергия, выраженная в ак- тивных формах господствующего правосознания, обнаружи- вается в таких исторических ситуациях, когда правосознание выступает как бы обособленно, само по себе, становится осно- вой всего механизма правового регулирования еще до созда- ния национальной правовой системы во всех ее компонентах или в процессе ее глубокого социального преобразования (ныне этот процесс с потерями и издержками идет в России).
При этом, однако, правосознание на период до полного станов- ления новой правовой системы призвано лишь временно заме-
щать, «исполнять обязанности» собственно права, но позитив-1 ным правом само по себе не является. Потому-то и юридичес-1 кое регулирование в революционных условиях хотя и адек-| ватно им, отвечает их потребностям, но не обладает таким» чертами, как всеобщность, строгая стабильность и другими! которые свойственны ему при сложившихся правовых систе-1 мах. Отсюда минусы и издержки такой замены (тем более еслш она сопряжена с отрицанием ранее установленного писаного! права) и, более того, возможность произвола, иных негатив-1 ных явлений, оправдываемых революционным правосознани-1 ем. Именно этот путь, как показал опыт советского права, пра-| ва других социалистических стран, с роковой неизбежностью! приводил к культивированию импульсов и нравов насилия, а в| конечном итоге — к тоталитаризму и произволу. I
В целом же такие формы господствующего правосознания! как правовая идеология, которой охватываются господствую-! щие юридические доктрины, профессиональное и массовое пра-1 восознание, следует рассматривать в качестве части правовой! системы. Правовая идеология не только проникает в саму плоть! собственно права и не только выступает его непосредственной! основой, своего рода прямым источником — фактором, его под-! держивающим, обогащающим, корректирующим, в него пере-1 ходящим, но и способна при определенных исторических усло-1 виях в какой-то мере занять место, отведенное по логике соци-| альных процессов позитивному праву, со всеми плюсами и ми-| нусами, возникающими в результате такой «замены». I
Высокой и весьма значимой (возможно, самой высокой и| наиболее значимой) разновидностью правовой идеологии яв-1 ляется юридическое мировоззрение. До недавнего времени со-| ветская правовая наука, отталкиваясь от ряда высказываний! Энгельса, демонстрировала устойчиво отрицательное отноше-| ние к этой разновидности правовой идеологии. Между тем пра-| вовая идеология, адекватная такому праву, которое занимает высокое место в жизни общества, т. е. праву гражданского об- щества, думается, тогда только и может быть признана состо- явшейся, когда идеология приобретает качество юридического мировоззрения, т. е. такой системы взглядов, которая построе- на на безусловном и на словах, и на деле признании высокой значимости правовых ценностей и идеалов.
4. Правосознание (правовая идеология) реализуется как со- бственно в праве, так и в особом феномене правовой действи- тельности — в правовой культуре. Правовая культура пред-
II. Субъективная сторона правовой действительности и право 207
ставляет собой своего рода юридическое богатство, выражен- ное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств пра- ва, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культу- ре, к правовому прогрессу.
Правовая культура, принадлежа к духовной культуре об- щества, имеет прикладную, практическую направленность (она находится в одном ряду с культурой управления, культурой работы государственного аппарата и т. д.). I/ Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов. Назовем основные из них:
1) Состояние правосознания в обществе, т. е. степень знания и понимания права, осознания необходимости строгого выпол- нения требований законности, уровень развития чувства пра- ва и законности. Таким образом, правовая культура — это пре- жде всего «качественно насыщенное» правосознание. Право- вая культура всегда связывается с оценкой уровня знания и понимания права, степенью веры в право, развитостью чувст- ва законности и права, осознанием его миссии в социальном прогрессе. Важным показателем правовой культуры являются уровень массового правосознания, объем и интенсивность об- щего правового просвещения. Не менее существенны и такие показатели, как масштабы и глубина юридического образова- ния, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, степень развития юридической науки, правового мышления.
2) Состояние законности, которое характеризуется степенью развертывания всех ее требований, реальностью их осущест- вления (прочностью правопорядка). Состояние законности — это вообще одно из важнейших проявлений культуры общест- ва. Правовая же культура невозможна, немыслима без стро- жайшей законности. Причем уровень юридической культуры в значительной степени зависит и от того уважения, с каким законодатель относится к издаваемым им самим нормам.
3) Состояние законодательства, совершенство его содержа- ния и формы. Этот элемент не только характеризует степень воплощенных в праве общецивилизационных, общечеловечес- ких начал, но и предполагает научное построение законода- тельства, нахождение оптимальных методов, способов, типов регулирования складывающихся отношений, строгое соблюде- ние правотворческой процедуры, максимальное использование передовых средств и приемов юридической техники и т. п.
4) Состояние практической работы суда, а также прокурату- ры, других юридических органов, выражающее их реальную роль в правовой системе, степень использования передовых приемов юридической техники, правил научной организации труда и т. п.
Значение правовой культуры в обществе выходит за пределы сферы права, юридической практики. Правовая культура — не- отъемлемая часть культуры общества в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население — значит в условиях демократического общества, сложившегося или фор- мирующегося, значительно поднять общий культурный урове* граждан, утвердить такой компонент в ценностной ориентации людей, который затрагивает важнейшие стороны общественной жизни: реализацию начал демократии, справедливости, свобод высокую организованность, определенность прав и обязанностей] строгий порядок и ответственность, гарантированность прав лич-[ ности, упорядоченную активность участников общественных I ношений. А все это включается в общую культуру поведения людей, является неотъемлемым элементом современного граж-** данского общества.
Наряду с понятием «правовая культура» имеет основания для существования не менее значимое понятие — «культура права». Последнее призвано отразить высокий уровень правовой культуры — такой, когда не только общественные явления оце- ниваются под углом зрения правовых ценностей и идеалов, но и само право строится в соответствии с этими ценностями и идеа- лами, становится центром общественно-политической жизни.
Глава восьмая Право в действии
|