II Право в генезисе общества 55
В этом смысле первые письменные памятники права древ- нейших цивилизаций (законы Ману, Законы XII таблиц, хетские законы и др.) и средневековья (Салическая Правда, Русская Правда и т.д.) по своим технико-юридическим характеристи- кам удивительно схожи. Все они — компиляции, состоящие главным образом из трех основных элементов: 1) решений конкретных дел, которым в той или иной степени придано нормативное значение (т.е. прецедентов); 2) господствующих обычаев, нередко также отражавших сложившиеся образцы индивидуальных решений; 3) некоторых прямых правотвор- ческих постановлений.
Позднее, в ходе экономического, политического, культурно- го развития общества в условиях цивилизации, тот или иной элемент специально-юридического содержания права приоб- ретает доминирующее значение, становится основой последу- ющего прогресса. И тогда начинается специфическая история права, формирование и развитие национальных правовых сис- тем и их семей.
Именно так, мало-помалу, накапливаются особенности пра- ва как писаного права — институционного нормативного фено- мена, и оно все более раскрывает присущие ему свойства и потенции. Впрочем, здесь тоже вряд ли можно и исторически, и логически назвать какой-то момент, когда указанный про- цесс можно было бы признать законченным: история форми- рования и развития права — это история (идущая зигзагооб- разно, с перерывами, характеризующаяся противоречивыми тенденциями, а иногда и движением вспять) все большего на- сыщения рассматриваемого социального феномена специфи- ческими свойствами, развертывания заложенных в нем регу- лятивных и гуманитарных потенций, всего того, что может быть отнесено к нормативно-регулятивной культуре, к правовому прогрессу.
При этом нужно уже сейчас отметить то существенное об- стоятельство (о котором дальше будет сказано подробнее), что с первых же фаз своего бытия право сложилось и стало разви- ваться в двух самостоятельных (хотя и взаимодействующих) сферах — в виде публичного и частного права. И та и другая сферы представляют собой различные, в чем-то даже несо- поставимые феномены, особые «правовые миры».
5. И — одна терминологическая констатация. Ранее уже от- мечалось многосмысловое значение слова «право»; существу- ющие здесь смысловые оттенки будут рассмотрены и в после-
дующем. Сейчас же важно зафиксировать то значение слова «право», которое будет использовано до тех пор, пока мы не подойдем к более подробным характеристикам. Здесь и даль- ше под термином «право» понимается писаное право — инсти- туционное нормативное образование, т.е. явление, близкое (но не тождественное) закону. В этом же значении употребляется выражение «правовая (юридическая) система», под которой опять-таки понимается писаное право со всей характерной для него инфраструктурой (включая соответствующую юридичес- кую практику и правовую идеологию). После того как социаль- ное регулирование обрело качество нормативности, возникно- вение писаного права стало важнейшей вехой, существенным поворотным пунктом в развитии социального регулирования.
Правда, оценка возникновения права не может быть сведе- на к какому-либо одному положению.
Очевидны известные негативные стороны возникшего соци- ального феномена. Право безусловно является продуктом со- циального отчуждения. В жизни общества появилось внешнее, оторванное от непосредственного бытия людей, от их деятель- ности институционное образование, мощная социальная сила, выраженная в виде формализованно-документальных источ- ников, которая при авторитарных режимах и при некоторых иных негативных условиях может быть направлена и против человека, против прогресса. С учетом этого обстоятельства, да и вообще с точки зрения простых, элементарных нравствен- ных норм, а тем более современных моральных представле- ний, переход от первобытных обычаев к праву может быть с определенных позиций охарактеризован как некоторый «шаг назад» — шаг к более жестким, грубым, порой даже и бесчело- вечным средствам воздействия на людей, господства над ними.
Но все же право, представляя собой явление противоречи- вое, выражает прежде всего значительное продвижение по пути прогресса человечества: юно стало неотъемлемым элементом цивилизации, носителем ее качеств и тенденций.
Так, если не изображать социальное регулирование перво- бытного общества в идиллическом виде, то возникновение права по существенным моментам представляло собой прогрессив- ный сдвиг, свидетельствовало об утверждении свободы и свя- занной с ней ответственности в обществе. Одновременно с этим возникновение права как социального феномена — гигантский шаг вперед в обеспечении эффективного экономического и ра-
II Право в генезисе общества
ционального социального регулирования в эпоху цивилизации, в создании условий для развертывания социальной активнос- ти участников общественных отношений. По своему значению для социального прогресса это «изобретение» человечества (по- зитивный потенциал которого, надо думать, еще в полной мере не раскрылся) имеет этапное, глобально-историческое значе- ние — значение одной из социальных систем, способных обес- печить, будем надеяться, преодоление отчуждения человека от истинно человеческих условий его существования и жизне- деятельности.
6. Возникнув, право заняло центральное место (или во вся- ком случае одно из центральных мест) в системе социального регулирования общества.
По своим свойствам и регулятивным качествам, по зало- женной в нем социальной энергии право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются корен- ные вопросы и задачи социального развития общества. Более того, возникновение права привело к своего рода перевороту, качественному скачку во всей инфраструктуре социального регулирования.
Именно в праве воплощаются, реализуются и завершаются те процессы в инфраструктуре социального регулирования, которые происходят при разложении первобытнообщинного строя.
Так, запреты — и об этом уже говорилось — стали во мно- гих случаях моральными началами и уже как моральные на- чала, притом трансформируемые и государственной властью, выразились в юридических нормах, обеспечиваемых принуди- тельной силой государства, комплексом мощных юридических санкций.
Резко расширившиеся по объему позитивные обязывания (связанные с финансово-налоговыми вопросами, военной служ- бой и т.д.) тоже в основном охватываются теперь правом, явля- ются прямым продуктом государства и проводятся в жизнь государственной властью через юридические механизмы.
Что же касается дозволений, в особенности в области со- бственности, прав отдельных людей, граждан, то они, непос- редственно выражая экономические и политические требова- ния общества, нашли в праве преимущественную, органичную форму опосредования. Если запреты, как показывает история регулятивной культуры первобытных обществ, в достаточной
3-500
мере могли быть «опредмечены» и получить гарантию в систе- ме табу, то в отношении дозволений последняя совершенно бессильна. Именно этим, надо полагать, можно объяснить, что происхождение и судьба права и дозволений, оправдывая су- ществующее здесь терминологическое сходство, находятся в тесном единении.
Так что, как это ни покажется неожиданным на первый взгляд, к праву — специфическому своеобразному регулято- ру — ближайшим образом относятся не запреты, обязанности и ответственность (как принято считать), а именно дозволе- ния, выражающие социальную свободу, социальную активность людей, т.е. явления, по «номенклатуре» социальных ценностей куда более высокие и значимые, чем запреты и тем более при- нудительные меры воздействия. И это объясняется тем, что право как раз такой по своим свойствам социальный регуля- тор, который в принципе способен четко и точно закрепить дозволения, поставить их в необходимые рамки и гарантиро- вать их реальность, их фактическое осуществление надлежа- щими обеспечивающими средствами. Вот и оказывается, что специфика социальных явлений точно соответствует истори- чески сложившейся терминологии: право потому и «право», что оно «говорит о правах», является устойчивым государствен- но-властным критерием юридически дозволенного, а отсюда и недозволенного в поведении людей со всеми вытекающими от- сюда правовыми институтами, правовыми средствами и меха- низмами.
Конечно, во всякой национальной правовой системе есть и запреты, и позитивные обязывания, и дозволения; более того, в зависимости от конкретных экономических, социально-поли- тических условий, в особенности в обстановке авторитарных, антидемократических политических режимов, в правовой сис- теме по объему охватываемого ею нормативного материала и его фактическому действию на первый план нередко выступа- ют юридические запреты, меры юридической ответственнос- ти, иные принудительные государственно-властные средства воздействия.
Но в том-то и состоит своеобразие национальных правовых систем (зависящее от особенностей идеальной и реальной ин- фраструктуры социального регулирования), что характер и уровень свойственного им специфически правового содержа- ния адекватны их природе. Да к тому же в той мере, в какой
II Право в генезисе общества
запреты и позитивные связывания реализуются через право, они неизбежно приобретают специфически правовую окраску, так или иначе опосредуются через юридические дозволения, через права
Все это, думается, подтверждает предположение о том, что общество нуждается не только в строго определенной мере социального регулирования вообще, но и в строго определен- ной мере («не больше — не меньше») именно права, правового регулирования. И уровень этой меры обусловлен как объек- тивной необходимостью организованности, упорядоченности, стабильности общественных отношений, так и в не меньшей степени объективной потребностью реализации основного по- зитивного компонента общественной жизни в условиях цивили- зации — гуманитарно-духовных начал и идеалов, социальной свободы, автономии личности, активности людей, обеспечения возможностей для их проявления и функционирования.
И вот тут следует сказать еще об одной особенности разви- тия всей нормативной системы в связи с существованием пра- ва, о ее центральном, в чем-то уникальном положении во всей инфраструктуре социального регулирования. Как и в любой системе, «нехватка» одного из ее элементов (в данном случае — права), по всей видимости, в каких-то пределах может ком- пенсироваться более интенсивным развитием других элемен- тов системы, в частности нравственных норм или норм-обычаев, традиций, норм негосударственных общественных образований (корпоративных норм, религиозно-корпоративных).
Но все же «нехватка» права таким путем не устраняется, напротив, регулирование в этом случае может усложниться, утратить изначальные ориентиры и связь с прогрессом — и тогда возможна деформация всей системы социального норма- тивного регулирования, ее однобокое, негармоничное развитие.
Вот почему — об этом свидетельствует наша собственная история (как и история других стран) — требование необходи- мой меры права, обусловленной данным уровнем цивилиза- ции, в конечном счете пробивает себе дорогу, так или иначе проявляется даже в самых сложных, неблагоприятных эконо- мических, социально-политических условиях. Ранее примени- тельно к отечественному праву этот момент уже был отмечен; к нему мы еще вернемся и в последующем изложении.
Глава третья Цивилизация и право
|