Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
III. Мораль и право: «суверенность» и взаимозависимость 131
Принято считать, что право — жесткий, строгий, сугубо фор- мализованный регулятор, мораль же — регулятор более мяг- кий, не столь строгий, в большей мере соответствующий ду- ховным началам в жизни людей и поэтому более социально ценншй, более «высокий», имеющий дальнюю перспективу в своем существовании и в развитии общества.
Такое возвышение морали в сопоставлении с правом особо рельефно проявляется в переломные периоды истории, когда писаное право прошлого времени оценивается общественным мнением как откровенно реакционная, «контрреволюционная» сила,)само же это право рассматривается в основном под уг- лом зрения уголовного и административного законодательст- ва. Это было характерно для России после революционных со- бытий 1905 г.; подобная негативно-приземленная оценка права выражена в произведениях ведущих русских мыслителей, та- ких, в частности, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев. Последний писал, например: «Вера в конституцию — жалкая вера... Вера должна быть направлена на предметы более достойные. Де- лать себе кумира из правового государства недостойно»1. Ана- логичный подход характерен сегодня для А.И. Солженицына, полагающего, что «нравственное начало должно быть выше, чем юридическое»2.
В приведенной оценке морали и права, несомненно, правильно то, что для писаного права действительно характерна наибо- лее высокая, так сказать, предельная (для сферы духовной жизни) внешняя объективизация, институциализация и отсю- да большая четкость, строгость и формализованность регули- рования. Оно действительно концентрирует жесткие государ- ственно-принудительные меры воздействия; плюс к этому нор- мы писаного права могут «уходить» от требований естествен- ного права, элементарных моральных представлений и норм.
Однако если рассматривать мораль и право более детально, в частности с точки зрения того, насколько органичны для них
1 Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990. С. 109.
2 Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. М., 1991. С. 59. Подробный анализ и оценку приведенных суждений см.: Тума- нов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государ- ство и право. 1993. № 8. С. 56 — 58. Автор справедливо пишет, в частности: «...социальные схемы, отодвигающие право на задний план, делающие его чем- то второстепенным, в истории нашего общества пока ничего, кроме вреда, не приносили» (С. 58).
запреты и дозволения, то подобная оценка нуждается в | нениях, и довольно значительных.
Прежде всего содержащиеся в праве запреты (в том большинство запретов, за нарушение которых предус» ваются наиболее жесткие меры государственно-принуд^ ного воздействия — меры уголовной ответственности) в него из морали. И запреты, связанные с элементарными пра- вилами общечеловеческого общежития (не нарушать личную | телесную неприкосновенность, не оскорблять человека и др.), I и запреты специфически социального, нередко узкоклассового | содержания, призванные обеспечивать неприкосновенность,! защиту существующего строя, — все это по своему происхож-1 дению есть требования господствующей морали.
Сами же жесткие государственно-властные меры воздейст-1 вия восходят к государству и, строго говоря, не характеризу-1 ют непосредственно правовое содержание юридического регу- Е лирования, его специфику. Более того, при режиме законности I они потому-то и выражаются в праве, что таким образом воз-| можно их упорядочение, те. ограничение четкими рамками, достижение единства применения, подчинение единым прин-| ципам, строгой процедуре.
Есть и еще одна грань проблемы, которая мало осмыслена! нашей общественной наукой и не принимается во внимание! общественным мнением. Ее суть состоит в том, что мораль да-| леко не всегда может быть оценена только положительно, она! имеет и значительные негативные характеристики. И дело не] только в том, что наряду с общепризнанными элементарными! моральными требованиями, с передовой моралью существуют! архаичные, устаревшие, прямо реакционные моральные пос-| тулаты и нравы. Главное при этом заключается в том, что само! по себе безграничное господство морали может стать удушаю-1 щей тиранией над личностью, внести в систему социальной! регуляции элементы неопределенности, произвольного катего-1 рического диктата. В литературе даже высказано мнение, в! соответствии с которым «тоталитаризм есть язык морали в! той же степени, в какой морализирование есть язык тотали-1 тарной политики». И это вполне понятно, так как мораль, ли-1 шенная должной степени институализации, не имеет строгих! границ и может открыть «моральный» путь к произволу. Поэ-| тому следует признать справедливыми мысли только что ци-5 тированного автора: «...когда говорят, например, о цивилизо-!
Ш Мораль и право «суверенность» и взаимозависимость 1! я значении права, лично я вижу его величайшую миссию ничении безграничных самих по себе притязаний мора- ли»1
4. Приведенные соображения о неоднозначной роли морали (в ее соотношении с правом и авторитарно-тоталитарными режимами) позволяют с опорой на русскую либеральную пра- вовую мысль с большей определенностью уточнить предна- значение права на высших стадиях его развития в современ- ном гражданском обществе
Главное здесь — это ясное понимание того, что право даже на самых высоких ступенях развития цивилизации вовсе не призвано играть роль некоего мессии, внедрять передовую мо- раль, нравственные идеалы, идеи Добра и Спасения.
Подход к данному вопросу должен быть такой же, как и к оценке «социальной» роли права, будто бы свойственного ему предназначения обеспечивать достойное существование чело- века, или, более того, земное воплощение некоего абсолюта, земного рая, коллективного добра.
Как показали российские правоведы-либералы еще в нача- ле XX в, а затем Ф. Хаек (позже все это тысячекратно было подтверждено жуткой практикой социализма), подобные буд- то бы моральные и добрые, человечные устремления с непре- одолимой неизбежностью приводят к идеологии жертвоприно- шения во имя будущего, к оправданию террора и насилия ве- личием исторических задач, а в конечном итоге — к утвер- ждению общества тирании, самовластной диктатуры, беспра- вия личности.
А как же тогда быть с утвердившимся в обществе и в науке мнением, в соответствии с которым право в целом должно быть моральным и должно нести в себе определенный минимум нрав- ственности? Ведь пишет же, например, В.А. Туманов, что «право во всех его проявлениях — как нормативная система, движе- ние общественных отношений, правосудие — должно быть про- низано нравственностью. Внутренняя моральность права — одно из важнейших условий его эффективности» (и надо добавить: самого его бытия. — С.А.)2
1 Франц А Б Мораль и власть Политические заметки//Философские нау- ки 1992 № 3 С 3—10
2 Туманов В А Указ соч С 68
Тем не менее и моральность права, и его социальность {нуж- но, по мнению автора этих строк, понимать строго под углом зрения либеральных ценностей. Что это означает при характе- ристике соотношения права и морали в условиях современно- го гражданского общества? Наиболее существенными здесь являются следующие положения.
Во-первых, в праве должны быть выражены, присутство- вать во всех его ипостасях и проявлениях элементарные об- щепризнанные, общечеловеческие моральные начала, основан- ные на христианских откровениях и заповедях.
Во-вторых, право призвано — и здесь главное звено его «со- стыковки» с моралью — воплотить, актуализировать, сделать реальной одну из высших моральных ценностей, имеющую общецивилизационное значение, — справедливость. Не слу- чайно поэтому категории «право», «правда», «справедливость» на всех этапах цивилизации рассматривались как нечто еди- ное, нераздельное.
С данных позиций вполне обоснованно видеть в праве нор- мативно закрепленную справедливость1. И надо думать, эта характеристика права настолько существенна, что при осве- щении его общих параметров, его силы, самой сути того, что выражено в понятии «правовые начала» (или «дух права»), указанную характеристику нужно поставить в один ряд с дру- гими и видеть в праве как явлении цивилизации и культуры не только выражение высокой упорядоченности и значение гаранта свободы автономной личности, но и воплощение одно- го из высших нравственных принципов — справедливости.
1 См.: Лившиц Р.З. Право и закон в социалистическом правовом государст- ве//Сов. государство и право. 1989 № 3. Автор пишет: «Полагаем, что такой подход позволяет, используя достигнутые научные результаты, сделать опре- деленный шаг вперед. Понимание права как системы норм сохраняется. Таким образом, преодолевается отказ от нормативности, признание доказанного пра- ва, в чем обоснованно упрекали сторонников различия права и закона Право как нормативно закрепленная справедливость включает не только законы (нор- мы), но и систему урегулированных ими общественных отношений (права и обязанности участников отношений, принципы регулирования и др.) Тем са- мым охватывается и широкое нормативное понимание права. Наконец, от кон- цепции различия права и закона берется ее наиболее ценная идея о гуманис- тическом, демократическом содержании права. В понимании права как норма- тивно закрепленной справедливости последняя определяет содержание пра- ва, а ее нормативное закрепление — необходимую форму права» (С. 17).
В-третьих, право с точки зрения высшего своего предназна- чения призвано быть носителем (и по моральным градациям тоже) человеческого начала — естественно-правового требо- вания свободы личности.
5. Характеристика права как явления морали имеет обще- мировоззренческое, общетеоретическое значение. Она допол- няет ранее изложенные положения, сформулированные с по- зиций соотношения права, с одной стороны, и цивилизации и культуры — с другой. Надо полагать, в ходе дальнейшего ана- лиза может быть достигнуто понимание права с новых, при- нципиально важных сторон (тем более что даже под углом зрения философов-классиков право оценивалось как мораль, регламентирующая правителя; обратим внимание — правите- ля!).
Вместе с тем было бы неверно переводить указанные харак- теристики на операциональный уровень, связанный с прак- тической юриспруденцией. В частности, противоречило бы духу права и идее законности ставить саму возможность реализа- ции юридических норм писаного права, их применение в зави- симость непосредственно от моральных критериев и стандар- тов. Как верно отмечено в литературе со ссылкой на Р. Двор- кина, «моральные стандарты определяют конкретное выраже- ние правовых принципов и вообще имеют отношение к праву исключительно постольку, поскольку они имплицитно присут- ствуют в юридических текстах, политически введены в право- вую систему»1. В дальнейшем мы еще вернемся к данному во- просу и, рассматривая соотношение писаного права и естест- венно-правовых, моральных начал, увидим, что отступление от установленных законом общих правил возможно либо в слу- чаях и по основаниям, которые тоже устанавливаются зако- ном либо признаны в конституционно-правосудном порядке (когда соответствующий правосудный орган решает дела не только на основе норм писаного права, но и на основании об- щих принципов права и прирожденных прав человека).
IV. Коллизии в праве
1. Правовая система, не достигшая уровня права современ- ного гражданского общества (применительно к нашему време- ни это право власти), зачастую вступает в противоречие, в
1 Сов. государство и право. 1989. № 2. С. 146
коллизию с требованиями жизни общества, да и в целом ока- зывается не соответствующей, а порой и прямо враждебной требованиям современного естественного права, прирожден- ных прав человека
Чем это объяснить' Дело в том, что право, которое не обрело твердых, устойчивых, последовательно гуманитарных и демо- кратических основ своего существования и функционирования в виде прирожденных фундаментальных прав человека, осно- вополагающих демократических правовых принципов, частно- го права (такие основы связаны с современным гражданским обществом), легко может стать игрушкой в руках власти и од- новременно мощным консервативным фактором
Ведь писаное право в силу своих институциональных свойств способно жестко зафиксировать, возвести в ранг незыблемых и неприкасаемых существующие порядки и отношения. А коль скоро перед нами право власти, то власть, всецело господству- ющая над действующим правом (законодательством), может усилить, усугубить реакционность этих порядков и отноше- ний, в том числе увековечить себя, свой статус неприкасаемой и незыблемой власти, исключить наперед саму возможность изменить при помощи существующих юридических форм дан- ный общественный строй, статус властвующих органов и по- рядок их формирования
Авторы, исследующие конфликтологию в праве, к сожале-| нию, упускают из поля зрения отмеченную фундаментальную | коллизию1, а если касаются ее, то подчас в упрощенном виде, I рассматривая противостоящие писаному праву явления в виде I «хорошего» или «интуитивного» права2 (замечу, что подобные! оценочные формулировки прежде при обсуждении данной про- [ блемы не употреблялись)
Между тем, отдавая должное тому повышенному вниманию, I которое в настоящее время все больше уделяется закону, пи-1 саному праву (в том числе и теми авторами, которые не так! давно жестко отделяли друг от друга право и закон, возвели- [ чивая первое и принижая второе), не следует закрывать глаза на тупиковый характер ситуации, при которой действующая
1 См Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // | Государство и право 1994 № 1 С 3 и ел
8 См Кудрявцев В Я О правопонимании и законности // Государство и | право 1994 № 3 С 5—7
IV Коллизии в праве
юридическая система, выступающая в виде права власти, кон- сервирует, увековечивает отжившие общественные поряд- ки, становится непреодолимой преградой на пути назревших преобразований в обществе.
Здесь речь идет не просто об одной из проблем нашего соци- ального развития, которая приобрела особо острое значение в посттоталитарных российских условиях. Это и проблема фун- даментального теоретического порядка, решение которой пред- полагает основательное проникновение в саму природу права как институционного образования и — что особенно сущес- твенно — проникновение на основе «понимания соотношения институционных свойств права и «гуманитарных ступеней» его развития, понимания противоречивости, социальной неодно- значности того феномена, который может быть назван правом власти. Все это, как уже отмечалось, и явилось одной из пред- посылок, побудивших в тому, чтобы выделить вопрос о соотно- шении позитивного права с его духовно-гуманистическим со- держанием в качестве центрального звена теоретических по- ложений, рассматриваемых в этой книге.
2. Характеристика права в качестве нормативного институ- ционного образования означает, что в практической жизни, в реальном бытии фактическим регулятором, государственно- официальной основой для определения правомерности или неправомерности поведения участников общественных отно- шений являются только и исключительно нормы писаного, по- зитивного права.
Стало быть, если естественные права, а также базирующи- еся на них гуманитарно-моральные критерии представляют собой в известном смысле первооснову действующей юриди- ческой системы, то непосредственно регулирующей силой, юри- дически значимым фактором в практической жизни являются нормы писаного права.
Но как же быть в случае, если нормы писаного права отста- ли от изменяющейся жизни и в данный момент предстают в виде консервативного, даже реакционного явления, несовмес- тимого с естественно-правовыми требованиями и просто со здравым смыслом? Здесь нужно со всей определенностью ска- зать о том, что и в этом случае нормы писаного права остаются единственной основой для определения правомерности или неправомерности соответствующего поведения. И в каждом жизненном эпизоде, когда поведение лица не соответствует
нормам действующего права, этот факт должен быть зафикси- рован с необходимой четкостью.
Другой вопрос, что в рассматриваемых ситуациях компе- тентный орган, прежде всего орган правосудия, может (а при определенных обстоятельствах и должен) не применять к фор- мальному нарушителю меры государственно-принудительно- го воздействия, юридической ответственности, санкции. Но это именно другой вопрос. Сам же факт правонарушения должен быть строго зафиксирован (дальше мы затронем еще более сложную ситуацию — силу и судьбу норм писаного права при смене социального строя).
Особо необходимо сказать о фундаментальных прирожден- ных правах человека, которые в условиях гражданского об- щества приобретают непосредственно-юридическое действие (такое действие закреплено в российской Конституции). Могут ли они становиться правовой основой поведения в обстановке, когда нормы действующего писаного права диктуют иной ва- риант поступков (такая проблема, в частности, возникла в Рос- сии в 1994 г. по делу Мирзоянова, обнародовавшего данные о производстве химического оружия)?
Не вызывает сомнения, что в демократическом обществе каждый гражданин, определяя свою гражданскую позицию, вправе и даже обязан руководствоваться требованиями, выте- кающими из фундаментальных прав человека. Если же при этом нарушаются нормы писаного права, то факт их наруше- ния, как отмечалось, должен быть зафиксирован, а вот приме- нение государственно-принудительных последствий и в дан- ном случае должно быть прерогативой органов правосудия. Именно они могут опираться непосредственно на критерий прав человека при определении юридических последствий непра- вомерного поведения и в этой связи отказываться, на мой взгляд, от применения санкций.
3. Есть еще один элемент правовой действительности, кото- рый в соотнесении с писаными нормами может быть взят за основу при решении юридических вопросов органами право- судия. Это основополагающие принципы права.
Нередко принципы права воспринимаются и в теории, и на практике только как некие обобщения, декларации, не имею- щие непосредственно-регулирующего значения.
Между тем принципы права, в особенности основополагаю- щие принципы, характеризующие качественное своеобразие
юридического регулирования, призваны выполнять определя- ющие функции в правовом воздействии на общественную жизнь. Ибо такого рода принципы представляют собой концентриро- ванное выражение права данной* страны, своего рода чистые сгустки правовой материи, выкристаллизованные в правовой системе. И вполне понятно в этой связи, что принципы права выступают в качестве исходных ориентиров в правовом пове- дении, при применении и толковании права. Особо существен- ное значение принципы права в рассматриваемом отношении приобретают тогда, когда они являются (пусть и с опережени- ем) принципами права гражданского общества.
В то же время надо видеть, что принципы права в рассмат- риваемом смысле — это не просто некие сугубо духовные фан- томы и даже не категории правосознания. Они должны быть выражены в праве, в текстах законодательных актов (в виде текстуальных формулировок или в виде «растворенных» в тек- сте ряда статей нормативных положений); причем в современ- ных условиях они могут быть своего рода форпостами передо- вой юридической системы — права гражданского общества.
Таковы, в частности, выраженные в тексте Конституции принципы народовластия, разделения властей, федерализма. В области имущественных отношений — это закрепленные в ст. 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федера- ции равенство участников отношений, неприкосновенность соб- ственности, свобода договоров, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и др. В области уго- ловного судопроизводства — ответственность за вину, презум- пция невиновности, ряд других.
И в данном случае возникает вопрос о подходе к ситуациям, когда нормы писаного права не согласуются с принципами права или даже противоречат им. Понятно, что приведение в соот- ветствие того и другого — это прерогатива законодателя. Но если законодатель не делает этого или даже, более того, кон- сервирует писаные нормы, противоречащие общим принципам? Именно это и произошло в России в 1992 — 1993 гг., когда Съезд народных депутатов и Верховный Совет упорно сохра- няли указанные противоречивые элементы в конституцион- ном тексте. Как же быть с такого рода коллизией?
С принципиальной точки зрения в условиях повседневной, нормальной жизни общества ответ здесь один: указанную кол- лизию кроме законодателя может решить только суд, компе- тентный орган правосудия. Те или иные лица могут совершать
определенные действия со ссылкой на закрепленные в законе принципы права, хотя бы такого рода действия и не соответ- ствовали нормам писаных юридических источников. Но эти действия не могут априорно рассматриваться в качестве пра- вомерных. Таковыми — в случаях существования в законода- тельстве соответствующих принципов права — они могут быть признаны судом, органом правосудия (особенно в области част- ного права в соответствии с принципами, закрепленными в ст. 1 Гражданского кодекса).
4. Острая проблема, связанная с действием писаного права, возникла в России в сентябре—октябре 1993 г., когда указом Президента был распущен Верховный Совет и назначены но- вые выборы в соответствии с «президентским» проектом Кон- ституции.
Один из российских правоведов, сказавший одобрительные слова в отношении формулировок, в которых отделяются друг от друга «право» и «закон», отметил в этой связи, что «собы- тия сентября—октября 1993 г. изменили не только политичес- кую, но и правовую ситуацию и пролили несколько иной свет на приведенные... формулировки»1.
Между тем едва ли такие обобщенные характеристики спра- ведливы. События сентября — октября 1993 г. — это особый случай в жизни общества, и теоретические положения, выра- батываемые в отношении этих событий, вовсе не должны рас- пространяться на обычную, стандартную, нормальную жизнь общества. Ибо события сентября — октября 1993 г. не просто кульминация, драматический всплеск конфликта между дву- мя «ветвями» власти (как до сих пор многие авторы оценивают происходящие в ту пору процессы), а столкновение двух сис- тем власти, когда решались проблемы перехода от тоталитар- ного коммунистического строя к демократическому строю и правам человека и на карту была поставлена сама возмож- ность такого перехода.
При этом следует принять во внимание, что существующий строй никогда не создает такие юридические механизмы, вы- раженные в писаном праве, которые бы позволили «законно» перейти к новой системе общественных отношений. Более того, в России Съезд народных депутатов и Верховный Совет (ут- ратившие по сути дела свою легитимность после распада Со-
1 Кудрявцев В. Н. Указ, соч С. 5.
IV Коллизии в праве
юза), пользуясь в соответствии с действовавшей в то время прежней Конституцией монополией на законодательство, на- целенно и жестко законсервировали существующие порядки, систему Советов, их всевластие, законодательно исключили саму возможность их преобразования, перехода к новому, де- мократическому строю.
Как тут быть, если исходить из незыблемости писаного пра- ва, действующего закона?
Можно было, разумеется, все оставить на «исторический самотек»: зарождающаяся новая власть (она в то время виде- лась в институте президентства) могла сдать свои позиции, предоставив обществу развиваться эволюционным путем. Рано или поздно новое даже в рамках прежнего законодательства пробило бы себе дорогу. Абстрактно рассуждая, можно прийти к выводу, что это, по-видимому, был наименее болезненный путь.
Но в условиях разрушенной тоталитаризмом России он пред- ставлялся в те годы (да и не только в те годы) совершенно неприемлемым: эволюционные преобразования, как свидетель- ствует исторический опыт, растягиваются в этом случае на многие-многие десятилетия, проходя через ряд полос потрясе- ний и катаклизмов. Все это посттоталитарная страна едва ли способна выдержать.
Известные благоприятные предпосылки решения возникшей в это время трудноразрешаемой задачи состояли в том, что существовал институт президентства, в соответствии с кото- рым Президент все более утверждал себя в качестве главы государства, а! также в том, что в текст в общем устаревшей Конституции были внесены положения об основополагающих принципах права, (соответствующих правовым началам граж- данского общества} и о фундаментальных правах человека.
Идеальным в этих условиях вариантом было бы использо- вание механизма правосудия. Хотелось бы еще раз сказать о том, что, с точки зрения автора этих строк, коллизию между писаным правом и другими правовыми реалиями кроме самого законодателя могут решить только органы правосудия, зани- мающие принадлежащее им в гражданском обществе высокое место и способные принимать самостоятельные решения на основе основополагающих правовых принципов и фундамен- тальных прав человека.
И в данном случае социальная интрига осени 1993 г. могла бы получить в России законное разрешение, если бы компе- тентный правосудный орган, правомочный на оценку действу- ющего законодательства с точки зрения принципа права и фундаментальных прав человека (такую миссию мог бы взять на себя Конституционный Суд), совершил упомянутую акцию. Этого не произошло: Конституционный Суд не вышел за пре- делы одних лишь норм писаного права.
Это дело, как уже говорилось, взял на себя Президент Рос- сийской Федерации.
Хотя Президент как глава государства призван выполнять функции арбитра, обязанного обеспечивать гармоничное функ- ционирование всех государственных органов (функции, близ- кие к правосудным), возникли и остаются сомнения, вправе ли был Президент осуществлять указанную акцию. Эти сомнения становятся еще более серьезными, если учесть, что действия Президента хотя и решили определенным образом конститу- ционный кризис, тем не менее имели и негативные стороны. Во-первых, они нарушали нормы действовавшего в то время позитивного права (а общество всегда с неодобрением реаги- рует на этот факт), и, во-вторых, они фактически означали применение насилия, пусть и прикрытого юридизированными формулировками (что закладывает импульс насилия в поли- тические отношения и на будущее).
В кризисные дни осени 1993 г. были предприняты попытки объяснить с юридических позиций акцию Президента. Наибо- лее часто звучащее в то время объяснение — это ссылка на различие между правом и законом, на то, что Президент хотя и нарушил закон, но действовал по праву. В противовес этому автор этих строк попытался найти юридические основания президентским действиям в действующем праве — в содержа- щихся в нем основополагающих принципах и фундаменталь- ных правах человека и в том еще, что в результате нарушения конкретных писаных норм, относящихся к праву власти, от- крывается путь к формированию права гражданского общест- ва.
Далеко не во всем указанные попытки, даже ориентирую- щиеся на действующее законодательство, можно признать кор- ректными: хотя функции Президента близки к правосудным, они все же не являются правосудными в точном смысле, не связаны жесткими процедурами и гарантиями. Да и вообще
V Итоговые положения. Определение права
перед нами такая переломная ситуация, об оправданности ко- торой в конечном итоге судит только История.
Достигнутые в настоящее время результаты начавшихся в ту пору процессов противоречивы. Наряду с тем, что сделаны определенные шаги к формированию права гражданского об- щества (более полное закрепление в Конституции прав чело- века, принятие первой части Гражданского кодекса), есть и факты иного рода. Уже в ходе осенних событий 1993 г. в об- ществе 3 — 4 октября возникла ситуация «права войны», уси- лились авторитарные начала в президентской и в исполни- тельной власти, увеличилось количество случаев нарушения Конституции и законов, импульс насилия обернулся страшной бедой в результате военных действий в Чечне.
Возможно, сила писаного права оказалась более значитель- ной, чем это принято считать, и сообразно этому нарушение писаных норм, как бы убедительно оно ни обосновывалось, мстит за себя. Увы, ни мировая практика политико-государственной жизни, ни недавние события в России не дали убедительного ответа на вопрос о самой возможности безболезненно-законно- го перехода от одного общественного строя к другому. В обста- новке общественного слома, глобальных сдвигов в жизни об- щества право оказывается беспомощным перед самой драма- тической ситуацией в жизни общества, перед властью.
|