Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
II Структура правового регулирования
Юридическое запрещение. Это необходимое, важное юриди- ческое\средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан, об- щественных объединений, всего общества, создания барьера для нежелательного, социально вредного поведения. Во многих случаях запрещения представляют собой переведенные на юридический язык и оснащенные юридической санкцией мо- ральные запреты (таковы, как правило, юридические запреты в области личных взаимоотношений граждан, неприкосновен- ности личности, за нарушение которых установлена уголовная и административная ответственность). Вместе с тем есть нема- ло юридических запретов, непосредственно выражающих ор- ганизационную деятельность государства в сферах государ- ственного управления, охраны окружающей среды и ряде дру- гих, которые так или иначе обосновываются в нормах морали, но не являются их сколько-нибудь близким текстуальным вос- произведением. Есть и такие запреты, которые вводятся в ткань права без необходимых оснований, в силу доминирования ад- министративных начал в управлении, бюрократических извра- щений, тоталитарной власти, что, в частности, и придало со- ветскому праву запретительно-ограничительные черты.
Для юридических запретов, как и для запретов вообще, ха- рактерна закрепительная, фиксирующая функция: они при- званы утвердить, возвести в ранг неприкосновенного, незыб- лемого существующие господствующие порядки и отношения. И потому с регулятивной стороны они выражаются в юриди- ческих обязанностях пассивного содержания, т. е. в обязан- ностях воздерживаться от совершения действий известного рода.
Таким образом, запрет в праве — юридическая обязанность. И с этой стороны для запретов в принципе характерно все то, что свойственно юридическим обязанностям вообще (принци- пиальная однозначность, императивная категоричность, непре- рекаемость, обеспечение действенными юридическими меха- низмами).
Вместе с тем своеобразие содержания запретов, выражен- ное в пассивном характере поведения, т. е. в бездействии тех или иных лиц в данном отношении, ставит запрет в особое положение. Это и предопределяет особенности многих юри- дических средств и механизмов, призванных обеспечивать и проводить в жизнь юридические запреты, в частности их юри-
дическое опосредование в запрещающих нормах, их гаранти-1 рование в основном при помощи юридической ответственное-! ти, их реализацию в особой форме — в форме соблюдения. а| это, в свою очередь, предопределяет наличие обширного и весь-1 ма юридически своеобразного пласта правовой материи, су-| ществующего особняком, связанного с фактическим содержа-! нием запретов — пассивным поведением. I
Для юридических запретов характерно наличие момента! требования1 существование юридического запрета всегда пред-1 полагает, что есть лица, которые вправе потребовать его со-! блюдения. Такой же момент требования свойствен и соответ-1 ствующим юридическим обязанностям. Е
Запреты в праве, отличающиеся юридической общеобяза-1 тельностью, как бы заряжены юридической ответственностью — I уголовной, административной, гражданской. Сама суть, бли-| жайшая социальная подоплека юридической ответственности! во многих случаях и заключается в том, чтобы утвердить вЕ жизни, обеспечить реальное проведение юридического запре-1 та в фактических жизненных отношениях. Более того, нередко! введение юридических санкций за поведение, которое ранее! не считалось противоправным, является по сути дела способом! установления юридического запрета. Таковы, например, уста-! новленные в свое время санкции за покупку, продажу, обмен! или иную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почет-! ному званию, определившие новый юридически строгий за-1 прет. Здесь обнаруживается и другая связь: юридическая сила запрета, степень его категоричности обусловлены видом юри- дической ответственности. Законодатель для придания юри- дическому запрету большей силы и категоричности нередко вводит более жесткие санкции, в частности устанавливает вмес- то административной ответственности уголовную (например, за незаконное обучение каратэ). И, напротив, социальная прак- тика свидетельствует, что переход по иным (гуманитарным, общесоциальным) соображениям от более строгой ответствен- ности к менее строгой, как это в свое время произошло с от- ветственностью за самовольную остановку поезда стоп-краном, может влечь за собой и утрату запретом нужной строгости, объективно обусловленной категоричности.
Наряду с юридической общеобязательностью запреты в праве характеризуются формальной определенностью: будучи закреп-
II Структура правового регулирования
лены Ъ нормах права, они приобретают строго определенное содержание и четкие границы.
Формулирование в тексте нормативного акта запрещающе- го нормативного положения во всех случаях имеет существен- ный не!только общественно-политический, но и юридический смысл. Ведь запрещающие нормы наряду с нормативными поло- жениям^ об ответственности (в которых «спрятано» запреще- ние) являются внешним выражением, формой объективиза- ции юридических запретов. И вне запрещающих предписаний и нормативных положений об ответственности юридических запретов нет.
При этом, однако, не следует смешивать формулировки «нор- мативное запрещение» и «отсутствие дозволения»: вторая мо- жет означать только юридическую непредусмотренность (что, как мы видели, зависит от уровня напряженности, интенсив- ности в той или иной зоне правового регулирования).
Позитивное обязывание. В позитивных связываниях, являю- щихся одним из средств правового регулирования, выражена преимущественно его активно-действенная, принудительно- обязывающая сторона. Путем юридических обязываний регла- ментируются в основном финансовая деятельность, мероприя- тия по охране окружающей среды, по технике безопасности, по обеспечению всеобщего образования и т.д. Вместе с тем надо не упускать из поля зрения негативную сторону позитив- ных обязываний, на которых строится административно-ко- мандное, авторитарное управление.
Для позитивных обязываний характерно своего рода новое обременение: лицам предписывается совершить то, чего они, быть может (если бы не было такого обременения), и не совер- шили или совершили бы не в том объеме.
Этот способ регулирования с юридической стороны выра- жается в возложении на лиц юридических обязанностей ак- тивного содержания, т. е. в обязанностях построить свое ак- тивное поведение так, как это предусмотрено в юридических нормах.
Не повторяя ранее сказанного о позитивных обязываниях, особо отметим следующее: в содержании права с самого его возникновения неизменно присутствует обширный пласт по- зитивных обязываний. И на современном этапе развития об- щества право вне этого пласта позитивных обязываний не су- ществует и существовать не может. Тем не менее позитивные
обязывания в принципе свойственны не столько праву, Сколь- ко деятельности властвующих органов, т. е. государству. Аб- страктно рассуждая, они могут существовать независимо от юридического регулирования. Они и практически в ряде слу- чаев могут проявляться помимо правовых норм. Даже когда позитивные обязывания выступают в правовой форме, они в силу своей природы должны быть по главным своим характе-! ристикам отнесены «на счет» государства1.
Достойно специального внимания и то, что позитивные обя- зывания по своим юридическим свойствам и характерным для них юридическим механизмам довольно существенно отлича- ются от рассматриваемых в единстве дозволений и запретов. Юридический облик позитивных обязываний весьма прост: они опосредуются относительными правоотношениями, в которых одна сторона обременена юридической обязанностью совершать активные действия, другая же обладает лишь правом требова- ния, а в случае неисполнения — притязанием, призванным обеспечить реальное исполнение юридической обязанности.
Примечательно, что здесь нет сколь-нибудь глубоких и тон- I ких юридических закономерностей, связей и соотношений. Когда [ же такого рода связи и соотношения появляются (например, в правоотношениях жилищного найма, где съемщик жилой пло- I щади имеет право на обмен, на подселение соседа и др.), то I каждый раз детальный анализ выводит нас на элементы, ко- торые относятся уже к иному пласту правовой материи — до- зволениям и запретам.
Думается, не будет большим упрощением сказать, что пози- тивные обязывания при всей их несомненной социальной зна- чимости все же образуют тот слой правовой материи, который ближе, если можно так выразиться, к поверхности правовой системы, чем к ее глубинам, т. е. к тем ее участкам, где право не просто контактирует с государственной властью, а как бы
1 По приведенным ранее соображениям вряд ли можно согласиться с ут- верждением А. Б. Венгерова и Н. С. Барабашевой о том, что возникновение права характеризуется появлением новых позитивно-обязывающих норм, обус- ловленных организацией земледелия, скотоводства, ремесла (см.: Венгеров А. Б., Барабашева Н. С. Нормативная система и эффективность общественного про- изводства С 263) Они более точны, когда в отношении социально-норматив- ных регуляторов первичных государств утверждают, что для них характерно «взаимодействие двух правовых подсистем — позитивных обязываний и раз- решений-запретов» (Там же. С. 276).
II Структура правового регулирования
перемешано с ней. Понятно, что в данном случае имеются в виду только особенности права как специфического явления социальной действительности.
Важна еще одна грань проблемы. В развитой юридической системе позитивные обязывания не только «проходят» через право, оснащаются свойствами и особенностями юридического регулирования, но и обогащаются принципами и ценностями правовой формы, сложившейся преимущественно на основе дозволительного регулирования. Это, в частности, относится к юридической ответственности, которая под известным углом зрения может быть интерпретирована как юридическая обя- занность (обязанность правонарушителя после решения ком- петентного органа претерпеть меры государственно-принуди- тельного воздействия). Отсюда особое место правового принуж- дения среди принудительных мер, которое, если выделить в нем черты, связанные с ценностью права, выражает достоин- ства свойственных праву нормативности, определенности, про- цессуального порядка применения, начал социальной справед- ливости, гуманизма.
4. Особое место в сложном построении правового регулиро- вания занимают общие юридические дозволения и общие юри- дические запреты.
Сразу же нужно отметить главное: определение «общее» применительно к запретам и дозволениям понимается в том смысле, что соответствующее нормативное положение являет- ся исходным и направляющим правовым началом на данном участке общественных отношений.
И вот что характерно. Исторические данные (относящиеся прежде всего к римскому частному праву) свидетельствуют, что общие дозволения и общие запреты стали первоначально складываться как особый технико-юридический прием, выра- жающий обобщающую формулу «все, кроме» или «все, за ис- ключением», — прием, который используется не только в об- ласти дозволений и запретов. Его суть очевидна: первоначаль- но вводится известное нормативное положение, скажем, за- прет на что-то, а затем этот запрет определенным образом ограничивается, из него делаются исключения, и таким путем запрет, рассматриваемый в единстве с исключениями из него, приобретает общий характер. Например, в римском частном праве в соответствии с существовавшими в то время требова- ниями морали был установлен запрет на дарение между му-
жем и женой (Дигесты, кн. 24, титул I, 1). А затем были введе- ны нормы, которые делали из этого правила известные Исклю- чения, в частности, для дарения на случай смерти, на Восста- новление зданий, уничтоженных пожаром (Дигесты, / кн. 24, титул 1, 9, 14, 27 и др.). То, что общие дозволения ц общие запреты могут выступать в качестве технико-юридического приема (причем этим его функции в правовой системе ограни- чиваются), должно быть учтено при общетеоретической ха- рактеристике рассматриваемых правовых явлений.
Вместе с тем уже в эпоху древнего права в таких важней- ших его областях, как договорное и право собственности, стали складываться обобщающие положения, пусть не всегда доста- точно выраженные, в виде общих дозволительных начал, ко- торые имели существенное общественно-политическое, нрав- ственное значение. Применительно к договору это видно из того, что римские юристы стремились увидеть в нем нечто из- начальное, относящееся к праву народов, и даже такое, что органически связано с понятием «мир». По мнению Ульпиана, изначальность договоров в человеческих взаимоотношениях «вытекает из самой природы. Ибо что более соответствует че- ловеческой честности, чем соблюдать то, о чем они (люди) до- говорились» (Дигесты, кн. 2, титул XIV, 1).
В современных условиях, судя по всему, общие дозволения и общие запреты наиболее часто встречаются и, следователь- но, с наибольшей вероятностью могут быть найдены там, где: а) право прямо «выходит» на права и обязанности, прямо опос- редует поведение людей через дозволения и запреты; б) су- ществует необходимость воплотить в самом регулировании его социально-политические, нравственные начала, его направлен- ность — дозволительную или запретительную.
Отметим теперь следующий момент: главная юридическая функция рассматриваемых правовых явлений как общих ре- гулирующих начал состоит в том, чтобы быть направляющими механизмами в правовом регулировании, его, так сказать, ор- ганизующими стержнями.
В то же время общие дозволения (именно дозволения!) мо- гут непосредственно порождать юридические последствия: как таковые они могут быть непосредственным критерием право- мерного поведения. Пример тому — общее дозволение в отно- шении свободы договоров. Если на том участке социальной действительности, где существует общее дозволение, нет по
|