Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
IV. Фактор государства в формировании права
1. Писаное право обретает юридическую жизнь (или теряет ее, продолжает ее в измененном виде) в результате право- творчества, которое представляет собой завершающую и кон- ститутивную стадию формирования права.
IV Фактор государства в формировании права
Формирование права (правообразование) по своим исходным началам носит объективно обусловленный, необходимый ха- рактер. Начальная ступень правообразования — возникнове- ние объективно обусловленной экономической, социально-по- литической, нравственной или иной общественной потребности в юридическом регулировании соответствующих отношений. За- тем эта потребность преломляется в системе политических отношений, в политическом, нравственном и правовом созна- нии, в господствующем общественном мнении, когда склады- ваются интересы и потребность получает адекватное или же искаженное, деформированное, узкоклассовое выражение.
Непосредственно же правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его ком- петентных органов. Именно деятельность таких органов по формированию права и выступает в виде правотворчества.
Следовательно, правотворчество — это завершающая про- цесс формирования права государственная деятельность, в ре- зультате которой определенные положения через закон, через иные источники получают статус юридических норм, высту- пают в виде норм писаного права.
Понятие правотворчества — более узкое и в то же время более качественно насыщенное. Оно глубже, чем понятие фор- мирования права (правообразования), отражает активность процесса. Понятие правотворчества охватывает, независимо от того, выражено ли оно в едином разовом акте или в цепи сле- дующих друг за другом операций, государственное признание необходимости юридического регулирования, формирование юридических норм, возведение назревших потребностей в дей- ствующие писаные нормы.
Иными словами, правотворчество в принципе начинается тогда, когда потребности общественного развития определи- лись, необходимость правовых нововведений назрела и на этой основе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы. В результате правотворчества накап- ливающиеся ранее предпосылки, потребности, интересы — все то, что можно отнести только к возможности и необходимости преобразований в действующей юридической системе, стано- вится действительностью, юридической реальностью, вопло- щается в правовых нововведениях. Пожалуй, только в отно- шении частного права, в особенности в области договоров, надо видеть, что спонтанно рождающиеся правовые реалии имеют
юридическую силу и не сводятся к одним лишь предпосылкам (хотя действие общерегулятивного начала, общего санкциони- рования и здесь свидетельствует о действенности общих прин- ципов и черт правотворчества).
Указанные черты правотворчества таят в себе и опасность — возможность не обусловленного требованиями жизни или не- адекватного «творчества права», произвольных, несовершен- ных, неэффективных законодательных решений. Это опасность реальная и острая, особенно если учесть, что писаное право по исходным характеристикам представляет собой право власти.
Таким образом, именно правотворчество призвано дать кон- центрированное конечное выражение двум главным составным процесса правообразования: объективно обусловленным тре- бованиям социальной жизни, с одной стороны, и активной, твор- ческой деятельности компетентных органов по выработке и включению тех или иных норм в действующую правовую сис- тему — с другой. Нарушение гармонии, единства этих двух составных влечет за собой просчеты в правообразовании и де- фекты права.
Отсюда ясно, что, хотя правотворчество относится к «пред- регулятивной» фазе правовой системы, от этой фазы прямо зависят не только состояние и эффективность последней, но и особенности ее действия.
Итоги правового регулирования, данные о его результатив- ности по каналу обратной связи так или иначе возвращаются в сферу правотворчества. И правотворчество, выражаясь в особых правоотношениях, находясь как бы за пределами пра- вовой системы, призвано вместе с тем постоянно поддержи- вать ее «боевое» состояние, обеспечивать ее соответствие по- требностям социальной жизни, воплощение в ней передового юридического инструментария и тем самым постоянно и ак- тивно влиять на характер, ход и действенность правового ре- гулирования.
2. В определенном ракурсе правотворчество может быть оха- рактеризовано как разновидность государственной деятельнос- ти, относящейся к сфере социального управления, деятель- ности, в силу которой соответствующие нормы приобретают качество таких, которые исходят от государства, принимаются им.
Однако правотворчество — специфическая разновидность социального управления. Эта деятельность состоит в том, что-
IV. Фактор государства в формировании права 111
*
бы ввести в правовую систему новые нормы, изменить или отменить старые. Ничего другого, в том числе непосредственно «управленческого», административного, эта деятельность не включает.
Как бы то ни было,«государственный момент» является кон- ститутивным на стадии правообразования; именно он опреде- ляет принятие соответствующих актов государством. Только будучи приняты государством, соответствующие нормативные обобщения обретают свойства писаного права, становятся об- щеобязательными нормативными положениями, поддержива- емыми государственным принуждением. Отсюда вытекает не- расторжимое единство содержания права и его формы, в результате чего и создается право как институционное обра- зование. Вовсе не случайно, что один и тот же государствен- ный акт по большей части является актом правотворчества, источником права, устанавливающим те или иные нововведе- ния в правовой системе, и одновременно формой существова- ния, бытия нормативных положений.
Впрочем, конкретное выражение «государственного момен- та» в процессе правообразования (то, что называется способа- ми правотворчества) и соотношение содержания права и юри- дических источников находятся в зависимости от того, насколько близко подступили требования естественного права, права как стороны (аспекта) объективно обусловленной потребности к самому позитивному праву как юридическому феномену, ка- ковы его характер и реальная сила, уровень его воздействия на юридическую систему, а также в зависимости от того, на- сколько значительна направленность деятельности государ- ственной власти на активное созидание, на творчество дей- ствующей юридической системы.
С рассматриваемых позиций могут быть выделены два ос- новных способа правотворчества (которые в правовых систе- мах различных стран и эпох переплетаются, взаимодейству- ют):
а) санкционирование государственной властью норм, кото- рые сложились, реально существуют в виде фактического обы- чая либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями данной политической сис- темы (например, церковными учреждениями, общественными организациями) или складывающихся в самом социально-пра- вовом бытие рынка, в частно-правовой сфере (обычаи, дело-
вые обыкновения, договорные принципы и прецеденты при диспозитивном регулировании и др.);
б) прямая правоустановительная деятельность компетент- ных государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепляемая в юридических нормативных или иных актах компетентных государственных органов, которым юридическая система придает значение формы писаного пра- ва.
Заметим, что специфика большинства правовых систем пер- вых фаз цивилизации, в том числе рабовладельческого и фео- дального общества, состоит в том, что свойственное им господ- ство фиксированных в обычаях непосредственно-социальных (естественных) прав не требовало большего, чем простого санк- ционирования обычных норм, придания им юридической силы и тем самым превращения их в юридическое обычное право. И хотя постепенно в актах судебных органбв, в исходящих от государства сборниках обычного права нормативные положе- ния перерабатывались с социальной и технико-юридической сторон, государственный акт санкционирования оставался для этих юридических систем доминирующим юридическим источ- ником.
На первый взгляд весьма близки к только что указанным нормативно-судебные системы англосаксонского общего пра- ва, построенные на юридических прецедентах. Действительно, прецедент нередко базируется на фактическом обычае, да и само придание судебным актам общеобязательной силы может быть интерпретировано в качестве своего рода обычая. Но все же главное в прецеденте — это именно решение государствен- ного органа, хотя и носящее индивидуальный характер^ реше- ние, логическая суть, идея которого в соответствии с особен- ностями структурного построения данных систем получает об- щеобязательное значение.
Весьма показательно, что для юридических систем, которые имеют своим историческим источником революционные акции, насильствейное преобразование общественного строя, харак- терна в качестве доминирующего способа формирования пря- мая правоустановительная деятельность, выраженная в пра- вотворческих решениях, главным образом в виде законов и иных нормативных актов. При этом нельзя упускать из поля зрения то, что такое доминирование дает известный простор для т роизвола и, более того, для формирования права тота-
IV. Фактор государства в формировании права
литарного типа. С этой точки зрения «спонтанное» формиро- вание права (и связанное с ним санкционирование) является не только необходимостью, но и важной гарантией того, что правовая система в той или иной мере выражает потребности общества и по существенным параметрам защищена от госу- дарственного произвола.
3. Несколько соображений о правотворческой деятельности и правотворческом акте. Правотворчество — сложное соци- альное явление, имеющее ряд граней, сторон, о которых уже говорилось. Если же рассматривать правотворчество только под углом зрения его фактического содержания, образующих его организационных действий, то оно охватывается понятием «пра- вотворческая деятельность».
Правотворческая деятельность выражается в правотворчес- ких актах (решениях), т. е. в юридических действиях, которые, как и всякие юридические акты, порождают те или иные пра- вовые последствия, в данном случае последствия, выражен- ные в принятии определенных положений в качестве юриди- ческих норм.
Объективированный в документальном виде акт правотвор- чества является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически- официального бытия, существования. Таковы, в частности, нор- мативные юридические акты, прецедентные судебные акты1. "Причем здесь, при характеристике юридических источников, под актом понимается уже не юридическое действие как тако- вое, а действие внешне объективированное, внешнее выраже- ние государственной воли в ее документальном виде, т. е. акт- документ, что и характерно для писаного права.
В соответствии с характером внешних форм бытия юриди- ческих норм различаются три основных вида юридических источников2:
1 В свое время была высказана конструктивная мысль о том, что юридичес- кие источники являются одновременно и формами установления, и формами выражения юридических норм (см.: Правотворчество в СССР. М, 1974).
2 Необходимо обратить внимание на обоснованность и плодотворность ис- пользования специального термина «источник права» при характеристике форм установления и выражения юридических норм. Ведь соответствующие объек- тивированные формы являются носителями юридических норм, причем эта их функция обусловлена как раз тем, что существует единство (во всяком слу- чае, в принципе, в основе) между формами установления и выражения юри- дических норм. Да и с фактической стороны и юридические нормативные акты,
Глава четвертая
а) нормативный юридический акт,
б) прецедентный судебный акт,
в) санкционированный обычай.
В некоторых правовых системах (в частности, при их ста- новлении) значение юридических источников приобретают формы правосознания, правовой идеологии.
Как свидетельствует история права, одной из доминирую- щих тенденций в развитии юридических источников является повышение удельного веса нормативных юридических актов, в наибольшей мере соответствующих природе права как пись- менного феномена, его свойствам (в особенности определен- ности юридических норм), актов, которые способны обеспечить целенаправленное, динамичное развитие данной правовой сис- темы и в то же время наиболее целесообразны и удобны на практике. Характерно, что даже для тех примитивных, нераз- витых правовых систем рабовладения и феодализма, в кото- рых господствовал санкционированный обычай, закономерна тенденция издания сборников обычаев, опирающихся на них судебных решений, со временем формулируемых все более обобщенно, что и означает утверждение права в качестве нор- мативного институционного образования.
Указывая на принципиальное единство актов правотворчес- тва и форм выражения права, на их совмещение в юридичес- ких источниках, необходимо учитывать и существующие меж- ду ними различия. Такие различия выражают функциональ- ные особенности актов правотворчества как правотворческих решений и форм существования юридических норм. Подчас это проявляется внешне в том, что может произойти известное разъединение «в натуре» форм установления и форм выраже- ния юридических норм. Функция акта правотворчества разо- вая, она состоит в строго индивидуальном воздействии на пра- вовую систему: ввести новую норму, отменить устаревшую и т.д. Функция выражения права длящаяся, стабильная: быть носителем действующих юридических норм, «местом» их ре^ ального бытия.
и санкционированные обычаи есть не что иное, как именно источники, т. е. единственный «резервуар», в котором пребывают юридические нормы.
Отсюда понятно, почему предложения о замене термина «источник права» многозначным и потому неопределенным термином «форма права» не были восприняты ни наукой, ни практикой.
IV. Фактор государства в формировании права
Дополнительно несколько слов о необходимости строгого различения следующих ранее упомянутых понятий: «право- творческое решение», «юридическая норма», «нормативный юридический акт». Если правотворческое решение представ- ляет собой итоговое действие, которое вносит те или иные пре- образования в нормативное содержание правовой системы, а юридическая норма есть результат правотворческого решения, то нормативный юридический акт — это уже акт-документ, внешняя форма бытия официального «пребывания» юридиче- ских норм1.
4. Главным, наиболее развитым, соответствующим природе самого права видом правотворчества является системное, ко- дификационное правотворчество.
Здесь правотворчество осуществляется, как правило, не пу- тем формулирования и введения в правовую систему отдель- ных, изолированно взятых юридических норм (хотя и такой порядок правотворчества в ряде случаев необходим и в прак- тической жизни широко распространен), а путем формулиро- вания и введения в правовую систему юридических норм по целым блокам, укрупненным группам, отраслям права, т. е. путем кодификации.
В связи с этим следует заметить, что кодификация нужда- ется в более точной общетеоретической обрисовке. Дело в том,
1 Ударение на правотворческой функции нормативных юридических актов в определении их природы было сделано А. В. Мицкевичем (см.: Мицкевич А. В. Акты высших органов Советского государства. Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1967; его же. Правотворческое значение нормативного акта//Сов. государство и право. 1965. № 11. С. 49—57; Общая теория советского права. М., 1966. С. 136).
Вместе с тем ясно и то, что указанный подход не должен приводить к умалению другой (специфической) функции источников права, в том числе нормативных актов, — их значения как формы реального бытия права. Как полагал И. С. Самощенко, нельзя ни отождествлять характеристики норма- тивных актов как источника и формы права, ни отдавать предпочтение одной из них (см.: Самощенко И. С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах социалистического государствах/Правоведение. 1969. № 3. С. 29).
К этому следует добавить лишь то, что в кодифицированных областях за- конодательства происходит известное структурное размежевание актов в со- ответствии с указанными функциями: внешней формой бытия права являют- ся в основном кодифицированные акты, а преимущественно правотворческая функция выражается в актах утверждения (о введении в действие кодекса) и в актах, вносящих изменения и дополнения в кодексы.
что кодификация нередко рассматривается просто как форма систематизации в праве, в одном ряду с инкорпорацией, кото- рая действительно является формой систематизации, упоря- дочения уже изданных актов, их помещения по тому или иному критерию в единые сборники. Между тем главное в кодифика- ции — это как раз то, что она представляет собой наиболее совершенный и естественный, органичный для развитых нор- мативно-законодательных систем вид правотворчества, при котором обеспечивается единое, согласованное и упорядочен- ное нормативное регулирование данного вида отношений и тем самым достигается системное развитие всего нормативного материала.
В тех отраслях права, где нормативный материал выражен в отработанных кодифицированных актах, единичное право- творчество (т. е. такое, которое происходит путем формулиро- вания отдельных, изолированно взятых юридических норм) осуществляется, как правило, путем внесения дополнений и изменений в кодифицированные акты. Во всяком случае, оно должно осуществляться таким образом.
Уровень совершенства права во многом зависит именно от отработанности кодифицированных актов. Посредством коди- фицированных актов происходит оптимальное, соответствую- щее природе права и требованиям современной цивилизации развитие правовой системы. В кодифицированных актах нахо- дят свое преимущественное выражение нормативные обобще- ния, происходит подчинение всего нормативного материала общим принципам и нормам, его интеграция и дифференциа- ция. В связи с тем что кодификация проводится в основном по отраслям права, а каждая отрасль права отличается юриди- ческим своеобразием, в кодифицированных актах возможно выявить и в обобщенном виде закрепить юридическую специ- фику отрасли, свойственного ей юридического режима.
Глава пятая Естественное право и позитивное право
I. Естественное право: сущность, соотношение с позитивным правом
1. Право как оправданная свобода поведения опирается по большей части на известные идеальные (идеологические), иные организационные, нормативные формы — на мораль, корпора- тивные нормы, а также нормы, выраженные в законах («мож- но» то, что закреплено в юридических нормах, в нормативных актах общественных объединений или в нормах морали).
Но есть и права, которые напрямую, непосредственно выте- кают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеаль- ных (идеологических), организационных, нормативных форм опосредования и с которыми мы уже встречались при рас- смотрении первобытнообщинного строя.
Такие права могут быть названы непосредственно-социаль- ными. Они являются непосредственными в том смысле, что существуют и действуют безотносительно к тому, объективи- рованы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах или нет.
Вместе с тем с терминологической стороны точнее (и в боль- шем согласии с терминологическими традициями) именовать указанную группу прав естественными, т.е. такими, которые являются выражением натуральной жизни общества, напря- мую даны естественным ходом вещей, а не выдуманы, не изо- бретены людьми. По отношению к ним право как юридическое явление и выступает в качестве позитивного права — права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, со- держится в нормативных документах.
2. Существование естественных (непосредственно-социаль- ных) прав и их роль в обществе охватываются идеей естест- венного права — одного из крупных достижений гуманитар- ной мысли в истории человечества. Смысл идеи естественного права в ее различных вариациях и ответвлениях состоит как раз в признании того, что наряду с правом, создаваемым в государстве людьми, т.е. позитивным правом, существует ес- тественное право, которое представляет собой более глубокий,
основательный, исходный в жизни людей феномен и источни- ком которого является сам естественный порядок вещей — в обществе, в природе.
Поскольку этот феномен в рамках рассматриваемой идеи сопоставлялся с действующими законами, позитивным правом, единым в стране, то и ему придано общее значение и оно по образцу позитивного права представлялось как нечто единое1.
В действительности же речь в данном случае идет об от- дельных правах (заметим в этой связи, что оправдана поста- новка вопроса и о естественных, непосредственно-социальных обязанностях). Во многих случаях это в высшей степени высо- козначимые, глубокие, исходные, но все же именно отдельные права — право народов на определение своей судьбы, право прийти на помощь народу — жертве агрессии, право на экви- валент в экономических отношениях, права человека и др. Мы видели, что в первобытных обществах естественные, непос- редственно-социальные права, выраженные в мононормах-обы- чаях, функционировали как прямой регулирующий фактор.
Хотя такого рода естественные права могут получить и дей- ствительно получают сразу или со временем ту или иную иде- альную (идеологическую) нормативно-организационную фор- му опосредования (юридическую, моральную, в виде обычаев и др.) и тогда выступают как юридические, моральные и иные права, они могут действовать и реально действуют сами по себе, вне форм нормативного опосредования (в том числе вне юридической формы).
Постановка вопроса о социальных явлениях, обозначаемых в этой работе в качестве естественных прав, по-видимому, от- носится к числу тех, которые исторически обоснованы идеей естественного права, а ныне назрели, как говорится, «витают в воздухе». Так, в частности, может быть отмечена высказанная
1 По мнению В.Н. Кудрявцева, «на привычной для нас материалистической почве трудно возродить идеи естественного правах (см.: Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3. С. 7). Но дело-то как раз в том, что именно на материалистической почве (быть может, только не на «привычной») идеи естественного права находят себе наиболее прочную опору. Эти идеи в высшем, демократическом выражении (естествен- но-правовое требование свободы личности) опять-таки в полном согласии с современными философскими представлениями об окружающей действитель- ности коренятся в самых истоках человеческого бытия.
I Естественное право: сущность, соотношение с позитивным правом 119
в литературе мысль об объективных (реальных) нормах1, об объективной нормативности2. Ведь объективные нормы, харак- теризующие обычные, повторяющиеся отношения и, следова- тельно, требования объективных закономерностей, условий жизнедеятельности людей, в своем функционировании могут выражаться только в непосредственно-социальных правах. Реализуя такого рода объективные нормы, естественные пра- ва как раз и «модифицируют» их в идеальные ценностные сис- темы3, в том числе в систему позитивного права, причем во всех случаях через определенную сложившуюся идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования, важнейшими компонентами которой являются дозволения и запреты.
Таким образом, следует признать упрощенным взгляд, в со- ответствии с которым позитивное право и происходящие в нем изменения напрямую связаны с экономикой, идеологией и т. д. Процесс тут более сложен: объективно обусловленные требо- вания, продиктованные жизнью — экономикой, идеологией и др., во-первых, идут через всю инфраструктуру социального регулирования данного общества и через его сложный меха- низм «выходят» на право, а во-вторых, преломляются в этой инфраструктуре через ее наиболее глубокий слой — естест- венные права.
Можно предположить, что эти объективно обусловленные требования проходят в данном слое своего рода «социальную обработку» и получают первичный идеологизированный облик и силу, которые необходимы для того, чтобы они включались в систему нормативного регулирования и стали в ней определя- ющим фактором (хотя при этом, особенно при неблагоприят- ных социальных условиях, сохраняется опасность, что они ста- нут основой произвола и своеволия).
В итоге можно прийти к следующему выводу: если в усло- виях цивилизации право (позитивное право) занимает централь- ное место в инфраструктуре социального регулирования, то ее исходным элементом, отправным, активным фактором, прелом- ляющим требования экономики, другие объективно обуслов- ленные требования общества, являются естественные права.
1 См: Яковлев А.М. Право и объективные социальные нормы//Труды ВНИИСЗ. М, 1974. С. 19—35.
2 См.: Лукагиева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 17 и ел.
3 См. там же. С. 44.
3. Фиксируя только что сформулированный итоговый вы- вод, нужно вместе с тем ясно представлять, что непосредствен- но-социальные права, которые воспринимаются в качестве ес- тественных, — явления конкретно-исторические.
К ним (при достаточно широкой трактовке рассматриваемой категории) принадлежат некоторые элементарные требования повседневной жизнедеятельности, такие, в частности, как им- перативы «старшинства», «очередности», «первенства». Исто- рически они интерпретировались по-разному. В свое время в качестве естественных понимались и такие со временем ухо- дящие в прошлое и даже оцениваемые ныне как реакционные требования, как кровная месть, композиция, выкуп. В обста- новке обычно романтизируемых революционно-насильственных акций значение источника произвольно трактуемых естествен- ных прав приобретает так называемое революционное право- сознание — основа для оправдания произвола, бесчинств, рас- прав.
Коренной поворот в понимании, да и в самом существе естес- твенных прав произошел в XVIII — XX вв. В эпоху Возрожде- ния человечеству второй раз (после Христовых откровений) при- открылись глубины, смысл и предназначение человеческого бытия. Из бесчисленного множества диктуемых природой прав (нередко иллюзорных, полумифических, обманных) сверкнуло светом и обаянием право всех прав, заложенное в самой осно- ве общества, — Право Свободы Человека.
И вот начиная с буржуазно-демократических революций XVIII — XX вв. и особенно в современную эпоху, отодвигая и даже отбрасывая все другое, естественное право становится прямым выражением глубинных, первородных требований жизни общества, его мирозданческого предназначения, скачка от мертвой, безвариантной природы к свободе, в соответствии с которым в центре жизни общества должен стать свободный, полный достоинства «суверенный» человек.
С учетом сказанного становится ясным, почему в нынеш- нюю эпоху, в условиях современного гражданского общества естественное право, обусловленное самыми глубинами челове- ческого бытия, раскрылось в облике неотъемлемых, приро- жденных прав человека, его высокого достоинства и стату- са. Права эти — не просто естественные, но именно неотъем- лемые, прирожденные: они представляют собой прямое и им- перативное требование, проистекающее из самых недр, глубин
I Естественное право, сущность, соотношение с позитивным правом 121
жизни общества, выявляют его смысл и предназначение. В соответствии с этим центральным элементом политической, экономической, духовной жизни людей стало естественно- правовое требование свободы личности.
В рассматриваемом отношении следует признать обоснован- ной мысль А. Козулина, полагающего со ссылкой на М. Ма- мардашвили, что права человека — как раз характерная чер- та «взрослого состояния человечества»1.
4. Крутой поворот в существе и понимании естественного права в XVIII — XX вв., вполне понятно, решающим образом повлиял и на позитивное право. Это влияние уже не ограничи- валось тем, что многообразные непосредственно-социальные права, рождаемые жизнью традиционных обществ, вызывали к жизни адекватные обычаи и прецеденты. Естественно-пра- вовое требование свободы личности потребовало основатель- ных законов, кодексов, конституции.
Смысл этих законов в том, чтобы очертить границы свободы личности (политической, экономической) и юридически обес- печить ее. Признавая исключительную важность свободы в экономике — частной собственности, рынка, конкуренции, надо полагать все же, что ключевым элементом, выражающим в об- ласти либеральных взглядов отмеченный ранее поворот в ес- тественном праве, является сфера позитивного права (тем бо- лее что через нее реализуется и экономическая свобода), его направленность, место в жизни общества — право, которое теперь под воздействием естественно-правовых требований «настроилось» на свободу, на свободу личности. Недаром и Ф.Ха- ек, научные свершения которого нередко соотносятся чуть ли не с одним рынком, уделял не меньшее внимание категории правозаконности.
Возьму на себя смелость сделать и более основательное пред- положение. На мой взгляд, впервые по-современному конструк- тивные основы либеральной теории, во многом предвосхищая последующие разработки Ф. Хаека, были сделаны еще в конце XIX — начале XX вв. русскими правоведами Б. Чичериным, П. Новгородцевым, Б. Кистяковским, И. Покровским, Л. Петра- жицким, И. Михайловским, С. Гессеном, провозгласившими не- обходимость возрождения естественного права.
1 См.: Козулин А. Права личности для «взрослого» человечества//Общест- венные науки и современность 1991. № 6. С. 33
5-500
И тут важны детали, которые на первый взгляд могут пока- заться не очень существенными. Прежде всего не случайно, что подобные выводы были сделаны именно правоведами. Ис- тинная либеральная теория может по-настоящему утвердить- ся как раз через современное («либеральное») право, которое на основе персонифицированной частной собственности, дру- гих объективных реалий свободного общества одно только и в состоянии быть носителем и гарантом свободы личности.
И другая немаловажная деталь. Либеральные взгляды рус- ских правоведов прошли своего рода испытание на прочность, закаливающую огранку. Это связано не только с преодолением распространенного, внешне привлекательного мнения о пред- назначении права быть проводником и средством мессианско- го внедрения морали, «минимума нравственности» (о данной проблеме — несколько дальше). Не менее серьезное значение для отработки самой основы либеральных взглядов стало твор- ческо-концептуальное противостояние теориям В. Соловьева и его сторонников, отстаивающих (как и нынешние привержен- цы «прав человека второго поколения») необходимость реали- зации через позитивное право права человека на достойное существование.
К несомненным заслугам русских правоведов-либералов (осо- бенно И. Покровского, С. Гессена) следует отнести такую пос- ледовательно либеральную трактовку этого социального пра- ва, в соответствии с которой должны устраняться фактичес- кие препятствия на пути развития личной свободы граждан и в то же время ни в коей мере не снижаться стимулы к реали- зации творческой энергии каждого человека, а социальное пе- рераспределение при необходимости сводится к обеспечению прожиточного минимума и условий для образования. Приме- чательно, что именно такая либеральная интерпретация права на достойное существование позже, в 1930—1940 годах, полу- чила развитие и была реализована в передовых, либерально- демократических странах, в ведущих современных концепци- ях прав человека.
В разработках российских правоведов-либералов были на- мечены пути дальнейшего углубления либеральной трактовки права, которая, как надеется автор этих строк, находит извест- ное выражение в институциональной концепции. Именно пото- му, что, по Б. Чичерину и Б. Кистяковскому, право — не просто
I. Естественное право: сущность, соотношение с позитивным правом 123
«свобода, определенная законом»; представляется непрелож- ным, что свобода в современном мире — это как раз свобода, обретшая свое бытие, свою реальную жизнь через закон, че- рез право как нормативное институционное образование, че- рез правозаконность.
5. Значительное влияние естественного права на действую- щую юридическую систему проявляется даже в условиях то- талитарного общества, в котором право хотя и сохраняет из- вестный позитивный потенциал, но все же в целом является реакционной системой, не соответствующей требованиям со- временной цивилизации.
Анализ советского законодательства, его функционирования при доминировании тоталитарно-административных порядков свидетельствует о том, что даже в условиях советского тота- литаризма можно было констатировать известное прогрессив- ное влияние на позитивное право и юридическую практику тех непосредственно-социальных прав, которые относятся к гражданам, к человеку.
Быть может, одним из наиболее наглядных примеров такого влияния в условиях советского общества являлся порядок стро- ительства гражданами домов на праве личной собственности, а также порядок имущественного возмещения при их сносе. Гражданин по действовавшему в условиях Советского союзно- го государства законодательству, многие положения которого сохранились в России, в случае сноса его жилого дома получал довольно широкие юридические права на возмещение и на по- лучение реального жилья; но для этого он, конечно же, должен был иметь право собственности, т.е. и жилой дом должен был быть построен на законном основании, и сам гражданин в дан- ный момент должен был обладать соответствующим юриди- ческим правом. А если нет? Если, например, жилой дом пос- троен самовольно? Имел ли гражданин в этом случае юриди- ческое право на возмещение, предусмотренное законом?
Ответ на последний из поставленных во
|