ТОП 10:

Глава 51. Об именах Всевышнего Аллаха.



[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «У Аллаха — прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах. Им воздастся за то, что они делают!»* (Преграды, 180).

*[Из «Фатх аль-Маджид»]:Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У Аллаха — девяносто девять имен: сто без одного. Тот, кто перечислит их, войдет в Рай. Он — Один и любит нечетное...»(Аль-Бухари 11/186—192, Муслим 2277). Пророк, да благо­словит его Аллах и приветствует, сообщил, что нам известно только девяносто девять прекрасных имен Аллаха. По ним раб узнает своего Господа, и они указывают на Его совершенство. В данном аяте Аллах предостерег нас от раскольничества о них.

Ибн аль-Каййим сказал: «Раскольничество заключается в том, что име­на и качества Аллаха не признают и отрицают, или не признают их значе­ние и делают бессмысленными, или искажают их истинный смысл и изменяют его путем аллегорического толкования, или дают эти имена творениям».

Необходимо знать, что Всевышний Аллах абсолютно не похож на Свои творения ни сущностью, ни качествами. Он сказал: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11).Отрицание же или неверное толкование качеств Алла­ха приводит к отклонению от дороги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что и постигло джахмитов, мутазилитов и многих других.

Ибн аль-Каййим сказал, что имена и качества Господа можно подразделить на несколько групп:

— относящиеся к Его сущности, такие как Сущий (Зат), Существующий (Мауджуд);

— относящиеся к Его качествам, такие как Всеведущий (аль-Алим), Всемогущий (аль-Кадир), Всеслышащий (ас-Сами'), Всевидящий (аль-Басыр);

— относящиеся к Его деяниям, такие как Творец (аль-Халик), Наделяющий благами (ар-Раззак);

— отрицающие Его недостатки и подчеркивающие Его совершенство, такие как Святой (аль-Куддус), Совершенный (ас-Салам);

— объединяющие несколько атрибутов и не ограничивающиеся одним, такие как аль-Маджид (Славный), аль-Азим (Великий), ас-Самад (Вечный). Например, имя аль-Маджид (Славный) объединяет несколько качеств совершенства и подчеркивает обширность, величие и изобилие. Аллах сказал: «...Владыка Трона, Славный...» [Зу-ль-Арш аль-Маджид] (Башни, 15). Он

— Владыка Трона обширного, величественного, славного;

— образующиеся в результате упоминания одного из качеств после другого, то есть благодаря добавлению второго к первому. Например, «Самодостаточный, Восхваляемый» (аль-Гани аль-Хамид). Самодостаточность

— это качество совершенства, так же, как и хвала. Однако вместе они образуют третье совершенство. Это относится ко всем подобным именам Алла­ха, упомянутым в Коране, таким как Всепрощающий, Всемогущий (аль-Гафур аль-Кадир), Восхваляемый, Славный (аль-Хамид аль-Маджид), Могущественный, Мудрый (аль-Азиз аль-Хаким).

Как на то указал Ибн Касир, у Аллаха есть и неизвестные нам имена. Он опирался на следующий хадис Ибн Масуда от посланника Аллаха, да бла­гословит его Аллах и приветствует: Если кого-либо из вас охватит тревога или печаль, и он скажет: "О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол [душа] — в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своей Книге, или научил им кого-либо из Своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного, сделай Величественный Коран садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и скорби" — тому Аллах обязательно развеет его тревогу и печаль, и их место займет радость. Его спросили: «О посланник Аллаха! Разве не должны мы выучить это?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Конечно, каждому, кто услышит это, следует его выучить (Ахмад 1/391 и 452, Ибн Хиббан (2372); достоверный хадис).[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

 

[Пишет автор книги]: Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса о словах Алла­ха: «Тех, кто раскольничает о Его именах...»— это те, кто придает Ему сотоварищей». [Хадис даиф (слабый) его передала цепочка (семья) 'Ауфийев и они слабые, из них Ата'а, 'Ауфий. (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)].

 

Ибн Аббас также сказал: «Имя ал-Лат произошло от «аль-ИлаЬ» (Божество), а имя «аль-Узза» — от «аль-Азиз» (Могущественный)».

 

Аль-Амаш сказал: «Они [раскольники] вносят в них [имена Ал­лаха} то, что к ним не относится». [Хадис даиф пришел через дорогу Мубашшира бин Убайда аль-Кураши. Сказал про него аль-Бухари: "Он - мункар" (то есть причиной оставление этого (рауий) передатчика было его большое количество ошибок, беспечность или даже (фиск) беспутство (большие грехи).(Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)].

 

 

Здравое слово о 51 главе (От шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади):

«Подтверждение прекрасных имен, которыми Всевышний назвал Себя Сам и которыми Его назвал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относится к основам таухида. При этом необходимо познать огромное значение этих прекрасных имен, признать их великолепие, поклоняться Аллаху посредством их и взывать к Нему ими.

Обращаясь с какой-либо духовной или мирской просьбой к своему Господу, рабу Аллаха следует обращаться к Нему посредством подходящего для данной ситуации имени, выбрав его из всех пре­красных имен Всевышнего. Если человек испрашивает для себя удела, то ему следует обращаться к Аллаху посредством Его имени Наделяющий благами (ар-Раззак). Чтобы получить Его милость либо прощение, к Нему следует обращаться как к Милостивому (ар-Рахман), Милосердному (ар-Рахим), Благотворителю (аль-Барр), Великодушному (аль-Карим), Всепомилующему (аль-'Афу), Всепрощающему (аль-Гаффар), Принимающему покаяния (ат-Тавваб) и т.д.

Еще более лучшим является обращение к Нему с мольбой, мысленно представляя себе значения Его прекрасных имен, всем сердцем проникаясь ими, чтобы оно ощутило влияние этих замечательных качеств и усвоило их возвышенное значение.

Например, имена величия, возвышенности, славы, великолепия и достоинства наполняют сердца возвеличиванием Аллаха и глубочайшим почтением к Нему.

Имена красоты, благотворительности, благодеяния, милости и щедрости наполняют сердца любовью и стремлением к Алла­ху, прославлением Его и благодарностью Ему.

Имена могущества, мудрости, всеведения и силы преисполняют сердце покорностью Аллаху, смирением и благоговением перед Ним.

Имена знания, осведомленности и наблюдения наполняют сердце человека ощущением того, что Аллах постоянно следит за каждым его шагом, и он не позволяет себе дурных порочных намерений.

Имена богатства и доброты наполняют сердце ощущением потребности в Аллахе, чувством необходимости обращаться к Нему в любое время и в любой ситуации.

Подобные чувства, которыми преисполняются сердца благодаря осознанию рабом Аллаха Его имен и качеств, которыми он взывает к Нему и посредством которых он Ему поклоняется, являются самыми возвышенными, самыми прекрасными и самыми совершенными. Это есть наилучшие дары Аллаха, благодаря которым человек покло­няется Ему, поскольку они представляют собой дух таухида и Его благо. Осознавшему это открываются врата истинного, чистого тау­хида и совершенной веры, которую обретают лишь подлинные муваххиды.

Утверждение этих имен и атрибутов является основой для достижения этой наивысшей цели, а раскольничество в отношении них противоречит и совершенно несовместимо с ней.

Раскольничество имеет свои разновидности: некоторые расколь­ники отрицают значения имен и качеств Аллаха, как это делают джахмиты и их последователи. Другие уподобляют имена и качества Аллаха качествам Его творений, как это делают рафидиты-мушаббихиты и другие.

Иногда именами Всевышнего Аллаха именуют Его творения, что характерно для мушриков, а в частности для язычников доисламской Аравии. Они произвели имя ал-Лат от имени Всевышнего аль-ИлаЬ, аль-Узза — от имени Аллаха аль-Азиз, а Манат — от Его имени аль-Маннан (Всемилостивый). Используя прекрасные имена Аллаха для этих названий, они тем самым уподобляли Ему свои божества, приписывали им право на поклонение, которое принадлежит только Одному Аллаху.

Сущность же раскольничества в отношении имен Аллаха состоит в изменении их истинного значения, будь то в словесной или смысловой форме, или путем неверного их толкования, что полностью противоречит таухиду и вере». [Конец слов шейха Ас-Саади].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Утверждение наличия имен у Аллаха.

2. Утверждение того, что Его имена прекрасны.

3. Повеление взывать к Аллаху ими.

4. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают име­на Аллаха и раскольничают о них.

5. Разъяснение понятия «раскольничество» в отношении имен Аллаха.

6. Угроза тому кто уклоняются от истины.

___________________________________________

 

Глава 52. О недопустимости выражения «мир Аллаху (АсСаляму аля Аллах)».

 

[Пишет автор книги]: В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Масуда: «Как-то мы были вместе с Пророком на Намазе и сказали: "Мир Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то...". Услышав это, Пророк сказал нам: «Не говорите "мир Аллаху", ибо, поистине, Аллах Сам есть Источник мира»*. (Аль-Бухари 2/266, Муслим (402) и (58), Абу Дауд (968), Ибн Маджа (899) и ан-Насаи 2/240).

 

*[Из «Фатх аль-Маджид»]:У аль-Бухари продолжение этого хадиса выглядит следующим образом: «...Поистине, Аллах Сам есть Источник мира. Когда же кто-либо из вас совершает Намаз, то пусть говорит: "Приветствия, мольбы и благие слова — Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение! Мир нам и праведным рабам Аллаха!",— поистине, если вы скажете это, оно достигнет каждого праведного раба Аллаха в Небесах и на Земле. — "Я свидетельствую, что нет божества, кроме Ал­лаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник"».

В первые годы распространения Ислама сподвижники посланника Ал­лаха говорили в Намазе: «Мир Аллаху от рабов Его, мир Джибрилю и Микаилю...». Пророк запретил им это, объяснив смысл слова «мир» (ас-Салам: см. Здравое слово о главе 52) и научив их подобающему Ему приветствию: «Приветствия, мольбы и благие слова — Аллаху...».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда заканчивал Намаз, трижды просил прощения у Аллаха и говорил: О Аллах! Ты свободен от всякого несовершенства, и от Тебя исходит Мир, Благословен Ты, о Обладатель величия и почета!(Муслим (591) от Саубана). Другой хадис гласит: «Поистине, это — приветствие обитателями Рая своего Всевышнего и Благословенного Господа» («ат-Таргиб ва-т-Тархиб» аль-Мунзири 4/271, однако он сказал, что это является не речью, а словами Мухаммада ибн Али ибн аль-Хусейна). Книга Аллаха свидетельствует о том, что Аллах так же будет приветствовать обитателей Рая: «"Мир!" в словах от Господа Милостивого» (Йа Син, 58).

Все мусульмане приветствуют друг друга словами: «Ас-саламу алейкум!» (Мир вам!). Отвечать на подобное приветствие, сказав «Ва алейкум ас-салам» (И вам мир!), — является обязанностью мусульман друг перед другом (см. суру «Женщины» 86). Существует два распространенных мнения о смысле слова «мир» (ас-салам) в этом выражении: — «ас-Салам» здесь: имя Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Само же выражение означает: «Да ниспошлет Аллах на вас Свое благословение, безопасность и т. п. », — «ас-салам» здесь: благополучие, которого просит от Аллаха приветствующий.

Ибн аль-Каййим сказал: «Окончательное же мнение состоит в том, что истина заключается в совокупности обоих мнений. Каждая из них является частью истины, сама же истина — в их совокупности. Объясняется это сле­дующим правилом: "Тот, кто взывает к Аллаху Его прекрасными именами, может пожелать все, что ему угодно, ища приближения к Нему (тавассуль) через имя, наиболее соответствующее его желанию и подходящее для его достижения". Таким образом, взывающий к Аллаху получает заступничество пред Ним и приближается к Нему. Когда он говорит: "Господь мой!, Прости меня и прими мое покаяние; поистине, Ты Принимающий покаяния, Прощающий!, — то он просит две вещи и ищет близости через два Его имени, подходящих для достижения желаемого. Пророк сказал Абу Бакру, когда тот спросил его о том, как ему взывать к Аллаху: Говори: "О Аллах" Поистине, я был сильно несправедлив к самому себе, но никто, кроме Тебя, не прощает грехи. Даруй мне Свое прощение и смилуйся надо мной, ведь Ты — Прощающий, Милостивый!"(аль-Бухари 13/317, Мус­лим (2705) от АбдуЛлахха ибн Амра).

Когда же сущностью желаемого является благополучие, являющееся наиболее важным фактором для человека, то это излагается в форме пожелания с упоминанием одного из имен Всевышнего Аллаха — ас-Салам — через которое и просят от Него благополучия. Само же слово "ас-Салам" содержит в себе два значения: упоминание Аллаха и пожелание благополу­чия, являющиеся целью приветствующего. Поэтому "ас-саламу алейкум" содержит в себе одно из имен Аллаха и просьбу о ниспослании Им благо­получия. Вдумайся в пользу этого. Именно с этим является освобождение и избавление от зла и пороков. Именно с этим смыслом данное приветствие и находится в обращении».[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

 

 

Здравое слово о 52 главе (От шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади):

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил смысл этого, сказав:

...Поистине, Аллах Сам есть Источник мира (ас-Салам). Всевышний — ас-Салам: Он свободен от любых недостатков и изъянов, и нет Ему подобного среди Его творений. Он избавляет Своих рабов от любых невзгод и несчастий, они же не могут принести Ему ни вреда, ни пользы. Они стремятся к Нему и нуждаются в Нем во всех ситуациях, в то время как Он — Самодостаточный и Достохвальный». [Конец слов шейха Ас-Саади].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Смысл слова «мир».

2. Указание на то, что это является приветствием.

3. Это приветствие неприемлемо по отношению к Аллаху.

4. Указание на причину этого.

5. Как нужно обращаться к Аллаху.

___________________________________________

Глава 53. О выражении «о Аллах, прости меня, если это угодно тебе!»

 

[Пишет автор книги]: В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть ни один из вас не говорит: «О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!» или «О Аллах, помилуй меня, если это угодно Тебе!» Необходимо решительно просить желаемое, ибо [в любом случае] ничто не может принудить Аллаха к чему-либо».(Аль-Бухари 11/118, Муслим (2679).

 

В ривайе у Муслима говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Настойчиво просите желаемое, поскольку Аллах не станет гордиться тем, что даровано Им Самим».

 

 

Здравое слово о 53 главе (От шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади):

«Как известно, все дела вершатся по воле и желанию Аллаха. Данная глава указывает на то, что Всевышний повелел Своим рабам ре­шительно и настойчиво обращаться к Нему со своими просьбами, будь то просьбы чисто религиозного характера, такие как испрашивание милости и прощения, или же мирские просьбы, связанные с религией, например, испрашивание благополучия, пропитания и т.п., поскольку это испрашивание является сутью и сущностью поклонения.

Просьба должна быть решительной, ее нельзя ограничивать какими-либо условиями типа «если хочешь...» или «если Тебе угод­но...», поскольку именно на это указывает повеление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Причина же этого заключается в том, что просьба — это чистое добро без всякого вре­да, и, кроме того, в любом случае никто не может заставить Всевышнего Аллаха принять какое-либо решение.

Однако существует разница между подобными просьбами и испрашиванием определенных вещей, в пользе и добре которых нет уверенности, и неизвестно, принесет ли их достижение выгоду рабу Аллаха или нет. В таких случаях раб обращается к своему Господу, оставляя за Ним право выбора одного из двух вариантов, ибо Он прекраснее всех знает, какой из них лучше. Это видно на примере широко известной мольбы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: О Аллах, продли мне жизнь, если это луч­ше для меня, и дай мне смерть, если Тебе известно, что в этом есть добро для меня. В этом заключается молитва «аль-истихара».

Необходимо осознать эту тонкую разницу между просьбой о том, польза чего известна и что человек обязан испрашивать со всей решительностью, и просьбой о том, последствия чего рабу Аллаха не известны. В тех случаях, когда вероятны как польза, так и вред, обращающемуся с мольбой следует оставить право выбора за Господом, Которому. Всемогущ Он и Милостив, все ведомо наилучшим образом». [Конец слов шейха Ас-Саади].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Запрещение исключающих условий при взывании к Аллаху.

2. Указание причины этого запрета.

3. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Необходимо решительно просить желаемое…».

4. Необходимость усиливать пожелание обращающегося с мольбой.

5. Указание на необходимость усиливать пожелание обращающегося с мольбой.

___________________________________________







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.160 (0.036 с.)