Глава 67. О слове Всевышнего Аллаха: «не ценили они Аллаха достойным образом». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 67. О слове Всевышнего Аллаха: «не ценили они Аллаха достойным образом».



 

[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения, а небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и Превыше Он того, что они к Нему приобщают!»*(Толпы, 67).

 

*[Из «Фатх аль-Маджид»]: Ибн Касир в своем комментарии к этому аяту писал: «Мушрики не ценили Аллаха достойным образом и поклонялись помимо Него другим божествам. Однако Он — Самый Великий, и нет более великого, чем Он. Он — Всемогущий, Он — Царь всего сущего, и все находится в Его подчинении и под Его могуществом». Мухаммад ибн Ка'б сказал: «Если бы они ценили Его достойным образом, то не отвергали бы Его». Ибн Аббас же сказал: «Неверные не веруют в могущество Аллаха над ними. Тот, кто уверовал в то, что Аллах Всемогущ, оценил Его достой­ным образом, а тот, кто не уверовал в это, не оценил Его достойным образом». [Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

 

[Пишет автор книги]: Ибн Масуд рассказывал: «Однажды к посланнику Аллаха пришел один из иудейских ученых и сказал: "О Мухаммад! Мы считаем, что Аллах [в день Воскресения ] разместит небеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды — на четвертом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — на шестом, и скажет: "Я — Царь". Пророк рассмеялся, соглашаясь со словами ученого, а затем прочитал аят: «Не ценили они Ал­лаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения...» (Аль Бухари 8/423 и 13/397, Муслим (2786), Ахмад 1/457, ат-Тирмизи [3239]).

 

В ривайе у Муслима говорится:...а горы и деревья — на седьмом. Он потрясет ими и скажет: «Я—Царь. Я— Аллах». (Муслим, 2786).

 

В ривайе же, приведенной аль-Бухари, говорится: «...разместит небеса на одном пальце, воды и богатства — на другом, а все ос­тальные Свои творения — на третьем...». (аль-Бухари, 4811, 7513).

 

Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные Ибн Умаром: «В день Воскресения Аллах свернет небеса и возьмет в Свою правую руку, а затем скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» Затем Он свернет все семь земель и возьмет их в левую руку и скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?»». (Муслим [2788]).

 

Ибн Аббас сказал: «Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно горчичному зернышку в руке одного из вас». (См. «Тафсир Ибн Джарир», 24/25). [В его иснаде Амр ибн Малик бин ан-Нукари, слабый передатчик и также в этом хадисе есть неизвестность (то, есть один из передатчиков неизвестен) (примечание к матн китабу ат-таухид, дару ль-Асар, первый выпуск)].

 

Ибн Джарир сказал: Йунус [ибн Абд аль-А'ла ] рассказал мне от Ибн Вахба от Ибн Зайда от его отца следующий хадис: "Посланник Аллаха сказал: Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси ) подобны семи дирхемам, брошенным в щит». (см.: «Тафсир Ибн Джарир», 3/10; Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама», 220). [В его иснаде матрук (человек пойманный на вранье) (примечание к матн китабу ат-таухид, дару ль-Асар, первый выпуск). Что касается Ибн Зайда, то его имя Абдуррахман ибн Зайд ибн Аслям он слабый передатчик. Это первый недостаток хадиса. Второй недостаток, что его отец Зайд бин Аслям является табиином (2 поколение после пророка - да благословит его Аллах и приветствует) и он не встречал пророка - да благословит его Аллах и приветствует -, но передает с его слов, такой хадис называется - мурсаль, из рязряда слабых. (слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)].

 

Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Престол по сравне­нию с Троном (аль-Арш ) похож на железное колечко, брошенное в бескрайней пустыне». (см.: «Тафсир Ибн Джарир», 3/10; Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама», 2/587. Ибн Абу Шайба и «аль-Асма' ва-с-Сифат» аль-Байхаки от Абу Зарра аль-Гифари). [В его иснаде матрук и разрыв (примечание к матн китабу ат-таухид, дару ль-Асар, первый выпуск). Ад-Даусари назвал его слабым (слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)].

 

Ибн Масуд передал: «Между первым и следующим небом — пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Престолом — пятьсот лет, а между Престолом и водой — также пятьсот лет. Трон же находится над водой, а Аллах — над Троном, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших*». Этот хадис приводится Ибн Махди от Хаммада ибн Саламы от Асима ибн Бахдали от Зирра ибн Хубайша от АбдуЛлахха ибн Масуда. Подобный же хадис приводит и аль-Масуди от Асима от Абу Ваила от АбдуЛлахха. Хафиз аз-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что этот хадис дошел до нас через большое количество цепочек.

 

Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб рассказывал: «Однажды посланник Аллаха сказал нам: Известно ли вам, каково расстояние между небом и землей? Мы ответили: "Это ведомо Аллаху и Его посланнику". Пророк сказал: Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего — также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над всем этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4723). (4724), (4725), ат-Тирмизи (33 17), Ибн Маджа (193) и Ахмад 1/206 и 207). [Аль-Альбани и другие ученые по хадису назвали его недостоверным (примечание к матн китабу ат-таухид, дару ль-Асар, первый выпуск)].

 

*[Из «Фатх аль-Маджид»]: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утверждал о высоком положении Аллаха над Троном — выше всех Его творений. Однако еретики заявляют, что внешний смысл подобных хадисов не отражает их истинного значения и что согласно им Творец, якобы, уподобляется Своим творениям. Если бы их слова были истиной, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно сообщил бы об этом своей общине. Однако Аллах довел Свою религию до совершенства уже при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и закончил Свою милость к рабам Своим: Его послание было доведено до людей. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и их последователи признавали все имена и качества Всевышнего, которыми Он описал Себя в Коране и которыми описал Его посланник Аллаха, да благословит его Ал­лах и приветствует.

Шейх-уль-Ислам Ахмад ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Книга Аллаха, от ее начала и до конца, Сунна Его пророка, изречения его сподвижников и их последователей, а также изречения других имамов буквально наполнены текстами, излагающими и подтверждающими то, что Всевышний Аллах находится выше всех, над Троном, над Небесами, что Он вознесся на Трон. Ибо Всевышний сказал: «К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает...» (Ангелы, 10). Все­вышний также сказал: «О Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе» (Семейство Имрана, 55). Всевышний также сказал: «...Аллах вознес его к Себе…» (Женщины, 158). Он также сказал: «...От Аллаха, Владыки ступеней: восходят ангелы и Дух к Нему...» (Ступени, 3—4). Аллах также ска­зал: «Он низводит Свое повеление с Неба на Землю, а потом оно взойдет к Нему...» (Поклон, 5).

Всевышний также сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними...». (Пчелы, 50). Аллах также сказал: «Он — Тот, Который сотворил для вас все, что на Земле, а потом вознесся к Небу и устроил его из семи небес...» (Корова, 29). Он сказал: «Поистине, Господь ваш —'Ал­лах, который создал Небеса и Землю в шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он покрывает ночью день, который непрестанно за ней движется... И солнце, и луну, и звезды, подчиненные Его власти. Поистине, Ему принадлежит создание и власть. Благословен Аллах, Господь ми-ров!» (Преграды, 54). Всевышний также сказал: «Поистине, Господь ваш

— Аллах, Который сотворил Небеса и Землю в шесть дней, потом воз­несся на Трон, управляя Своим делом. Нет заступника [пред Ним] иначе, как после Его позволения...» (Йунус, 3). В этом аяте Он упомянул две составляющие таухида [таухид господства и таухид имен и качеств Аллаха].

Всевышний также сказал: «Аллах — Тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели, потом утвердился на Троне...» (Гром, 2). Он также сказал: «...ниспосланием от Того, Кто создал Землю и Небеса вышние. Милосердный утвердился на Троне...» (Та Ха, 4—5). Всевыш­ний Аллах также сказал: «И уповай на Живого, Который не умирает, и возноси Ему хвалу — Он достаточно знает о грехах рабов Своих — Ко­торый сотворил Небеса, Землю и то, что между ними, в шесть дней, а потом утвердился на Троне — Милосердный, спроси о нем сведущего!» (Различение, 58—59). Всевышний также сказал: «Аллах Тот, Который со­творил Небеса, Землю и то, что между ними, в шесть дней, а потом ут­вердился на Троне. Нет у вас помимо Него покровителя и заступника. Не размыслите ли вы об этом? Он низводит Свое повеление с Неба на Землю, а потом оно взойдет к Нему в некий день, протяжение которого — тысяча лет по тому, как вы считаете» (Поклон, 4—5). Он также ска­зал: «Он — Тот, Кто сотворил Небеса и Землю в шесть дней, а потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается в него. Он с вами, где бы вы ни были: Аллах видит то, что вы делаете!» (Железо, 4). В этом аяте Он сообщил о Своем всеобъемлющем знании, о Своем абсолютном могуществе, о Своем всеведении.

Всевышний также сказал: «Неужели вы не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может велеть земле поглотить вас, тогда как она уже колеблется? Или не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может наслать на вас вихрь — и тогда вы узнаете, каково Мое увещание?» (Власть, 16—17). Он также сказал: «Не подходит к ней [Книге Аллаха] ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание Мудрого, Достохвального». (Разъяснены, 42). Он также ска­зал: «Ниспослание Книги от Аллаха Всесильного, Мудрого» (Колено преклоненная, 2). А также: «Сказал Фир'аун: "О Хаман, выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей — путей небес и поднимусь К Богу Мусы: я ведь думаю, что он лжец"...» (Верующий, 36).

Хафиз аз-Захаби в своем труде «Китаб аль-Улу» привел следующие слова,,жены посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы об аяте «Милосердный — Он утвердился на Троне». (Та Ха, 5). «Утверждение на Троне известно, но как — не доступно разуму. Признание этого — вера, а отрицание — неверие».

Суфйан ибн Уйайна сказал: «Когда Рабиа ибн Абу Абдуррахмана спросили: «Какова сущность утверждения на Троне», — он ответил: «Утверждение известно, но как — не доступно разуму. От Аллаха — послание, на Посланнике — извещение, а на нас — вера».

Иахйа ибн Иахйа рассказывал, что когда к имаму Малику зашел один человек и спросил: «О Абу АбдуЛлах! "Милосердный утвердил­ся на Троне". А как Он утвердился? — Имам сказал: «Утверждение— известно, но как — не доступно разуму. Вера в это обязательна, а подобный вопрос — ересь».

Муджахид сказал: «"Утвердился" означает "возвысился на Трон"». Исхак ибн Рахавийа слышал от нескольких толкователей, что «Милосердный утвердился на Троне» означает «поднялся».

Али ибн Хусейн ибн Шакик рассказывал, что Ибн Мубарак, когда его спросили: «Как нам узнать нашего Господа?», ответил: «Узнав то, что Он — над седьмым небом, над Троном, отделен от Своих творений». Абу Умар ат-Талманки в своем труде «Китаб аль-Усуль» писал: «Мусульмане — приверженцы Сунны — единодушны в том, что Аллах утвердился на Троне Своей сущностью». Там же он ска­зал: «Приверженцы Сунны также единодушны в том, что Всевышний Аллах утвердился на Троне в действительности, а не метафорически». Далее он привел слова имама Малика: «Аллах на Небе, но Его знание — повсюду». Объясняя же значение высказывания Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были...» и тому подобных аятов Корана, он сказал: «Это Его знание. Сам же Аллах находится над небесами Своей сущностью, вознесся на Свой Трон таким образом, каким пожелал».

Хафиз аз-Захаби сказал: «Впервые взгляды, отрицающие то, что Аллах находится над Троном, начал распространять аль-Джа'д ибн Дирхам. Вместе с этим он отрицал все качества [Аллаха ]. Его казнил Халид ибн АбдуЛлах аль-Касри, и это хорошо известная история. Взгляды его заимствовал имам джахмитов аль-Джахм ибн Сафван. Он обнародовал их и обосновал сомнительными доводами. Произошло это в конце эпохи последователей (сподвижников посланника Аллаха ['аср ат-таби'ин) ], и имамы того времени опровергли его взгляды. Среди них — аль-Аузаи, Абу Ханифа, Малик, ал-Лейс ибн Саад, ас-Саури, Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн Мубарак, а также праведные имамы последующих поколений».

Имам аш-Шафии сказал: «Аллаху присущи имена и качества, и никому не позволительно отвергать их. Кто продолжает противоречить этому после доведения до него доказательств, является неверным. Если же он настаивает на этом до представления ему доказа­тельств, то у него есть оправдание неведением. Мы подтверждаем эти качества и отвергаем их уподобление [качествам творений ], как отверг это от Себя Всевышний, сказав: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11)».

 

 

Здравое слово о 67 главе (От шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади):

«Данной главой автор, да смилостивится над ним Аллах, завершил свою книгу.

Он указал на тексты, свидетельствующие о величии Великого Господа, Его славе, великолепии и подчинении всех творений Его могуществу. Такие великие свойства и совершенные качества являются наилучшим свидетельством и доказательством того, что только Один Аллах может быть истинным объектом поклонения.

Только Ему, Достойному всей хвалы, следует полностью подчиняться, возвеличивать Его, питать к Нему бесконечную любовь и обожествлять только Его. Он Один является Истиной, а все иное — ложь. В этом состоит сущность таухида, его дух и секрет искренней преданности.

Испросим же Аллаха, чтобы Он преисполнил наши сердца знанием Его, любовью к Нему и раскаянием пред Ним, ибо Он — Щедрый и Великодушный.

Это — последний краткий комментарий к «Книге таухида», разъясняющий ее цели. В этой книге были затронуты очень важные вопросы, касающиеся таухида. Она содержит полезные разделы и подробности, необходимые желающим углубиться в эту сферу, представляющую собой первооснову всех других наук». [Конец слов шейха Ас-Саади].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Смысл высказывания Всевышнего «...а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его...» (Толпы, 67).

2. Эти и подобные им знания еще сохранялись у иудеев, живших во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые тогда еще' не отрицали этого и не занимались их аллегорическим толкованием.

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил истинность того, что рассказал ему ученый, а Аллах удостоверил это ниспосланным аятом.

4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся, когда услышал то великое знание, которое раскрыл ему ученый.

5. Упоминание о наличии у Аллаха двух рук и размещении Им всех небес в правой руке, а всех земель — в левой.

6. Упоминание о том, что вторая рука называется левой.

7. Упоминание в хадисе о высокомерных и заносчивых людях.

8. Слова Ибн Аббаса: «...подобно горчичному зернышку в руке одного из вас».

9. Величие Престола по отношению к небу.

10. Величие Трона по отношению к Престолу.

11. Трон является чем-то отличным от Престола и воды.

12. Расстояние между каждым небом и следующим.

13. Расстояние между седьмым небом и Престолом.

14. Расстояние между Престолом и водой.

15. Трон находится над водой.

16. Аллах находится над Троном.

17. Расстояние между небом и землей.

18. Каждое из небес простирается на расстояние в пятьсот лет.

19. Глубина моря, находящегося над небесами, составляет пятьсот лет, хотя Всевышнему и Всемогущему Аллаху все' это ведомо намного лучше.

 

Хвала Аллаху — Господу всех миров!И да благословит Аллах господина нашегоМухаммада, его семью и всехего сподвижников!

 

__________________________________________

 

Приложение. Арабские теологические термины.

 

Акида — комплекс вероубеждений.

Аллама — выдающийся ученый.

аль-Исра' — ночной перенос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с архангелом Джибрилем из Мекки в Иерусалим.

Арафат — гора в 20 километрах от Мекки, посещение которой является одной из основных составляющих Хаджа. День Арафата — день посещения этой горы, девятое число месяца зуль-хиджжа.

Ахль аль-Бейт — члены семьи и жены святого Пророка, да бла­гословит его Аллах и приветствует.

Аят — стих Священного Корана.

Бид'а — ересь, нововведение в религии.

Джахилиййа — эпоха доисламского невежества (язычества).

Джибриль — архангел, отвечающий за сообщение откровения Аллаха пророкам.

Джизья — подушный или земельный налог, взимаемый с не мусульман, живущих на территории мусульманского государства.

Джихад — Священная война во имя утверждения Слова Аллаха. Джихад ведется исходя из возможностей: жизнью, имуществом, словом. Существует несколько видов Джихада: против Шайтана, против души, против неверных, против лицемеров. Джихад является вершиной столпов религии и продлится до дня Воскресения.

Ду'а — мольба, взывание к Аллаху.

Закят — третий столп Ислама: налог, взимаемый раз в году с мусульман, владеющих определенным имуществом.

Иджтихад — достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.

Имам — 1. Почетный титул крупнейших религиозных авторитетов, основателей мазхабов и т.д. 2. Глава мусульманской общины. 3. Руководитель общим Намазом, чаще всего в мечети.

Иман — вера.

Ислам — (от араб. «покорность») — последняя и совершенная религия Аллаха, ниспосланная Им Своим рабам через Своего по­сланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Иснад — цепочка ученых (рави), передающих хадис от послан­ника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, последующим поколениям.

Ихлас — искренность, очищение веры пред Аллахом.

Ихсан — высокая степень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллаха так, как будто он видит Его. Ибо даже если он не видит Его, он знает, что Аллах видит его.

Кафир — неверный.

Куфр — неверие; бывает двух видов: великое и малое. Великое неверие является причиной вечного пребывания человека в Аду.

Кибла — направление на Дом Аллаха Каабу в Заповедной мече­ти города Мекки, в сторону которой мусульмане совершают Намаз.

Макрух — нежелательное (действие и т.п.).

Мазхаб — (от араб. «доктрина, школа») — религиозное учение в области мусульманского права, основанное на разработках выдающихся имамов. Наиболее распространенными мазхабами являются мазхабы имамов Ахмада ибн Ханбаля, аш-Шафии, Абу Ханифы и Малика ибн Анаса.

Мубах — свободное, нейтральное (действие и т.п.).

Муваххид — приверженец таухида.

Муджтахид — ученый, достигший уровня иджтихада.

Мустахабб — (или мандуб) желательное, одобряемое (действие и т.п.)

Муфтий — ученый — знаток Шариата, дающий разъяснение его основных положений и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фетвы), основываясь на принципах Шариата и прецедентах.

Мухаддис — ученый, глубоко изучивший науку о хадисах.

Мушрик — многобожник; человек, приобщающий к Аллаху равных, совершающий великий ширк.

Рави — ученый, передающий хадис. Рави может быть достойным доверия, слабым и др.

Ривайа — вариант хадиса.

Рийа — показуха, разновидность малого ширка.

Салафы — (или ас-салаф ас-салих) — праведные предки, к которым относятся сподвижники посланника Аллаха, их последователи (таби'ун) и праведные мусульманские ученые.

Салат — то же, что и Намаз, — второй столп Ислама; совершается пять раз в день. Это Намазы: «аль-фаджр» (утренний), «аз-зухр» (полуденный), «аль-'аср» (послеполуденный), «аль-магриб» (вечерний) и аль-'иша (ночной).

Саум — четвертый столп Ислама: пост, предписанный в месяце Рамадан.

Сахаба — сподвижники посланника Аллаха, да будет доволен ими Аллах.

Сунна — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, а также его высказывания; считается дополнением к Корану.

Таби'ун — последователи, ученики сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Таухид — признание Единственности Аллаха в поклонении, господстве и обладании прекрасными именами и качествами.

Умра — малое паломничество.

Факих — 1) ученый в области мусульманского права; 2) чтец Корана.

Фетва — решение муфтия о соответствии того или иного действия, явления Корану и Шариату.

Фикх — мусульманское право.

Хадж — пятый столп Ислама: большое паломничество в Мекку в месяце зуль-хиджжа.

Хадис — рассказ, содержащий слова посланника Аллаха, да бла­гословит его Аллах и приветствует, или описывающий его жизнь и деяния, переданный через цепочку ученых-мухаддисов (иснад). Ха­дисы бывают достоверными, хорошими, слабыми, выдуманными и др. К разрешению юридических вопросов и вопросов акиды принимаются только достоверные и хорошие хадисы.

Халаль — разрешенное, законное (действие и т.п.)

Харам — запрещенное, незаконное (действие и т.п.)

Хафиз — 1) ученый-мухаддис, знающий наизусть 100 000 ривай хадисов вместе с иснадом каждого хадиса; 2) ученый, знающий наи­зусть весь Коран

Хиджра — вынужденное переселение мусульман из Мекки в Медину в 622 г. Это явилось новой вехой в истории Ислама, поэтому мусульманское летосчисление начинается с даты переселения самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветству­ет, (15—16 июля 622 г.).

Хукм — религиозное постановление, положение.

Шариат — (или Шариат аль-Ислам) религиозный устав (законоположение), который основывается на Священном Коране и достоверной Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Шахада — свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха».

Ширк — приобщение к Аллаху равных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.088 с.)