Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 37. Стремление человека совершать праведное дело ради мирских благ является ширком.

Поиск

 

[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто желает жизни ближней и ее услад, Мы полностью воздадим в ней за дела их, и не будут они здесь обделены. Это — те, для которых в Будущей жизни нет ничего, кроме Огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили!»*(Худ, 15—16).

 

*[Из «Фатх аль-Маджид»]: Совершение религиозных обрядов ради достижения мирских благ яв­ляется ширком, противоречащим предписанному Аллахом обязательному совершенству таухида, и уничтожает деяния раба Аллаха. Это хуже и опаснее показухи, поскольку стремление к мирским благам преобладает во многих делах, а показуха в большинстве случаев проявляется лишь иногда и не является продолжительным чувством. Истинный верующий должен остерегаться обоих этих деяний.

Катада сказал: «Тому, чьей заботой, предметом желаний и стремлением является мирская жизнь, Аллах воздаст за благие дела в этом мире, и в Бу­дущей жизни у него не останется благих дел, за которые он может быть вознагражден. А верующий получает вознаграждение за благие дела как в мирской жизни, так и в Будущей» (из тафсира Ибн Джарира ат-Табари).

Салафы упоминали несколько видов дел, относящихся к приведенному выше аяту и которые широко распространены среди людей.

1. Праведные дела — милостыня, Намаз, поддержание родственных связей, благое отношение к людям, отказ от несправедливости — это совершаемые многими людьми искренне ради Аллаха поступки, но в то же время это делается не ради вознаграждения Аллаха в Будущей жизни, а ра­ди Его награды в этом мире — сохранения и приумножения их имущества, благополучия их семей и детей. Они не стараются попасть в Рай и избежать Огня, и Аллах воздает им полностью в этом мире, однако в Будущей жизни они не имеют никакой доли. О подобных делах сообщил Ибн Аббас.

2. Человек внешне совершает праведное дело, однако его намерением является только показуха перед людьми. Этот вид хуже и опаснее первого. Такой человек вообще не ищет вознаграждения в Будущей жизни. Об этом виде дел сообщил Муджахид.

3. Праведное дело, совершаемое ради материальных ценностей, например, большое паломничество с целью извлечения прибыли, переселение к мусульманам (Хиджра) ради мирских благ или женитьбы, Джихад ради трофеев, изучение науки с целью получения выгоды или открытия школы, изучение Священного Корана и прилежание в Намазе ради получения должности в мечети. Это является широко распространенным явлением.

4. Человек повинуется Аллаху, искренне совершая дела только ради Него Одного, однако совершает великое неверие, выводящее его из Ислама. К подобным людям относятся иудеи и христиане, даже если они поклоняются только Аллаху, дают милостыню и соблюдают пост только ради Него, желая благ в Будущей жизни, а также мусульмане, если они совершают великое неверие или ширк, полностью выводящие их из Ислама. Об этом виде сообщил Анас ибн Малик и другие, и салафы очень боялись это-го. Они говорили: «Если бы я знал, что Аллах принял от меня хотя бы один земной поклон, то пожелал бы смерти, ибо Всевышний Аллах сказал: "Ведь Аллах принимает только от богобоязненных" (Трапеза, 27).

Абу Хурайра сказал: «Я расскажу вам хадис, рассказанный мне посланником Аллаха в этом доме, когда в нем не было никого, кроме меня и его», и вдруг упал без чувств. Придя в себя, он повторил: «Я расскажу вам хадис, рассказанный мне посланником Аллаха в этом доме, когда в нем не было никого, кроме меня и его», — а затем вновь потерял сознание, упав на лицо, словно подкошенный, и это продолжалось довольно долго. Затем он пришел в себя и сказал:

«Посланник Аллаха рассказал мне, что в день Воскресения Всевышний и Благословенный Аллах спустится к Своим рабам для вершения Суда, в то время как все общины будут опущены на колени. И первыми, кого Он позовет, будут те, кто выучил наизусть весь Коран, кто погиб на пути Аллаха и кто владел большим имуществом. Всевышний и Благословенный Аллах спросит чтеца Корана: "Не научил ли Я тебя тому, что ниспослал Своему посланнику?" Он ответит: "Да, о Господь!" Он спросит: " Что же ты сделал из того, чему Я тебя научил?" Он ответит: "Я выстаивал Намаз ночью и днем". И скажет ему Аллах: "Ты лжешь!" И скажут ему ангелы: "Ты лжешь!" Аллах скажет ему: "Ты хотел, чтобы сказали: 'Такой-то чтец Ко­рана', — и это уже сказано".

Затем приведут владельца имущества, и Аллах спросит его: "Не увеличил ли я твое богатство, пока не сделал тебя не нуждающимся ни в ком?" Он ответит: "Да, о Господь!" Он спросит: "А что ты сделал из того, что пришло к тебе?" Он ответит: "Я поддерживал родственные связи и делал пожертвования". И скажет ему Аллах: "Ты лжешь!" И скажут ему ангелы: "Ты лжешь!" Аллах скажет ему: "Ты хотел, чтобы люди сказали: 'Такой-то — щедрый', — и это уже сказано".

Затем приведут того, кто погиб на пути Аллаха, и Аллах спросит его: "За что ты погиб?" Он ответит: "Мне было приказано воевать на Твоем пу­ти, и я воевал, пока не погиб". И скажет ему Аллах: "Ты лжешь!" И скажут ему ангелы: "Ты лжешь!" Аллах скажет ему: "Ты хотел, чтобы о тебе ска­зали: 'Такой-то — смелый, — и это уже сказано".

После этого посланник Аллаха похлопал меня по колену и сказал: "0 Абу Хурайра! Эти трое — первые творения Аллаха, которыми возгорится Огонь в день Воскресения"» (ат-Тирмизи (2383), Ибн Хиббан (4502), аль-Хаким 1/418 и 419. Аль-Хаким назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби). [Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

 

[Пишет автор книги]: В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Абу Хурайры: Посланник Аллаха сказал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб одежды, несчастен раб убранства! Он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то сердится. Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он ее!Туба* — тому, кто держится за узду своего коня на пути Ал­лаха, с растрепанными волосами и запыленными ногами. Если он несет службу на заставе, то делает это должным образом, а ес­ли он в арьергарде, то служит по-настоящему. Когда он испрашивает разрешения, он не получают его, а когда заступается, его заступничество не принимается**». (Аль-Бухари 6/61 и, в сокращенной форме, 11/216; Ибн Маджа).

 

*[Из «Фатх аль-Маджид»]: Туба — это дерево в Раю. Абу Саид аль-Худри рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Туба — тому, кто видел меня и уверовал. Туба, еще туба и еще туба — тому, кто уверовал в меня, не видев меня». (Ахмад и Ибн Хиббан. Аль-Албани назвал этот ха­дис достоверным в «Сахих аль-Джами' ас-Сагир ва Зийадатух» 3923).

Абу Хурайра рассказывал, что однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Что такое туба?» Он ответил: «Это — дерево в Раю длиною в сто лет» (Аль-Бухари 6/233 и 8/481, Муслим (2826)). Этот же хадис рассказывали Сахль ибн Саад, Абу Саид аль-Худри. В рассказе у Муслима (2828) от последнего говорится: «В Раю есть дерево, в тени которого всадник скачет сто лет, и оно не кончается». Абу ас-Саадат же сказал: «Туба — это одно из названий Рая».

Вахб ибн Мунаббих, да смилостивится над ним Аллах, рассказывал: «Поистине, в Раю есть дерево, называемое туба, в тени которого всадник скачет сто лет, и оно не кончается. Цветы его — покрывала, листья — аба, ветви — амбра. Долина, в которой оно растет, — из яхонта, земля ее' — камфара, глина же ее — мускус. А из-под корней его вытекают реки — винные, молочные и медовые.

И когда собраны будут обитатели Рая, к ним придут ангелы их Господа, ведя за золотые узды породистых лошадей, которые будут подобны источникам света от их красоты, а гривы — подобны шелку от их нежности. На них будут седла из яхонта, бока их — из золота, а попоны — из тафты и парчи. Когда они остановятся, ангелы скажут обитателям Рая: "Господь ваш послал нас за вами, чтобы вы навестили Его и приветствовали". Они сядут верхом на лошадей, а лошади те быстрее птиц и удобнее постелей. Рысью, без всякой усталости будет скакать всадник рядом со своим братом, разговаривая с ним и беседуя по душам.

Когда же прибудут они к Милостивому, Милосердному, снимет Он покрывала со Своего Благородного лика, и они посмотрят на Него. Увидев Его, они скажут: "О Аллах! Ты свободен от всякого несовершенства и от Тебя исходит мир! Благословен Ты, о Обладатель величия и почета!" Всевышний и Благословенный Аллах скажет им: "Да, Я свободен от всякого несовершенства, и о Меня исходит мир. Вы же заслужили Мою милость и Мою любовь. Добро пожаловать, о Мои рабы, которые боялись Меня, не видя Меня, и подчинились Моему повелению". Тогда они скажут: "Господь наш! Мы не поклонялись Тебе достойно Тебя, не ценили Тебя достойно Тебя, позволь же нам пасть ниц пред Тобой!" Аллах скажет им: "Поистине, эта обитель не для тяжелого труда и поклонения, это — обитель власти и блаженства. Я избавил вас от труда поклоняться, потому просите Меня о чем пожелаете, и каждый получит то, что восхочет". И они попросят у Него столько, что пожелавший самое малое скажет: "О Господь! Обитатели Земли соперничали друг с другом в достижении мирских благ, однако им все время казалось мало. О Господь! Дай мне все" то, что было в земном мире с того дня, как Ты сотворил его, вплоть до его конца". Всевышний Аллах скажет: "Сегодня ты ограничил свои желания и попросил менее того, чего ты достоин. Тебе от Меня то, что ты возжелал, и Я одарю тебя достойным Меня образом, ибо Мои дары не тягостны Мне и не скупы". Затем Он ска­жет: "Покажите Моим рабам то, что не объяли их желания и что не пришло им на ум".

И покажут им такие блага, что будут исчерпаны все желания, которые были у них в душе. Среди того, что им покажут, будут аргамаки с ярмами, на каждых из четырех из которых будет ложе из яхонта. Над каждым ложем будет возвышаться шатер из золота. В каждом из шатров — по одному ковру из высоких райских ковров. В каждом из шатров — по две девушки из черноглазых райских обитательниц. На каждой девушке — по два покрывала из райских покрывал. И нет в Раю цвета, которого нет на них, и прекрасного запаха, которым бы они не благоухали. Свет их лиц проникает сквозь толщу шатра, так что смотрящий на них думает, что они вне его. Костный мозг их виден сквозь голень подобно белой нити внутри рубина. Эти девушки считают, что их супруг превосходит других так же, как солнце превосходит камень, или даже больше. Он думает о них так же, а затем входит к ним, и тогда те приветствуют его, целуют, обнимают и говорят: "Клянемся Аллахом, мы не думали, что Аллах создаст подобного тебе". За­тем Всевышний Аллах приказывает ангелам провести их строем по Раю, пока каждый из них не достигнет обители, приготовленной для него» (Ибн Джарир; хадис удивительный (гариб) и очень странный).

 

** Смысл этих слов: если он просит у правителя чего-либо, он не получает на это разрешения, поскольку не занимает особого положения среди его приближенных, да и не стремится к тому, желая вознаграждения только от Аллаха. Если же он заступается за кого-либо перед правителем — в том, что любит Аллах, — его ходатайство отклоняется по той же причине.

Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Пророк назвал его рабом динара, рабом дирхема, рабом одежды и рабом убранства и проклял его, сказав: "Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он ее!" В такой ситуации находится человек, которого постигает зло, однако он не может освободиться от него и не может преуспеть, поскольку он несчастен и опрокинулся с ног на голову. Он не достигает желаемого и не избавляется от зла, и именно таково положение поклоняющегося имуществу. "Он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то сердится". Всевышний сказал: «Среди них есть и такие, что клевещут на тебя из-за милостыни. Если им дано что-нибудь из нее, то они довольны, а если не дано, то они сердятся» (Покаяние, 58). Однако доволен он не Аллахом, и даже сердится не на Аллаха: он доволен, если приобретает это, и гневается, если не приобретает. Он является рабом собственных страстей, поскольку рабство в действительности представляет собой рабство души. Человек является рабом того, что поработило его душу».

 

Ибн Теймийа продолжил далее: «В таком же положении находится и жаждущий имущества. И если это овладело его душой, то обстоятельства этого можно разделить на два вида:

1) Когда человек нуждается в нем так же, как он нуждается в еде, питье, женитьбе, жилище и тому подобном, желая и прося его от Аллаха. Человек использует это имущество при необходимости, как, например, осла, на котором он ездит, или ковер, на котором он сидит, не становясь при этом его рабом и не жаждая мирских услад;

2) Когда же раб не нуждается в нем, необходимо, чтобы его сердце не привязывалось к этому. Если же оно привяжется к подобному имуществу, то он может превратиться в порабощенного им, и, возможно, станет покло­няться и полагаться на него вместо Аллаха. Вместе с этим не останется ни подлинного рабства в поклонении Аллаху, ни подлинного упования на Не­го. Это — один из видов поклонения не Аллаху и один из видов упования не на Аллаха. Такой человек наиболее заслуживает слов: "Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб одежды, несчастен раб уб­ранства!" Он является рабом этих обстоятельств, даже если просит их от Аллаха, и если Аллах одаряет его, он доволен этим, а если Он лишает его, он гневается. Однако же истинным рабом Аллаха является только тот, кто любит то, что любят Аллах и Его посланник, ненавидит то, что ненавидят Аллах и Его посланник, кто дружит с угодниками Аллахами и враждует с врагами Аллаха. Только он усовершенствовал свою веру».

[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

 

 

Здравое слово о 36-37 главе (От шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади):

«Следует знать, что искренняя преданность Аллаху (аль-ихлас) является основой религии, духом таухида и истинным поклонением. Суть этой искренности состоит в том, что человек всеми своими действиями стремится к лику Аллаха, Его награде, Его милости. При этом раб Аллаха действует на основе шести столпов веры и пяти основных религиозных положений Ислама. Он руководствуется также истинными проявлениями веры, которые воплощаются в очищении веры при исполнении религиозных обязанностей. Он соблюдает права Аллаха и права Его рабов, искренне стремясь всем этим к Аллаху и Будущей жизни. При всем этом раб Аллаха не проявляет двуличия, не стремится к популярности, власти или мирским благам, совершенствуя этим свою веру и таухид.

В величайшем противоречии с этим находится показуха людей (ар-рийа'), то есть их действия, совершенные исключительно ради похвалы людей, личного самовозвеличивания или достижения сугубо мирских благ. Все это совершенно противоречит искренности ве­ры и дискредитирует принцип таухида.

Суть показухи можно раскрыть следующим образом:

— если человек делает что-либо, чтобы показать себя перед кем-то из людей и упорствует в этой своей порочной цели, то его деяния обречены на провал: сам он совершает малый ширк, однако существует опасность перехода его в ширк великий;

— если человек совершает что-нибудь, стремясь к лику Аллаха, но вместе с тем желая показать себя перед людьми, не избавляясь в последующем от этого, то, как свидетельствуют имеющиеся священные тексты, все его действия также будут безуспешными;

— если же человек делает что-то, побуждаемый исключительно стремлением к довольству Аллаха, однако во время совершения это­го действия у него возникает желание показать себя перед людьми, то, если он затем прогонит его и восстановит искренность своей ве­ры пред Аллахом, ему не грозит вред. Если же он смирится с этим грехом и не будет чувствовать беспокойства, то его деяния будут несовершенными, половинчатыми, а вера и преданность ослабнут настолько, насколько показуха укоренится в его сердце. Показуха будет препятствовать действиям человека, направленным к Аллаху, омрачая их.

Показуха является серьезным недугом, требующим интенсивного лечения, упорного воспитания в душе искренности и стойкости в противостоянии ее вредному влиянию и корыстным целям, испрашивая у Аллаха помощи в борьбе с этим пороком. Быть может, Аллах очистит веру Своего раба и вознаградит его таухидом.

Что же касается совершения праведных дел ради мирских благ, то если раб Аллаха преследует исключительно такую цель, совер­шенно не стремясь к Аллаху и Будущей жизни, то не будет ему доли после смерти. Такого рода действия совершенно не свойственны верующему, ибо даже тот, кто имеет слабую веру, стремится к Аллаху и блаженству в Будущей жизни.

Если же действия человека в равной или близкой степени направлены как к Аллаху, так и на достижение мирских целей, то его вера, таухид и искренность несовершенны, даже если он верующий. Соответственно несовершенными и половинчатыми являются и его деяния, поскольку этот человек не полностью очистил свою веру пред Аллахом.

Иногда деятельность человека целиком посвящена только Одному Аллаху, и он полностью искренен в этом, однако за свою работу он берет определенную плату, которая используется в его дальнейшей деятельности ради религии. Это сходно с тем, как оплачиваются добрые дела, например, муджахид получает за Джихад трофеи или продовольствие; мечети, школы и деятельность людей на религиоз­ных должностях финансируются вакуфным министерством. Взимание такой платы не наносит ущерба вере раба Аллаха и его таухиду, поскольку подобная деятельность не преследует своей целью дос­тижение мирских благ, а направлена на благо религии и ее укрепление. Именно поэтому Аллах узаконил выплату средств из закята, трофеев и других религиозных доходов тем, кто занимает религиозные и полезные общественные должности, разъяснив подробности этого.

Данное пояснение преследует целью доведение до читателя раз-личных аспектов данной важной проблемы, чтобы у него сложилось ясное представление об этом. Хотя Аллаху это ведомо лучше». [Конец слов шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Желание человека обрести мирские блага за счет содеянного им для Будущей жизни.

2. Смысл аятов 15—16 из суры «Худ».

3. Именование мусульманина выражениями «раб динара», «раб дирхема», «раб убранства».

4. Разъяснение этого тем, что «он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то сердится».

5. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову!»

6. Его высказывание: «Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он ей!»

7. Восхваление муджахида, обладающего указанными в этой главе качествами.

___________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.009 с.)