Глава 40. О тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 40. О тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха.



 

[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «...Они не веруют в Милосердного. Скажи: "Он — Господь мой! Нет божества, кроме Него. На Него я уповаю, и к Нему мое обращение!"»* (Гром, 30).

*[Из «Фатх аль-Маджид»]: Всевышний Аллах так описал Себя в Своей совершенной Книге: «Он — Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Восхваляет Его все, что в Небесах и на Земле. Он — Всесильный, Мудрый!» (Собрание, 24).

Верующий в Аллаха должен признавать все имена и качества Господа, которыми Он описал Себя в Коране и которыми описал Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Только тогда его вера будет пра-вильной и совершенной.

Вначале имена Всевышнего Аллаха не признавали только мушрики. Позднее подобные порочные убеждения стали распространяться и среди неграмотных мусульман. Причиной этого стало распространение ереси и отклонение от правильного понимания религии, унаследованного от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свойственной его праведным сподвижникам, да будет доволен ими Аллах. Один из основоположников мутазилизма Василь ибн Ата (699—748) интерпретировал атрибуты и качества Аллаха в символическом смысле. Так, атрибут «рука Аллаха», он трактовал как «власть, могущество Аллаха». Основоположник джахмизма аль-Джахм ибн Сафван (казнен в 745 г.) и его последователи отрицали большинство качеств Аллаха, основываясь на ложных убеждениях. Они полагали, что эти качества являются качествами, присущими плоти, и обладающий ими должен иметь плоть. Джахмиты признавали только те качества Аллаха, которыми не наделены Его творения, считали Коран сотворенным, отрицали возможность лицезреть Аллаха в Раю, проповедовали безусловное предопределение Аллахом деяний людей без возможности выбора. За их порочные убеждения, противоречащие Священному Корану и Сунне, многие салафы считали их неверными.

Подобная ересь джахмитов, муаттилитов, муътазилитов, ашаритов и им подобных была опровергнута многими учеными, среди которых — имам Ахмад ибн Ханбаль, Абд аль-Азиз аль-Канани, Абу АбдуЛлах аль-Марузи, Абу Саид ад-Дарими и др.

Приверженцы Сунны утверждают сущность Аллаха, не уподобляя ее сущности Его творений, утверждают обладание Аллахом всеми качествами совершенства, упомянутыми в Коране и Сунне, не уподобляя их качествам Его творений, ибо они полностью уверовали в Книгу Аллаха и Сунну Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Это — здоровые вероубеждения, с которыми был послан пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые распространяли его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, их последовали и праведные мусульманские имамы.

[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

 

[Пишет автор книги]: В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис: «Али сказал: "Рассказывайте людям то, что они понимают. Разве хотите вы, чтобы Аллах и Его посланник были отвергнуты?"»* (Аль-Бухари, 1/199).

[аль-Бухари приводит его как муалляк (то есть не упоминает шейх и больше, из разряда слабых) (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)/ Есть с подобным смыслом хадис: Сообщил Ибн Вахб, сказав: «Мне сообщил Юнус от Ибн Шихаба, от Убайдуллы Ибн АбдуЛлаха Ибн ‘Утбы, что АбдуЛлах Ибн Мас’уд, сказал: «Не смей пересказывать народу такой хадис, который не постигают их умы, а иначе он станет для них бедой». Сахих Муслим].

 

*[Из «Фатх аль-Маджид»]: Когда вера людей стала ослабевать, а знание религии и ее правильное понимание — искажаться, среди мусульман начали распространяться ложные вероубеждения, ересь и множество недостоверных хадисов, рассказываемых от имени посланника Аллаха. Наибольшую опасность представляли порочные вероубеждения, основанные на ложных толкованиях имен и качеств Аллаха, потому что они изменяли правильное представление о Нем, что непосредственно подрывало таухид Его имен и качеств. Предвидя это, Али ибн Абу Талиб призывал богобоязненных мусульман до конца прояснять религию для людей, чтобы была отвергнута ложь и сохранена чистота религии Аллаха. [Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

 

 

[Пишет автор книги]: Абд ар-Раззак передал от Мамара [ибн Рашида ] от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн Аббас рассказывал: «Я видел человека, который резко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис от Пророка по поводу качеств Аллаха. Я спросил: "Что пугает их? Они готовы растрогаться, слыша ясные аяты, однако гибнут от иносказательных?"**». (Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что иснад этого хадиса достоверен).

 

**[Из «Фатх аль-Маджид»]: Всевышний Аллах сказал: «Он тот — Тот, Кто ниспослал тебе эту Книгу: в ней есть аяты, ясные по смыслу, они — Матерь Книги; а другие — иносказательные. Те же, в сердцах которых уклонение, следуют за тем, что иносказательно, домогаясь смуты и домогаясь толкования этого. Не знает ее толкования никто, кроме Аллаха! Сведующие же в знании говорят: "Мы уверовали в это; все — от нашего Господа!" Ведь размышляют только обладатели разума!» (Семейство Имрана, 7).

Вышеприведенные слова Ибн Аббаса означают, что сердца некоторых людей смягчаются и они начинают испытывать страх пред Аллахом, когда слышат ясные по смыслу аяты Корана. Однако они начинают возмущаться, когда слышат аяты или хадисы о качествах Аллаха, которые они не могут понять или постичь разумом, что в итоге приводит к тому, что они начина­ют отрицать их. Таким образом, они лишаются той веры, которую Всевышний Аллах обязал иметь Своим рабам, поскольку они не выполнили обязательного предписания Аллаха — не уверовали в те аяты Корана, значения которых они не поняли. Они подобны тем, о ком сказал Всевышний: «Неужели вы уверовали в одну часть Книги, а другую ее часть отвергаете?» (Корова, 85). Они не спаслись от неверия и впали в ересь, ибо спастись от него может лишь тот, кто уверует в Книгу Аллаха целиком и не усомнится в ее истинности.

[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

 

[Пишет автор книги]: Когда курайшиты услышали упоминание посланника Ал­лаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Милосердном, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу: «...Они не веруют в Милосердного...»*** (Гром, 30). [Этот хадис передали ибн Джарир и ат-Табарани со слов Муджахида, который является табиином. Хадис мурсаль (пропущенно имя сподвижника) из разряда слабых хадисов (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)].

 

***[Из «Фатх аль-Маджид»]: Ибн Джарир передал следующие слова Катады относительно причины ниспосылания аята «...Они не веруют в Милосердного...»: «Пророк Аллаха, заключая мирный договор с курайшитами в Худайбийе, продиктовал: "На этом заключили мир посланник Аллаха Мухаммад..." Тогда по­сланник курайшитов — Сухайль ибн Амр — сказал: "Если бы ты действительно был посланником Аллаха и мы, зная это, воевали бы с тобой, то мы были бы несправедливы к тебе. Посему пиши: "На этом заключили мир Мухаммад ибн АбдуЛлах...". Сподвижники посланника Аллаха обратились к нему: "Позволь нам сравняться с ними! Он сказал: "Нет! Пишите так, как они хотят, ибо я Мухаммад ибн АбдуЛлах". Когда писец написал "Именем Аллаха Милостивого, Милосердного", курайшиты сказали: "Мы не знаем никакого Милосердного". (В эпоху невежества писали: "Именем Твоим, о Аллах!"). Тогда сподвижники Пророка снова сказали: "Позволь нам сразиться с ними". Он сказал: "Нет! Пишите так, как они хотят"».

Ибн Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Ал­лах и приветствует, взывал в земном поклоне: «О Милостивый! О Милосердный!» Тогда мушрики сказали: «Он считает, что взывает к одному, однако взывает к двум сразу». И тогда Аллах ниспослал: «... Взывайте к Аллаху или взывайте к Милосердному; как бы вы ни взвывали, у Него самые прекрасные имена"» (Перенес ночью, 110). [Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

 

 

Здравое слово о 40 главе (От шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади):

«Основой веры и фундаментом, на котором она зиждется, является вера в Аллаха, Его имена и атрибуты. Чем лучше раб Аллаха знает и верит в это, и поклоняется Аллаху с этой верой, тем крепче его таухид. Если человеку известно, что Аллах Единственен в Своих качествах совершенства, Несравненен в Своем величии, великолепии и красоте, и нет Ему подобного в Его совершенстве, то он обязательно осознает, что Он есть истинный Бог, а любая другая божественность ложна. Если же кто-то отрицает хоть что-либо из имен Аллаха и Его атрибутов, он тем самым вступает в противоречие с таухидом, что является одной из разновидностей неверия». [Конец слов шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Отрицание какого-либо из имен и качеств Аллаха является признаком отсутствия веры.

2. Смысл аята 30 из суры «Гром».

3. Запрещение рассказывать то, чего слушающий не понимает.

4. Причина этого заключается в том, что непонятное ведет к отвержению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, даже если отрицающий делает это непреднамеренно.

5. Высказывание Ибн Аббаса о том, кто отрицает что-либо из имен и качеств Аллаха, и что это губит его.

___________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.012 с.)