Виды Атрибутов Всевышнего Аллаха.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды Атрибутов Всевышнего Аллаха.



Атрибуты (ИЛИ Качества) Всевышнего Аллаха, упомянутые в Коране

и Сунне, можно разделить на два вида (Аль-ас'иля ва аль-аджвиба. С. 48; Шарх аль-фикх аль-акбар. С. 15.): относящиеся к Сущности Аллаха (сыфат затийя) и представляющие собой действия (сыфат фи'лийя).

Первый вид — это неотъемлемые свойства Аллаха, неотделимые

от Него. Например, Собственная личность (нафс), Знание, Жизнь,

Могущество, Слух, Зрение, Лик, Слова (способность говорить),

Изначальность, Владычество, Величие, Гордость, Возвышенность,

Самодостаточность и Милосердие. К этому виду относятся все Ка-

чества, которые неотъемлемы, неотделимы от Сущности

Всевышнего Аллаха.

Что же касается второго вида — действий — то они связаны с

Волей Аллаха и Его Могуществом. Это, например, возвышение

Аллаха над Троном, Его нисхождение к нижнему небу, Его

пришествие в Судный день, Смех, Довольство, Любовь, Ненависть,

Гнев, Радость, Хитрость и так далее.

Мы обязаны верить во все Атрибуты (Качества) Аллаха, к

какому бы виду они ни относились, причём принимать их такими,

какие они есть, и помнить о совершенстве Всевышнего. То есть мы

должны понимать их в прямом, очевидном смысле, без

уподобления, отрицания, искажения и попыток постичь их истин-

ную сущность. И нам следует говорить то, что говорил имам

аш-Шафи'и: «Я уверовал в Аллаха и в то, что пришло от Аллаха, в

соответствии с тем, что желал сказать этим Сам Аллах, и я уверовал

в Посланника Аллаx a то, что пришло от Посланника , в

соответствии с тем, что имел в виду он сам» Аль-ас'иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 50.

 

Имена Всевышнего Аллаха

Всевышний Аллах сообщил нам в Своей Книге о Своих Именах. Мы

также знаем их из Сунны Посланника . Каждое Имя Аллаха

указывает на определённое Качество Аллаха, и каждое из этих

Имён является производным от соответствующего отглагольного

существительного. Например, Знающий, Могущественный,

Слышащий, Видящий, и так далее. Имя «Знающий» — производное

от слова «знание», оно указывает на наличие у Аллаха такого

Атрибута (или Качества), как Знание. Точно так же можно

охарактеризовать и все остальные Имена.

 

А Имя, вместившее в себя значения всех Имён и все Качества

Всевышнего — это «Аллах». Относительно его происхождения

между учёными существуют разногласия. Одни говорят, что оно

является производным от слова «аль-илях» («божество»): «и» (то есть

арабская «хамза») ушла, а две «л» слились. Это мнение Ибн

аль-Каййима, Сибавейхи и ат-Табари. Другие учёные сказали, что

это Имя не является производным от какого-либо слова. Фатх Аль-Маджид. С. 11. Ат-Табари сказал о значении слова «Аллах»: «Аллах — Обладатель Божественности и

Господства над всеми Своими творениями». Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 1. С. 123.

Имена Аллаха являются именами и в то же время описаниями

Аллаха, выражением Его Качеств. Например, «Ар-Рахман»

(«Милостивый») — это Имя и в то же время описание Всевышнего

Аллаха. Каждое Имя Аллаха несёт определённое значение, и все они

описывают Аллаха, восхваляя Его и указывая на Его

Совершенство. Фатх Аль-Маджид. С. 14; Аль-ас'иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 44.

Эти Имена названы «Прекрасными» именно потому, что они

указывают на всё самое лучшее, на Самого Совершенного.

Единобожие Имён и Атрибутов предполагает веру во все Имена,

которыми назвал Себя Сам Всевышний вместе с теми значениями,

на которые эти Имена указывают и вместе с тем что они

предполагают. Например, в Коране упоминается Имя Всевышнего

«Ар-Рахим» («Милосердный»). Мы верим в то, что это — Имя Аллаха.

Кроме того, мы верим, что это Имя указывает на то, что Аллах

милосерден. Мы также верим, что Аллах милует, кого пожелает. Так

же характеризуются все остальные Имена, упомянутые в Книге

Аллаха и Сунне Его Посланника. Аль-ас'иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 44.

Что же касается числа Имён Всевышнего Аллаха, то в хадисе

говорится о том, что их девяносто девять.

Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха сказал:

«Поистине, у Аллаха девяносто девять Имён, сотня без одного.

Кто сочтёт их, войдёт в Рай. Поистине, Он — Один и любит

нечётное» Фатх Аль-Бари. Т. 5. С. 372; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5.

Однако учёные согласны в том, что слова Посланника Аллаха

«девяносто девять Имён» не означают, что их всего девяносто

девять. Это всего лишь указание на то, что у Аллаха есть эти Имена,

и кто сочтёт их, войдёт в Рай, однако это вовсе не предполагает, что у Него нет других Имён. Цель данного хадиса — сообщить

верующим о том, что того, кто сочтёт эти Имена, ждёт Рай, а не о

том, что у Аллаха всего девяносто девять Имён. Аль-Байхакы. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 6; аль-Муртада аль-Ямани. Исар Аль-Хакк 'аля аль-хальк. С. 169; Фатх Аль-Бари. Т. 11. С. 183; аль-Касими. Ат-тафсир. Т. 7. С. 2911; Шарх аль-'акыдат ат-тахавийя. С. 110; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5.

 

Вот хадис, указывающий на то, что у Аллаха есть и другие

Имена, о которых Он не сообщил нам, и которые относятся к

области сокрытого от нас.

Посланник Аллаха сказал:

«Если мусульманином овладеет беспокойство и грусть, и он

скажет: «О Аллах, поистине, я — раб Твой, и сын раба Твоего, и сын

рабы Твоей! Я подвластен Тебе, то, что случилось со мной, —

решено Тобой, а то, что Ты предопределил для меня, —

справедливо. Молю Тебя каждым из Имён Твоих, которым Ты Сам

назвал Себя или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его

кому-то из Своих творений, или оставил его сокрытым от всех,

кроме Себя Самого, — сделай Коран весной моего сердца, светом

моей груди, развей им печаль мою и успокой им меня!" — Аллах

непременно устранит его грусть и беспокойство и заменит их

ему радостью». Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Стоит ли нам

заучить эти слова наизусть?» Он сказал: «Конечно. Тому, кто

слышал их, следует заучить их наизусть» Исар Аль-Хакк. С. 170; Аль-асма'ва ас-сыфат. С. 6-7; Шарх аль-'акы- дат ат-тахавийя. С. 110.

Что же касается слова «сочтёт» в предыдущем хадисе, то оно

означает «узнает» заучит, поймёт эти Имена, а также уверует в них.

Кроме того, человек должен делать то, к чему побуждают или

обязывают эти Имена, и не выходить за установленные ими

границы в своём взаимодействии с Всевышним Аллахом. Мусульманин должен упоминать их при обращении к Аллаху с

мольбой. Иными словами, смысл этого хадиса таков: кто запомнит

эти Имена, размышляя над тем, на что они указывают, извлекая для себя урок из заключённого в них смысла, поступая согласно

тому, что они предполагают, и признавая при этом абсолютное

совершенство Того, Кто обладает этими Именами, — тот войдёт в

Рай. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 6; Аль-ас'иля ва аль-аджвиба. С. 45; Фатх Аль-Бари. Т. 13. С. 322; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5-6.

 

 

Доказательства единственности Имён и Атрибутов

Таких доказательств множество в Благородном Коране и

достоверной Сунне. Более того, нет такой суры в Коране, в которой

не было бы этих доказательств. Они есть на каждой странице

Корана. В нём постоянно упоминаются Имена и Атрибуты

Всевышнего, причём в самых разных темах — там, где говорится о

Единобожии, поклонении, нормах Шариата, там, где содержатся

повеления и запреты Всевышнего, Его благие обещания и угрозы, а

также разные поучительные истории, притчи и примеры. В связи с

этим приведём здесь суру, которая считается самой объемлющей в

теме Имён и Атрибутов Всевышнего, а также величайший аят в

Коране.

Что касается суры, то это сура «Аль-Ихляс», которая равняется

трети Корана, как сказал избранный Пророк Всевышнего. Аль-Бухари передает в своём «Сахихе» от Абу Са'ида аль-Худри, что один человек услышал, как другой читает суру:

«Скажи: Он — Аллах Единственный...»,повторяя её. Утром он пришёл к Посланнику Аллаха и рассказал ему об этом, причём было видно, что он посчитал это чтение слишком малым и незначительным, и Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, эта сура соответствует трети Корана». Абу Са'ид также передаёт, что Пророк сказал своим сподвижникам: «Может ли кто-нибудь из вас прочитывать каждую ночь треть Корана?» Им показалось, что

это очень трудно, и они сказали: «Кто же способен на это, о Посланник Аллаха?» Тогда он сказал: «Сура: "...Он — Аллах Единственный, Аллах Самодостаточный..."соответствует трети Корана». Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 49. Хадисов одостоинствах этой суры очень много. Зад аль-ма'ад. Т. 1. С. 82.

 

 

Всевышний Аллах говорит:

«Скажи: "Он — Аллах Единственный,

Аллах Самодостаточный.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.007 с.)