Единственность Имён и Атрибутов Аллаха



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единственность Имён и Атрибутов Аллаха



(таухид аль-асма' ва ас-сыфат)

Это твёрдая убеждённость в том, что Аллаху присущи совершенные

качества, и Он свободен от любых пороков или недостатков, и в

этом Он не похож на Свои творения. Убеждённость эта должна

проявляться следующим образом: человек верит, что у Аллаха есть

Имена и Атрибуты (Качества), о чём сообщил нам Сам Аллах или Его

Посланник . То есть мусульманин верит в те Имена и Атрибуты

Всевышнего, которые упоминаются в Коране и Сунне, не искажая

их и заключённый в них смысл, не отрицая их полностью или

частично, не пытаясь проникнуть в их истинную сущность и не

уподобляя их одноимённым качествам творений. Из этого

определения следует, что таухид Имён и Атрибутов основывается

на трёх положениях, и кто отходит от них, тот не является

приверженцем Единобожия. (Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 16. С. 8.):

 

Аль-Васиты сказал: «Нет сущности, подобной Его Сущности, и

нет имени, подобного Его Имени, и нет действия, подобного Его

Действию, и нет качества, подобного Его Качеству. Может

совпадать лишь название. Сущность Того, Кто существовал всегда,

превыше того, чтобы иметь качества, которыми обладает нечто

сотворённое. И точно так же невозможно, чтобы нечто сотворённое

обладало качествами, которые присущи Тому, Кто существовал

всегда. Это — убеждения приверженцев Истины, Сунны и

общины» Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 16. С. 9.

 

Человек инстинктивно, благодаря своей изначальной естественной

природе, верит в эту элементарную истину. Творения, конечно же,

не могут быть такими же, как Тот, Кто сотворил их

В это положение входит вера в то, что Аллаху не присущи

качества, противоречащие тем описаниям, которые Он дал Себе

Сам, или тем, которые дал Ему Его Посланник . Таухид Имён и

Атрибутов Аллаха обязывает мусульманина верить в то, что у

Аллаха нет и не может быть супруги, сотоварища, равного,

помощника и того, кто заступается перед Ним, защищает или покровительствует без Его разрешения. Мусульманин также обязан

верить в то, что Аллах не спит, не устаёт, не умирает, от Его знания

ничто не может ускользнуть, Он не притесняет никого, не

поступает ни с кем несправедливо, ничто не ускользает от Его

внимания, Он ничего не забывает, Им не овладевает дремота, Он

беспристрастен. Иными словами, Он свободен от любых

недостатков.

Что же касается второго положения, то оно обязывает нас

ограничиваться признанием лишь тех Имён и Атрибутов, которые

упомянуты в Коране или достоверной Сунне. Имена и Атрибуты

Аллаха мы узнаём только из этих надёжных источников, и здесь нет

места для мнений и самостоятельных суждений. Мы обязаны

описывать Аллаха только так, как Он Сам описал Себя, или так, как

описал Его Посланник , и называть Его только теми Именами,

которыми Он Сам назвал Себя, или которыми назвал Его

Посланник . Это потому, что Всевышний Аллах лучше знает о

Себе, Своих Именах и Атрибутах, чем кто-либо другой.

Всевышний сказал:

«Скажи: "Вы лучше знаете или же Аллах?"»

(2:140).

Он знает о Себе больше, чем кто бы то ни было, а Его посланники

приходят к людям только с Истиной и говорят лишь то, что внушает

им Всевышний в Откровении. Поэтому мы должны признавать или

отрицать Имена и Атрибуты Аллаха, руководствуясь только тем,

что сообщил нам об этом Всевышний или Его Посланник . Имам

Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Аллаха можно описывать лишь

посредством характеристик, которые дал Себе Он Сам или дал Ему

Его Посланник , и мы не должны выходить за пределы

сказанного в Коране и хадисах» Ар-равдат ан-надийя. С. 22; Шарх аль-'акыдат аль-васатыйя. С. 21.э

 

Ну'айм ибн Хаммад, шейх аль-Бухари, сказал: «Кто уподобляет

Аллаха Его творениям, тот неверующий, и кто отказывается верить

в те описания, которые дал Себе Аллах или которые дал Ему

Посланник , тот неверующий. В том, что касается описаний,

данных Всевышним Самому Себе, или же тех, которые дал Ему Его

Посланник , недопустимо уподобление» Итхаф аль-каинат. С. 6; Мулла 'Али аль-Кари. Шарх. С. 15.

 

Это положение обязывает каждого совершеннолетнего и

разумного мусульманина верить в Имена и Атрибуты Всевышнего,

которые упомянуты в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника .

Причём понимать их он должен в соответствии с их значением в

арабском языке, то есть в прямом, очевидном смысле.

Мусульманин не имеет права отрицать их полностью или частично

или искажать их истинный, очевидный смысл посредством раз-

личных толкований.

Что же касается третьего положения, то оно обязывает каждого

совершеннолетнего и разумного раба Всевышнего верить в Имена

и Атрибуты Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне, не спрашивая

при этом об их истинной сущности, не пытаясь докопаться до их

истинного смысла. Это потому, что знание истинной сути

определённого качества возможно лишь в том случае, если мы

знаем в точности, что представляет собой сущность, которой это

качество присуще. Ведь качество не всегда одинаково — даже при

одинаковом названии оно может иметь различную природу и

выражение в зависимости от объекта, которому оно присуще. А

когда речь идёт о Сущности Аллаха, мы не спрашиваем: «каким

образом?», ибо она для нас — тайна, и нам не дано знать, что она

представляет собой на самом деле. Точно так же и Атрибуты Аллаха

— мы не задаём вопрос: «каким образом?» и не пытаемся постичь

или представить себе это (Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты. Манхадж ва дирасат ли-аят аль- асма' ва ас-сыфат. С. 25; Ар-равдат ан-надийя. С. 23, 28.). От многих из наших праведных пред-

шественников передаётся, что они, отвечая на вопрос о том, как

именно возвысился Всевышний Аллах над Троном, говорили:

«Возвышение известно, каким образом — неизвестно, вера в него

обязательна, а вопрос о нём — нововведение» Ар-равдат ан-надийя. С. 29 . То есть наши

праведные предшественники были согласны в том, что мы не

можем постичь истинный смысл этого, а вопрос об этом —

нововведение.

И если кто-то спросит нас: «Как нисходит наш Господь к

нижнему небу?» — мы скажем в ответ: «А каков Он Сам?» Этот

человек скажет: «Я не знаю Его истинной сущности». Тогда мы

скажем ему: «Точно так же мы не знаем того, как именно нисходит

Он к нижнему небу». И это вполне естественно, ведь, чтобы понять

и постичь определённое качество, необходимо понять и постичь

сущность объекта, которому данное качество присуще, ибо

качество следует за сущностью и зависит от неё. Так как же ты

спрашиваешь нас о том, каким образом Всевышний Аллах слышит,

видит и говорит, а также о Его возвышении над Троном и

нисхождении к нижнему небу, если ты не можешь постичь Его Сущность, и она для тебя — тайна? Если ты признаёшь, что Аллах

— реальность, и что Он обладает совершенными Качествами, и Он

не подобен никому и ничему, то ведь Его Слух, Зрение и Речь, а

также Его Нисхождение и Возвышение — это тоже реальность, и

они — совершенны, а значит, не подобны слуху, зрению, словам,

нисхождению и возвышению творений. Ар-равдат ан-надийя. С. 34.

Поэтому мусульманин должен избегать следующих действий,

которые нарушают таухид Божественности: уподобления

(ташбих), искажения (тахриф), отрицания (та'тылъ) и

определения (такйиф).

1. Ташбих— уподобление качества Творца одноимённым

качествам творений. Например, христиане уподобляют

Всевышнему Аллаху 'Ису (Иисуса) , иудеи — 'Узейра (Ездру), а

язычники — своих идолов. Сюда же относится уподобление

некоторыми группами людей Лика Аллаха ликам творений, Его

слуха — слуху творений, и так далее. Абду-ль-Азиз Мухаммад ас-Сальман. Аль-ас'иля ва аль-аджвиба. С. 31; Ар-равдат ан-надийя. С. 35.

2. Тахриф— подмена и искажение Имени или Атрибута

Аллаха, при котором добавляется или отнимается буква либо

изменяется порядок букв, составляющих данное слово, изменяется

огласовка в арабском слове или же искажается его смысл

(некоторые приверженцы нововведений назвали это «та'виль» —

интерпретация). «Та'виль» — это искажение подлинного (языкового)

значения слова или фразы. Например, некоторые исказили смысл

Слов Всевышнего: «А Аллах говорил с Мусой разговором»,

превратив их путём изменения огласовки в такую фразу: «А Муса

говорил с Аллахом разговором». Они сделали это из желания

доказать, что среди качеств Аллаха нет способности говорить: то

есть Муса говорил с Аллахом, а не Аллах говорил с Мусой.

3. Та'тыль— отрицание Божественных Атрибутов и

неверие в то, что Аллаху изначально присущи эти качества. Так,

например, отрицанием Его Имён и Атрибутов отвергается

Совершенство Аллаха, а отказом от поклонения Ему отрицается

зависимость от Него (то есть то, что Он — Господь. — Ред.). Ещё

один пример — когда о Его творениях говорят, что они не были

сотворены Им, а существуют изначально, то есть отрицается то, что

Аллах — Создатель.

4. Такйиф— определение истинной сущности Имён и

Атрибутов Всевышнего и рассуждение о том, как именно

происходит нечто, связанное с Аллахом, или что именно

представляют собой Его Имена и Атрибуты.__

 

Такой подход к Именам и Атрибутам Аллаха — то есть вера в те

Имена и Атрибуты, которые упомянуты в Коране и Сунне, без

уподобления, искажения и попыток проникнуть в их истинную

сущность — это подход наших праведных предшественников из

числа сподвижников, заставшего их поколения и их пос-

ледователей. Аш-Шаукани сказал: «Мазхаб наших праведных

предшественников из числа сподвижников (да будет доволен ими

Аллах), поколения, заставшего их, и последующих поколений — это

принятие Атрибутов Всевышнего без искажения, необоснованных,

произвольных толкований, уподобления и отрицания, к которым в

большинстве случаев приводят эти бездоказательные толкования.

Когда кто-нибудь спрашивал их об Атрибутах и Именах

Всевышнего, они лишь приводили ему доказательство наличия у

Всевышнего данного Атрибута или Имени и воздерживались от

дальнейших рассуждений на эту тему, говоря: "Аллах сказал так, а

остальное нам неизвестно, и мы не строим предположений и не

говорим о том, о чём у нас нет знания, и Аллах не разрешил нам

выходить за пределы этого". А если задавший вопрос настаивал на

том, чтобы они сказали ему больше, они предостерегали его от

занятия тем, что его не касается. Они старались удержать лю-

бопытного от попыток узнать то, что узнать невозможно, и что в то

же время может привести к нововведениям, противоречащим

тому, чего придерживались они, и что они запомнили от

Посланника Аллаха , и что сподвижники передали заставшему

их поколению, а те, в свою очередь, передали это знание дальше. В

эти благословенные века между мусульманами не существовало

разногласий в том, что касается Имён и Атрибутов Всевышнего.

Все они шли одним путём и были заняты исполнением велений

Всевышнего и обязанностей, которые Он возложил на них: они

верили в Аллаха, совершали молитву, выплачивали закят,

постились, совершали хадж, сражались на пути Аллаха,

расходовали своё имущество на разные благие дела и занимались

поиском полезных знаний. Они побуждали людей к совершению

благих дел, старались уберечься от Огня и оказаться в числе

спасённых, то есть обитателей Рая. Они побуждали людей к

одобряемому исламом и удерживали их от всего порицаемого. Они

пресекали любую несправедливость и притеснение по мере своих

возможностей и сил и не занимались тем, чем Аллах не обязал их

заниматься, и не старались узнать то, что Аллах не обязал их знать.

Тогда религия была чистой, не загрязнённой никакими

нововведениями» Аш-Шаукани. Ат-тухаф фи мазахиб ас-саляф. С. 7.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.197.23 (0.011 с.)